Тема: «Витамины».
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Цель урока:
Дать учащимся представление о витаминах.
Задачи урока:
Образовательные:
Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника…)
Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.
Коррекционно – развивающие.
Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .
Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.
Воспитательные.
Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 47.5 КБ |
tezisy_.doc | 20.5 КБ |
prezentatsiya_1.pdf | 611.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. Кашпорова Т Л , идентификатор: 103-004-289
(Вид урока: урок изучения нового материала.)
Дать учащимся представление о витаминах.
Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника…)
Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.
Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .
Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.
Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании.
Наглядность: презентация, иллюстрационный материал.
Словарь: витамины, авитаминоз, аллергия.
1. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
2.Проверка домашнего задания:
В какой пище нуждается человек? (в пище растительного и животного происхождения, чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается).
От чего зависят нормы питания? (у детей на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий и количеством суточного объема калорий – надо разложить их по парам).
Как правильно подобрать продукты для вашего питания в будни и выходные? (в зависимости от времени года, от активности и физической нагрузки: выполнение уроков или занятия спортом, или работа в огородах).
3. Актуализация знаний к новой теме: В следующем задании найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ — ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов в зависимости от возможностей ребёнка).
Завтрак, белки, обед, жиры, углеводы, режим питания, полдник, ужин,
Должна получиться цепочка: Завтра, обед, полдник, ужин — режим питания.
А что такое белки, жиры, углеводы?
Для чего нужны они?
Только ли они нужны для правильного роста и развития организма?
Много лет назад этим вопросом задался русский врач Николай Иванович Лунин.
4.Сообщение темы урока.
На этом уроке мы познакомимся с веществами, которые также необходимы для правильного роста и развития. Это витамины.
План урока (вывешивается на доске):
1. Что такое витамины?
2. История открытия витаминов.
3. Группы витаминов и их значение.
4. Содержание витаминов в продуктах.
5. Новый материал.
1. Витамины – это поступающие с пищей органические вещества, необходимые для правильного обмена веществ, роста и развития организма. Современной науке известно более 25 витаминов
2. В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано – сделано, и вот уже две группы «мучеников науки» — мышей, готовы к эксперименту. Опытную группу Лунина снабжал составленным по образцу коровьего молока идеальным коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным коровьим молоком. Результат был неутешительным. Контрольная набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла. Исследователь сделал вывод: одних белков, жиров и углеводов, по-видимому, организму недостаточно, в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни. Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимир Функ (1884-1967). Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В 1 или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово « витамин » придумал Функ – от латинского слова vita – «жизнь ».
Жизнь без витаминов невозможна. Их роль в обмене веществ сродни какой-нибудь маленькой гаечке в огромном самосвале: ее и не разглядишь, но если гаечка не на месте, многотонная махина не сдвинется с места. Так же и витамины. Нужно их совсем немного. Витамина В 1 нужно не более 30 г за всю жизнь, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет?
Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина – и обмен веществ останавливается
3,4. . Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Познакомимся с некоторыми из них (в ходе ответа составляется таблица).
В каких продуктах содержится
Роль в организме
Витамин А содержится в жире камбалы и палтуса, молоке, масле, куриных яйцах.
Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток приводит к «куриной слепоте».
Физкультминутка: Конечно не надо забывать и о гимнастике для глаз. Смотрим на кружочек — точку на окне и вдаль.
Витамин В – комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие В 1 , В 6 , В 9 , В 12 .
Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке.
Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни «бери-бери», которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.
Физкультминутка: Выполнить несколько упражнений на движение руками и ногами. При этом вы не чувствуете усталости. Это благодаря витамину В.
Витамин С , или аскорбиновая кислота «прославлен» знакомыми каждому с детства сладко-кислыми «аскорбинками». Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге – заболеванию, при котором выпадают зубы.
Д. Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки – всего по 1 картофелине в день на брата – и им хватило, чтобы выжить.
Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени – капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.
Витамин Д. Под его личиной прячутся сразу 5 родственников Д 1 -Д 5 .
Раньше для пополнения Д 3 детям давали рыбий жир. Сейчас жировая ткань морских животных накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность. В организме человека этот витамин может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.
Физкультминутка: Представим, что вышло солнышко, потянем к нему ручки.
Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.
Физкультминутка: Упражнение «Колечки» ( развитие межполушарного взаимодействия).
