«Здоровье человека»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Здоровье человека.
.
Цели урока: 1. Расширить знания учащихся об укреплении своего здоровья.
2. Способствовать формированию здорового образа жизни учащихся.
3. Стимулировать развитие творческих возможностей учащихся.
Оборудование: оформление доски: плакат с изображением человека, который занимается разными видами спорта.
2. Введение в тему урока
(На доске записано стихотворение С. Я. Маршака )
Цените слух, цените зрение,
Любите зелень, синеву –
Всё, что дано нам во владение
Двумя словами « Я живу».
— Ребята, прочитайте стихотворение. Как вы понимаете слова «Я живу»? Как вы думаете, что такое «счастливая жизнь»?
— Верно, ребята, счастливая жизнь невозможна без здоровья. Сегодня мы поговорим о значении здоровья в жизни человека.
3. Постановка целей .
— Зная тему и используя слова на доске, поставьте цели урока:
-повторить( изученный материал по теме «Здоровье»);
-расширить (знания об укреплении здоровья).
4. Формирование новых знаний .
— Каждый день мы говорим или слышим слова с корнем «здрав – здоров»: «Здравствуйте», «Здравия желаю», « Как ваше здоровье?», « Доброго здоровья», « Будьте здоровы». И это понятно: здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека
— Вам было дано задание: расспросить у ваших бабушек и дедушек, как проходило их детство в военную и послевоенную пору. Сейчас мы послушаем ваши сообщения
( Дети зачитывают сообщения).
— Спасибо за работу! Теперь совсем другое дело. Уверенно вошло в быт газовое отопление, стиральные машины, пылесосы. И это замечательно! Но, к сожалению, ушли в прошлое почти все подвижные игры. Зато прочно захватили свои права телевизор( компьютер ). Некоторые школьники тратят на просмотр телепередач по 16, 20 и даже 30 часов в неделю. 30 часов неподвижного сидения у телевизионного экрана! Чем это грозит человеку?
( Далее рассказ учителя сопровождается возникновением схемы на доске)
-Мышцы плохо сокращаются;
-Кости становятся рыхлыми;
-Особенно страдает сердце, сосуды.
-Но всех этих явлений можно избежать, если будете двигаться.
5 .Работа в группах.
-Для дальнейшей работы я предлагаю вам объединиться в группы. Каждая группа- специалисты в области здорового образа жизни. Ваша задача- создать рекомендации для двигательной активности.
(Дети работают в группах).
-А теперь, ребята, озвучьте свои рекомендации.
(Дети называют свои, учитель открывает на доске свои; сравниваются.)
1.В школу надо идти пешком. 1.Дорогу в школу или хотя бы часть её пройдите пешком.
3.На перемене надо двигаться, 2.Перемену постарайтесь провести в движении.
4.После уроков необходимо 3.После уроков полезно прогуляться.
погулять на свежем воздухе. 4.Во время приготовления домашних заданий
5.Заниматься спортом. делай короткие перерывы для физкультурных
5.Делать утреннюю зарядку и дружить со спортом.
-Молодцы, ребята, все отлично справились! Сейчас я хочу, чтобы вы выбрали наиболее четкие и полные рекомендации, какой группе это удалось?
-Отлично! Работу этой группы мы поместим в наш классный уголок здоровья.
-Чтобы быть здоровыми, надо делать зарядку, а мы сделаем точечный массаж.
6 .Работа по учебнику .
-Открываем учебники( Окружающий мир. 4 класс: Учебник для общеобразовательных школ/ Автор-составитель Н. Ф. Виноградова.-М.: Вентана-Граф) на странице 49 и посмотрите на рисунок -Какие вы видите правила здорового образа жизни?
-Ребята, посмотрите на доску.
(На доске яркий коллаж из картинок: человек, облако, солнце, водоем).
-Почему говорят что солнце, воздух и вода- наши верные друзья? Как вы это понимаете?
-А какой у вас распорядок дня?
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее?». Правила игры: кратко на отдельных листочках опишите , из каких режимных моментов складывается ваш распорядок дня, какое время отводится для того или другого режимного момента. Эта игра позволит нам выявить учащихся, которые правильно распоряжаются своим временем в течение дня. Они и будут победителями.
7. Самостоятельная работа .
8. Отчет о работе (дети по желанию зачитывают свои работы, которые, по мере необходимости, корректируются учителем и другими учащимися; определение победителей).
-Ребята, прочтите запись на доске:
Здоровье- это самое ценное богатство каждого человека.
-Вы согласны с этим мнением?
-Постарайтесь запомнить эти слова.
-А теперь, подводя итоги, давайте вспомним цели урока. Все ли мы выполнили, что наметили?
11 . Домашнее задание .
-Дома вы поработаете в рабочей тетради № 1 и выполните одно из заданий: №72, №73, №74- по выбору, а также подберете пословицы и поговорки о здоровье и запишите их на отдельные листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека — его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн.
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека.
На данном уроке формируютсся у учащихся представления о здоровом сне, о правильном питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск.
Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация».
Образовательный Веб — квест -проблемное задание с элементами сюжетно-ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Это сайт в интернете, с которым работают обуча.
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок.
