Физкультура для детей с ОВЗ
Значение и особенности АФК
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.
В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
многообразие упражнений и условий их выполнения
разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)
разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние
развитие речи (подвижные игры с речетативами)
развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)
развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Рекомендации по преподаванию физкультуры
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.
Рассмотрим два метода.
«Эволюционный метод двигательной реабилитации».(автор Н.Н Ефименко)
Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или » 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.
в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками
в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). «Ползанье по-пластунски»→ «Ползанье на нижних четвереньках»→ «Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.
Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.
Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.
Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:
перед изучением нового материала для закрепления разученных движений
после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.
Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:
проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
бег с перепрыгиванием препятствий
ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов
бег с ведением мяча
передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
бег змейкой между предетами
ходьба с перешагиванием предметов
передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам
акробатические кувырки вперед и назад
бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
лазанье по канату
бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)
В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.
Противопоказания к АФК
Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания
Нарушения спинального кровообращения
Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки
Осложненный сахарный диабет
Остеохондроз позвоночника с осложнениями
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.
Источник
Урок физкультуры для детей с ОВЗ
В рамках реализации государственной программы » Доступная среда» разработан урок по физической кльтуры. Урок по ФГОС для детей 3 класса с ОВЗ .
Просмотр содержимого документа
«Урок физкультуры для детей с ОВЗ»
ПОРФИРИАДИ ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ
учителя физического воспитания
в рамках реализации государственной программы
«Доступная среда 2011 -2015»
Конспект урока по физической культуре для детей с ОВЗ в 3 классе
учитель МБОУ СОШ №50 Порфириади Ирина Григорьевна
Цель урока: достижение максимально-возможного уровня оздоровления и овладения физическими движениями, согласно индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи урока:
оздоровительные:
— укрепление здоровья
— содействие правильному физическому развитию детей
— формирование привычной потребности к регулярным занятиям.
развивающие:
— способствовать развитию скоростно-силовых качеств, взрывной силе, быстроты реакции, ловкости, координации движений, пространственной ориентации
— формирование умения командной работы, взаимодействие со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности.
воспитательные:
— умение правильно понимать правила и правильно их использовать
— проявление дисциплинированности, внимание друг к другу
— формирование самостоятельного мышления, упорства в достижении поставленной цели
— понимание достижения итогового результата
коррекционные:
— использование специального стандартного и нестандартного оборудования для двигательной деятельности детей
— коррекция нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии
— коррекция усилий, времени
— содействие нормальному ходу физического развития и физической подготовленности
Подготовительная часть 5 минут
Организовать внимание учащихся
Информирование учащихся о теме урока
Коммуникативные (высказывать и аргументировать своё мнение)
Познавательные использовать информацию, логически выполнять действия)
Регулятивные(понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя)
Организованный вход в спортивный зал. Приветствие.
Построение в шеренгу по росту.
Перекличка, разделение на первый, второй
Разминка 7 минут
Следить за осанкой.
Воспитание ритма движения.
Корректировать двигательную закрепощенность.
Развивать пластичность рук, мышечную активность ног.
Воспитывать выразительность движений.
Коррекция точности движений.
Регулятивные (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие)
Личностные (способность выполнять движения в выбранном ритме)
– ходьба на носках, руки вверх.
– ходьба на пятках, руки за голову
– высокий шаг, руки в стороны
– ходьба пятки в центр, руки на поясе
– ходьба носки в центр, руки на поясе
– бег приставными шагами в обе стороны
– бег с захлёстыванием голени
– бег с высоким поднимание бедра
– ходьба с восстановлением дыхания.
Деление детей на команды (согласно предварительному расчету на первый-второй) 3 мин
Основная часть урока 20 минут
Веселые эстафеты
Развитие ловкости, координации движения.
Регулятивные (действовать по схеме, в заданном направлении)
Познавательные (понимать информацию, правильно ее переносить в движение)
Регулятивные (способность быстро переключаться от выполнения одних упражнений на другие) .Личностные (способность выполнять движения в выбранном ритме, взаимопомощь и взаимодействие со сверстниками ).
1этап: «ценный груз» : бег от старта до фишки и обратно с двумя мини-волейбольными мячами ,мячи дети держат подмышками
Развитие ловкости рук, навык владения и точной передачи мяча
2 этап «цепочка» : и.п. дети держат руки поднятыми и передают друг другу мяч над головой
Развитие толчковой силы рук, точности движений.
