Конспект занятия по охране здоровья «Здоровое дыхание» для 4 группы детей с ОВЗ
надежда пермякова
Конспект занятия по охране здоровья «Здоровое дыхание» для 4 группы детей с ОВЗ
Блок: Охрана здоровья и физическое развитие
Тема: Комплекс упражнений «здоровое дыхание», полезные привычки.
Цель: Формировать у воспитанников потребность в ЗОЖ (занятии спортом, отдыхе и правильном питании).
Задачи:
– познакомить с дыхательными упражнениями, способствующими укреплению здоровья;
– коррекция и развитие активного и пассивного словаря за счёт активизации в речи слов: «легкие», «дыхание», «дыхательные упражнения»;
– формирование положительного отношения к физической культуре, воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: воздушные шарики, теннисный шарик, трубочки для коктейля.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы все, конечно, знаете, что без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, а без чего человек может обойтись только несколько минут?
Дети: Без воздуха.
Воспитатель: Да. Без воздуха человек не смог бы жить. Давайте с вами попробуем надуть шарик с помощью одного выдоха. (Надуть шарики). Посмотрите, весь этот воздух, который теперь находится в шарике, побывал в ваших легких. Они наполняются воздухом, когда человек вдыхает. Когда он выдыхает, то воздух выходит из легких. Давайте сравним ваши шарики и посмотрим, одинаковое ли количество воздуха помещается в ваши лёгкие?
II. Новая тема
Воспитатель: А для чего мы дышим? Зачем нам нужен воздух?
Благодаря дыханию организм получает кислород и освобождается от излишков углекислоты, образующийся в результате обмена веществ. Дыхание и кровообращение обеспечивают все органы и ткани нашего тела необходимой для жизни энергией. При недостатке кислорода в крови в первую очередь страдают такие жизненно важные органы, как сердце и центральная нервная система. Поэтому, от нашего дыхания зависит наше здоровье. А чтобы органы дыхания были здоровыми, о них нужно заботиться. Для этого необходимо делать упражнения. Я расскажу вам о них чуть позже. А теперь давайте проведём маленькое соревнование.
III. Физминутка:
Игра «Воздушный футбол».
Сдвинуть вместе 2 стола. Дети делятся на две команды. 1-я команда размещается по одну сторону стола, 2-я команда по другую. Стык столов — граница поля. По центру столов воспитатель кладет шарик от настольного тенниса. Дети дуют на него через трубочку от коктейля, стараясь задержать мяч на стороне противника. Все работают одновременно. Задание можно усложнить: предложить забить гол (загнать шарик) в ворота соперников. Ведется подсчет голов.
IV. Практическая работа
Воспитатель: Молодцы! Весело поиграли!
А теперь я покажу вам несколько забавных упражнений, которые позволят вам укрепить органы дыхания и сохранить здоровое дыхание.
«Гарью пахнет! Тревога!» И резко, шумно, на весь класс, нюхайте воздух носом, как собака след. Чем резче и громче, тем лучше. Вдох должен быть коротким. Выдох спокойный, через рот. Не нужно выталкивать воздух, пусть он свободно выходит сам. Можете представить себя дикарем, который пытается унюхать след добычи.
Теперь представьте себя орлами, парящими в небе. Ноги на ширине плеч. Поднимая руки в разные стороны, приподнимитесь на носочки, поднимите голову вверх и сделайте вдох. Возвращаясь в исходное положение, делайте выдох.
Следующее упражнение «Морской прибой». Мы с вами будем мягкой волной на песочном побережье. Ноги на ширине ступни. Неглубоко присесть, руки поднять вперед, сделать вдох. Возвращаясь в исходное положение выдохнуть. Темп медленный. Дыхание равномерное.
А сейчас мы с вами будем регулировать движение транспорта по туннелям. Туловище выпрямлено, но не напряжено. Указательным пальцем правой руки закрыть правую ноздрю, левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Это у нас машины заехали в туннель. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, сделать выдох. Машины выехали из туннеля.
