Меню

Урок по зож по фгос

Открытый урок «За здоровый образ жизни»

Разделы: Биология

«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»
Н.М.Амосов

Цель урока: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни.

Задачи урока:

  • Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом образе жизни и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках биологии и из средств массовой информации.
  • Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.
  • Воспитательные – воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других, за работу в группе учащихся.

Оборудование:

  • таблицы по теме урока,
  • плакаты и рисунки, приготовленные детьми,
  • тексты, компьютер, проектор, презентация.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Группа учащихся, проявляя своё творчество, использует различные источники информации по данной проблеме, делает выводы и обобщения по некоторым факторам образа жизни: — это особенности физической активности

  • особенности питания
  • вредные привычки: курение
  • вредные привычки: употребление алкоголя.

Материал готовят на 7 – 8 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Домашнее задание:

Приготовить эмблему урока по данной теме.

3. Новый материал.

— Ориентировочно – мотивационный момент, сообщение темы и цели урока.

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50 %.

Поэтому цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым.

Прежде чем я представлю возможность для выступления каждой группе, давайте выясним: что такое здоровье?

Ответы: Здоровье – это …

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Обобщает ответы учитель, используя презентацию.

Определение понятия «здоровье» в обобщенной форме дает академик Д.В.Колесов. Он пишет: « Здоровье – системное качество организма и психики человека, определяемое совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой, дружной семьи, рождения и воспитания детей ».

А от чего зависит здоровье человека?

Ответы: Наследственность, экология, питание….

Что вы понимаете под здоровым образом жизни?

Обобщение: Это не только отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

4. Учитель: Переходим к рассмотрению факторов образа жизни и их влияния на здоровье. Итоги вашей работы в группах и ваши выводы и рекомендации.

Однажды родители принесли своего двухмесячного ребенка к известному педиатру академику А.Ф.Туру и спросили у него, когда можно заниматься с их малышом физкультурой. Ответ знаменитого доктора был таков: « Вы опоздали на два месяца ».

Выступление учащихся 1-й группы по теме «Физическая активность и здоровье»

Предполагаемые выводы или дополнение учителя: Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей. Хочешь быть здоровым – занимайся физкультурой, спортом и физическим трудом.

Основные принципы физической подготовки:

  • постепенность
  • систематичность
  • комплексность

Высказывания известных людей о пользе движения.

«Человек может жить до 100 лет, — говорил академик И.П.Павлов, — мы сами, своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Выступление учащихся 2 – й группы по теме « Особенности питания и здоровье»

Три самых простых правила питания должен знать каждый

  • питаться разнообразно и регулярно
  • не будьте жадны в еде
  • ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое, животные жиры, сладости.

Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья.

«Курение – это привычка, отвратительная для взора, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких». Король Джеймс Первый 1604г.

Выступление 3 – й группы учащихся по теме «Вредные привычки. Курение ».

По данным организации « Акция против курения » Россия занимает 3 –е место в мире по количеству выкуриваемых сигарет. В первую пятерку потребителей сигарет входят такие страны, как Китай, США, Россия, Япония, Индонезия.

Читайте также:  Стенд по зож материал

Медики установили, что каждая папироса стоит курящему 15 минут жизни.

Курение перестает быть уделом только мальчишек, к сигаретам тянутся девочки. Наблюдается явная тенденция приобщения к никотину в более раннем возрасте. ( Использовать данные анкетирования по школе )

Давно люди поняли, что табак – сильный яд. Табак стали с успехом применять для уничтожения вредителей, опрыскивая его раствором растения.

Пагубное влияние курения на организм человека.

Рекомендации для тех, кто хочет бросить курить.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации » (О.Бальзак)

Учитель: Если некоторые поступки и действия стали потребностью человека, то говорят, что у него возникает привычка. Он уже не может не выполнять эти действия или поступки. Выработать полезную привычку можно, только выполняя полезные действия, а отучить себя от вредной привычки можно лишь отказавшись от этих вредных действий.

Выступление 4 – й группы учащихся по теме « Вредные привычки. Употребление алкоголя.»

«Пьянство есть упражнение в безумстве» ( Пифагор )

Наукой установлено: чем раньше человек начинает пить, тем больше у него неотвратимой вероятности стать алкоголиком, хотя каждый считает, что такая угроза для него не страшна, что в любой момент, как только захочет, он может бросить пить. Но в том – то и заключается действие любого наркотика, что потребляющий его не может , не способен « захотеть» расстаться с ним. Употребление алкоголя приводит к гибели многих людей в самом расцвете сил.

Влияние алкоголя на здоровье человека.

Заключительное слово учителя:

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем? Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья?

Действительно, наше здоровье во многом зависит от нас самих. Закончить урок словами Н.М.Амосова или строками стихов:

Есть у всех свои проблемы,
Но здоровье непременно,
Стать важнее всех для вас должно.
Нет! Скажите тем привычкам,
Что мешают жить отлично,
И да будет так заведено!

Источник

Урок «Здоровый образ жизни и его составляющие.»
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,

обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью

формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;

развивать способность применения полученных знаний,

развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья,

показать практическое применение полученных знаний.

