Азбука здоровья
Презентация к уроку
Цели:
- Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей.
- Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
- Воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Ход урока
I Организационный момент.
II Этап подготовки к активному усвоению знаний нового материала.
Сегодня на уроке мы попробуем открыть секреты, которые помогут нам не только сохранить своё здоровье и здоровье окружающих нас людей, но и приумножить его. А поможет нам в этом доктор, которого зовут Будь Здоровыч (слайд №2).
Секреты здоровья
Я открою семь секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.
III Этап усвоения новых знаний.
— Какие слова и выражения мы говорим, встречаясь друг с другом?
(Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т.д.)
— Какой смысл мы вкладываем в эти слова?
(Выслушиваются ответы учеников)
Мы не всегда помним о том, что когда говорим слово “здравствуйте”, тем самым желаем здоровья окружающим нас людям, даём положительный заряд и положительные эмоции на предстоящий день (слайд №3).
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на “нет” в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же — будьте здоровы,
Это же — дольше живите на свете.
Е. Шевелёва
— Как вы думает, влияет ли хорошее или плохое настроение человека на здоровье?
(Ученики высказывают своё мнение)
Действительно, драчуны, лентяи, ябеды, трусы и подхалимы могут испортить хорошее настроение. Я очень надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, которые совершают плохие поступки, нанося вред здоровью и себе и другим людям (слайд №4).
Вредные поступки – добрые поступки!
Откуда берутся лентяи?
Может лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
“Трусость” и “ложь”.
Исчезнут слова как дым:
“Ябеда” и “подхалим”.
Вот мы и открыли первый секрет. Положительные эмоции, гармония, доброта, милосердие, искренность – основа психического здоровья человека.
Посмотрите на картинки (слайд № 5). Что мальчик делает, чтобы быть здоровым, иметь такой “цветущий” вид?
(В любую погоду бывает на воздухе, принимает солнечные ванны, содержит в чистоте руки и тело, при ушибах и ссадинах мажет йодом раны, обеззараживая их и т. д.)
Значит следующий секрет здоровья – это закаливание своего организма.
Секреты закаливания
Утром — бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас во век не одолеет!
Очень важный компонент сохранения здоровья – это гигиена тела.
— Что нужно делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным?
(Выслушиваются ответы учеников)
— Зачем нужно мыть руки, лицо и тело с мылом, чистить зубы, полоскать рот после еды?
(Выслушиваются ответы учеников)
— Давайте послушаем, что советует нам доктор (слайд №6).
“Чистота – залог здоровья!”
Каждый раз перед едой,
Нужно фрукты мыть водой!
Чтобы быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом.
Будь аккуратен, забудь лень!
Чисти зубы каждый день!
В народе говорят: “Движение — это жизнь!” (слайд №7)
— Как вы понимаете это выражение?
(Выслушиваются ответы учащихся)
— Какие виды двигательной активности вы видите на слайде?
(Выслушиваются ответы учащихся)
— Почему необходимо вести активный образ жизни?
(Выслушиваются ответы учащихся)
И мы открыли еще один секрет — нужно вести активный образ жизни. Давайте послушаем совет доктора Будь Здоровыча.
“Движение — это жизнь”
Молодым я говорю,
Со здоровьем дружен спорт!
Стадион, бассейн и корт,
Зал, каток – везде всем рады.
За старание в награду,
Станут мышцы ваши тверды,
Будут кубки и рекорды.
— Поднимите руки те, кто занимается в спортивных секциях? Какими видами спорта вы занимаетесь?
(Выслушиваются ответы учеников)
— Что дают вам занятия спортом, какими вы стали?
(Выслушиваются ответы учеников)
“Кто спортом занимается, тот силы набирается” (слайд №8)
Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает.
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовет.
— Как вы думаете, на здоровье влияет то, что ест человек? (слайд № 9)
(Выслушиваются ответы учеников)
Действительно, есть правильное питание и неправильное питание. Посмотрите на картинки слайда и попробуйте рассказать, что значит правильное питание.
(Выслушиваются ответы учеников)
— А теперь, давайте послушаем совет нашего доктора.
“Умеренный в еде — всегда здоров!”
Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбора,
Потому что я…
обжора.
Чтобы десны были крепкими,
Грызи морковку с репкою.
