Меню

Урок по биологии охрана здоровья

Охрана здоровья человека
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Этот материал можно испольновать не только на уроках биологии и экологии, но и вовнеурочной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
stantsiya_biologicheskaya.pptx 1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Авезова О.Г. Учитель биологии Станция «Биологическая»

Здоровый образ жизни

I. Профилактика курения Вопрос 1. Горящая сигарета содержит 40 канцерогенов. Что означает термин канцероген? 1 балл

Ответ 1. Канцероген – ракообразующее вещество

I. Профилактика курения Вопрос 2. Почему в семье от рака легких может умереть некурящий человек? 1 балл

Ответ 2. Пассивное курение наносит непоправимый ущерб здоровью. Вдыхаемый воздух с содержанием сигаретного дыма имеет в своем составе огромное количество ядовитых и канцерогенных веществ.

I. Профилактика курения Вопрос 3. Виновником развития каких заболеваний может стать курение? 1 балл (за каждый правильный ответ)

Ответ 3. Рак глотки, рак губы, рак гортани, рак пищевода, рак трахеи, рак легких, рак почек, хронический бронхит, инфаркт, инсульт, язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, катаракта

I. Профилактика курения Вопрос 3. Почему так называемые «легкие» сигареты не спасают от рака легких? 2 балла

Ответ 4. Дым таких сигарет попадает глубже в органы дыхания, поражая глубокие отделы легких.

I. Профилактика курения Вопрос 5. Как отражается курение на внешность девушки? 1 балл (за каждый правильный ответ)

Ответ 5. неприятный запах изо рта, цвет кожи желтый, кожа сухая морщины более заметные, темные круги под глазами, волосы тусклые, голос хриплый, грубый

II. Профилактика алкоголизма и наркомании Вопрос 1. Что в переводе с арабского означает «алкоголь»? 1 балл

Ответ 1. «Алкоголь» — одурманивающий

II. Профилактика алкоголизма и наркомании Вопрос 2. Врачи – наркологи отмечают, что в настоящее время среди наркоманов практически отсутствуют лица в возрасте 30 лет. Чем это можно объяснить? 1 балл

Ответ 2. Это можно объяснить тем, что первое знакомство с наркотиками часто относятся к подростковому возрасту. От употребления так называемых слабых наркотиков наркоман переходит к тяжелым, поэтому срок жизни наркомана (5-6 лет).

II. Профилактика алкоголизма и наркомании Вопрос 3. К каким заболеваниям организма человека приводит употребление алкоголя? 1 балл (за каждый правильный ответ)

Ответ 3. Потеря вкуса, пародонтоз, язвенная болезнь желудка, язва двенадцатиперстной кишки, алкогольный гепатит, цирроз печени, воспаление органов дыхания, нарушение работы ЦНС, кислородная недостаточность.

II. Профилактика алкоголизма и наркомании Вопрос 4. Какова связь между пристрастием к алкоголю и демографическим кризисом в России? 2 балла

Ответ 4. Из-за пьянства и алкоголизма смертность мужчин в возрасте от 20 до 55 лет возросла на 40%, поэтому численность мужского населения страны сокращается; несчастные случай, суицид, убийства, гибель людей в ДТП чаще всего происходят по причине алкогольного опьянения.

II. Профилактика алкоголизма и наркомании Вопрос 5. Почему с давних времен алкоголь называют похитителем рассудка? 1 балл (за каждый правильный ответ)

Ответ 5. искажено восприятие окружающего, суждения поверхностные, затрудняется речь, падает внимание, замедляются реакции, страдает чувство времени, снижается быстрота, ловкость, снижается точность, низменные свойства личности, веселость переходит в агрессивность.

III. Здоровый образ жизни Вопрос 1. Весной и осенью нас поджидает неприятный сюрприз – эпидемия гриппа. Многие пытаются лечить грипп аспирином. Можно ли это сделать? 1балл

Ответ 1. Нет, так как аспирин способствует разжижжению крови, а вирус гриппа разрушает каппиляры в альвеолах легких. Газообмен в альвеолах не происходит, появляется резкая дыхательная недостаточность.

III. Здоровый образ жизни Вопрос 2. Что такое гиподинамия? 1балл

Ответ 2. Это снижение уровня двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

III. Здоровый образ жизни Вопрос 3. Каковы причины гиподинамии у подростков в настоящее время? 1 балл (за каждый правильный ответ)

Ответ 3 . Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, просмотр телевизора, перемещение на автомобиле, мало прогулок, мало занятий спортом, мало активного досуга, неправильное питание.

III. Здоровый образ жизни Вопрос 4. Американские медики никак не могли избавить 33-летнюю стюардессу от болей в животе, пока не выяснили, что она каждый день поглощает до 60 пластинок жвачки. Как правильно жевать жевательную резинку? 2 балла

Ответ 5. Нельзя жевать жвачку долго, применять не более 3-5 подушечек только после приема пищи, нельзя глотать жвачку и смотреть на упаковку, чтобы было меньше красителей и добавок.