Для правильного роста и развития человек должен получать с пищей необходимое количество витаминов. Для этого нужно знать, что витамины – очень неустойчивые вещества. Так, например, они разрушаются при термической обработке пищи. Поэтому надо соблюдать нормы термической обработки продуктов. Яблоки, собранные осенью, теряют витамины к новому году. Витамины разрушаются от соприкосновения с металлом и т.д.
Существует много витаминов синтезированных искусственным путем. Но специалисты ВОЗ считают, что свежие овощи и фрукты куда полезнее витаминных препаратов, ибо «природный витамин совсем не то же, что таблетка, рожденная в пробирке».
Например, чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1 в 1,4 мг, нужно съедать 700-800 г хлеба из муки грубого помола или килограмм нежирного мяса. А сколько хлеба едите вы? Как вы думаете, получаете ли вы необходимое количество витаминов? Значит можно сделать вывод, что мы получаем их с пищей недостаточно.
6. Закрепление. А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня съев завтрак в школе. (Меню завтрака записывается на доске. Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве).
Недостатком витаминов – авитаминоз. Он возникает в результате перегрузок, несоблюдении режима дня. Авитаминозом объясняют множество болезней, даже наркоманию. По данным некоторых американских экспертов у подростков, испытывающих витаминный голод, шанс «подсесть на иглу» в 3 раза выше, чем у их «витаминизированных» сверстников. Избыток витаминов приводит к аллергии. Влияние курения и алкоголя на потребность в витаминах Вредные привычки увеличивают потребность в витаминах группы В (особенно B1, В6, B12), бета-каротине (провитамине А), фолиевой кислоте. Витамина С курильщикам требуется на 25 мг в день больше. Граждане, часто употребляющие алкогольные напитки, должны помнить, что витамин B6 в их организме практически отсутствует, а восполнить потери этого витамина им помогут. бананы.
7. Итог урока и выставление оценок (в виде викторины «Проверь себя»). Какие вещества необходимы организму человека для правильного роста и развития? Какие витамины вы знаете?
Источник
«Обмен веществ и превращение энергии в организме» 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Учитель биологии: Воротнева Наталья Андреевна
МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области
План-конспект урока по теме
«Обмен веществ и превращение энергии в организме»
Цель урока:
Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_po_biologii_obmen_veshchestv.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии: Воротнева Наталья Андреевна
МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области
План-конспект урока по теме
« Обмен веществ и превращение энергии в организме »
Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими результатов.
Задачи: формирование понятий об основном обмене веществ, нормах питания в связи с определенным видом деятельности человека; показать, что нормы питания зависят от энергетических затрат организма, от количества и соотношения белков, жиров и углеводов в принятой пище; научиться составлять пищевой рацион и суточные затраты энергии.
Формировать у обучающихся знания о сохранении здоровья, бережном отношении к нему, здорового образа жизни. Развивать познавательные интересы, применять биологические знания на практике.
Формы организации деятельности на уроке : индивидуальная, групповая, фронтальная
Таблица «Строение пищеварительной системы»
Презентация по данной теме, видеоролик
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Учитель: Сегодня наш урок начнем с просмотра видеоролика, подумайте какая тема сегодняшнего занятия?(включается видеоролик)
Учитель: Что видели?
Ответы: (зарядка на уроке физической культуры или разминка перед началом урока)
Учитель: А что необходимо иметь, чтоб выполнять эти упражнения?
Учитель: Какая тема занятия?
Включается презентация «Энерготраты человека и пищевой рацион».
Тема урока отображается в презентации и записывается на доске.
Учитель: Расскажите, как образуется энергия?
Ответы: в результате метаболизма.
На слайде мы видим схему «Обмен веществ» ( Слайд 4,5 )
Обмен веществ (метаболизм)
Пластический обмен (ассимиляция)- Энергетический обмен (катаболизм,
реакции биологического синтеза диссимиляция) – совокупность
высокомолекулярных веществ из реакций расщепления высокомоле-
простых, протекающие с поглощением кулярных веществ, протекающих с
энергии. выделением энергии.
Учитель: ( Слайд 6.) Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов: 1. гликолиз, 2.испарение воды, 3.расщепление жиров, 4.биосинтез белков, 5. фотосинтез, 6. расщепление полисахаридов, 7. брожение, 8. дыхание, 9. биосинтез жиров.
