Меню

Урок биологии формула здоровья

Урок «Формула здоровья»
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Предлагаемый урок обобщения и применения полученных знаний «Формула здоровья» проводится в конце учебного года как итоговый по курсу «Человек и его здоровье». Данный урок вполне может быть проведен и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена.

Скачать:

Вложение Размер
ivanova_olga_valentinovna_tekst_2.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети, подростки, молодежь часто не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т. е. не обладают теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. Этим целям служит курс «Человек и его здоровье». Задача курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды.

Предлагаемый урок обобщения и применения полученных знаний проводится в конце учебного года как итоговый по курсу «Человек и его здоровье». Данный урок вполне может быть проведен и в качестве внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена.

Сценарий урока биологии в 8 классе.

Тема урока: Формула здоровья.

Задачи: обобщить знания о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, об условиях их сохранения и укрепления; стимулировать учащихся к размышлению о необходимости быть здоровым, приобщения к здоровому образу жизни; выявить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.

Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».

Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье? (обсуждение с детьми)

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества.

Здоровье – это главная ценность жизни, его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровье (по определению ВОЗ) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека зависит от генетических факторов – на 15-20%, от состояния окружающей среды – на 20-25%; от медицинского обеспечения – на 8-10%. Остальные 50-55% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению, от образа жизни.

Итак, здоровье и долголетие во многом зависит от нас самих. Существует краткое понятие, что здоровье зиждется на трех «китах»:

Это общие понятия, которые неоспоримы, о которых надо знать и их придерживаться.

Физическая активность как условие сохранения здоровья.

В древности говорили: «Движение строит» . Как вы понимаете этот афоризм?

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым — бегай. Хочешь быть красивым — бегай. Хочешь быть умным — бегай». Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся высказывают свои мысли, учитель маркером на листе бумаги (или мелом на доске) кратко записывает основные положения .

Постоянные упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам приникает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.

Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усиленное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы, Поэтому, будут иметь достаточную опору. Учитель обобщает и делает дополнение.

Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями? Дети работают в группах, записывают ответы:

— Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного слоя кости.

— Возрастает мышечная масса, повышается сила.

— Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

— В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему
активизируется их кровоснабжение и использование кислорода.

— Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

— Жизненная емкость легких возрастает.

— Тренируется сердечная мышца.

— В организме быстрее протекают обменные процессы.

— Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной
нервной системы.

— Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить
напряжение, так как при этом быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры. (Избыток гормонов лишает человека сна,
поддерживает его беспокойное состояние.)

  1. Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т. е. кровь не застаивается, постоянно обновляется).
  2. Улучшается настроение.

Обоснуйте следующие правила гигиены опорно-двигательной системы (игровой момент, группы отвечают по очереди или кто быстрее):

Необходимо систематически заниматься физическими упражнениями.

При однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения.

В возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками.

Необходимо вырабатывать правильную посадку за рабочим столом.

Вредно поднимать большие тяжести.

Нельзя прыгать с высоты на твердую опору.

В любом возрасте вредно носить тесную обувь, обувь на высоком каблуке.

Во всяком возрасте полезна утренняя зарядка.

Сформулируйте гигиенические правила утренней зарядки (работа в группах, кто составит и объяснит больше правил) .

Зарядку следует делать ежедневно.

Зарядкой надо заниматься в хорошо проветренном помещении.

Продолжительность зарядки не должна превышать 10-20 минут.

Нагрузку следует увеличивать постепенно.

На протяжении зарядки надо следить за пульсом и дыханием.

Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыхания.

Рациональное питание как условие сохранения здоровья (миниконференция) .

Ведущий. Уважаемые коллеги и зрители. Тема нашей конференции «Есть или не есть, пить или не пить» посвящена гигиене питания.

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др. Для обсуждения этой проблемы приглашен эксперт-диетолог (представляет его) .

Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест» , тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы же секреты правильного питания? Думается, что слово для выступления надо предоставить врачу-диетологу.

