Меню

Урок гигиена питания витамины

План-конспект урока на тему «Гигиена питания»
план-конспект урока по биологии на тему

Цель: Продолжить формировать у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье — это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья — это правильное питание.

Задачи

1. Сформировать у учащихся представления о продуктах питания и питательных веществах.

2. Расширить представления учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.

2.Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.

4. Обосновать правила гигиены питания.

5.Способствовать зарождению пищевых пристрастий, формировать культуру питания.

Развивающие:

1.Продолжить формирование навыков правильного питания.

2.Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни.

Воспитательные:

1 Воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью.

2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

Вложение Размер
moy_urok_gigiena_pitaniya.docx 35.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему «Гигиена питания»

Цель: Продолжить формировать у учащихся знания в области здорового питания; понимание, что здоровье — это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья — это правильное питание.

1. Сформировать у учащихся представления о продуктах питания и питательных веществах.

2. Расширить представления учащихся об основных принципах полноценного и рационального питания.

2.Сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.

4. Обосновать правила гигиены питания.

5.Способствовать зарождению пищевых пристрастий, формировать культуру питания.

1.Продолжить формирование навыков правильного питания.

2.Развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни.

1 Воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью.

2. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: комбинированный.

компьютерная презентация, раздаточный материал

«Человек есть то, что он ест».

II. Актуализация знаний :

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне, тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания?

Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем, придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в своих ошибках в питании.
Мы совершим с вами “путешествие вместе с любимой пищей” по органам пищеварения, побываем на аукционе вредных привычек, поразмышляем, как улучшить собственное здоровье.

Что такое гигиена? ( Гигиена – это наука о создании условий для сохранения и укрепления здоровья человека) слайд1

Здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: 50% — от здорового образа жизни; 20% — от наследственности; 20% — от экологии; 10% — от здравоохранения.

Конкретизация задач урока учителем. Умеем ли мы быть здоровыми?
Пути решения проблемы на уроке – выяснить:
1 — Помогают ли знания о процессах пищеварения и обмена веществ сохранению здоровья?
2 — Знаем ли мы факторы, разрушающие нормальное пищеварение?
3 – Учимся ли мы быть здоровыми?

Учитель: Диетологи говорят: «Если отец болезней не известен, то её мать всегда – питание». А известный американский пропагандист ЗОЖ Поль Брэгг в одной из своих книг писал: «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»

Задание1 Выписать в правый столбик продукты питания, а в левый – питательные вещества. Капуста, фасоль, масло, минеральные соли, рис, колбаса, углевод, хлеб, сало, сливки, жир, белок, витамины, рыба, мясо.(Слайд)

Что такое питательные вещества? Питательные вещества – это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности (белки, жиры, углеводы и др.)

Зачем мы едим? ( Слайд)

Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение , сердечно-сосудистые заболевания , диабет , повышенное давление , рак .
Принципы полноценного и рационального питания.

В современном мире большое внимание уделяется проблеме правильного питания. Было выяснено, что для каждого человека существует свой индивидуальный рацион питания, который зависит от его возраста, веса, здоровья, физических нагрузок и других факторов.

Достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание, удовлетворяющее энергетическим и пластическим потребностям организма.

Принципы рационального питания:

  • Умеренность (энергозатраты, калории)
  • Сбалансированность (б:ж:у)
  • Разнообразие
  • Режим питания

Она необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основ- ной обмен, как правило, повышается в пределах 30%.

Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров, углеводов, витаминов, мин веществ и воды. Оптимальным в рационе здорового человека считается соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4.

3 Режим питания

Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Но необходимо иметь в виду, что аппетит сохраняется даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением.

Деятельностный этап работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий.

Правила гигиены питания. Установите соответствие (Слайд)

Правила гигиены питания

  1. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус.

А. Такая пища вызывает аппетит и способствует отделению пищеварительных соков.

  1. Пищу необходимо принимать в одни и те же часы и не реже 4-5 раз в день

Б. На время приёма пищи образуются сокоотделительные условные рефлексы.

  1. В начале еды полезно употреблять такие блюда, как салат, винегрет, бульон.

В. Эти блюда усиливают сокоотделение.

  1. Пищу необходимо тщательно пережевывать.

Г. Пища лучше пропитывается слюной, отсутствие в ней грубых частиц позволяет обеспечить сохранность слизистой желудка Происходит не только механическое измельчение пищи, но и частичное расщепление углеводов под действием ферментов, содержащихся в слюне.