III. Здоровый образ жизни Вопрос 5. Правильно составить последовательность: 1.Название витамина 2.Источники витаминов 3. Название заболевания 4.Фото авитаминоза 1 балл (за каждую правильную последовательность)

Ответ 5. Название витамина Источники витаминов Название заболевания Фото авитаминоза Витамин А Молочные продукты, овощи, морковь, печень Куриная слепота Витамин Б Дрожжи, зерновые культуры, печень Бери-бери Витамин С Фрукты, овощи Цинга Витамин Д Молочные продукты, печень, солнечный загар Рахит

Спасибо за внимание! Берегите свое здоровье!

Источник

Урок на тему «Науки о человеке. Здоровье и его охрана».

специалист в области арт-терапии

Тема урока: «Науки о человеке. Здоровье и его охрана».
Цель:
Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.

Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.

Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину.

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки. Профориентация.

Тип урока: формирование новых знаний.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.

Оборудование и материалы: презентация к уроку

Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. — Режим доступа: school-collection.edu.ru/

biodan.narod.ru — интересные факты из области биологии.

Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.

Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?

Используется прием «Ассоциация».

2.Что приходит вам в голову, при слове здоровье? Запишите 5 слов или фраз.

Формулировка понятия. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. (ВОЗ)

— Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)

— Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимися поставленных целей урока.

Важнейшее место среди наук, изучающих человека, занимают анатомия, физиология и психология.

С помощью учебника и ресурсов интернет найти определения и запишите в тетрадь.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.

Анатомия человека (гр.анатоме — рассечение) — наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос — учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос — учение ) — наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос — учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос — учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос — наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.

Цитология (гр. китос — сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.

Генетика (гр. генезис — происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Заполнить таблицу задание 4 стр. 5 рабочая тетрадь

«Анатомия, физиология, психология и гигиена человека»

Строение человеческого тела и его органов изучает ………….. .

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и ………………. .

Анатомические названия для всех стран даются на национальном и …………………. языках.

Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов – это …………………. .

Наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека – это ………….. .

Субъективный метод исследования – это ………………. .

Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей – это …………………. .

Гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также ………………. и ……………….. .

Наблюдения, позволяющие определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды – это …………….. .

Наблюдения, выявляющие причины заболеваний, общих для многих людей – это ………………… .

1)рассечение; 2)анатомия человека; 3)внешнее; 4)латинском; 5)физиология человека; 6)природа; 7)психология; 8)душа; 9)наблюдение, эксперимент, измерение; 10)самонаблюдение; 11)гигиена; 12)моделирование, статистику; 13)физиологические; 14)клинические.

Д.з. параграф 1. Решить кроссворд задание7 стр.7 рабочая тетрадь

Источник

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Разработка плана-конспекта урока на основе методического пособия Демичева И. А. Методическое пособие к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маш, И. Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / И. А. Демичева, И. Н. Беляев. — М.: Дрофа, 2016. — 272 с.

Просмотр содержимого документа
«Науки о человеке. Здоровье и его охрана»

Тема: Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Цели урока: сформировать представления о человеке как биосоциальном существе; обозначить предмет и методы наук, изучающих организм человека.

Тип урока: вводный

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Науки, изучающие организм человека».

Предметные результаты обучения:

-определять предмет изучения и методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;

-выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения:

-познавательные – самостоятельно находить информацию и использовать ее в учебной деятельности; владеть навыками смыслового чтения при работе с основным текстом учебника и иллюстрациями; использовать дополнительные источники информации;

-регулятивные – контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

-коммуникативные – полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

-осознавать практическую ценность знаний по анатомии, физиологии, психологии и гигиене;

-проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.

Характеристика видов деятельности учащихся:

-объясняют место и роль человека в природе;

-выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

-раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни;

-выявляют методы изучения организма человека.

I. Организационный этап

Структура учебника и правила работы с ним.

Беседа по вопросам:

1. Как с помощью предметного указателя найти в учебнике необходимый материал?

2. На каких сайтах можно найти дополнительную информацию к урокам?

II. Актуализация знаний

1. Как изучают строение и функции человеческого организма?

2. Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?

3. Что такое психология?

4. Что такое здоровье? Как его сохранить?

III. Изучение нового материала

Главным предметом изучения человечества является человек (Гете).

1. Учебная лекция с элементами беседы

Почему человек – биосоциальное существо?

-Какова биологическая сущность человека?

(Особенности человека как биологического вида: прямохождение, высокоразвитый головной мозг, сложное пластичное поведение).

-В чем заключается социальная сущность человека?

(Способность к трудовой деятельности, речь, сознание, мышление).