Диетолог. Что такое диета? Этим словом обозначают состав пищи и режим питания. Американский исследователь Ирвинг Фишер, который посвятил многие годы изучению биоритмической системы нашего организма, писал: «. магическая цифра 7 имеет непосредственное отношение и к нашему организму. И я могу сказать, что афоризмы «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу» в настоящее время устарел. Не созвучно ли «7 раз отмерь, один раз отрежь» другому — «Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться» . Поэтому я рекомендую 7-разовое питание. » А вот мнение другого специалиста по биоритмике организма человека Ф.И. Комарова — академика АМН России — «5 разовое питание — это та самая пятерка для нашего желудка. » Хочу предложить присутствующим в зале самим сформулировать одно из «золотых правил» питания.

Выступающий из зала. Питаться надо регулярно, не меньше 4-5 раз в день, в одно и то же время.

Диетолог. Сформулировать следующее правило питания помогут изречения «Обжора роет себе могилу собственными зубами» , «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел» (Абуль-Фаорадж), «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья» (А. Джами).

Обсуждение данных высказываний.

Выступающий из зала. Вторым «золотым правилом» питания является умеренное потребление пищи. Это особенно важно для тех, кто склонен к полноте.

Диетолог. Действительно, переедание, а также малая подвижность предрасполагают к ожирению. Если ваш вес на 20 % и более превышает норму, то это — уже ожирение. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что толстые умирают раньше худых. Люди, страдающие ожирением, живут в среднем на 6-8 лет меньше людей с нормальным весом. У тучных людей в несколько раз чаще бывают камни в почках и в желчном пузыре, чаще развивается ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет, осложнения после операций. Еще одно из правил питания характеризуют следующие народные мудрости: «Хорошо прожуешь — сладко проглотишь» , «Кто долго жует — тот долго живет» .

Принимать еду лучше в спокойной обстановке, не спешить. Это поможет полнее ощутить вкус, а также увлажнить пищу слюной. Дай мозг успеет получить соответствующую информацию и должным образом подготовить желудок.

И четвертое правило питания — рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу.

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20 % из белков, на 20-30 % — жиров. Оставшиеся 50-55 % должны приходиться на углеводы, содержащиеся во фруктах, овощах, злаках, орехах.

Здоровая диета — это ограничение в жирах и соли, значительное увеличение доли фруктов, овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Источником полезного белка служат бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо.

Ведущий. Как сказал один из известных диетологов «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное» . А молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Каких? Вы сейчас над этим подумаете и составите их список. Работа в группах, затем обсуждение результатов.

Психический комфорт как условие сохранения здоровья.

Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах . Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем — это уже стресс. Уроки — стресс. Дорога — стресс. Родители ругают. С друзьями поссорился. И так далее. Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника. Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ «да», в противном случае — «нет».

  1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
  2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился (лась) спокойно.
  3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).
  4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.
  5. В последнее время мне стало труднее учиться.
  6. У меня ровный и спокойный характер.
  7. Меня мучают боли в висках и во лбу.
  8. У меня бывают приступы сердцебиения.
  9. Мне трудно сосредоточиться на задании.
  1. У меня иногда возникает ощущение тошноты.
  2. У меня часто болит голова.
  3. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.
  4. Я постоянно хочу спать днем. .
  5. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
  6. Мне нравится работать в коллективе.
  7. Я с удовольствием прихожу в школу.
  8. У меня чаще всего беспокойный сон.
  9. Я все время чувствую себя усталым (ой).
    Подсчитай баллы

Источник

План-конспект и презентация к уроку биологии на тему «Формула здоровья» для обучающихся 8 класса
проект по биологии (8 класс) на тему

Данный урок проводился в рамказ предметной недели по биологии

Скачать:

Вложение Размер
план-конспект урока на тему «Формула здоровья», 8 класс 95.97 КБ
презентация к уроку биологии на тему «Формула здоровья», 8 класс 700.38 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель биологии: Здравствуйте, ребята! Какие вы все яркие, весенние! Как приятно на вас посмотреть! Надеюсь, что сегодня на уроке мы хорошо поработаем вместе. Для начала, давайте познакомимся. Мы говорим «Здравствуйте», как вы думаете, что это значит (всем желаем здоровья)? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в присутствии люди при встрече желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность и во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. Но, к сожалению, мы начинаем думать о здоровье в зрелом возрасте, тогда, когда его теряем! Сегодняшний наш урок будет посвящен здоровью. Тема урока « Формула здоровья», запишите ее в тетради.

