Меню

Урок обж здоровье школьников

Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе
статья по обж по теме

Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie_na_urokakh_obzh_v_nachalnoy_shkole.docx 25.24 КБ

Предварительный просмотр:

« Здоровьесбережение на уроках ОБЖ»

Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть сил, времени, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.

Кроме того, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- школьника подстерегает множество опасностей.

Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей и педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ. Ведь главные цели и задачи курса это:

  • Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях;
  • Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
  • Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.

Мониторинг здоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели:

1 место – миопия (19%)

2 место – сколиоз и нарушение осанки (14 %)

3 место – желудочно-кишечный тракт (9,2)

Эти данные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:

  1. Соблюдение режима дня
  2. Умение чередовать умственную и физическую нагрузку
  3. Регулярное и рациональное питание
  4. Двигательная активность
  5. Навыки личной гигиены
  6. Достаточный сон.
  7. Пребывание на свежем воздухе

Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, я пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своей работе я применяю следующие технологии:

  • Личностно – ориентированные
  • Игровые
  • Технологии проблемного обучения
  • Развивающие технологии

Все эти технологии можно отнести к ЗСТ.

Использование ЗСТ даёт нам:

  1. Повысить результаты обучения и воспитания.
  2. Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
  3. Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
  4. Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
  5. Формирование навыков ЗОЖ.
  6. Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.

Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:

  1. Строгое соблюдение режима урока.
  2. Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).
  3. Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).

Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.

На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене.

У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.

Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.

В начале урока выполняются следующие упражнения.

  1. « Растирание ушных раковин и пальцев рук». Цель: активизирует все системы организма.

Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

  1. « Ленивые восьмёрки». Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом — другой, затем – сразу обеими руками.

Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.

1. « Дыхательная гимнастика». Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем.

Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

2. « Поза дерева». Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.

Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя.

  1. « Тренаж со зрительными метками». Цель: снять зрительное напряжение

В четырёх углах класса фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По команде учителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиеся совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

В конце работы на уроке выполняются упражнения на релаксацию. Цель: обрести спокойствие и уверенность.

  1. Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).

  1. Остановить бег мыслей в голове
  2. Сказать добрые слова друг другу.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души»

Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения. В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой).

Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья.

Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.

Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной активной деятельности.

Помогают мне в этом нетрадиционные уроки:

  1. Урок- КВН
  2. Урок-путешествие
  3. Урок-игра
  4. Урок-викторина
  5. Урок-лекция
  6. Урок — «деловая игра»
  7. Урок-творчество

Для мотивации важно обеспечит успех первого занятия, я задаю детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям листики- карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый человек». Они очень радуются этим словам. Здесь на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность неуверенность в себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желания прийти на занятие снова.

Использование валеологического компонента и ЗСТ на уроках ОБЖ привело к положительным результатам:

  • Резко снизился уровень утомляемости;
  • Сократилось количество простудных заболеваний;
  • Наблюдается стабилизация развития миопии;
  • Повысилась мотивация учения;
  • Наблюдается повышение качества обученности.

Список использованной литературы:

  1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1986г
  2. Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
  4. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г.
  5. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
  6. Афанасенко В.В., Черкесов Ю.Т. Валеология, 2001 г., «Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей и оздоровление человека на мотивационной основе».
  7. Фроленко Т.В. Начальная школа , 2000г.,№7,стр.,48,Валеологическая организация учебной деятельности на уроке.

Источник

Разработка урока ОБЖ . Тема «Здоровье и здоровый образ жизни»

специалист в области арт-терапии

Урок ОБЖ в 9 классе

Тема: «Здоровье и здоровый образ жизни»

Разработал: преподаватель ОБЖ Батинькин В.Н

Тема урока: Здоровье и здоровый образ жизни.

Цель урока: достичь образовательных результатов:

Личностный результат – Знание ЗОЖ, какие вредные привычки подстерегают нас.

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – Знать определение здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни.

Актуализировать знания учащихся по изучению ЗОЖ.

Рассмотреть составляющие здорового образа жизни.

Средства обучения: учебник ОБЖ, ИКТ, наглядное пособие, раздаточный материал.

Опорные понятия, термины:

Рациональное питание, режим труда и отдыха, вредные привычки, закаливание, экологическая безопасность, гигиена

2.Основные составляющие ЗОЖ.

Актуализировать знания учащихся по изучению ЗОЖ. Записывает элементы, и ставит задачу на урок.

Обсуждают задачи на тему здорового образа жизни, которые определяют тему и цель урока.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Познавательные: пытаются решить задачу. фиксирует проблему.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками при изучении темы, грамотное поведение на дороге.

2.Стадия осмысления содержания.

Организует взаимодействие учеников и следующие обсуждение составленных моделей.

1.Влияние окружающей среды на здоровье человека.

2.Правильный распорядок дня.

5.Достаточная двигательная активность

10.Безопасное поведение в быту

Проводят коллективное исследование по определениям

Влияние окружающей среды на здоровье человека, правильный распорядок дня, рациональное питание, вредные привычки, д остаточная двигательная активность, закаливание, л ичная гигиена, п сихогигиена, с ексуальное воспитание, б езопасное поведение в быту.

П: Проводят коллективное исследование по основным элементам здорового образа жизни

К: участвуют в обсуждении содержания материала

Р :осуществляют самоконтроль.

