Меню

Урок по технологии витамин с

разработка урока по технологии «Витамины -путь к здоровью»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_tehnologii_5_klass.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Витамины — путь к здоровью

Курчина Е. М. – учитель технологии

МОУ «СОШ№7» г. Губкин

Сурженко Н. В. – учитель

технологии МОУ «СОШ№40»

Тема программы: Кулинария

Тема урока: Витамины — путь к здоровью.

  1. Формировать навыки культуры здорового питания;
  2. развивать память, умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
  3. воспитывать культуру труда и коммуникативные способности обучающихся.

Тип урока : урок изучения нового учебного материала.

Форма проведения урока: ролевая игра «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!».

Методы ведения урока: с ловесные, наглядно-демонстрационные, практические.

Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.

Учебное задание: подготовка сообщений, вопросов, выпуск номера газеты «Здоровым быть – здорово», приготовление салатов.

Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ, русский язык, литература, информационные технологии.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, принтер;
  2. нарезка различных овощей и фруктов, орехи, заправка для салатов, салатники, ложки, салфетки, скатерти;
  3. таблицы, карточки – задания, лист ватмана, иллюстративный материал, план-задание, презентация.

Подготовка к уроку проводится заранее. Обучающихся разделить на четыре группы: корреспонденты, врачи, экологи, эксперты по питанию. Наиболее сильных детей объединить в группу корреспондентов и дать задания подготовить вопросы по следующим направлениям: витамины их плюсы и минусы, тепловая обработка овощей и нитраты в овощах и фруктах. Группам врачей, экологов и экспертам по питанию подготовить теоретический материал по тем же направлениям.

Пригласить врача или медицинского работника школы, который будет, выполнять функции главного редактора газеты «Здоровым быть – здорово!».

  1. Организационный этап (3 мин.)

Учитель. Мы проснулись,

И к занятиям готовы.

Здравствуй небо ясное,

Здравствуй, солнце красное.

Дорогие друзья! Здоровье одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Общеизвестно, что самое дорогое у человека — это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного питания. Недаром существует пословица: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь”. Название ВИТАМИНЫ мы слышим довольно часто, и, слава Богу, большинство из нас понимает, что это что-то нужное и полезное, но при этом не зная и не понимая, какой из витаминов какую функцию выполняет, за что отвечает и какие нарушения возникают в организме при дефиците того или иного витамина. Цель нашего занятия — в краткой форме показать, какую важную роль в нашем здоровье играют витамины, А разобраться в этом нам помогут: врачи, эксперты по питанию и экологи.

Итогом нашей работы на уроке будет выпуск тематического номера газеты «Здоровым быть – здорово!», ответственными за это являются корреспонденты и главный редактор газеты.

  1. Теоретический этап (10 мин.)

Учитель. Итак, мы начинаем нашу работу, корреспонденты могут задавать свои вопросы специалистам.

К . Вопрос врачам. Среди учеников 5 класса мы провели анкетирование и выяснили, что они практически ничего не знают о пользе витаминов, а также о том в каких овощах и фруктах они содержатся, поэтому первый вопрос мы подготовили врачам. Известно, что для четкого функционирования организма необходимо правильное питание, а в частности обеспечение нашего организма разнообразными витаминами. Наших читателей интересует вопрос – какую роль играют витамины в питании человека? Спасибо.

Врачи. Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме. Витамины поступают в организм вместе с пищей и «следят» за тем, чтобы обменные процессы в организме протекали «правильно». Витамины бывают водорастворимыми и жирорастворимыми. Все витамины играют свою роль в организме, и поэтому каждый из них необходим организму в определённом количестве.

Врачи. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Является жирорастворимым витамином. Этот витамин необходим для нормального функционирования слизистых оболочек, а в глазах – для зрительного пурпура. Он является возбудителем роста и отвечает за красоту нашей кожи, способствует выводу холестерина из крови и тем самым помогает нашему сердцу. Содержится в моркови, сладком красном перце, петрушке и во всех овощах и фруктах оранжевого цвета. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, пиридоксин). Витаминов данной группы около 30 разновидностей. Все они растворяются в воде. Данные витамины необходимы для наших нервов, памяти, помогают поддерживать работу пищеварительных органов, иметь хорошую кожу. Содержится в картофеле, сое, фасоли, семенах подсолнечника, кукурузе, лесных орехах, плодах облепихи, шиповника, чёрной смородине, винограде. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Относится к группе водорастворимых витаминов. Действует как стимулятор обменных процессов, способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Аскорбиновой кислотой этот витамин назван потому, что он предупреждает цингу (скорбут – цинга). От этой болезни погибло гораздо больше моряков, чем во всех морских катастрофах и битвах. Содержится в шиповнике, петрушке, луке, чесноке, чёрной смородине, цитрусовых, помидорах, капусте, клубнике, практически во всех овощах и фруктах. (Наклеивает на корзину овощи).