Учитель. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся и взаимодействующий в обществе с помощью языка, становится личностью. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности. Его индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

2. Дифференцированно-групповая работа с текстом учебника

Задание – выяснить для каждой из наук, изучающих человека, ее предмет и методы (таблица «Науки, изучающие человека»).

Науки, изучающие человека

Внутреннее строение человеческого тела и его органов изучает анатомия человека. Название этой науки происходит от латинского слова «анатомэ» — рассечение. Вскрытие умерших людей – основной и наиболее древний метод изучения строения организма человека.

Современные методы исследования с помощью рентгена и ультразвука позволяют изучать строение внутренних органов, не причиняя пациентам беспокойства. Они позволили намного продвинуть анатомическую науку.

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и внешние его особенности: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения.

Анатомические исследования дают возможность устанавливать детали строения органов, обнаружить возможные отклонения от нормы, что необходимо при диагностике.

Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.

Органы на таблицах анатомического атласа часто рисуют так, как они расположены у человека, обращенного к нам лицом. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, то есть зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Физиология человека – наука, изучающая функции человеческого организма и его органов. Ее название происходит от слова «физис» — природа. Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных. Поскольку органы человека сходны по строению с органами животных, опыты ставились на них.

Совершенствовались лабораторные методы изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Современная электроника позволяет по электрической активности органов судить о работе сердца, мозга, сосудов и других органов и проводить измерения, приближая физиологию к точным наукам.

Электроэнцефалограф позволяет оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.

Наряду со сложными инструментальными методами существуют и более простые, позволяющие оценивать работоспособность и тренированность человека. Это функциональные пробы. Человеку дают дозированную нагрузку, например, присесть 20 раз. При этом регистрируют изменения работы его сердечной мышцы. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему, определяет их ценность в зависимости от своих индивидуальных потребностей. У каждого складывается свой субъективный (присущий только ему одному) внутренний мир. Каждый строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки и оценивает их. Вся эта сложная работа составляет душевную деятельность человека, его психику. Она включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.

Психология – это наука, изучающая душевую жизнь людей (от греческого слова «психо» — душа). Она пользуется методами, присущими любой науке: наблюдениями, экспериментами, измерениями. Важное значение имеет также самонаблюдение, поскольку о собственных переживаниях может рассказать только сам человек. Самонаблюдение – субъективный метод исследования. Но если разные люди описывают свои мысли и переживания одинаково, можно сделать вывод о наличии определенной закономерности.

Гигиена (от греческого слова «гигиенос» — здоровый) – отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.

Существуют различные направления гигиены, например школьная, производственная, гигиена сельскохозяйственного труда и т.д. Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику.

Изучение факторов природной среды требует применения физических, химических и биологических методов. Определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.

Физиологические гигиенические наблюдения позволяют определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды. Эти сведения нужны для создания средств защиты и разработки методов тренировки, позволяющих быстрее приспособиться к неблагоприятным условиям.

Клинические гигиенические наблюдения выявляют причины заболеваний, общих для многих людей. Так, исследования врачей-стоматологов привели к выводу, что быстрое разрушение зубов может быть связано с недостатком фтора в питьевой воде. В результате этих исследований была разработана специальная фторсодержащая зубная паста.

На основе перечисленных выше методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности. В каждом из более или менее крупном населенном пункте имеются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), контролирующие соблюдение этих норм.

Выступления учащихся сопровождаются учебной презентацией, в которой наглядно демонстрируются методы, используемые в современной медицине для изучения анатомических особенностей и физиологических процессов (рентгеноскопия, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография, лабораторные методы, электрокардиография, функциональные пробы, электроэнцефалография и др.).

3. Вопросы для обсуждения

1. Какие современные методы используются для изучения анатомии органов?

2. Какие методы исследований используют для изучения физиологических процессов?

3. Необходимы ли современному человеку знания в области психологии? Ответ аргументируйте.

4. Всегда ли слово «гигиена» связано с соблюдением чистоты? Как бы вы объяснили понятия: «гигиена тела», «гигиена зрения», «правила гигиены», «гигиена труда»?

1. Какие науки изучают:

а) строение человека и его органов;

б) функции человеческого организма;

в) душевную деятельность человека;

г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения?

2. Почему науки о человеке – анатомия, физиология, психология и гигиена тесно связаны?

3. Почему каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма?

Вывод: Строение тела и органов изучает анатомия, функции – физиология, общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства и поведение человека – психология. Изучением влияния природных условий, труда и быта на организм занимается гигиена. Она разрабатывает методы охраны и поддержания здоровья.

1. Параграф 1 на страницах 6-8 учебника.

2. Вопрос на странице 8 учебника.

3. Словарь: анатомия, физиология, психология, гигиена.

4. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовить сообщение и презентацию об одном из ученых, внесшем значительный вклад в изучение человека.

Источник

Читайте также:  Человеческое здоровье как феномен
Adblock
detector