3 этап «ручеек» : и.п. ноги на ширине плеч, дети передают мяч между ног, путем передачи в руки и катания
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы, мышц ног, улучшение координации и подвижности стоп.
4 этап « змейка» : расстановка фишек «змейкой» от старта до финиша. Дети бегут между фишек , цель не задеть фишки на всем протяжении этапа.
Развитие координации, мышц ног. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
5 этап «зайчик» : и.п. мяч зажат между коленями. Ребенок прыгает до финиша стараясь не упустить мяч
Развитие глазомера, точности броска
6 этап « меткий глаз» : необходимо добежать до конуса и набросить на него кольцо
Заключительная часть 5 минут
Привести организм в спокойное состояние, коррекция закрепощенности перед аудиторией, умение формировать личное восприятие и высказывание
Коммуникативные (умение взаимодействовать друг с другом)
Личностные (развивать воображение, интуицию, умение провести самооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.
Построение учащихся, подведение итогов урока, организованный выход из зала
Индивидуальный и дифференцированный подход в данном уроке :
дифференцированный : Снижение нагрузки. Облегчение исходного положения. Наличие страховки . Включение упражнений на коррекцию нарушенных функций. Подбор специальных методов и оборудования. Нестандартность и вариативность заданий, включение здоровье-сберегающих технологий.
индивидуальный: учет индивидуальных особенностей ребенка, учет его способностей, использование индивидуального маршрута и корректировка действий. Развитие доступных физических качеств, формирование социальной компетентности.
Источник
Урок физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4-й класс
Класс: 4
Оздоровительные:укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию;
Образовательные(предметные):
Развивающие (метапредметные УУД):
- формировать самооценку и умение личностно самоопределяться в игровой и соревновательной деятельности.
- формировать умение проявлять дисциплинированность, внимательность друг к другу(КУУД), творчество, самостоятельное мышление, упорство в достижении поставленных целей(личностные УУД).
- воспитывать уважение к установленным правилам, умение точно соблюдать их.
Коррекционные:
- корректировать нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии(регулятивные УУД)
- корректировать выразительность движений в игре “Найди пару” и в танцевальных движениях (познавательные УУД, КУУД)
- коррекция дифференцировки усилий, времени и пространства.
Тип урока: урок с образовательно-тренировочной направленностью, урок совершенствования.
Частные задачи
Содержание урока
Дозировка, дыхание, темп
Организационно-методические указания
– Подвести к самостоятельной формулировке темы урока (развитие логического мышления при составлении целого);
– Подготовить, разогреть мышцы тела;
Следить за правильной осанкой.
Воспитание ритма движений, пластичной выразительности.
– Корректировать двигательную закрепощенность.
Развивать пластичность рук, мышечное ощущение.
Умение согласовывать движения с музыкой.
Воспитывать выразительность движений.
Коррекция точности движений.
Развивать умение имитировать ощущение усталости, радости, гордости.
Познавательные УУД (искать, получать и использовать информацию, логически выполнять действия)
Регулятивные УУД (понимать словесные указания, выполнять инструкции и команды учителя
Регулятивные УУД (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие)
Личностные УУД (способность выполнять движения в выбранном ритме)
Что вам даёт занятия физкультурой? (мы становимся сильными, ловкими, быстрыми).
Зачем вы приходите в зал? (за здоровьем)
А тему урока вы узнаете, если отгадаете ребус(из букв и фигуры
нужно собрать слово, прочитать хором)
– ходьба на носках, руки вверх;
– ходьба на пятках, руки за голову;
– высокий шаг, руки в стороны
– ходьба “пятки в центр”, руки за спину;
– ходьба “носки в центр”, руки на поясе;
– 3 приставных шага в беге правым боком вперёд;
– 3 приставных шага в беге левым боком вперёд;
– бег с захлёстыванием голени;
– бег ножницы вперёд (носок сокращённый);
– подскоки лёгкие;
– бег змейкой;
– ходьба с восстановлением дыхания.
Умеренный темп
Самоконтроль и контроль учителем осуществлять с помощью зеркала
И.п. – ноги врозь.
В: 1-2 освободить правую ногу, перенести тяжесть тела на левую. Качнуть дважды бедром правой ноги, одновременно провести вдоль туловища сверху – вниз сжатыми кулачками.
3-4 то же с левой стороны.
6 раз
“Стираем бельё”.
И.п. – широкая стойка ноги врозь.
В: 1 – мах двумя руками слева – направо, опускаясь сверху – вниз
2 – мах двумя руками справа – налево, опускаясь сверху – вниз.