К. Вопрос экспертам по питанию. Корреспондент газеты «Здоровым быть – здорово!» Наших читателей интересует вопрос – о степени разрушения витаминов во время тепловой обработке и их хранении. Спасибо.

Эксперты по питанию. Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, тепловая обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов. Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке частично разрушаются витамины.

Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он разрушается при повышенной температуре. Отсюда вытекает совет: продукты богатые витамином «С», следует, есть сырыми, а если сырыми употреблять невозможно, то варить при закрытой крышке в небольшом количестве воды. Кроме этого витамин «С» не любит соприкосновения с железом и медью.

Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Он не боится высокой температуры, но «не любит света», поэтому продукты богатые витамином «А», следует хранить в тёмном месте. Так как это жирорастворимый витамин, то его нужно употреблять в пищу с маслом, сметаной, сливками, майонезом.

Витамин «В» (тиамин, рибофлавин никотиновая кислота, пиридоксин). Он не боится высокой температуры, но варить содержащие данный витамин продукты нужно в небольшом количестве воды.

К. Читатели нашей газеты хотели бы знать, к чему может привести недостаточное или избыточное употребление различных витаминов? Спасибо.

Врач. Избыток витамина «С» организму не грозит, т.к. лишнее его количество организм выводит. Недостаток: приводит к кровоточивости дёсен, частым простудным заболеваниям, развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.

Врач. Избыток витамина «А» приводит к нежелательным последствиям: зуд кожи, кровоточивость губ, повышенная нервная возбудимость организму. Недостаток: «куриная слепота», «гусиная кожа», без него снижается иммунитет, и человек часто становится подвержен различным заболеваниям.

Врач. Недостаток витамина «В» приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость.

Ответы врачей сопровождаются заполнением таблицы (приложение 1).

К. Нередко употребление в пищу овощей и фруктов приводит не к оздоровлению организма, а к его отравлению Проблема присутствия нитратов в продуктах питания волнует сейчас практически всех. Как велика опасность отравления нитратами и как этого «избежать»? Спасибо.

Экологи. Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. На накопление нитратов влияет сорт растения. Обычно в ранних сортах овощей, накапливается больше нитратов, чем в поздних. Зелёные листовые овощи самые активные накопители нитратов. Отравлений можно избежать, если знать, в каких частях растения преимущественно накапливаются нитраты: у капусты – в верхних кроющих листьях и кочерыжке, у кабачков, огурцов – в поверхностных слоях, у зелёных культур – в стеблях. Эти части растений при обработке лучше удалить. Например, у огурцов надо отрезать хвостик и снять кожицу, у столовой свеклы – отрезать верхнюю часть и самую нижнюю часть корнеплода. (слайд)

Экологи . Вот ещё несколько эффективных приёмов борьбы с нитратами, которые доступны каждому. Перед употреблением тепличных зелёных овощей их надо поставить в воду на подоконник на яркий солнечный свет или под электрическую лампу на 1-2 часа. Очищенный картофель нужно залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты. Опасность отравления не стоит преувеличивать, т.к. при обычном хранении нитраты разлагаются и их содержание к весне снижается на 30-50%. При мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – на 40-70%. Поэтому, продукты которые не употребляются в пищу сырыми, менее опасны.

Физкультминутка – закрепление первичных знаний (2 мин.)

Дети встают, занимают положение произвольного стояния. Учитель произносит предложения — утверждения, если обучающиеся соглашаются, они поднимают руки вверх, если нет – в стороны.

  1. Практическая часть (20 мин.)
  1. Вводный инструктаж

Учитель. Итак, мы услышали ответы на самые волнующие вопросы, а теперь настало время корреспондентам приступить к разработке страниц газеты «Здоровым быть – здорово!». Для вас, уважаемые корреспонденты, представлены и дополнительные материалы по данной теме в электронном виде. Предлагаю выполнить работу в соответствии разработанным положением (приложение2):

-разнообразие и достоверность информации,

-качество и стиль оформления.