Теперь попускаем носом мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
V. Обобщение
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?
Дети: О легких, о здоровом дыхании, о дыхательных упражнениях.
Воспитатель: Вы помните, для чего нам нужен воздух и для чего нужно правильно дышать?
Дети: Воздух снабжает организм кислородом. С дыханием в организм поступает кислород и выводится углекислый газ. Дыхание наполняет нас энергией.
Воспитатель: Да. И для того, чтобы наше дыхание, а значит и весь организм были здоровыми необходимо делать сегодняшние упражнения.
VI. Итог, рефлексия
Воспитатель: Мне очень понравилось сегодня с вами работать. Было очень интересно и весело. А что вам понравилось больше всего?
Дети: (делятся впечатлениями).
Фотоотчет «Здоровое питание — залог здоровья» В нашем городе проводится месячник «Организация правильного питания в образовательных организациях».Цель-формирование у дошкольников полезных.
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний период. УТВЕРЖДАЮ: И. о заведующего МБДОУ д/с № 6 «Яблонька» ___ Малахова Л. Г. № ___ от 21.06.2016 Инструкция по охране жизни.
Конспект НОД для подготовительной группы «Я здоровье берегу, сам себе я помогу. Звуковое дыхание Н. Л. Лазарева» Задачи: — Познакомить детей с понятием «Витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах,.
Конспект занятия по плаванию для детей подготовительной к школе группы «День здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24» Конспект Занятия по плаванию для детей подготовительной.
Конспект занятия «Здоровое дыхание» Конспект занятия «Здоровое дыхание» Программные задачи: 1. Дать детям элементарные знания о строении организма, о функционировании жизненно.
Выполнение требований по охране жизни и здоровья детей в период их пребывания в ДОУ Справка по результатам административного контроля «Выполнение требований по охране жизни и здоровья детей в период их пребывания в ДОУ».
Памятки для родителей по охране жизни и здоровья детей Памятка для родителей по охране жизни и здоровья детей Посмотрите внимательно на свою квартиру, двор, в котором играют дети, с точки зрения.
Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.
Взаимодействие ДОУ с семьей по охране и укрепления здоровья будующего первоклассника Слайд 2 Сначала со слайда (далее внизу) Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут.
Взаимодействие ДОУ с семьей по охране и укрепления здоровья будующего первоклассника Слайд 2 Сначала со слайда (далее внизу) Чтобы помочь ребенку справиться с повышенными умственными и физическими нагрузками, которые ждут.
Источник
Комплекс упражнений по профилактике заболеваний.
материал по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Памятки для сохранения и укрепления здоровья младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений по профилактике заболеваний
- «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони и кулачком с целью улучшения работы кишечника.
- «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, красивая, хорошая».
- «Заводим машину». Упражнение выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Ставим пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке «заводим машину» со звуком «ж-ж-ж». Затем делаем то же самое против часовой стрелки.
- «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.
- «Массаж головы». Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем голову»). Сгибаем пальцы рук (делаем «грабли»), расчесываем волосы, затем спиральными движениями ведем руки от висков к затылку.
- «Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки, надавливая на каждый палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготкам другой. Такая «стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.
- «Велосипед». Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипеда со звуковым сопровождением («ж-ж-ж»). Упражнение усиливает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.
Упражнения, направленные на улучшение осанки
- «Улучшим осанку» . Встаем вплотную к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. Таким образом укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.
- «Птица перед взлетом». Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперед, не сгибая ног, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5-6 секунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
- «Освобождение позвоночника». Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться вправо — назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в другую сторону.
- Игра «Веселая пчелка». Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
- «Остров Плакс». Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание— короткие резкие вдохи (3-5 минут). За счет этого происходит насыщение крови кислородом.
- «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами («смена времен года» проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжения мышц туловища.
