План-конспект урока на тему «Гигиена питания»
план-конспект урока по биологии на тему
Цель: Продолжить формировать у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье — это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья — это правильное питание.
Задачи
1. Сформировать у учащихся представления о продуктах питания и питательных веществах.
2. Расширить представления учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.
2.Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.
4. Обосновать правила гигиены питания.
5.Способствовать зарождению пищевых пристрастий, формировать культуру питания.
Развивающие:
1.Продолжить формирование навыков правильного питания.
2.Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни.
Воспитательные:
1 Воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью.
2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_gigiena_pitaniya.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему «Гигиена питания»
Цель: Продолжить формировать у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье — это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья — это правильное питание.
1. Сформировать у учащихся представления о продуктах питания и питательных веществах.
2. Расширить представления учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.
2.Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.
4. Обосновать правила гигиены питания.
5.Способствовать зарождению пищевых пристрастий, формировать культуру питания.
1.Продолжить формирование навыков правильного питания.
2.Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни.
1 Воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью.
2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный.
компьютерная презентация, раздаточный материал
«Человек есть то, что он ест».
II. Актуализация знаний :
Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне, тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания?
Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем, придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании.
Мы совершим с вами “путешествие вместе с любимой пищей” по органам пищеварения, побываем на аукционе вредных привычек, поразмышляем, как улучшить собственное здоровье.
Что такое гигиена? ( Гигиена – это наука о создании условий для сохранения и укрепления здоровья человека) слайд1
Здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: 50% — от здорового образа жизни; 20% — от наследственности; 20% — от экологии; 10% — от здравоохранения.
Конкретизация задач урока учителем. Умеем ли мы быть здоровыми?
Пути решения проблемы на уроке – выяснить:
1 — Помогают ли знания о процессах пищеварения и обмена веществ сохранению здоровья?
2 — Знаем ли мы факторы, разрушающие нормальное пищеварение?
3 – Учимся ли мы быть здоровыми?
Учитель: Диетологи говорят: «Если отец болезней не известен, то её мать всегда – питание». А известный американский пропагандист ЗОЖ Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»
Задание1 Выписать в правый столбик продукты питания, а в левый – питательные вещества. Капуста, фасоль, масло, минеральные соли, рис, колбаса, углевод, хлеб, сало, сливки, жир, белок, витамины, рыба, мясо.(Слайд)
Что такое питательные вещества? Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности (белки, жиры, углеводы и др.)
Зачем мы едим? ( Слайд)
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение , сердечно-сосудистые заболевания , диабет , повышенное давление , рак .
Принципы полноценного и рационального питания.
В современном мире большое внимание уделяется проблеме правильного питания. Было выяснено, что для каждого человека существует свой индивидуальный рацион питания, который зависит от его возраста, веса, здоровья, физических нагрузок и других факторов.
Достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание, удовлетворяющее энергетическим и пластическим потребностям организма.
Принципы рационального питания:
- Умеренность (энергозатраты, калории)
- Сбалансированность (б:ж:у)
- Разнообразие
- Режим питания
Она необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основ- ной обмен, как правило, повышается в пределах 30%.
Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров, углеводов, витаминов, мин веществ и воды. Оптимальным в рационе здорового человека считается соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4.
3 Режим питания
Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Но необходимо иметь в виду, что аппетит сохраняется даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением.
Деятельностный этап работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий.
Правила гигиены питания. Установите соответствие (Слайд)
Правила гигиены питания
- Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус.
А. Такая пища вызывает аппетит и способствует отделению пищеварительных соков.
- Пищу необходимо принимать в одни и те же часы и не реже 4-5 раз в день
Б. На время приёма пищи образуются сокоотделительные условные рефлексы.
- В начале еды полезно употреблять такие блюда, как салат, винегрет, бульон.
В. Эти блюда усиливают сокоотделение.
- Пищу необходимо тщательно пережевывать.
Г. Пища лучше пропитывается слюной, отсутствие в ней грубых частиц позволяет обеспечить сохранность слизистой желудка Происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов под действием ферментов, содержащихся в слюне.
- Не злоупотреблять острыми блюдами.