Впишите номера, которыми они обозначены в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции? Каждый работает в своих тетрадях.
Выполняют задание и проводится взаимопроверка.
Учитель: итак обмен веществ начинается с пластического обмена, т. е с питания.
Мозговой штурм по терминологии ( Слайд 7. )по питанию, пищеварению, продуктах питания.
- Что такое питание? (Питание – процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и обновления тканей, регуляции функций.)
- Что такое пищеварение? (Пищеварение — механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном тракте – сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и ее усвоение клетками.)
3. Назовите функции пищеварительной системы.
1) Механическая (моторная): измельчение пищи, продвижение пищи по пищеварительному каналу, выделение.
2) Химическая (секреторная): выработка слюны, ферментов, пищеварительных соков, желчи.
3) Всасывающая: всасывание питательных веществ.
4. На какие составные части распадаются белки, жиры и углеводы?
(Аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза и др. простые сахара)
5. Процессы переваривания пищи в организме идут с участием ферментов. Что представляют собой ферменты? (Ферменты – вещества белкового происхождения, их функция состоит в ускорении химических реакций в пищеварительном канале).
Назовите ферменты, которые расщепляют белки, углеводы и жиры. (Птиалин фермент слюны — расщепляет крахмал и др.углеводы, пепсин– расщепляет белки, трипсин- расщепляет белки до аминокислот, жиры расщепляются в пищеварительном канале липазами на глицерин и жир.кислоты, поджелудочный сок действует на все питательные вещества (белки, жиры, углеводы).
6. Выполнить задание № 27 вариант 22 из КИМа (вставить в текст «Пищеварение» пропущенные термины из предложенного перечня. (51782)
7. (Слайд 8) Органы в организме выполняют конкретные функции. Выполните задание на соответствие:
1.Зубы, 2. кишечник, 3. поджелудочная железа, 4. желудок, 5. печень
А. переваривание, Б. вырабатывает инсулин, В. измельчает пищу, Г. вырабатывает желчь, Д. всасывание пищи.
8. Задание: на листочках находится изображение пищеварительной системы без надписей. Вам нужно правильно подписать органы пищеварительной системы. (проверка по презентации, выходят по очереди, называют, показывают). (Слайд 9.)
9. Какое значение имеет пищеварительная система для организма? (пищеварительная система снабжает организм питательными веществами и энергией).
Учитель : вернемся к схеме. (Слайд 5.)Второй процесс обмена веществ – диссимиляция, реакция распада тех органических соединений, которые входят в состав клеток, и удалением из организма продуктов их распада. При этом освобождается энергия, которая используется клетками для выполнения их функций. Энергетический обмен обеспечивает все виды деятельности нашего организма – физическую работу, умственный труд и др. Следовательно, обмен веществ и энергии представляет собой единство двух противоположных и неотделимых друг от друга процессов.
При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях.
Какую роль играют белки, жиры и углеводы?
Вспомним роль 1. белков, 2. углеводов, 3.жиров.
Ученикам предлагается биологическая физкультминутка.
Учитель : продолжим нашу работу. Научимся рассчитывать энергозатраты и составлять пищевой рацион решая задачу № 31 из КИМа.
А для этого нам нужно знать от чего зависит интенсивность обмена веществ? ( Слайд 10)
Ответы обучающихся : чем тяжелее выполняемая работа, тем интенсивнее обмен веществ. От эмоционального состояния, от времени года, от климата. Если расход энергии увеличивается, то интенсивнее сокращаются мышцы, учащаются дыхательные движения, усиливается сердечная деятельность.
Учитель: давайте вспомним, что такое энерготраты и калорийность питания.
Обучающиеся: чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.
Учитель : изучим график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет. Вариант 16 задание 20 (8 кВт)
Учитель: каким образом можно компенсировать энерготраты человека?
Обучающиеся: энерготраты компенсируются за счет продуктов питания. Продукты питания обладают различной калорийностью. Исходя из энергозатрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания. Учитель: значит между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Готовясь к ОГЭ мы должны научиться рассчитывать энергозатраты, калорийность пищи, количество белков, жиров и углеводов, решая задачи из КИМов.