Источник
Классный час. Тема: «Природа и здоровье человека»
Цель: (слайд 15)
- формирование представлений о здоровье;
- воспитывать экологическую культуру;
- развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
На доске эпиграф: (слайд 2)
«Для того чтобы жить – человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г.Х. Андерсен
Ход классного часа
– Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?
(свободное высказывание детей)
– Да, это, конечно же, здоровье!
Народная мудрость гласит: «Здоровье всего дороже. Здоровье потеряешь – всё потеряешь».
– Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь.
– Сегодня мы побеседуем на тему, которая звучит так: «Природа и здоровье человека».
А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…
Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!
Вдохнём в себя: (слайд 3 – 6)
- свежесть и красоту белого снега;
- всю нежность первых весенних цветов;
- жажду знойного лета;
- лёгкое шуршание последнего падающего листочка…
Целеполагание. (слайд 7)
– Прочитайте заголовок ещё раз и подумайте, какие вопросы могут вас заинтересовать при разговоре на эту тему?
(Всё фиксируется на доске.)
– Подводим итог:
- Вспомнить, что такое природа?
- Что такое здоровье?
- Как природа влияет на здоровье человека?
- Человек – часть природы.
1. Что такое природа? (слайд 8)
(Опираясь на свои знания, дети сами дают ответ на этот вопрос.)
ПРИРОДА | ||
неживая | живая | |
Солнце | человек | |
воздух | животные | |
вода | растения | |
камни | грибы | |
микробы |
Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.
2. Что такое здоровье?
(свободное высказывание детей)
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?
Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?
– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье? (Высказывания учащихся от каждой группы).
- «Здоровье не купишь, его разум дарит».
- «Здоровому врач не надобен».
- «Болен – лечись, а здоров – берегись».
- «Береги здоровье смолоду» и т. д.
Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Объединяем усилия и получаем запись:
Материал для учителя:
Понятие здоровье – неоднозначно трактуется в научной литературе. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья:
«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
3. Как природа влияет на здоровье человека?
В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем?
– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (слайд 10)
(Нужен свежий воздух.)
Вот он первый доктор!
– Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?
(свободное высказывание детей)
Материал для учителя:
В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.
Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.
После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.
(свободное высказывание детей)
Например: Красота природы тоже благоприятно действует на наше самочувствие.
Обратная связь: дети говорят о вырубке и лесных пожарах; осушение болот, озер; человек вырывает лекарственные и красивоцветущие растения и т.д.
Учитель корректирует и дополняет ответы детей. (слайд 11)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы, (Я делаю паузу, а дети ведут счёт сорванным цветам)
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
– Роль солнца в укреплении человеческого организма? (слайд 12)
(свободное высказывание детей)
Материал для учителя:
Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.
– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
– Почему вода является союзником здоровья? (слайд13)
(свободное высказывание детей)
Материал для учителя:
Вода – это жизнь. Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на земле». Вода – составная часть нашего питания. По расчётам специалистов на одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она также оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.
Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
– Прочитай внимательно эпиграф к нашему занятию.
– Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?
(свободное высказывание детей)
Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку. (слайд 14)
Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом при ответе на последний вопрос.
Физкультминутка
Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).
Человек – часть природы.
Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.
Вы, наверное, ребята, слышали от взрослых: «Ох, какая сегодня плохая экология» и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять.
Так, что же такое экология?
Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом, а «логос» – наука о доме. Дом этот необъятный, общий для всех людей! Имя ему – природа! Дом, без которого нам не прожить.
Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.
Материал для учителя:
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения среды.
В нашем районе лесные полосы подвергаются бесконтрольной рубке, захламляются бытовыми отходами, гибнут от недостатка влаги в почве. По материалам последнего землеустройства, проведённого в 1985 году, в районе числится 3 125га защитных лесных полос, а, сколько их сейчас осталось, не ответит никто.
Имеющиеся солёные озёра в районе тоже ищут нашей защиты. На озере Беленькое ведётся бесконтрольная заготовка яиц артемии (этой продукции было добыто около 30 тонн).
Рыбы в наших пресных водоёмах почти не осталось. Лебединское, Карпиловское и Новокиевское озёра высыхают, т.к. из-за отсутствия средств не работают скважины, которые подпитывали эти озёра водой. Наблюдаются случаи браконьерской ловли рыбы.
Озеро в с. Карпиловка превратили в болото, на нём предприниматели выращивают гусей.
Надо любить природу, ведь она так ранима.
Игра. «Ты – мне, я – тебе».
Построение на магнитной доске динамической схемы (модели). В центре человек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают и демонстрируют рисунки. Объясняют, какое значение природы для человека в них «зашифровано» и прослеживают обратную связь (влияние человека на природу).
– Я знаю, ребята, что вы ещё много можете рассказать на тему, как природа и здоровье связаны между собой, но, к сожалению, время нашего классного часа подходит к концу.
– Какое маленькое открытие для себя сделал каждый из вас из всего услышанного? Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?
Дети сами приходят к выводу:
Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье.
– Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья…
Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой и т.д.
Заключительное слово учителя:
Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Наше здоровье в наших руках!
Берегите природу!
Вспомните слова деда Кузьмы из рассказа К. Паустовского «Стальное кольцо»: «Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
Рефлексия «Всё в твоих руках». (слайд 16)
–На листке бумаги обведите левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – для меня было – комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
Источник