  1. Не злоупотреблять острыми блюдами.

Д. Раздражают слизистую оболочку пищевода и желудка, печень и почки.

  1. В пище должны содержаться вещества, стимулирующие моторику кишечника: капуста, морковь, слива,

Е Овощи и и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника.. Они способствуют своевременному удалению непереваренных остатков пищи.

  1. Большая часть пищи должна подвергаться термической обработке.

Ж. Подвергнутые термической переработке продукты полнее расщепляются пищеварительными соками. При термической обработке гибнут болезнетворные бактерии и яйца глист.

З. Ухудшается сокоотделение.

  1. На пустой желудок вредно пить крепкий кофе и чай.

И. Кофеин стимулирует отделение желудочного сока, который при отсутствии в желудке пищи может раздражать его слизистую.

  1. Пища не должна быть слишком горячей.

К. В противном случае возможны ожоги пищевода и желудка.

  1. Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.

Л. Пищеварительная система регулируется пара симпатическим отделом нервной системы

2 Группа АУКЦИОН ВРЕДНЫХ ПРЕВЫЧЕК

  1. Курение.
  2. Употребление алкоголя.
  3. Постоянно жевать жевательную резинку.
  4. Использование вместо зубочисток металлических предметов.
  5. Не мыть руки перед едой, после посещения туалета.
  6. Принимать пищу на ночь.
  7. Сухоядение, то есть питание преимущественно бутербродами.
  8. Разговаривать, читать и смотреть телевизор во время приема пищи.

3 Группа Дайте физиологическое обоснование пословицам и поговоркам.

  • “Кто долго жует – тот долго живет”;
  • “Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”;
  • «Сытое брюхо на ученье глухо»;
  • «Холод не терпит голод»;

Физкультминутка – дотронуться до … органа:

  • где начинается процесс пищеварения (рот)
  • кислая среда (желудок)
  • вырабатывает желчь (печень)
  • сообщается с дыхательной системой (глотка)
  • впадают протоки печени и поджелудочной железы (тонкий кишечник)
  • перевариваются углеводы (рот, кишечник)
  • перевариваются белки (желудок, кишечник)
  • живут молочнокислые бактерии (толстый кишечник)
  • аппендикс

Пять самых вредных продуктов питания

Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека, рассказывает «Комсомольская правда». Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом.

1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.

2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Тест по материалу: Выберите рекомендации для рационального питания:

  • А) употребление йогуртов и обезжиренного молока;
  • Б) быстрое питание;
  • В) ограничение овощей и фруктов;
  • Г) ограничение соли;
  • Д) ограничение животных жиров;
  • Е) употребление только белого хлеба;
  • Ж) ограничение сладостей;
  • З) употребление рыбы и птицы;
  • И) употребление хлеба из муки грубого помола;
  • К) сладости необходимы в ежедневном рационе, так как они содержат витамины;
  • Л) 5-тиразовый режим питания;
  • М) наиболее калорийным должен быть обед и ужин;
  • Н) утром лучше не завтракать;
  • О) необходимо постоянно соблюдать диеты (вегетарианство, раздельное питание, питание по группам крови и т.д.)

Источник

Урок «Гигиена питания»

Разделы: Биология

Цель: Углубить знания учащихся по теме: “Питание и пищеварение”, способствовать формированию культуры питания, , сформировать знания о гигиенических условиях нормального питания Ознакомить учащихся с основными правилами питания, мерах предупреждения болезней органов пищеварения, обобщить знания о органах пищеварения.

  • Образовательные: вспомнить строение органов пищеварения и их функции; сформировать представление о гигиенических условиях правильного питания
  • Развивающие: развивать умение работать с дополнительной литературой, делать выводы на основании анкетирования; вовлечь учащихся в процесс самостоятельного поиска, решения задач проблемного характера.
  • Воспитательные: изучить правила рационального питания, что позволит сохранить здоровье каждого учащегося

Оборудование: Таблицы о влиянии алкоголя и курения на внутренние органы, фрагмент фильма по гигиене питания, презентация.

Тип урока: Новых знаний.

Учитель: Сегодня урок у нас будет не совсем обычный, это урок-размышление о том, как прожить долгую жизнь, оставаясь здоровым. Возможно ли это сегодня, учитывая далеко не благополучную экологическую ситуацию и стрессовый характер нашей жизни.