Мы с вами выведем формулу здоровья, а для этого выясним, какие факторы на него влияют. «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто», — утверждал Сократ. Еще в 19 веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье» (слайд № 1).

Мне бы хотелось, чтобы девизом вашей жизни стали слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)

(Добыть здоровье сможет только сам человек!) №2

— Как вы понимаете эти слова (выслушать ответы детей)? Сделать обобщение (№ 3).

Давайте уточним, какого человека можно назвать здоровым?

Действительно, это человек, который ведет:

— активный образ жизни

— отказ от вредных привычек

— соблюдение режима дня

У нас получились составляющие здоровья (слайд № 4).

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% от природы, на 10% от медицины. Остальные 50% в руках самого человека (слайд № 5), записать в тетради.

А сейчас, я предлагаю вам поучаствовать в особом тестировании, составленном американскими медиками. По окончании теста, попробуйте определить, что означает его результат.

— Мужчины записывают цифру – 69 лет, а женщины – 76, из них нужно будет вычитать или прибавлять набранные в результате твоих ответов баллы.

— Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.

— Если ты живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.

— Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим – прибавь 3.

— Если ты занимаешься спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если 2-3 раза – прибавь 2 года.

— Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25 летного возраста)

— Если ты спишь больше 10 часов, вычти 4 года, если по 7-8 часов, ничего не вычитай.

— Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон, — признак плохого кровообращения.

— Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3 года.

— Если ты счастлив, добавь один год, если несчастлив, отними 2 года.

— Если собираешься получить среднее образование, добавь один год, если высшее – 2 года.

— Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-нибудь из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычти 4 года.

— Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.

— Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.

— Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

— Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20кг, вычти 8 лет, если на 15-20, то – 4 года, если на 5 -15 кг — 2 года.

Учитель биологии: Как вы думаете, что означает получившееся число? Да, верно, это приблизительный возраст до которого ты можешь дожить

Исходя из вопросов этого теста мы можем определить —

— Какие же факторы влияют на продолжительность жизни человека?

( наследственность, окружающая среда).

— Но очень многое зависит и лично от человека: его привычек, образа жизни.

— Какие факторы, влияющие на состояние здоровья могут зависеть от самого человека?

Правильно, это вредные привычки —

— пассивный образ жизни (слайд № 6).

Именно они сокращают продолжительность жизни. Давайте на некоторых из них остановимся поподробнее.

Для того, чтобы узнать, к каким последствиям может привести курение, сыграем в игру «Что здесь зашифровано?» – работа в парах с анаграммами. У вас на столах находятся карточки с анаграммами, разгадайте их ( слайд № 7).

Неболизасдцер (болезни сердца)

Акр егликх (рак легких)

Яарннямресть (ранняя смерть)

— Посмотрите на следующий слайд, прошу вас прокомментировать ситуацию (№ 9).

— Что происходит на картинке? Что можно сказать о действиях курящих людей? Что можно сказать об их воспитанности? Какому риску подвергаются некурящие люди в данной ситуации ( вопросы классу)?

Вывод: ( привлекать учащихся)

И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться с курящим человеком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик (слайд).

Осознать весь вред курения нам поможет решение задач (работа в парах с учетом интеллектуального развития детей)

Задача №1 «Сердце курильщика» Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится сделать сердцу курильщика за сутки? (ответ 1440 ударов).

За 1 час – 480 ударов, за сутки 11520(курильщик)

За 1 час – 420 ударов, за сутки 10080 (не курящий).

Задача №2 . Человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 15 рублей за пачку. Сколько денег в год тратит человек на свою вредную привычку? (ответ 5475 рублей)

(слайд № 11 ) Что можно купить на эти деньги?

