Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
статья по физике на тему
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно. Содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.
В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет содержит мощный потенциал по развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, а также по формированию здорового образа жизни учащихся.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья.
Один из важнейших факторов здоровья — это организация учебной деятельности:
1.строгая дозировка учебной нагрузки
2. построение урока с учетом особенностей класса
3. проведение физкультминуток
4. соблюдение гигиенических требований
5. благоприятный эмоциональный настрой
Т.к. основная форма образовательного процесса – это урок, и поэтому, каким он будет, зависит непосредственно от учителя. Соблюдение всех факторов влияющих как на здоровье ребенка, так и на формирование культуры здоровья, позволяет создать благоприятный эмоциональный настрой для успешной деятельности.
На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а дети должны прийти к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это так важно. Содержание уроков физики открывает широкие возможности для здоровьясбережения, позволяет формировать заинтересованность учащихся в сохранении здоровья.
Приведу примеры некоторых уроков на которых можно поднять вопрос о вреде курения.
7 класс – диффузия, 8 класс — Атмосферное давление и окружающая среда и т.д.
Сравнительная характеристика вдыхаемой дозы ингредиентов табачного дыма при активном и пассивном курении (к вопросу о диффузии).
Вдыхаемая доза, мг (1 сигарета)
Твердые и жидкие вещества
При изучении темы «Механическое движение» , решаются так называемые «транспортных задач».
1. Время реакции водителя на возникшую опасность составляет в среднем 0,8 с. Какой путь пройдет за это время автобус, если скорость его была 54 км/ч? (12м).
2.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).
3. Каково назначение ремней безопасности в легковых автомашинах?
Решение таких задач убеждает ребят в необходимости знания и выполнения правил дорожного движения.
При изучение темы «Электромагнитное поле» необходжимо сформулировать правила электромагнитной безопасности:
1. Необходимо следить за тем, чтобы дети находились на достаточном расстоянии от работающих электробытовых приборов.
2. Включайте микроволновую печь на кухне, когда семья еще не собралась за столом, и не стойте от нее на расстоянии ближе, чем 1 метр.
3. Работайте на компьютере по 30 мин, с 10 минутными перерывами.
4. Отодвиньте компьютер от кровати, на которой вы спите
5. Не храните телефоны в карманах сорочек, брюк.
6. Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.
7. Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.
При изучении темы «Тепловые явления» , можно составить с учащимися инструкции по безопасности на кухне. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и творческим, материал, опирающийся на жизненный опыт, легче усваивается, а полученные знания используются на практике
- Для чего при наливании в стакан крутого кипятка в него предварительно опускают ложку?
- Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках, а не на алюминиевых?
- Когда скорее остынет чайник с кипятком, когда его поставили на лёд, или когда лёд положили на крышку чайника?
- Почему ручки у самовара пластмассовые?
- Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры?
- Кипит ли вода внутри макарон?
- Почему при длительной варке сосисок в натуральной оболочке она лопается?
- Почему при раскатывании слоёного теста скалка должна быть постоянно холодной? Что для этого можно сделать?
- Чтобы мороженое быстрее растаяло, его слегка разминают ложкой. Зачем?
Вопросы здоровьесбережения, рассматриваются во всех темах курса физики, всё это позволяет, опираясь на основные законы природы и достижения науки и техники, формировать культуру здоровья и здорового образа жизни.
Источник
Урок по теме «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»
Цели урока:
- Обучения: обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы.
- Воспитания: показ и раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, воспитание ответственного отношения к здоровью.
- Развития: совершенствование навыков анализа, синтеза знаний, развитие интереса к здоровому образу жизни.
Тип урока: повторительно-обобщающий семинар.
Метод обучения: эвристическое обучение.
Метод преподавания: объяснительно-побуждающий.
Метод учения: частично-поисковый.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»»
Конспект урока «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»
Обучения: обобщение, систематизация и закрепление знаний деформации тел, законах диалектического материализма в различных проявлениях природы.
Воспитания: показ и раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, воспитание ответственного отношения к здоровью.
Развития: совершенствование навыков анализа, синтеза знаний, развитие интереса к здоровому образу жизни.
Тип урока: повторительно-обобщающий семинар.