А наши специалисты для рубрики «Практические рецепты» разработают рецепты лечебных витаминных салатов, которые бы способствовали укреплению здоровья учащихся и учителей. Но чтобы мы могли узнать не только о пользе, но и ощутить вкусовые качества салатов их необходимо приготовить и продегустировать. Для этого вам нужно самостоятельно, выбрать из имеющихся нарезанных овощей необходимый набор для салата,

придумать название и обосновать выбор ингредиентов .

Перед тем как вы приступите к работе, я хочу вам сказать, что в результате столетнего опыта составления салатов выработались правила их приготовления и одно из них это, что для каждого салата необходима своя заправка. Она зависит от продуктов, входящих в данный салат. Иногда несоответствующая заправка может испортить хорошо подобранный салат. Поэтому нельзя сразу заправлять весь салат, следует отложить его часть для пробы. Кроме этого хочу напомнить о важности соблюдения санитарно гигиенических требований.

Группам специалистов (врачи, экологи, эксперты по питанию) предлагается путем жеребьевки выбрать назначение салатов (приложение 3):

  1. способствующие улучшению зрения;
  2. способствующие снижению нервной возбудимости организма;
  3. способствующие сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы.

3.2.Самостоятельная работа учащихся

3.2.1. Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов .

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и подбор овощного набора согласно назначению салата;

Второй обход: проверить соблюдение обучающимися санитарно- гигиенических требований;

Третий обход: проверить правильность оформления рубрик газеты.

Главный редактор (медработник школы) и группы дегустируют салаты. Главный редактор дает оценку правильному подбору овощей в соответствии с назначением и выставляет оценки за выполненную работу по следующим критериям:

  1. эстетические – оформление блюд;
  2. вкусовые – вкус, запах и цвет, соответствуют используемым продуктам.

Учитель. Думаю, наша совместная работа не пройдет бесследно, а материал, который был собран корреспондентами, обобщен, творчески обработан, имеет большую ценность для развития каждого и умения работать сообща. Наша газета будет находиться в школьном коридоре, и все обучающиеся школы смогут её прочесть.

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам.

4.Заключительный этап (5 мин.)

1. Сообщить отметки за урок.

2. Оценить тематический номер газеты «Здоровым быть – здорово!».

3. Выдать задание на дом. (Подготовить сообщения об истории открытия витаминов).

Источник

Урок технологии «Витаминная азбука» в 5-м классе

Разделы: Технология

  • формировать знания о здоровом питании;
  • научить разбираться в витаминах, их назначении и применении;
  • воспитывать навыки здорового образа жизни. /слайд 2/

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация по теме: “Витаминная азбука”, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1).

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы вами будем изучать витаминную азбуку. А пока послушаем стихотворение Сергея Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала” /слайд 4/

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супчик? Нет.
– Котлетку? Нет.
Стынет Юлечкин обед
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах.

Ребята, как вы думаете, что случилось с Юлечкой?

Юля, наверное, недавно болела.

Она мало бывает на свежем воздухе.

Юле не хватает витаминов. / слайд5/

Правильно, поэтому сегодня мы с вами поговорим о витаминах.

Вы все с детства слышали слово “витамины/слайд 6/

А кто из вас знает, что значит это слово?

А знаете ли вы, что слово “витамин” придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ.

Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимо человеку.

Соединив латинское слово “vita” (жизнь) с “амин” (определенная группа химических соединений) получилось слово витамин.

И тогда возникают следующие вопросы: /слайд 7/

Для чего человеку необходимы витамины?

Как влияют витамины на здоровье человека?

А вы принимаете витамины?

Выслушиваю ответы учащихся. Обобщив ответы детей, делаю вывод: /слайд 8/

витамины – это особые вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека и хорошего самочувствия. Оказывается, без участия витаминов в нашем с вами организме не могут протекать процессы обмена веществ.

увеличивают работоспособность;
способствуют скорейшему выздоровлению.

И чтобы поближе познакомиться с этими, необходимыми нам веществами, давайте посмотрим устный журнал, который поведает много интересного из жизни витаминов и поможет нам с вами изучить витаминную азбуку.

А ведущими нашего журнала будут:

профессор института питания, девизом которого является изречение:

“Ешь правильно и лекарство не надобно”

и главный диетолог, который вспоминает пословицу:

“Лакомств тысяча, а здоровье одно”

Какие бывают витамины и где они живут? /слайд 11/

Профессор питания достает обычные детские кубики:

Дело в том, что в мире открыто и изучено достаточно много витаминов.

Все они обозначаются латинскими буквами. Сейчас мы познакомимся с “Витаминной азбукой” и постараемся изучить правила здорового питания.