( включить ролик о вреде курения) (№12)

МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ ИЛИ НАПОМНИТЬ ПРО ОСАНКУ

Итак, курение вредно влияет на здоровье, точнее никотин, содержащийся в табаке.

— Давайте поговорим о том, как в цивилизованных странах борятся с курением. У некоторых из вас на столах есть листочки с напечатанным текстом, пожалуйста, прочтите его нам.

— Сообщение подготовленных учеников «Юридический аспект проблемы»

США. Курильщики платят более высокие взносы по медицинскому страхованию, чем некурящие американцы.

Германия. Запрещено курить на вокзалах. Ассоциация домашних врачей Гамбурга предлагает продавать сигареты только в аптеках.

Великобритания. Запрещено курить в пригородных поездах. Антитабачная служба страны добилась постановления, согласно которому некурящий сотрудник вправе потребовать от курящих коллег материальной компенсации.

Сингапур. Курение строго запрещено в общественном транспорте, в лифтах, ресторанах и торговых центрах.

Бельгия. Запрещено курить в помещениях, где есть дети, в учреждениях здравоохранения, в домах престарелых.

Япония. Медицинская деятельность считается несовместимой с курением.

Италия. Курильщикам придется раскошеливаться на сумму до 500 евро, если они закурят в неположенном месте, да еще и рядом с ребенком до 12 лет или беременной женщиной.

Норвегия. Запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины.

— Как вы думаете, в России борятся с курением? Если «да», то каким образом?

( ответы детей). Правильно, в нашей стране борьба с курением становится обязательной.

— Следующая вредная привычка, вызывающая негативные изменения в организме человека – это злоупотребление алкоголем.

— Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, мы вводим в организм алкоголь. Каким образом он воздействует на организм? Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а потом разрушает. — Вы знаете чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек чувствует себя разбитым, слабым, вялым, испытывает повышенную жажду.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

— Влияние алкоголя на организм является специфичным, можно сказать особенным. В чем же его специфика? Обратимся к учебнику, попробуйте найти ответ на этот вопрос по материалам учебника. ( зачитываются ответы детей). Молодцы, правильно! (обобщение). Специфика алкоголя состоит в том, что он влияет не только на физическое состояние человека, но и на его психику . Известны многие психические болезни, вызываемые алкоголем. Так, патологическое опьянение под действием небольших доз спиртного вызывает у человека состояние, близкое к аффекту, и он становится опасным и для себя, и для окружающих. Белая горячка сопровождается угрожающими галлюцинациями, запоем и пр. В состоянии белой горячки алкоголик может выброситься из окна, потому что ему кажется, что его преследуют какие-то фантастические существа.

— Перед вами цифры статистики (слайд № 13 ). Это данные мониторинг по нашей республике.

Согласитесь, они заставляют задуматься. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ОСАНКУ

— Скажите, ребята, какой напиток в настоящие время стал особенно популярным, некоторые люди не мыслят без него своей жизни? ( ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим с вами о пиве. Почему же оно так популярно (выслушать ответы).Оказывается, этот напиток обладает многими ценными свойствами: содержит в себе витамины группы В, С, полезные ферменты и простые сахара — фруктозу, сахарозу, глюкозу, мальтозу, легко усваиваемые организмом. Пиво применялось в медицине при некоторых хронических заболеваниях, при истощении. Но положительные свойства пива перекрываются рядом негативных моментов. Пиво содержит в себе алкоголь, углекислый газ, содержащийся в пиве, вызывает усиленное всасывание алкоголя.

— видеоролик, слайды № 14, 15, 16

Как видите, пиво плохо влияет и на сердце. Оно перегружается, изнашивается, делается дряблым и не может нормально качать кровь (слайд № 17).