Метод обучения: эвристическое обучение.
Метод преподавания: объяснительно-побуждающий.
Метод учения: частично-поисковый.
Оснащение урока: плакаты, ноутбук, экран, презентация.
Тема нашего урока: «Здоровый образ жизни с точки зрения физики»
«Единственное, что дается человеку один раз в жизни,
и расходуется всю жизнь — это здоровье»,-
считал Гиппократ.
Именно теме здорового образа жизни посвящен наш урок.
Тема здоровья сегодня является очень актуальной.
Опорные понятия. Природа наделила человека особым даром-умело приспосабливаться к окружающему нас миру, явлениям происходящим на Земле. Сегодня мы рассмотрим вопросы влияния магнитного поля на организм человека и способы уменьшения вредных воздействий, а так же влияние на человека различных сил и способы увеличения роста по заказу.
Перед началом урока проведем небольшое тестирование.
II. Основная часть.
Формирование новых понятий, способов действия умений и навыков.
Вступительное слово учителя.
В результате тестирования, ребята, вы увидели как много факторов оказывают влияние на наше здоровье. Профессор медицины Н. Амосов подсчитал, что лишь 1-2 % людей всерьез занимаются своим здоровьем.
Многие вспоминают о нем, когда время упущено и приобретенную болезнь необходимо лечить. А ведь казалось бы куда проще и надежнее беречь и поддерживать свой организм постоянно, с раннего детства. Отсутствие навыков физической культуры – здорового тела – одна из главных причин болезней.
1. ‘Влияние космических условий на жителей Земли’ Сообщение учащегося.
Данная тема – гелиология –подробно исследована российским ученым А.Л.Чижевским. Условия в космосе определяются:
А) хромосомными вспышками на Солнце (пятнами), а следовательно цикличностью солнечных пятен.
Б) излучением в межпланетном пространстве .
В) условиями в магнитосфере Земли.
А.Л.Чижевский в 1915г. изучал влияние всех этих факторов на физическое состояние человека. Отмечалось, что больные с сердечно – сосудистыми заболеваниями, испытывают приступы и сильные боли в определенный временной промежуток.
В 1930г. ученый составил график зависимости кривой солнечной активности и общей смертности населения. Пики активных образований, всплесков энергии Солнца сопровождались увеличением числа заболеваний. Это составило 30 – 50 % от общего числа больных. Число заболеваний сердечно – сосудистой дистонией увеличивается в день вспышки на Солнце и становится максимальным к следующему дню, т.к. поток заряженных частиц от Солнца достигает Земли за 8 мин.; а на следующий день доходит корпускулярное излучение. Все это приводит к такому процессу, как изменение магнитного поля земли, так называемая магнитная буря, оказывающая на организм губительное действие. В эти дни у ряда людей возникает резкий скачок кровяного давления.
2. Метеоусловия и их влияние на рост заболеваний на Земле.
Метеорологические изменения вызывают в живых организмах ответную реакцию. При понижении давления в воздухе у людей увеличивается артериальное давление крови на сосуды, в частности на сосуды головного мозга.
При повышении атмосферного давления, вызванного прохождением циклонов и тяжелых, холодных масс воздуха и осадков, человек испытывает понижение внутричерепного давления.
Для людей, страдающих понижениями давления ‘хорошими’ являются дни прохождения антициклона. В циклоне на организм оказывает влияние электромагнитные импульсы, действующие на активность коры головного мозга, а так же на коллоидные системы организма. На 3 – 4 день циклона импульсы влияют на кровеносную систему, вегетативную нервную систему.
Для регулирования кровоснабжения организма, усиления снабжения кровью головного мозга рекомендуются упражнения и физ. Нагрузки меняющие степень давления крови на мозг. Давление жидкости зависит от высоты
Поэтому меняя высоту столба жидкости (крови) над головой мы сможем приучить наш организм к изменениям погодных условий.
Самый простой способ: 1 –2 раза в день выполнять стойку на руках по 1 – 2 мин.
3. Физические характеристики крови.
Кровь – важнейшая составная часть организма. Состоит из плазмы и клеток (лейкоцитов, тромбоцитов, эритроцитов).