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что именно правильное питание и есть первый, но далеко не единственный шаг к здоровью, который рано или поздно придется сделать каждому. Итак, тема нашего урока “Питание и здоровье” Давайте вместе подумаем о том, какие же вопросы по этой теме нам надо рассмотреть. (Вместе с учащимися составляем план урока.)

  1. Пищевые продукты.
  2. Режим питания.
  3. Болезни органов пищеварения.
  4. Системы питания.
  5. Правила рационального питания.

Прежде чем начать, давайте немного повторим.

  1. Что такое пищеварение?
  2. Каковы функции питательных веществ?
  3. Каковы функции пищеварительной системы?
  4. На какие вещества расщепляются в органах пищеварения белки, жиры, углеводы?

А сейчас послушайте отрывок из произведения “Мертвые души”.

– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками – Эдакой нянь, продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!

За щами последовали свиные котлеты и разварная рыба, которые были превосходны.

– Возьмите барана – продолжал он, обращаясь к Чичикову – это бараний бок с кашей! Выдумали диету, лечить голодом! У меня все не так.

У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, де съем в меру, как душа требует.

Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал все до последней косточки.

“Да – подумал Чичиков – у этого губа не дура!”

За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился. Но когда зашли в гостиную, там оказалось варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода.

“Пожалуйста, угощайтесь, – сказала хозяйка, – Это редька, вареная в меду!”

– Вы прослушали, как обедали Чичиков и Собакевич. А что же употребляем мы на обед?

Послушайте результаты работы группы: как же обедаем мы?

(Группа ребят готовила материал о том, что употребляют на обед наши дети и их родители.)

Итак, подводим итог: кто же правильно питается? Мы или Собакевич в повести “Мертвые души” ? (Мнения учащихся разделяются.)

Это мы узнаем чуть позже.

Большое значение имеет норма питания. Человек должен получать столько пищи, сколько он затрачивает на свою жизнедеятельность.

Старинная индийская притча говорит: “Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстро и умрет.”

– К чему приводит переедание и голодание?

(Учащиеся читают сообщение на листах о переедании и голодании, и рассказывают о вреде переедания и голодания. (Приложение.)

А сейчас на основании этого сформулируйте первое правило рационального питания.

Не переедай и не голодай (умеренность в еде).

А.П. Пушкин говорил: “Скажи, что ты ешь и я скажу, кто ты”.

Послушаем домашнее задание второй группы учащихся. Что мы чаще всего едим и что мы любим и не любим есть. (Сообщение учащихся второй группы о любимой и нелюбимой пище.)

Итог: Чаще всего едим картофель с мясом, чай, кофе. Не любим щи, борщи.

Мы не любим бульоны. А это необходимое условие правильного питания. Бульоны способствуют обильному сокоотделению. Они содержат уже готовые к всасыванию вещества и не требуют дополнительного расщепления вещества. Всасываясь в кровь, эти вещества усиливают деятельность пищеварительных желез. Мало употребляем овощей и фруктов.

Учитель: Зачем нужно больше употреблять овощей и фруктов?

1) Они усиливают движение стенок желудка и кишечника, способствуют перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ.

2) В них много витаминов, необходимых для жизнедеятельности организма

На основании этого составьте второе правило рационального питания.

Пища должна быть разнообразной

А сейчас вернемся к началу урока, где мы выясняли, кто правильно питается: мы или помещики из “Мертвых душ”. (Беседа с учащимися.)

Итог: Оба неправильно.

Собакевич: обильное, много жиров, белков, нет овощей и фруктов.

Мы: мало овощей, фруктов, нет соков, салатов.

2. Поговорим о режиме питания.

Посмотрите отрывок видеофильма и попробуйте ответить на несколько вопросов.

– Какие правила питания вы смогли узнать из фильма?

Есть в одно и то же время.

– Как вы думаете, почему? ( ответы учащихся)

Ужинать за 2 часа до сна.

– Почему? (Ответы учащихся.)

Вспомните пословицу : “Когда я ем, я глух и нем” Объясните, почему?

Сформулируйте следующее правило рационального питания.

Во время еды не разговаривай и не отвлекайся.

Учитель: Что такое аппетит? Это ощущение потребности в еде. Что мы должны помнить, чтобы улучшить аппетит?

Уч-ся: Разнообразие пищи, салаты, приправы, оформление блюд, сервировка стола.