— Существует ли пивной алкоголизм, и чем он грозит человеку ?
У тех, кто любит пиво, проходит какое-то время, и оно становится необходимым элементом досуга. Пиво входит в привычку и в биохимию организма. Так формируется пивной алкоголизм, а это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. — Ученые доказали, что заболеть алкоголизмом от постоянного употребления пива вполне реально (слайд № 18):
* если начать пить ранее 18 лет;
* если пить систематически (для подростков — это 3-4 раза в месяц);
* если пить больше литра за один раз.
Молодой организм быстро привыкает к любым, даже незначительным, дозам алкоголя, поэтому любое употребление спиртного в этом возрасте — уже злоупотребление.- Какие еще вы знаете вещества воздействующее на наш организм негативно (наркотики и яды) ?

— Какой можно сделать вывод после всего услышанного и увиденного вами сегодня ?

Никотин, алкоголь, наркотики и токсические вещества относятся к наркогенным веществам. Они способны нарушать обмен веществ и регуляторные функции нервной и эндокринной систем. При привыкании наркогенные вещества становятся потребностью организма, и человек вынужден прибегать к ним, чтобы избежать абстиненции – болезненной реакции на их отмену. Возникает порочный круг: наркогенное вещество продолжает подрывать здоровье, а отказ от него приводит к новым страданиям. Наркогенную зависимость легче предупредить, отказавшись от наркогенных веществ, чем лечить ее последствия (слайд № 19).

Учитель биологии: Наш урок подходит к концу. Вспомним девиз, который вы записали в начале урока: Добыть здоровье сможет только сам человек! И формула здоровья у каждого будет своя. Попробуйте сформулировать её на альбомных листочках, которые лежат на партах перед вами, опираясь на полученные знания. Пользуйтесь маркерами, можете добавить рисунки или какие-либо знаки, все, что угодно, дайте простор вашей фантазии. Например, для меня формула здоровья выглядит так: гимнастика + здоровый образ жизни + правильное питание = здоровье.

Покажите нам свои работы. – Я думаю, что эту формулу вы запомните надолго и будете ею пользоваться в своей жизни (слайд № 20).

Обобщениеучителя биологии в конце урока: – Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Потерять здоровье легко, а вернуть его очень и очень трудно. Заботу о нем нельзя полностью перекладывать на докторов. Необходимо потрудиться и самому. Не жди, что когда ты вырастешь, на тебя вдруг сами собой «свалятся с неба» красота, грация, сила, выносливость. Все это ты должен создавать своими усилиями, изо дня в день.

Хочется, в заключении, рассказать вам старую притчу:

— В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спросил мудреца: « Что у меня в руках – живое или неживое?». Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках…

Ваша судьба и ваше здоровье, ребята, в ваших руках.

Рефлексия (слайд № 21). У каждого из вас по 5 карточек разного цвета. Я предлагаю вам «Сделать свой выбор!»- красная – я против здорового образа жизни- желтая – мне все равно- розовая – жизнь коротка, и надо успеть попробовать все- синяя – от судьбы не уйдешь – будь что будет- зеленая – я – личность, все в моих руках.

Поднимите вверх карточки соответствующие вашему выбору (слайд № 22).

— Ребята. Мне сегодня было очень приятно и интересно с вами работать. Я надеюсь, что и вам тоже урок понравился и предлагаю его оценить. Для этого подчеркните в таблице те высказывания об уроке, которые соответствуют вашим впечатлениям.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

— Домашнее задание (слайд № 23):

Задача «Раз сигаретка, два сигаретка»: Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, употребляя по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он прожил, если бы не курил?

(Возможный ход решения: Если человек умер в 55 лет, а начал курить в 15, то в целом он курил 40 лет. В 40 годах: 40 лет х 365 дней + 10 дней (високосные годы) = 14 610 дней. Общее число выкуренных сигарет: 10х14 640 штук. Общее число потерянных минут: 146 100 сигарет х 15 мин.=2 191 500. : 1440 мин.= 1 521, 9 дня. Общее число потерянных лет: 1521, 9 дня : 365 дней=4,17 года (4 года и 5,5 мес.)

интегрированный урок биологии и психологии в 8 классе, в котором раскрывается влияние наркогенных веществ на здоровье и психику человека

Источник

Читайте также:  Зеленые ростки для здоровья
Adblock
detector