Дискомфорт организма в неблагоприятных условиях быстрее всего чувствует кровь, т.к. изменяются ее параметры.
Основные функции и свойства крови связаны с электричеством (параметром PH).
Если число + зарядов равно числу — , то кровь электрически нейтральна (PH=7,0).Тогда отдельно заряженные частицы при своем движении не чувствуют действия электрического поля. Это изоэлектрическое (равное) состояние. К описанию характеристик крови применяют:
потенциал подвижных и заряженных клеток, приводящий к движению (дзета – потенциал)
напряженность электр. поля клеток приводит к изменению скорости движения клеток крови
поверхностный электр. заряд клеток крови.
В результате изменения магнитного поля в крови происходят следующие изменения:
Электрический состав крови изменяется, т.к. уменьшается число легких ионов и увеличивается содержание ионизированного кальция Са 2+ в крови.
Увеличивается скорость оседания эритроцитов, т.к. увеличивается напряженность электрического поля.
Увеличивается вялость крови, т.к. измененное поле разворачивает, дезориентирует заряженные элементы плазмы.
Кровь – электромагнитная система, очень чувствительная к изменениям магнитного поля. Поэтому врач в первую очередь смотрит результаты анализа крови.
В этой связи поговорим об уникальной возможности организма, способствующих укреплению механизмов приспособления к неблагоприятным условиям внешней среды — это мышечные нагрузки, занятия физической культурой.
В результате происходит перестройка организма за счет лучшего кровообращения и питания всех органов, выведения шлаков из организма, повышения иммунноустойчивости человека. Перестройка организма происходит, за счет внутренних, часто невостребованных, сил организма. Возможность такой перестройки контролируется правым полушарием головного мозга. Эта способность улучшается усиленным питанием мозга, за счет снабжения крови. Этому способствуют физические упражнения, в основе которых лежат:
тренировка иммунной системы методом закаливания (солнечные ванны, водные процедуры)
выбор определенных физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей организма.
“Человек есть система, в высшей степени… сама себя
поддерживающая и даже
самосовершенствующаяся”.
И.П.Павлов.
Жители древней Руси утверждали, что путь к здоровью и долголетию лежит через страдания. В 17 веке старец Капитон в 80 лет, носил на себе сзади и спереди 2 каменные плиты общим весом 48кг.; спал, подвесив себя к потолку, питался через день сухарями. Он прожил более 80 лет. Хотя средняя продолжительность жизни в том веке составляла 60 лет.
Добровольно подвергал себя испытаниям и Александр Суворов.
Современного человека трудно увлечь такими методами борьбы за здоровье. Поэтому профессор С.Далецкий, составивший текст, рекомендует ежедневные занятия танцами и разработал комплекс упражнений, для людей с сидячим образом жизни.
Еще Ньютон говорил: “Вся гениальность в том, что я могу больше чем другие высидеть за работой”.
Следить за правильной осанкой, как во время ходьбы, но и при сидении. Таким образом, выполняется условие равновесия рычага.
В скелете человека все кости, имеющие свободу движения являются рычагами (в черепе, в своде стопы, в позвоночнике). (см. рис. б. в приложение 3)
“Ноги”: в положении сидя, кратковременное напряжение мышц ног, поставив их на носочки.
“Поднять себя”: взять руками край стула, выпрямить спину, напрягать мышцы рук.
“Поворот”: повороты тела на 90° влево, вправо.
Глубокие дыхательные упражнения для выброса углекислого газа из всего объема легких.
V. Рассмотрим вопросы влияния физической нагрузки на скелет человека.
Скелет человека и его деформация.
Позвоночник – его гибкость обусловлена большим сочетанием коротких рычагов с системой тяг (позвонков) и элементов поддающихся деформации (хрящей).
Деформация – это изменение формы и объема в результате силовых воздействий.
Виды деформации: (рис. приложение 3)
При сидячем образе жизни наши суставы испытывают хроническую перегрузку от статического действия силы тяжести. Поэтому, чтобы снять деформацию костей и мышц необходимо чередование рабочей деятельности с активным отдыхом (чередование различных видов деятельности).
Слово учителя: Контрольные вопросы.
1 вопрос: Давайте рассмотрим какие деформации испытывают кости человека?