Какой самый важный вывод каждый из вас сделал на сегодняшнем уроке?Кто может обобщить все сделанные выводы?

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результаты.

П : отрабатывают операцию по допущенным ошибкам

К : рефлексия своих действий

Выучить определение здоровья и основные составляющие здорового образа жизни.

Записывают домашнее задание.

П :выполняют работу

К : взаимодействие со сверстниками при изучении темы, грамотное поведение на дороге.

Р:развивать наблюдательность, психологическую устойчивость к стрессу.

Урок в 9 классе

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ТЕМА: ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Цель: познакомить учащихся с понятиями: «потребность че ловека в здоровом образе жизни», «составляющие здорового образа жизни», «личная заинтересованность каждого человека в здоровом образе жизни».

I . Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

Учащиеся дают определение понятия «здоровый образ жизни», которое они нашли в различных источниках. В итоге, должно быть дано примерно следующее определение, которое учащиеся записы вают в тетрадь: «Образ жизни человека, его поведение и мышле ние, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни». Учитель оценивает ответы уча щихся.

III . Изучение новой темы.

1. Объяснение учителя.

Человек — это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных ус ловиях, которое отражаются на его физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.

А теперь поговорим о том, что необходимо человеку для существования и осуществления своей деятельности.

2. Работа в тематических группах.

1.Влияние окружающей среды на здоровье человека.

2.Правильный распорядок дня.

5.Достаточная двигательная активность

10.Безопасное поведение в быту

Здоровье – это полное физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней.

Образ жизни — показатель того, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека более чем на 50 % зависит от его образа жизни (сравните: 20 % — от окружающей среды, 8 % — от наследственно сти).

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить следующие компоненты:

Умеренное и сбалансированное питание. Означает полноцен ный прием пищи людьми с учетом их пола, возраста, характера
труда. Существует три правила рационального питания: 1) питание
должно быть разнообразным; 2) поддержание своего веса в норме;
3) учет в рационе питания интенсивности физических нагрузок.

Режим дня с учетом динамики индивидуальных биологиче ских ритмов составляется строго индивидуально на основании
личных данных.

Достаточная двигательная активность. Включает режим тру да и отдыха подростка, режим занятий физической культурой.

Закаливание. Состоит в постепенности, продолжительности,
постоянстве применения. Включает воздушное, солнечное, водное
и термическое закаливание.

Личная гигиена. Состоит из гигиены кожи, зубов и волос.
Включает правила туалета, гигиену одежды и обуви.

Грамотное экологическое поведение. Состоит из осознанного
отношения к окружающей среде как среде своего обитания, то есть
сведения к минимально вредному влиянию на ее состояние.

Психогигиена и умение управлять своими эмоциями, профилактика невротических состояний. Включает аутотренинг, саморе гуляцию, самовнушение.

Сексуальное воспитание. Состоит из факторов подражания
внешним признакам взрослости, равнения подростков на качества
«настоящих мужчин», социальной зрелости, интеллектуальной
взрослости и секса.

Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркотиков). Состоит в преодолении ошибочных правил: 1) жела ние быть, как все; 2) преодоление комплекса неполноценности; 3) желание занять лидирующее положение; 4) преодоление тяжело го микроклимата (голод, нищета и др.);

Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечи вающее предупреждение травматизма и отравлений. То есть везде и всегда соблюдать правила безопасности для себя и окружающих людей.

3.Рекомендации по здоровому образу жизни:

Познай самого себя.

Содержи свое тело в чистоте.

Хорошо и правильно питайся.

Играй с осторожностью.

Заводи друзей разумно.

Содержи свой мир в чистоте.

Научись говорить «нет».

Лекарства — не игрушка.

Иммунизация (прививки) организма.

10. Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, роди телям.

Перечислите компоненты здорового образа жизни.

Какие из них наиболее важны, на ваш взгляд, в подростковый
период?

Как должна учитываться динамика индивидуальных биологических ритмов в режиме дня?

Домашнее задание: составить свою таблицу, отражающую влияние на здоровый образ жизни человека его составляющих.

А. Никотин относится к нервным ядам

В. Никотин способствует учащению дыхания и сердцебиения

Оба суждения верны

Оба суждения не верны

Во скольких пачках сигарет содержится смертельная доза никотина?

А . Спирт имеет энергетическую ценность.

В . Спирт содержит питательные вещества.

C . В умеренном количестве продлевает жизнь.

Верно только А и С.

Верно только В и А.

Все суждения верны

Все суждения не верны

Игра предназначена для закрепления и систематизации знаний , полученных на уроках физической культуры и ОБЖ

Цель игры: Закрепление и систематизация знаний о здоровом образе жизни, развитие познавательного интереса учащихся

Каждый участник отвечает на вопрос. За правильный ответ он получает то количество баллов, которое указано в вопросе. Вопросы выбираются по очереди, из любой области игры («Физкультура и спорт», «Безопасность», «Здоровое питание», «Здоровье» , «Загадки»).

В конце игры подсчитывается общее количество набранных баллов. Победителем считается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Каждый вопрос из таблицы может быть выбран только один раз.

Источник

Читайте также:  Репродуктивное здоровье современной молодежи
Adblock
detector