Повышение общей информационной культуры учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
plan_konspekt_otkrytogo_uroka_zozh.docx 25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».

  • сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»,
  • обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью
  • формировать способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;
  • развивать способность применения полученных знаний,
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
  • стимулировать интерес учащихся к проблемам своего здоровья,
  • показать практическое применение полученных знаний.
  • Повышение общей информационной культуры учащихся.

Эпиграф: «Великие люди ставят перед собой цели, остальные живут своими желаниями».

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания в виде ответов на тестовое задание. Учащиеся отвечают на 5 вопросов в раздаточных карточках, по пройденным теме: «Гражданская оборона», «Защита населения от ОМП». Двое учеников сдают норматив по одеванию ОЗК.

2. Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок выбора”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования : Выявить приоритеты жизненных ценностей обучающихся.

АНКЕТА
«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
1 ДЕНЬГИ
2 ОБРАЗОВАНИЕ
3 ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)
4 СЕМЬЯ
5 КАРЬЕРА
6 ЗДОРОВЬЕ
7 НЕДВИЖИМОСТЬ
8 ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
9 ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА
10 СЧАСТЬЕ

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащимися.

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
3. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?
Работа по теме: “Здоровый образ жизни и его составляющие.” (Слайд 1)

Вводная беседа учителя начинается с вопросов:

-Что вы в первую очередь желаете себе?

-Чего вы в первую очередь желаете близким?

-Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

-Правильно, ответом на все эти вопросы будет одно – здоровье.

-Какое определение вы можете дать понятию «здоровье?

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” (слайд 2)

4.Вопрос к учащимся: что является главным критерием здоровья человека?

Ответ: Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций. (слайд 3)

Рассмотрим продолжительность жизни населения, отображенную на следующем слайде.
ЕВРОПА — 74.9 лет.
США — 75.0 лет.
КАНАДА — 76.0 лет.
РОССИЯ — 57.7 лет (мужчины).
ЯПОНИЯ — 87.5 лет.
ИСЛАНДИЯ — 80.0 лет.
(слайд 4)
Учитель: Как вы думаете, какие факторы влияют положительно на здоровье человека?

Факторы, положительно влияющие на здоровье человека:

  1. Соблюдение режима дня;
  2. Рациональное питание;
  3. Закаливание;
  4. Занятия физической культурой и спортом;
  5. Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. (Слайд 5)
  6. Изучение нового материала начинается с вопроса учащимся о составляющих компонентах ЗОЖ.

Индивидуальное здоровье человека зависит от факторов

1 . Биологические факторы 20 %

2.Окружающая среда(природная, социальная, техногенная) – 20%

4.Индивидуальный образ жизни – 50%

На этом уроке мы рассмотрим основы, составляющие ЗОЖ, что вы думаете по этому поводу?

И так, что мы отнесём к базисным, основным компонентам своего индивидуального образа жизни. Мы постараемся с вами к концу урока понять основы нашего индивидуального ЗОЖ, построить «дом» (в виртуальном смысле) в котором мы хотели бы жить. Понять, что нам нужно для дальнейшей успешной жизни, построения карьерной лестнице, достатка и семейного благополучия.

Дискуссия по включению данных компонентов в ЗОЖ. Ещё раз повторяем, что такое ЗОЖ (повторение). Здоровый образ жизни – это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья. 2 мин.

Что мы можем включить в понятие ЗОЖ

Определяем компоненты ЗОЖ.:

Двигательная активность Закаливание

Рациональное питание Соблюдение режима труда и отдыха

Гигиена Отсутствие вредных привычек

Экология Психологическая и эмоциональная устойчивость

Вы провели небольшое исследование среди старшеклассников по отношению к курению. Каковы результаты?

Рассмотрим по отдельности:

Двигательная активность – совокупность двигательных актов — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. (слайд 9)

Что такое гиподинамия?

Одна из проблем сегодняшнего времени – Гиподинамия — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. Особенно влияет гиподинамия на сердечно-сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и медленнее течёт по сосудам, снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз, остеапороз – уменьшение костной массы, искривлению позвоночного столба, ослабление мышечной массы.

Рациональное питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. (слайд 10)

Рациональное питание предполагает:

1. Энергетическое равновесие

2. Сбалансированное питание

3. Соблюдение режима питания

Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител. Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфолипидов. Углеводы – основной топливный материал для жизнедеятельности организма. К разряду углеводов относятся пищевые волокна (клетчатка), играющие важную роль в процессе переваривания и усвоения пищи. В последние годы пищевым волокнам уделяется большое внимание как средству профилактики ряда хронических заболеваний, таких как атеросклероз и онкологические заболевания. Важное значение для правильного обмена веществ и обеспечения функционирования организма имеют минеральные вещества и витамины. (Слайд 10)

Соблюдение режима труда и отдыха — называется упорядоченное чередование времени работы и перерывов для снятия утомления. Правильное обоснование режима труда и отдыха гарантирует устойчивую высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья, улучшает настроение людей, открывает широкие возможности для продолжения образования, культурного отдыха и развлечений. (Слайд 11)

Отсутствие вредных привычек — опасные для здоровья отдельного человека и общества (наркомания, алкоголизм, и табакокурение) есть результат наследственности, воспитания, образования и культуры человека. (Слайд 12 )

Гигиена — это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища, (слайд 16)

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. (слайд 11)

Регулярное прохождение медосмотров — диспансеризация, профосмотры и др. плановые осмотры.