Переходим к решению задачи. Перед вами памятка (Слайд 11) , которая поможет вам правильно решать задачи, учитывая данные таблиц 1,2,3 и 4.
Откроем из КИМа вариант 22 задание 31.
1. Внимательно читаем условие задачи.
2. Подчёркиваем в тексте вопросы на которые мы должны ответить (что мы должны рассчитать).
3. Необходимо указать: энергозатраты, заказанные блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
4. Произведём расчёт энергозатрат. Для этого мы будем пользоваться таблицей №3 «Энергозатраты при различных видах физической активности».
Энергетическую стоимость ккал/мин. умножим на время тренировок и получим энергозатраты тренировки. Антон увлекается катанием на водных лыжах, значит энергетическая стоимость будет равна 7,5 ккал/мин ( значение взято из таблицы №3 с учётом вида спорта, которым занимается Антон). Нам необходимо вычислить энергозатраты двухчасовых тренировок. Значит 120 мин.( 2 часа тренировки) Х 7,5ккал ( энергетическая стоимость физической активности) и получим энергозатраты утренней тренировки 900 ккал. ( 120 Х 7,5 =900 ккал.)
5. Определяем рекомендуемые блюда, обязательно учитываем, что употребляемые блюда должны быть с максимальным содержанием белка (из условия задачи). Причём меню не должно превышать энергозатраты 900 ккал. Для составления меню используем таблицу №4 графа «Энергетическая ценность».
Меню: Сэндвич с мясной котлетой ( энерг. ценность – 425 ккал.)
Салат овощной ( энерг. ценность-60 ккал.)
Мороженное с шоколадным наполнителем ( энерг. ценность – 325 ккал.)
Чай с сахаром ( две чайные ложки)- энерг. ценность – 68 ккал.
425+60 + 325 + 68 =878 ккал. ( калорийность рекомендованного обеда).
6.Находим количество белков рекомендованного обеда. Для этого воспользуемся таблицей №2 графа « Белки».
Молодцы, задание выполнено успешно.
Учитель : давайте повторим и обобщим знания по теме нашего урока «Обмен веществ и превращение энергии в организме», т.е вспомним понятие о пластическом и энергетическом обмене, а также какую роль играют белки, жиры и углеводы.
Что понимается под обменом веществ? (Обмен веществ – это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой.)
Мы с вами изучили, что процесс обмена веществ состоит из двух противоположно направленных видов обмена — пластического (ассимиляции) и энергетического (диссимиляции). Вспомним, что понимают под пластическим обменом, а что под энергетическим обменом? (Ответы)
Разберем задания, которые нам помогут закрепить знания на пластический и энергетический обмен. ( Слайд 12.)
1. Вспомним этапы энергетического обмена, для этого откроем вариант 6 задание 27. Вставим в текст пропущенные термины из предложенного перечня (6,8,2,4)(пищеварительная, цитоплазма клетки, гликолиз, митохондрии)
2. Изучим график зависимости использования организмом человека энергии, запасенных в жирах, от продолжительности физической нагрузки. Вариант 9 задание 20 (63%)
Следующий вопрос: какую роль играют белки, жиры и углеводы?
Вариант 12 – 23. Выбрать три верных ответа из шести. Какие функции в клетке выполняют белки? (1,2,4)
Выполним тест на соответствие: Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
- Вещества окисляются А. Пластический обмен
- вещества синтезируются Б. Энергетический обмен
- энергия запасается в молекулах
- Энергия расходуется
- В процессе участвуют рибосомы
- В процессе участвуют митохондрии
Рефлексия. (Слайд 13.)
Завершая урок, мы ответим на вопрос: «Что нового узнали и чему научились?»
Я предлагаю оценить вашу работу на уроке.
• работал активно, пассивно.
• своей работой доволен, недоволен
• мое настроение стало лучше, хуже
(Для оценки работы были розданы бланки с вопросами)
Спасибо за работу!
(Слайд 14.) Домашнее задание : пользуясь дополнительной литературой, составить индивидуальный суточный рацион, режим питания , выполнить задание КИМа вариант 9 задание 31.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.-М.: Дрофа, 2012
- ОГЭ – Биология. Типовые экзаменационные варианты/ под редакцией Рохлова В.С. – М.: Национальное образование, 2018
- Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 80с.
4. Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. –М.: Дрофа, 1999.
5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. –М.: Просвещение, 1983.
Источник