Д. Раздражают слизистую оболочку пищевода и желудка, печень и почки.
- В пище должны содержаться вещества, стимулирующие моторику кишечника: капуста, морковь, слива,
Е Овощи и и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника.. Они способствуют своевременному удалению непереваренных остатков пищи.
- Большая часть пищи должна подвергаться термической обработке.
Ж. Подвергнутые термической переработке продукты полнее расщепляются пищеварительными соками. При термической обработке гибнут болезнетворные бактерии и яйца глист.
З. Ухудшается сокоотделение.
- На пустой желудок вредно пить крепкий кофе и чай.
И. Кофеин стимулирует отделение желудочного сока, который при отсутствии в желудке пищи может раздражать его слизистую.
- Пища не должна быть слишком горячей.
К. В противном случае возможны ожоги пищевода и желудка.
- Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.
Л. Пищеварительная система регулируется пара симпатическим отделом нервной системы
2 Группа АУКЦИОН ВРЕДНЫХ ПРЕВЫЧЕК
- Курение.
- Употребление алкоголя.
- Постоянно жевать жевательную резинку.
- Использование вместо зубочисток металлических предметов.
- Не мыть руки перед едой, после посещения туалета.
- Принимать пищу на ночь.
- Сухоядение, то есть питание преимущественно бутербродами.
- Разговаривать, читать и смотреть телевизор во время приема пищи.
3 Группа Дайте физиологическое обоснование пословицам и поговоркам.
- “Кто долго жует – тот долго живет”;
- “Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”;
- «Сытое брюхо на ученье глухо»;
- «Холод не терпит голод»;
Физкультминутка – дотронуться до … органа:
- где начинается процесс пищеварения (рот)
- кислая среда (желудок)
- вырабатывает желчь (печень)
- сообщается с дыхательной системой (глотка)
- впадают протоки печени и поджелудочной железы (тонкий кишечник)
- перевариваются углеводы (рот, кишечник)
- перевариваются белки (желудок, кишечник)
- живут молочнокислые бактерии (толстый кишечник)
- аппендикс
Пять самых вредных продуктов питания
Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека, рассказывает «Комсомольская правда». Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом.
1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Тест по материалу: Выберите рекомендации для рационального питания:
- А) употребление йогуртов и обезжиренного молока;
- Б) быстрое питание;
- В) ограничение овощей и фруктов;
- Г) ограничение соли;
- Д) ограничение животных жиров;
- Е) употребление только белого хлеба;
- Ж) ограничение сладостей;
- З) употребление рыбы и птицы;
- И) употребление хлеба из муки грубого помола;
- К) сладости необходимы в ежедневном рационе, так как они содержат витамины;
- Л) 5-тиразовый режим питания;
- М) наиболее калорийным должен быть обед и ужин;
- Н) утром лучше не завтракать;
- О) необходимо постоянно соблюдать диеты (вегетарианство, раздельное питание, питание по группам крови и т.д.)
Источник
Урок «Гигиена питания»
Разделы: Биология
Цель: Углубить знания учащихся по теме: “Питание и пищеварение”, способствовать формированию культуры питания, , сформировать знания о гигиенических условиях нормального питания Ознакомить учащихся с основными правилами питания, мерах предупреждения болезней органов пищеварения, обобщить знания о органах пищеварения.
- Образовательные: вспомнить строение органов пищеварения и их функции; сформировать представление о гигиенических условиях правильного питания
- Развивающие: развивать умение работать с дополнительной литературой, делать выводы на основании анкетирования; вовлечь учащихся в процесс самостоятельного поиска, решения задач проблемного характера.
- Воспитательные: изучить правила рационального питания, что позволит сохранить здоровье каждого учащегося
Оборудование: Таблицы о влиянии алкоголя и курения на внутренние органы, фрагмент фильма по гигиене питания, презентация.
Тип урока: Новых знаний.
Учитель: Сегодня урок у нас будет не совсем обычный, это урок-размышление о том, как прожить долгую жизнь, оставаясь здоровым. Возможно ли это сегодня, учитывая далеко не благополучную экологическую ситуацию и стрессовый характер нашей жизни.