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам, дети, мой совет.
Давайте еще раз повторим, что значит “правильное питание” и какие продукты полезны для организма (слайд №10).
Полезные и вредные продукты
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
Ну, а если свой обед
Ты начнешь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
То тогда наверняка
Ваши спутники всегда —
Близорукость, бледный вид
И неважный аппетит.
Послушайте стихотворение (слайд №11).
“Соблюдай режим труда и быта, и будет здоровье крепче гранита”
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
— Как вы понимаете смысл поговорки: “Соблюдай режим труда и быта, и будет здоровье крепче гранита”?
(Выслушиваются ответы учеников)
Действительно, человек, который привык соблюдать режим дня, более успешен в жизни. Все, что он запланировал, успевает сделать, никогда не опаздывает, производит приятное впечатление на окружающих. Разумное сочетание труда и отдыха положительно влияет на здоровье ребенка и его родителей.
— Какие вредные привычки у детей и взрослых вам приходится наблюдать?
(Выслушиваются ответы учеников)
— Посмотрите, какой вид, какие легкие у человека, который курит и у человека, который ведет здоровый образ жизни (слайд № 12)
Недаром в народе говорят: “Кто табачное зелье любит, тот сам себя и губит!”
Послушаем советы нашего доктора.
Сигареты — никотин,
ВРАГ всему номер один!
Курят, что аж дым столбом!
Отравляют табаком,
Не заботясь о здоровье —
Ни о своем, ни о чужом.
IV Этап закрепления новых знаний.
Сегодня на уроке мы познакомились с “секретами здоровья” (слайд №13)
Расставьте картинки “мы любим” и “мы не любим” на “ромашку здоровья”.
Давайте подведем итог и еще раз вспомним компоненты здоровья (слайд №14)
Компоненты здоровья:
- Положительные эмоции.
- Движение.
- Режим дня.
- Чистота тела, жилища, продуктов питания.
- Закаливание и оздоровление.
- Рациональное питание.
- Отказ от вредных привычек.
— Какой вывод о жизни и здоровье человека мы можем сделать? Давайте прочитаем все вместе (слайд №15)
— А теперь мы отправимся в галерею и посмотрим рисунки, которые нарисовали дети на тему: “Здоровый образ жизни”.
Источник
Урок что такое здоровье по азбуке здоровья
Автор: Ястребова Наталья Васильевна
Организация: ГКОУ КК школа — интернат ст-цы Николаевской
Населенный пункт: Успенский район
Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.
Задачи:
Формировать правильное представление о здоровье.
Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
Воспитывать общую культуру здоровья.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, подборка мультфильмов из серии « Уроки тётушки Совы», памятки, картинки, иллюстрации на тему здоровья, клей, ножницы, фломастеры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Вводное слово педагога.
Воспитатель : здравствуйте дорогие ребята.
Здоровье – это богатство, самая большая ценность, которая дана человеку. О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с малых лет.
А сейчас послушайте сказку. ( Слайд 2)
Сказка «Толстячок и Хилячек»
Жили — были два неуклюжих человечка – Толстячок и Хилячек. Один с утра до вечера что-то ел, перекусывал, жевал, заедал. Другой вздыхал, стонал, капризничал и от любой еды отворачивался.
Однажды сидели они на скамеечке, смотрели по сторонам, скучали. Вдруг видят, идет озорной мальчишка – Здоровячок. ( Слайд 4)
Песенки напевает, бодрым шагом шагает, мяч покидывает, сам подпрыгивает. Завидно стало Толстячку и Хилячку, что так весело живется Здоровячку. Стали расспрашивать, в чем секрет его силушки, ловкости да хорошего настроения.
Рассказал Здоровячок о необыкновенно вкусной и полезной гречневой каше и чудодейственной силе физкультуры. ( Слайд 5)
Стали Толстячок и Хилячек каждое утро делать зарядку, купаться в речке, бегать, прыгать, кувыркаться. Стали есть гречневую кашу да нахваливать: «Ай, да каша, сила наша!».
Так два неуклюжих человечка превратились в веселых, озорных мальчишек. ( Слайд 6-8)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята , о чём будет наш сегодняшний разговор?
Высказывания учащихся:
— О здоровом образе жизни.
— О здоровье человека.