1. сжатие – /позвоночник, нижние конечности, ступня./
2 вопрос: меры восстановления: обратны сжатию (растяжение этих суставов).
3 вопрос: Какие отделы испытывают изгиб / позвоночник, тазовые кости, конечности./
4 вопрос: Меры восстановления: обратный изгиб (повороты).
5 вопрос: Какие отделы испытывают кручение – /шея, туловище, кисти рук./
6вопрос: Меры восстановления: наклоны в медленном темпе.
“Гениальность – это 95% потения” – настойчиво
повторял Эдиссон.
Д.И.Менделеев любил повторять: ”… без
явного усиленного трудолюбия нет ни
талантов, ни гениев”.
Поэтому для улучшения своей работоспособности, для обеспечения правильного отдыха организму необходим активный отдых и физические упражнения.
VI. Кандидат медицинских наук, А.Палько, разработал целую систему упражнений, способных обеспечить не только полноценный отдых организму, но и увеличить свой рост по заказу,противодействуя силе земного тяготения.
“Рост по заказу”. Сообщение учащегося.
Считается, что рост человека приостанавливается в 19 лет у юношей, в 18 лет у девушек. Нов строении позвоночника есть одна способность, позволяющая увеличить рост, даже если он уже прекратился.
Хрящевая ткань позвонков под действием деформации может изменить не только форму, но и объем. Благодаря этому исправление осанки приводит не только к излечению искривления позвоночника (кефозу), но и к его увеличению независимо от возраста.
Одним из факторов является правильный сон, на жесткой, прямой поверхности. Тогда позвоночник расслаблен и хрящи межпозвонковых дисков расходятся на большее расстояние друг от друга. Недаром после сна в правильном положении рост увеличивается на 1 – 2 см.
Все спортсмены волейболисты, баскетболисты отличаются высоким ростом. Это следствие определенных упражнений, их воздействия на растяжение позвоночника.
Учитель: Комплекс состоит из усиленного действия на позвоночный столб.
Проведение физкультурной паузы на уроке (упражнения 1-3) из приведенного ниже комплекса.
Упражнения: “Хочу расти”.
Подтягивание на носочках вверх.
Поднятие рук и поворот туловища.
Руки за голову, поворот туловища, согнуть тело в пояснице под углом 90°.
Вис на руках, ногах с отягощением.
“Мостик” на голове и пятках.
Таким образом происходит избирательное действие на позвоночный столб, что при терпеливом и систематическом выполнении влияет на общую длину позвоночника и рост человека в целом.
VII. Лечебная физкультура – научная дисциплина, основанная на глубоких знаниях основных законов природы и организма в целом, на диалектико – материалистическом понимании законов природы.
Вопрос к учащимся:Давайте вспомним основные законы материалистической диалектики.
Единство и борьба противоположностей (рассказывают о двмжущих силах).
переход количество в качество (о революционном изменении мира).
закон отрицания (см. приложение 4).
Объяснения учителя и дополнения учащихся.
Современные физические исследования подтверждают эти законы.
1) “Материя существует только в движении, через него она проявляет и обнаруживает себя”.
“Движение является формой существования материи”.
Вопрос: Приведите примеры из нашего урока.
Мы рассмотрели несколько приемов лечебной физкультуры продлевающих человеку жизнь и состояние здоровья.
2) Закон перехода количества в качество можно наблюдать на примере химических образований в человеке: появление молекул полимеров крахмала, целлюлозы вызывает появление новых свойств – инертность, происходит отложение и запас белков.
2 пример: количественные подходы к гимнастическим упражнениям ведут к качественной перестройке организма.
3) Закон отрицания раскрывает закон движущей силы природы. Каждый новый этап при своем восхождении отрицает предыдущий.
Например: каждое последующее поколение выше предыдущего на 2,5 см.
Подведем краткий итог:
Наука помогает человеку осознать роль в огромном мире.
Одного философа спросили: “Что самое главное в жизни: богатство или слава”? Мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости”.
Чего я и вам желаю!
Оценка – за индивидуальное выступление
за ответы на вопросы.
Д/З: Какие физиологические перемены происходят в организме при ношении обуви на большом каблуке. Ответ обосновать.
Источник