Кисти расслаблены. “Поласкаем в реке”
И.п. – о. с
В: 1-2 качнуть дважды бедром правой ноги, одновременно “отжимать белье” сильными движениями кистей рук справа от туловища.
3-4– тоже с левой стороны.
2 пальца – “прищепки”
Согнутый локоть направлен в сторону, как бы собирая капельки со лба
И. п – о. с
В: 1 – присесть, “взять белье” повесить над головой
2 – присесть, “взять белье” повесить вправо
3 – присесть, “взять белье” повесить влево
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
В: 1-2-3 ладонью правой, затем левой руки широким движением ведут вертикальную линию по лбу слева – направо “вытирают пот со лба”
4 – движением ладони вниз, как бы стряхивая “пот”, произнести “УХ”.
1-2-3-4 махи руками к лицу, сгибая в локтях, обдувая “ветром”.
5-6-7-8 ходьба на месте вокруг себя
Глубокий вдох – резкий выдох
Улыбаемся, гордимся своей работой
II. Основная часть урока. 20-25 мин
№2. Развитие толчковой силы рук
№3. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы, мышц ног, улучшение координации и подвижности стоп.
№4. Развитие ловкости рук, навык владения мячом
№5. Укрепление мышц брюшного пресса
№6. Развитие мышц рук и плечевого пояса
Познавательные УУД (понимать информацию в рисунках, переводить её в движение)
Регулятивные УУД (способность быстро переключаться от выполнения одних движений на другие) Личностные УУД (способность выполнять движения в выбранном ритме)
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Нужно подсчитать результаты и записать в карточку. Ориентируйтесь на схематичные рисунки “Весёлых человечков”
1. Станция “Ловля мяча”
И.п. – о.с., мяч в руках;
В: подбросив мяч вверх, сесть ноги врозь и поймать мяч, сидя на полу;
2. Станция “Толчок”
И.п. – стоя в 1 м от стены;
В: переход в упор на пальцы о стену с последующим отталкиванием и возвращением в и.п.;.
3. Станция “Скакалка”
И.п.– стоя со скакалкой в руках, мягкий мяч зажат между ног.
В: прыгать с мячом через скакалку;
4. Станция “Открой дверцу”
И.п.-стоя с мячом в руках на расстоянии 1м от стены
В: бросать мяч одной рукой и ловить другой;
5. Станция “Пресс”
И.п. – вис на гимнастической лестнице
В: поднимать согнутые ноги в коленях;
6. Станция “Метание теннисного мяча в цель”
И.п.– стоя на расстоянии 3 метра с мячом в руках
В: бросать мяч в цель;
7. Станция “Отжимания”
И.п. – упор лёжа, мяч лежит на полу между рук
В: отжаться в и.п.
8. Станция “Волшебная дорожка”
И.п. – ходьба частым шагом по лечебной дорожке.
30 сек – выполнение, 30 сек – отдых
Использовать карточки-схемы “Весёлые человечки”
Давать подбадривающую оценку, отмечать малейшие успехи.
Указывать на ошибки и на поиск самостоятельного их исправления практическим путём
№8. Профилактика плоскостопия, нарушений осанки. Активизация точек стопы.
Рефлексия: оценка своей деятельности, анализ, обобщение, сравнение результатов,
С помощью математического веера нужно показать знак: если результат больше +, если одинаковый =, если меньше –
Сравниваем по порядку результаты станций.
Задача для игроков: совершенствовать навык метания в движущуюся цель.
Построение команд, приветствие, дружеское рукопожатие перед игрой.
Усложнение:правило 3-х секунд. Мяч в руках более 3-х сек удерживать нельзя
По окончанию игры построение, дружеское рукопожатие.
Кто сегодня был лучшим игроком каждой команды? Какая ошибка помешала выиграть данной команде?
темп быстрый
Игра заканчивается после последнего выбитого игрока одной команды, либо по истечении времени подсчитывается количество игроков каждой команды оставшихся в игре на площадке.
III. Заключитеьная часть урока. 5 мин
Привести организм в спокойное состояние
Личностные УУД (развивать воображение, интуицию, фантазию)
Инвентарь: Полоски цветной бумаги с парными словами: гусь, змея, медведь, пингвин, конь и т.д.
Задача:
1 – взять полоску, прочитать;
2 – изобразить телом, жестамиживотное, которое написано на полоске;
3 – найти свою пару.
Рефлексия, подведение итогов:
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания вам понравились?
– Какие задания оказались трудными?
Источник
➤ Adblockdetector