2.Сообщение темы и цели мероприятия ( Слайд 9)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о здоровье человека.
— Ребята, для чего человеку нужно быть здоровым?
(ответы детей) ( Слайд 10)
Воспитатель:
Для того чтобы быть здоровым, надо знать некоторые правила, и соблюдать их.
Ребята, а какие правила здоровья знакомы вам?
Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно и запоминайте!
Правило №1 «Организуй свой режим дня» ( Слайд 11)
«Спать, гулять, делать уроки, принимать пищу необходимо в одно и тоже время. Твой организм быстро привыкнет к режиму, ему легче будет справляться с любой нагрузкой.
Правило №2 . «Правильное питание» ( Слайд 12)
Законы природы требуют от нас определённых усилий. Чтобы организм был здоров, большое значение имеет правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, регулярным, умеренным. «Будь умён в пище. Не принимайся за еду, если не голоден. Ешь медленно, тщательно пережевывай пищу. Пей чистую воду», — учил нас русский писатель-просветитель князь Енгалычев.
Правило №3 «Больше двигайся» ( Слайд 13)
Утро начинай с водных процедур и сделай гимнастику. Обязательно гуляй не менее 2-3 часов в день. Не пропускай уроки физкультуры.
Правило №4. « Гигиена тела» ( Слайд 14)
Правила личной гигиены, как и правила дорожного движения, нужно соблюдать всегда беспрекословно и безотлагательно.
Правило №5 «Берегите зубы» ( Слайд 15)
Чистить зубы нужно 2 раза в день: утром – после завтрака, и вечером – перед сном. Важно правильно чистить зубы, этому тебя научит врач-стоматолог, которого необходимо посещать 2 раза в год.
Правило №6. « Здоровый сон» ( Слайд 16)
Если погулять до сна хотя бы пятнадцать-двадцать минут, то организм вам скажет: «Спасибо». Крепкий, здоровый сон – именно он даёт полный отдых организму. Помните об этом!
Воспитатель: Вот видите, быть здоровым – это и просто, и сложно. И для того, что бы быть здоровым, сильным, ловким нужно обязательно соблюдать « Правила здоровья!» ( Слайд 17)
Для того, чтобы не забывать эти правила я изготовила для вас памятки.
(Педагог раздаёт памятки воспитанникам)
Воспитатель:- Как хорошо, что мир на планете. Как хорошо, что солнышко светит, и мы хотим, чтоб были здоровыми дети. Тем более что, ваше здоровье – в ваших руках. Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранить бодрость, энергию и долголетие. ( Слайд 18)
Воспитатель: А сейчас у нас игра на внимание и на ваши знания !
« Закончи пословицу» ( Слайд 19)
Здоров — скачет, захворал — (плачет).
Аппетит от больного бежит, а (к здоровому катится).
У кого что болит, тот про то и (говорит).
Чистота — (залог здоровья).
Было бы здоровье — (остальное будет).
Воспитатель:- Молодцы! Отлично справились с заданием
А сейчас немного отдохнём. ( Слайд 20)
Оздоровительная минутка « Каждый день по утрам»
Каждый день по утрам
Очень нравится нам делать по порядку:
Приседать и вставать,
(приседание 4-6 раз)
Прыгать и скакать.
Воспитатель: Присаживайтесь. Мы немного отдохнули, и продолжим наше занятие.
— Ребята давайте представим, что мы с вами художники, и получили задание от главного редактора изготовить плакат для детей « Азбука здоровья». На столе у меня лежат картинки, и для выполнения задания вам нужно выбрать подходящие, т.е. на тему здоровье.
(Воспитанники совместно с воспитателем подбирают картинки и оформляют плакат)
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный получился у нас плакат. Как вы думаете, чему можно научиться, познакомившись с ним?
— Вести здоровый образ жизни.
Воспитатель: Правильно. ( Слайд 21)
Ученик:
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
(А. Гришин)
Воспитатель: Купить здоровье невозможно, его нужно беречь с самого малого возраста! ( Слайд 22)
Предлагаю провести игру «Вредные и полезные привычки» ( Слайд 23)
Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Педагог делит группу на 2 команды.
Воспитатель: Задание для каждой команды назвать как можно больше вредных и полезных привычек.
Воспитатель: Кто бы – это мог быть? Да, да войдите.