Учитель: Сформулируйте следующее правило питания (демонстрация фото сервировки блюд).

Ешь с удовольствием.

Учитель: Однако, как бы мы не заботились о режиме питания, бывают случаи отравления организма. Чем же можно отравиться?

Уч-ся: Ядовитые грибы, консервы, продукты.

Учитель: Как можно помочь в этом случае? Какое правило можно записать.

Не есть несвежих продуктов, испорченных консервов

Учитель: Вспышки желудочно-кишечных инфекций возникают обычно в летнее время.

Как это можно объяснить?

Возможно это объясняется барьерной функцией желудка. Летом жарко, кровь притекает к коже, а желудочно-кишечный тракт снабжается недостаточно. Летом мы много пьем, это приводит к разбавлению желудочного сока, слабая концентрация соляной кислоты недостаточна для подавления микробов. Наиболее опасны среди возбудителей являются дизентерия и холера. Также можно заразиться паразитическими червями.

Подумайте, какие правила можно записать в этом случае?

Мыть руки перед едой, борьба с мухами, хорошо проваривать пищу.

(Просмотр фрагмента фильма.)

Вопросы после фильма.

1. Какое заболевание вы увидели в фильме? (Язва желудка.)
2. От чего возникает это заболевание?
3. Какой вред приносят спиртные напитки?
4. Какой вред курения?

Сформулируйте следующее правило.

Не курить, не употреблять спиртные напитки.

Учитель: Беды современной цивилизации пагубно влияют на состояние окружающей среды, заставляют нас обращаться к естественным методам оздоровления организма. И в последние годы появилось много систем питания и каждая из них претендует на звание самой рациональной и здоровой. Сыроедение, вегетарианство, раздельное питание и другие. Давайте послушаем некоторые из них и попробуем охарактеризовать их с точки зрения режима питания и состава получаемой пищи.

(Учащиеся слушают заранее подготовленные сообщения о некоторых системах питания– вегетарианство, раздельное питание, сыроедение.)

Какая же система лучше? Нашли ли вы сегодня для себя ответ?

Я вижу сомнения на ваших лицах. Вот это и хорошо, так как это заставит вас более придирчиво относиться к своему выбору. И самое главное, если вы решили использовать какую– либо систему, то обязательно должны посоветоваться с врачом.

1. Сформулируйте основные правила рационального питания, которые вы записали во время урока.

2. Объясните пословицы:

– Когда я ем, я глух и нем.
– Ешь да не жирей, будешь здоровей.
– Аппетит приходит во время еды.
– Хрен да редька, лук да капуста лихого на допустят.

3. Творческие задания:

1. В одном эксперименте две дюжины крыс кормили без ограничений в течение месяца. После чего зверькам ввели канцероген У 14 из подопытных животных развился рак. Контрольная группа подвергалась ограничению в еде на 40 %, После введения того же канцерогена болезнь не была обнаружена ни у одного животного. Что вы можете сказать по поводу этого эксперимента?

(Можно сделать предположение о вреде избыточного питания, в результате понижается сопротивляемость организма, ослабляется иммунная защита.)

2. Известно, что в южных странах – тропиках и субтропиках – национальные блюда чрезвычайно сильно сдобрены острыми специями, продукты обычно жарят в масле. В умеренных широтах, напротив, потребляют более спокойные. Для людей умеренного пояса южные кушанья слишком остры и жирны. Но на юге никогда не думали перейти на “спокойную” пищу.

Предложите несколько объяснений этого.

(На юге больше кишечных паразитов и инфекций, их активность и жизнестойкость выше, чем у родственных организмов умеренных широт. Чтобы случайно не заразиться, людям приходится обрабатывать пищу при температуре кипения масла 250 градусов.
Острота пищи: в жару тормозится желудочная секреция. Чтобы ее повысить, в пищу добавляются острые приправы.)

  1. Повторить правила рационального питания, которые вы записали в тетрадях .
  2. Найти пословицы или поговорки о правильном питании
  1. “Я иду на урок биологии” Библиотека 1 сентября.
  2. Ж “Биология в школе.
  3. “Гигиена и здоровье” А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Москва “Просвещение” 1988 г.
  4. “Занимательная анатомия” М. Залесский. Москва. 1995.
  5. “Биология, экология, здоровый образ жизни”. В.В.Балобанов . Волгоград.2001.

Источник

Читайте также:  Какие витамины при низком иммунитет
Adblock
detector