Меню

Урок основы здоровья это

Конспект урока по теме «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие»

специалист в области арт-терапии

ОБЖ 9 класс Учитель Федорова О.В.

Урок № 23 Дата

Тема урока: Здоровье человека как индивидуальная, так и об щественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Цель урока: Систематизировать знания учащихся о здоро­вье человека как об индивидуальной и общественной ценно­сти, об основных составляющих здоровья и факторах, на него влияющих. Сформировать убеждение, что каждый человек, со­храняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укреп­ление общественного здоровья.

освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.

— способствовать развитию творческих способностей.

сформировать убеждение, что каждый человек, со­храняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укреп­ление общественного здоровья.

— знать основные составляющие здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека;

— знать составляющиеся здорового образа жизни.

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.

— формировать готовность и способность вести диалог и достигать в нём

— формировать потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний учащихся

Тестирование по теме «Профилактика наркоза висимости».

1. Заболевание социального характера, связанное с употреблением психотропных веществ и приводящее практически в 100% случаев к летальному исходу, называется

2. Срок жизни наркомана с момента первого приема наркотика составляет не более

3. Какое действие будет наиболее правильным, если вам в руки попадет доза наркотического вещества?

б) отдать товарищу;

4. Верны ли следующие суждения?

А) Наркомания – исключительно личная проблема человека, принимающего наркотики.

Б) В России борьба с распространением наркотиков является общегосударственной задачей.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны.

5.Выберите три верных ответа из шести. Какие симптомы свидетельствуют о начале развития болезненного пристрастия к наркотикам?

а) непреодолимое желание принять наркотик;

б) постоянное чувство голода;

в) потребность в дополнительном сне;

г) потребность испытать состояние эйфории;

д) повышение температуры тела;

е) желание добыть наркотик любыми способами.

Правильные ответы: 1 в, 2 б, 3 г, 4 б, 5 а, г, е.

III Мотивация учебной деятельности

Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья.

Определения здоровья человека :

— нормальное функционирование организма человека в системе человек — окружающая среда;

— способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

— способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как вы считаете, здоровье человека индивидуальная или об щественная ценность?

IV Изложение учебного материала

1.Цельное представление о здоровье человека

Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.

А) Духовное здоровье — это способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности.

Читайте также:  Что такое уровень здоровья населения

Духовную составляющую здоровья человека можно определить, как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности.

Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент. Отметим, что высшая нравственность для человека — это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность — это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения. (Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80—90%.)

Уровень духовного здоровья обеспечивается системой мышления человека, постоянным стремлением его к самовоспитанию, самообучению и совершенствованию духовных, физических и социальных качеств.

Для формирования духовного благополучия необходимо:

— научиться, прежде всего, жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки:

— сформировать психологическую уравновешенность и сохранить ее в любых жизненных ситуациях;

— иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;

— не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

— развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

— воспринимать каждый день как маленькую жизнь;

— научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

— стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;

— постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;

— выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.

Б) Физическая составляющая здоровья человека характеризуется:

— совершенством состояния тела человека;

— способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной;

— способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений.

Для формирования физического благополучия необходимо:

— выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. Тренированные люди меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они лучше спят, сон у них крепче, их организм легче сопротивляется болезням. Физическая тренированность придает человеку уверенности в себе, улучшает внешний облик, повышает умственную и физическую работоспособность. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой и спортом, свободно ориентируются в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, они имеют больше шансов выйти из опасной ситуации;

— выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма. Закаливание формирует у человека силу воли;

— выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна;

— придерживаться системы рационального питания. Пища обеспечивает организм человека всеми питательными веществами, которые требуются для выработки энергии. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в определенной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и какой-то идеальной пищи. Вероятно, важно не только то, что мы едим, а то, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты;

Читайте также:  Чем опасна для здоровья человека избыточная энергия которая поступает

— выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Их должен соблюдать ежедневно каждый человек, учитывая при этом свои индивидуальные особенности (возраст, профессиональную деятельность), условия окружающей среды и свои возможности;

— выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);

— выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

Укрепляется физическое здоровье с помощью:

-рационального сочетания умственного и физического труда;

-умения сочетать нагрузки и отдых;

-исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака;

— умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь.

В) Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности.

Укрепляется социальное здоровье с помощью:

— умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их;

— знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;

— знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.

Для формирования социального благополучия необходимо:

— уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации;

— формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;

— анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;

стремиться изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

— воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;

— постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности;

— формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.

2. Факторы, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Первый фактор — это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.

Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.

Второй фактор — влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.

Третий фактор — влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.

Четвертый фактор — влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%!

Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.

В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.

Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни.

Вывод: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.

1. Что понимается под здоровьем человека, и какое содержание вкладывается в это понятие?

2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?

Читайте также:  Здоровье что такое коксартроз

3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?

4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?

5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

VI Домашнее задание

Изучите § 9.1, 9.2 учебника, выполните задание практикума на стр. 167 учебника.

1.Я узнал (а) много нового.

2.Мне это пригодится в жизни.

3.На уроке было над, чем подумать.

4.На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

Источник

Урок на тему «Здоровье человека»

специалист в области арт-терапии

Тема урока «Здоровье человека»

Цель : создание условий для формирования у обучающихся представление о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков
Задачи:

Образовательная . Формирование, углубление знаний, обучающихся по теме «Здоровье человека», его составляющих. Практическое применение имеющихся знаний, умений.

Воспитательная. Формирование у учащихся: целенаправленного подхода в изучении предметов естественного цикла как взаимодополняющих друг друга; бережного отношения к собственному здоровью; коллективной, познавательной деятельности.

Развивающая. Развитие познавательного интереса к учебным предметам, расширения знаний о здоровье человека.

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические, анализа, работа с таблицами, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

I .Организационный этап

Учитель : Здравствуйте! Самое простое и обыденное приветствие, но что оно означает?

Дети отвечают (Мы желаем друг другу здоровья)

Учитель: Хорошо. А когда мы с вами поздравляем друг друга с праздником, то что мы желаем? Давайте скажем по одному пожеланию.

Вы конечно заметили, что, чаще всего мы желаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. – ведь именно здоровье самая наивысшая ценность.

А что-же такое здоровье? Посоветовавшись напишите, что у вас ассоциируется со словом «Здоровье».

Учитель : Хорошо. Все это относится к нашему здоровью.

Тема сегодняшнего урока: «Здоровье человека»

Узнаем о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков.

Оценим уровень своего здоровья.

Определим свои действия по сохранению здоровья

II . Этап изучения нового

В 1975 году на Всемирном конгрессе врачей было принято определение: «Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие, какие?

Обучающиеся : духовное здоровье и физическое здоровье.

Учитель : Правильно. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.

Человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связанно социальное здоровье.

Давайте с вами определим от чего зависит духовное здоровье?

Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире, от умения определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к людям, вещам, знаниям.

Достигается оно умением жить

А от чего зависит физическое здоровье?

Социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем ввиду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.

III . Этап первичного закрепления

Учитель мы с вами познакомились с основными составляющими понятия Здоровье человека. А теперь проверим как вы усвоили определение «Здоровье человека» …. Вам необходимо заполнить таблицы. Карточка №1. Работаете в паре.

А) Духовному здоровью

Умение жить в сочетании с собой;

умение жить в сочетании с окружающими;

умение жить в согласии с родными;

определять свое положение в окружающей среде.

Источник

Adblock
detector