(В дверь входит « Гигиена») ( Слайд 24)
Воспитатель: Здравствуйте, Вы кто? Зачем пожаловали?
Гигиена: — Я слышала у вас тут проходит занятие о здоровье?
Воспитатель: Да, вы правы.
Гигиена : Вот и я хотела бы рассказать вам, о том, что бы быть здоровым обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены! Можно?
Воспитатель: Конечно можно, проходите.
Гигиена:
Добрый день! Я Гигиена.
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный —
С грязью будьте осторожны!
Гигиена: Ребята, а знаете ли вы правила гигиены?
Дети: да знаем.
Гигиена: Это мы сейчас проверим! ( Слайд 25)
Конкурс загадок.
Плещет теплая волна
В берегах из чугуна.
Что за море в комнате?
Ответ: Ванна
Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(Зарядку)
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я — …(Вода)
Говорит дорожка,
Два вышитых конца:
— Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе очень быстро,
Испачкаешь меня.
Ответ: Полотенце
Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Ответ: Зубная щётка
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Ответ: Мыло
Гигиена: Да, оказывается, вы всё знаете, молодцы!
Воспитатель: Спасибо Вам большое! Приглашаем на наше занятие.
Гигиена: Ой, спасибо ребята, я конечно останусь.
Воспитатель: А вот и ещё гости, посмотрим, кто к нам пришёл?
Дети: Да
(В класс входит «Спокойствие») ( Слайд 26)
Спокойствие
Меня зовут спокойствие.
Можно в гости к вам?
Воспитатель: Милости просим.
Спокойствие
Ребята, я слышала, что у вас проходит увлекательное занятие. Вот только немного забыла чему она посвящено? Помогите вспомнить!
Дети: Здоровью.
Спокойствие
А знаете ли вы, что если оставаться спокойными, сдержанными, добрыми, то и здоровье ваше будет в порядке?
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
Спокойствие ( Слайд 27)
— Предлагаю вам немного расслабиться.
— Сядьте «в позу кучера»: слегка сдвиньтесь вперед на стуле, не опираясь на спинку, ноги обоприте на всю ступню, согните колени. Руки свободно лежат на коленях, но кисти рук не свисают с бедер. Голова слегка наклонена. Закройте глаза и слушайте мои команды.
(Под спокойную музыку выполняются психомышечные упражнения)
— Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
— Мои руки расслабляются и теплеют.
— Мои руки полностью расслаблены. теплые. неподвижные.
— Мои ноги расслабляются и теплеют.
— Мои ноги полностью расслаблены. теплые. неподвижные.
— Мое туловище расслабляется и теплеет.
— Мое туловище полностью расслаблено. теплое. неподвижное.
— Моя шея расслабляется и теплеет.
— Моя шея полностью расслаблена. теплая. неподвижная,
— Мое лицо расслабляется и теплеет.
— Мое лицо полностью расслаблено. теплое. неподвижное.
— Состояние полного, глубокого, приятного покоя.
Спокойствие
Молодцы, мы отдохнули, у нас хорошее настроение.
Воспитатель: Спасибо тебе милое спокойствие, что порадовала нас своим визитом, просим пройти на наше занятие.
Воспитатель: А ещё к нам в гости прилетела тётушка Сова.
( Появляется Сова) ( Слайд 28)
Сова: — Добрый день, меня зовут тётушка Сова.
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, —
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В школе или дома.
Сова:- Пришла я к вам не с пустыми руками, внимание на экран.
(Просмотр мультфильма « Уроки тётушки Совы о здоровом образе жизни)
Воспитатель: — Ребята понравился вам мультфильм, давайте поблагодарим тётушку Сову.
Дети: Спасибо!
Итог занятия : ( Слайд 29)
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие по азбуке здоровья. Вы отлично работали.
— Чему научились сегодня?
— Кто посетил наше занятие?
— Что показалось особенно интересным?
— Что нового хотите узнать ещё?
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.
Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы обязательно вели, здоровый образ жизни. Будьте здоровы!
Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. — М.: Мир, 2016.
Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС 15г.. — Москва: Гостехиздат, 2015.
В здоровом теле — здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. — М.: Феникс, 2016.
Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. — М.: Флинта, 2016.
Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. — М.: Медицина, 2016.
Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005
Источник