Экология — — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Психическая и эмоциональная устойчивость Сегодня этим явлением называют свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние сильного эмоционального возбуждения при выполнении трудной деятельности

Формирование эмоциональной устойчивости приведет к гармонии с самим собой и внутренним миром. Используйте такие инструменты как медитация, правильное питание, прогулки, регулярная физическая активность и общение с природой.

У всех на столах есть листки с таблицей основных составляющих ЗОЖ, попробуйте расставить приоритеты между вами и соседом по парте, что вы поставите на первое место, а что на второе и т.д. – обоснуйте свою точку зрения.

На ваших столах анкета – возьмите, пожалуйста, и в свободное время определите свой психотип. Важность знания своего психотипа объясняется важности сохранения целостности нашей нервной системы.

Учение академика Амосова. Выступление .

В данном вопросе я хотел бы рассмотреть ваше отношение к ЗОЖ в повседневной жизни, и хотел бы это сделать в виде беседы, дискуссии, игры..

Разделимся на 3 группы

В начале занятия мы говорили, что будем строить дом. У каждой группы есть элемент конструкции дома, на обратной стороне написан элемент основы ЗОЖ. Пожалуйста, в группе выскажите аргументы, почему вы думаете, что именно ваш элемент самый важный. Покажите данный элемент с помощью мимики или пантомимы. На выступление 45 сек.

Дискуссия 3 мин.

Показ каждого элемента ЗОЖ (Складываем пазл на доске — дом. Фундамент – образ жизни, стены – двигательная активность, крыша – отсутствие вредных привычек Обосновываем необходимость всех компонентов зож, для дома в котором хочется жить.

По данным здравоохранения физическое состояние населения

за последние пять лет ухудшилось на 20%, наблюдается

стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за последние 2 года составил 20%)

Как вы думаете, почему так происходит?

Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль:

  • Научно-технический прогресс упростил быт и избавил человека от необходимости добывать свой хлеб «в поте лица». Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, — человек слабеет, толстеет, глупеет, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек вынужден ограничивать свои желания ради сохранения здоровья.
  • Современный человек стал долго жить, мало двигаться, много есть, он имеет много свободного времени, приобрел множество новых вредных привычек, утратил духовность, и в результате этого он начал дряхлеть, болеть и тосковать.
  • Свободное время, материальная независимость и духовная «свобода» породили состояние праздности. Праздность, характерная черта современного человека, — благоприятная почва для дурацких поступков, вредных привычек и депрессий.
  • Человек приобрел личную свободу, но утратил совесть. Современный человек «чтобы совесть не мучила» прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить себя и «жить по совести». Плата за обман совести — чрезвычайно высокий уровень неврозов — обычные спутники жизни современного человека.
  • Человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода личности и совести…).
  • Люди научились бороться с инфекциями, но стали страдать и умирать от иных болезней, которые называют «болезни цивилизации». Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно-двигательной системы. Развитие и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека.

Предлагаю сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни .

Заниматься физической культурой 3-5 раз в неделю на свежем воздухе.

Не переедать и не голодать. Лучше питаться часто и понемногу.

Знать и соблюдать правила общения.

Найти способ от стрессового состояния.

Стараться соблюдать режим дня.

Не привыкать к курению, употреблению спиртных напитков, приему наркотиков.

Познай самого себя

Играй с осторожностью

Выбирай друзей правильно

Содержи свой мир в чистоте

Научись говорить «нет»

Содержи свое тело в чистоте

Просмотр видеоролика на тему здоровый образ жизни.

Учитель. А теперь похлопаем в ладоши. Громче, громче, громче. Почему у вас улучшилось настроение?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Ответы: весело, задорно, массаж ладоней и так далее.

Учитель. Да ребята, на ладонях у нас огромное количество биологически активных точек, которые “массажируют” через аплодисменты наши внутренние органы и улучшают настроение. Вот почему после посещения театров, концертов всегда отличное настроение.

Упражнение: «Я желаю всем…».

Д.З. Параграф мини-сочинения ( высказывания) на тему «Мой образ жизни».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ с презентацией в 9 классе.

«Здоровый образ жизни и его смоставляющая».

Основной целью методической разработки «Здоровый образ жизни и его составляющие» классного часа является пропаганда здорового образа жизни человека. Показ студентам воздействия курения, алкоголя и нар.

Данную презентацию можно использовать на уроках физической культуры. Основные разделы презентации.1) Ведение2) Режим дня3) Здоровье человека4) Факторы, оказывающие влияние на здоровье чело.

Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепления здоровья, называют здоровым.

Презентация по физической культуре для учащихся 5 классов «Здоровый образ жизни и его составляющие&quot.

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Источник

Adblock
detector