Профессор института питания:

“И первой буквой как и в нашем алфавите стоит буква А – это главный витамин, потому что он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, помогает сопротивляться заболеваниям, а также помогает расти и развиваться нашему организму”

Врач диетолог замечает: /слайд13/

“Витамин А – содержится в животных продуктах, имеющих в своем составе жир: в масле, сыре, молоке, в рыбе, печени. Кроме того, морковь, плоды шиповника, салат, сладкий перец в большом количестве содержит провитамин А (ретинол), который в организме в сочетании с жиром превращается в витамин А.

Поэтому морковь рекомендуется употреблять с ложечкой сметаны, а если вы съели морковку прямо с грядки, то пользы от нее будет мало. /слайд 14/

Витамин В 1. /слайд 15/

У вас часто портится настроение? Вы плохо запомнили домашнее задание и, поэтому у вас куда-то пропал аппетит? Все ясно! Вам срочно необходим Витамин B1, который укрепит вашу нервную систему, освежит память, улучшит пищеварение. /слайд16/

Где искать витамин В 1? /слайд 17/

Немедленно налегайте на печеночные котлетки, куриные крылышки с рисовой кашкой и большим куском хлеба. Именно в этих продуктах находится витамин В1

Витамин В 2. /слайд 18/

У вас выпадают волосы и слоятся ногти, ваша энергия на нуле и вы не носитесь на перемене по коридорам? Значит вам не хватает витамина В2.

Продукты, которые содержат витамин В 2. /слайд 19/

Если его недостаточно в организме – это беда, вы просто прекратите расти, поэтому ешьте больше творога, сыра, яиц, не забывайте про фасоль и горох и с вашим ростом будет полный порядок!

Если не хватает в организме витамина В6, то у вас плохо растут волосы, а хуже всего – понижается гемоглобин в крови.

Продукты, содержащие витамин В 6. /слайд 21/

Вам это не грозит, если вы каждый день пьете молоко и едите хоть раз в неделю фасолевый супчик.

Витамин номер два по важности это витамин С.

Если вы часто простываете, быстро утомляетесь и у вас кровоточат десны, бегите срочно в аптеку за витамином С, потому что это один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья!

Этот витамин находится в следующих продуктах:

Но зачем же в аптеку. Этот витамин содержится практически во всех фруктах и овощах, ягодах, зелени, в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, капусте, особенно цветной, цитрусовых, луке, петрушке, укропе.

Так что – приятного вам аппетита! /слайд 23/

Витамин D – обеспечивает нормальное отложение кальция в костях.

Правда большая часть витамина D вырабатывается самим организмом человека – в коже, когда она подвергается действию солнечных лучей.

Где же содержится этот витамин?

Быстренько приготовьте салатик из яиц с печенью трески или съешьте бутерброд с красной икрой и тогда, ваши зубы будут блестеть белой эмалью, а кости будут крепкими и вас никогда не догонит такое страшное заболевание, как рахит!

Витамин Е очень важен для нас – девушек, потому что от него зависит наша кожа, на которую очень скоро будет накладываться макияж… Мальчикам он тоже полезен, потому что он необходим для укрепления мышц, чтобы им можно было весь день гонять в футбол и драться.

Что необходимо съесть? /слайд 27/

А найдете вы его в зерновых продуктах, орехах и растительных маслах.

Страшная история про печень белого медведя!

Первым полярным исследователям очень понравилась печень белого медведя. Пообедав этим деликатесом, многие из них отравились и вскоре умерли. Они ведь не знали, что в этом блюде содержится огромное количество витамина А. Взрослому человеку достаточно съесть всего 50 г этой печени, чтобы вызвать острое отравление.

Помни: всякий излишек противен природе! /слайд 29/

А кто из вас увлекается аптечными витаминами в красивой упаковке?

Помните: избыток любого витамина в организме опасен для вашего здоровья.

А для того, чтобы купить в аптеке какие-нибудь витамины, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

Есть ли витамины в банке с вареньем? /слайд30/

Что же разрушает витамины? Детям дается возможность одному съесть варенье, а другому – яблоко. Ведущий говорит:

“Катя ест варенье из яблок, а Алина ест яблоко. В чей организм попало больше витаминов?

Дело в том, что при тепловой обработке большая часть витаминов улетучивается, особенно нестойкий витамин С. Он может разрушиться при варке, резке и измельчении овощей и фруктов, более того в сырых продуктах содержание этого витамина со временем уменьшается. Так что ешьте овощи и фрукты свежими.