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что именно правильное питание и есть первый, но далеко не единственный шаг к здоровью, который рано или поздно придется сделать каждому. Итак, тема нашего урока “Питание и здоровье” Давайте вместе подумаем о том, какие же вопросы по этой теме нам надо рассмотреть. (Вместе с учащимися составляем план урока.)
- Пищевые продукты.
- Режим питания.
- Болезни органов пищеварения.
- Системы питания.
- Правила рационального питания.
Прежде чем начать, давайте немного повторим.
- Что такое пищеварение?
- Каковы функции питательных веществ?
- Каковы функции пищеварительной системы?
- На какие вещества расщепляются в органах пищеварения белки, жиры, углеводы?
А сейчас послушайте отрывок из произведения “Мертвые души”.
– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками – Эдакой нянь, продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!
За щами последовали свиные котлеты и разварная рыба, которые были превосходны.
– Возьмите барана – продолжал он, обращаясь к Чичикову – это бараний бок с кашей! Выдумали диету, лечить голодом! У меня все не так.
У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, де съем в меру, как душа требует.
Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал все до последней косточки.
“Да – подумал Чичиков – у этого губа не дура!”
За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился. Но когда зашли в гостиную, там оказалось варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода.
“Пожалуйста, угощайтесь, – сказала хозяйка, – Это редька, вареная в меду!”
– Вы прослушали, как обедали Чичиков и Собакевич. А что же употребляем мы на обед?
Послушайте результаты работы группы: как же обедаем мы?
(Группа ребят готовила материал о том, что употребляют на обед наши дети и их родители.)
Итак, подводим итог: кто же правильно питается? Мы или Собакевич в повести “Мертвые души” ? (Мнения учащихся разделяются.)
Это мы узнаем чуть позже.
Большое значение имеет норма питания. Человек должен получать столько пищи, сколько он затрачивает на свою жизнедеятельность.
Старинная индийская притча говорит: “Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстро и умрет.”
– К чему приводит переедание и голодание?
(Учащиеся читают сообщение на листах о переедании и голодании, и рассказывают о вреде переедания и голодания. (Приложение.)
А сейчас на основании этого сформулируйте первое правило рационального питания.
Не переедай и не голодай (умеренность в еде).
А.П. Пушкин говорил: “Скажи, что ты ешь и я скажу, кто ты”.
Послушаем домашнее задание второй группы учащихся. Что мы чаще всего едим и что мы любим и не любим есть. (Сообщение учащихся второй группы о любимой и нелюбимой пище.)
Итог: Чаще всего едим картофель с мясом, чай, кофе. Не любим щи, борщи.
Мы не любим бульоны. А это необходимое условие правильного питания. Бульоны способствуют обильному сокоотделению. Они содержат уже готовые к всасыванию вещества и не требуют дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Мало употребляем овощей и фруктов.
Учитель: Зачем нужно больше употреблять овощей и фруктов?
1) Они усиливают движение стенок желудка и кишечника, способствуют перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ.
2) В них много витаминов, необходимых для жизнедеятельности организма
На основании этого составьте второе правило рационального питания.
Пища должна быть разнообразной
А сейчас вернемся к началу урока, где мы выясняли, кто правильно питается: мы или помещики из “Мертвых душ”. (Беседа с учащимися.)
Итог: Оба неправильно.
Собакевич: обильное, много жиров, белков, нет овощей и фруктов.
Мы: мало овощей, фруктов, нет соков, салатов.
2. Поговорим о режиме питания.
Посмотрите отрывок видеофильма и попробуйте ответить на несколько вопросов.
– Какие правила питания вы смогли узнать из фильма?
Есть в одно и то же время.
– Как вы думаете, почему? ( ответы учащихся)
Ужинать за 2 часа до сна.
– Почему? (Ответы учащихся.)
Вспомните пословицу : “Когда я ем, я глух и нем” Объясните, почему?
Сформулируйте следующее правило рационального питания.
Во время еды не разговаривай и не отвлекайся.
Учитель: Что такое аппетит? Это ощущение потребности в еде. Что мы должны помнить, чтобы улучшить аппетит?
Уч-ся: Разнообразие пищи, салаты, приправы, оформление блюд, сервировка стола.
Учитель: Сформулируйте следующее правило питания (демонстрация фото сервировки блюд).