Фантастический репортаж с вполне реалистическими советами.
“Просим хранить нас правильно!”

Выходит ученик с фотоаппаратом и говорит:

“Я – корреспондент газеты “Здоровая пища”. Только что мне совершенно случайно удалось побывать на производственном совещании… продуктов! Да, да, тех самых продуктов, в которых содержатся вот эти полезные витамины – пока содержатся. Оказывается продукты обеспокоены тем, что многие из вас не умеют их хранить правильно даже в холодильнике”.

Храните нас правильно! /слайд32/

Редис с возмущением сказал: “Попрошу запомнить: меня необходимо вымыть, обрезать ботву, сложить влажным в целлофановый пакет и поместить на нижнюю полку холодильника!”

Перец промолвил: “Да, да – на нижнюю полку, меня можно и без целлофана”.

Помидоры, огурцы, кабачки согласились с этой просьбой, а вот цветная капуста прошептала: “А я – большая неженка, меня нужно хранить в темноте, иначе я быстро потемнею”.

Петрушка, укроп и шпинат хором попросили, чтобы их в холодильник не помещали, они там мерзнут. Лучше их хранить как букет в банке с водой.

Овощи и фрукты – музыка питания. /слайд 33/

Изучив, где находятся витамины, мы с уверенностью можем сказать, что больше всего их содержится в ягодах, фруктах и овощах. Ведь недаром в народе создано столько пословиц и поговорок об этих продуктах:

  • Зелень на столе – здоровье на сто лет.
  • Обед без овощей – праздник без музыки.
  • Овощи и фрукты – музыка питания.

А вы знаете, что вам необходимо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов.

Овощи и фрукты – полезные продукты.

Чем же они полезны?

Давайте узнаем. Слышите, какой шум стоит?

Сейчас мы послушаем спор самих овощей и заодно узнаем, сколько витаминов находится в них.

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

В одной морковке содержится 9 мг провитамина А (ретинола).

Тут надулся помидор
И промолвил строго.
– Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!

И действительно, по содержанию витамина С, помидоры могут сравниться с лимонами и апельсинами.

В одном помидоре содержится 20 мг витамина С.

От обиды покраснев,
свекла вдруг сказала:
дай сказать хоть слово
мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
и для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету!

В 100 гр. Свеклы содержится 10 мг витамина С

Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!

Капусту, правда, полезнее употреблять в сыром виде, потому что в ней находиться большое количество витамина С, (50 мг. в 100 гр. продукта), который начинает распадаться даже при нарезке, а уж при варке его совсем мало остается.

Кто ж из нас, овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомнения!

Назовите полезные и вредные продукты?

чипсы, пепси, фанта, торты, сникерсы, жирное мясо, шоколадные конфеты.

рыба, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, ягоды, орехи.

Недаром в народе говорят:

От сладкой еды жди беды.
От умеренной еды – сила, а от обильной – могила!

Итак, мы сегодня познакомились с очень полезными для нашего организма веществами – витаминами. Чтобы быть здоровыми, нужно знать витаминную азбуку и правильно питаться.

Ешьте больше салатов, а не чипсов и шоколада.

А когда будете готовить себе витаминный салат, бросьте в него немного любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности.

Эти витамины придадут необыкновенный вкус любому блюду и принесут вам здоровье.

И помните народную мудрость:

Какова еда и питье – таково и житье.

Будьте здоровы и приятного вам аппетита!

Ученицы раздают тарелки с нарезанными фруктами и стаканчики с соками.

  1. Воробьева Л.И. Вкусные рецепты для большой компании. – М.: АСТ-Пресс книга. 2005 г.
  2. Верховень В.М. Это что? – © Пегас, 2007 г. (Иллюстрации и стихи для презентации использованы из этой книги).
  3. Кудашева А.В. Чудесная диета, или как стать стройными. – Москва “Просвещение”, 1991 г.
  4. Лапардина Т.П. Вкусные рецепты. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г.
  5. Михайлов В.С. Семейная кухня. – Москва “Советский спорт”. 1991 г.
  6. С. Михалков стихотворение “Про девочку, которая плохо кушала”

Список цифровых методических ресурсов:

  1. Орлов Е.Ю., Орлова Л.Е. Ваш персональный диетолог “Счетчик калорий и пищевых веществ”. – ООО “ИД “Равновесие”. 2006 г.
  2. Кулинарная энциклопедия “Знания обо всем” – Медиа Энциклопедии, 2008 г.

Источник

Читайте также:  Низкий гемоглобин витамины железа
Adblock
detector