Ешь с удовольствием.
Учитель: Однако, как бы мы не заботились о режиме питания, бывают случаи отравления организма. Чем же можно отравиться?
Уч-ся: Ядовитые грибы, консервы, продукты.
Учитель: Как можно помочь в этом случае? Какое правило можно записать.
Не есть несвежих продуктов, испорченных консервов
Учитель: Вспышки желудочно-кишечных инфекций возникают обычно в летнее время.
Как это можно объяснить?
Возможно это объясняется барьерной функцией желудка. Летом жарко, кровь притекает к коже, а желудочно-кишечный тракт снабжается недостаточно. Летом мы много пьем, это приводит к разбавлению желудочного сока, слабая концентрация соляной кислоты недостаточна для подавления микробов. Наиболее опасны среди возбудителей являются дизентерия и холера. Также можно заразиться паразитическими червями.
Подумайте, какие правила можно записать в этом случае?
Мыть руки перед едой, борьба с мухами, хорошо проваривать пищу.
(Просмотр фрагмента фильма.)
Вопросы после фильма.
1. Какое заболевание вы увидели в фильме? (Язва желудка.)
2. От чего возникает это заболевание?
3. Какой вред приносят спиртные напитки?
4. Какой вред курения?
Сформулируйте следующее правило.
Не курить, не употреблять спиртные напитки.
Учитель: Беды современной цивилизации пагубно влияют на состояние окружающей среды, заставляют нас обращаться к естественным методам оздоровления организма. И в последние годы появилось много систем питания и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. Сыроедение, вегетарианство, раздельное питание и другие. Давайте послушаем некоторые из них и попробуем охарактеризовать их с точки зрения режима питания и состава получаемой пищи.
(Учащиеся слушают заранее подготовленные сообщения о некоторых системах питания– вегетарианство, раздельное питание, сыроедение.)
Какая же система лучше? Нашли ли вы сегодня для себя ответ?
Я вижу сомнения на ваших лицах. Вот это и хорошо, так как это заставит вас более придирчиво относиться к своему выбору. И самое главное, если вы решили использовать какую– либо систему, то обязательно должны посоветоваться с врачом.
1. Сформулируйте основные правила рационального питания, которые вы записали во время урока.
2. Объясните пословицы:
– Когда я ем, я глух и нем.
– Ешь да не жирей, будешь здоровей.
– Аппетит приходит во время еды.
– Хрен да редька, лук да капуста лихого на допустят.
3. Творческие задания:
1. В одном эксперименте две дюжины крыс кормили без ограничений в течение месяца. После чего зверькам ввели канцероген У 14 из подопытных животных развился рак. Контрольная группа подвергалась ограничению в еде на 40 %, После введения того же канцерогена болезнь не была обнаружена ни у одного животного. Что вы можете сказать по поводу этого эксперимента?
(Можно сделать предположение о вреде избыточного питания, в результате понижается сопротивляемость организма, ослабляется иммунная защита.)
2. Известно, что в южных странах – тропиках и субтропиках – национальные блюда чрезвычайно сильно сдобрены острыми специями, продукты обычно жарят в масле. В умеренных широтах, напротив, потребляют более спокойные. Для людей умеренного пояса южные кушанья слишком остры и жирны. Но на юге никогда не думали перейти на “спокойную” пищу.
Предложите несколько объяснений этого.
(На юге больше кишечных паразитов и инфекций, их активность и жизнестойкость выше, чем у родственных организмов умеренных широт. Чтобы случайно не заразиться, людям приходится обрабатывать пищу при температуре кипения масла 250 градусов.
Острота пищи: в жару тормозится желудочная секреция. Чтобы ее повысить, в пищу добавляются острые приправы.)
- Повторить правила рационального питания, которые вы записали в тетрадях .
- Найти пословицы или поговорки о правильном питании
- “Я иду на урок биологии” Библиотека 1 сентября.
- Ж “Биология в школе.
- “Гигиена и здоровье” А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Москва “Просвещение” 1988 г.
- “Занимательная анатомия” М. Залесский. Москва. 1995.
- “Биология, экология, здоровый образ жизни”. В.В.Балобанов . Волгоград.2001.
Источник
➤ Adblockdetector