Дыхательная и звуковая гимнастика
Цель — научить детей дышать через нос, подготовить их к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
- Погладить на вдохе боковые части носа от кончика к переносице. Вдох левой ноздрей, правая ноздря прижата пальчиком, выдох правой (при этом прижата левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
- Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди прижимая то одну, то другую.
- Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м» на выдохе. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.
- Энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
- Энергично произносить «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
- Энергично произносить «к-г», «н-г». Произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки.
- Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
- «Покорители космоса». Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к «полету».
- «Полет на Луну». На выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно ее опускают.
- «Полет на Солнце». На выдохе дети тянут звук «б», но произносят его громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
- «Полет к инопланетянам». На выдохе дети произносят звук «а», постепенно увеличивая высоту и громкость. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе во время упражнения достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.
- «Гудок парохода». Через нос с шумом ученики набирают воздух. Задержав дыхание на 1 -2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 (короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох).
- «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». На взлете звук направляется к голове, при посадке—к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе.
Упражнения для глаз
- Двигать зрачками влево — вправо, вверх — вниз, по кругу. Крепко зажмурить глаза на 10-12 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
- Слегка поглаживать пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (это упражнение приносит успокоение).
- Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой на расстоянии 50 см. Переводить взгляд с точки на точку.
- На 10-20 секунд сосредоточить взгляд на неподвижной точке, находящейся на расстоянии около 5 метров.
Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии
- Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
- Исходное положение — сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
- Исходное положение — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки . Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 5-6 раз.
- Исходное положение — сидя. Смотреть прямо перед собой на любой отдаленный объект 2-3 секунды, затем поднять руку передлицом на расстоянии 15-20 см от глаз. Перевести взгляд на кончиксреднего пал ьцаисмотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, вновь сосредоточиться на отдаленном объекте. Упражнение повторить 5-6 раз.
- Исходное положение — сидя, руки вытянуты вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, вдох. Не поднимая головы, посмотреть вверх. Опустить руки, опустить взгляд, выдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнения для укрепления мышц рук
- Вытянуть руки вперед, с напряжением сделать вращательные движения. Затем свободно уронить руки, отдохнуть.
- Имитация подъема тяжестей с последующим расслаблением.
Упражнения на отдых позвоночника
- Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.
- Сидя в «позе кучера», расслабиться. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20-30 секунд. Выдох направить в разные участки тела (болевые).
Релаксационные упражнения для мимики лица
- Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабиться. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение нескольких секунд.
- Нахмуриться (сдвинуть брови) — расслабиться.
- Широко раскрыть глаза — вернуться в исходное состояние.
- Расширить ноздри — расслабиться.
- Зажмуриться — расслабить веки.
- Сузить глаза, прищуриться — расслабиться.
- Поднять верхнюю губу, сморщить нос — расслабиться.
- Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
- Оттянуть вниз нижнюю губу — расслабиться.
Двигательные упражнения с книгой
Цель упражнений: стимулирование интереса к собственным физическим возможностям. Мотивации развития собственной двигательной активности.
- «Тяжелый груз». Держа книгу на вытянутой руке: перекладывать её из правой руки в левую, переворачивая при этом книгу; приседать, держа книгу попеременно в правой и левой руке. При этом глаза должны быть закрыты и т.п.
- «Борьба с трудностями». Участники встают из-за стола и выполняют следующие варианты с книгой: стоят с книгой на голове; приседают с книгой на голове; осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове; вращаются с книгой на голове; осторожно двигаются попеременно вперед и назад с книгой на голове и т.п.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполнятся каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости (стола, пола). Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами (“Кулак-ребро-ладонь”), произносимых вслух или мысленно.
Примеры коммуникативных упражнений
- «Скала». Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают “скалу”, принимая различные позы. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде “Скала готова? Замри!” альпинист должен пройти вдоль обрыва перед “скалой” и не “сорваться”. Все участники упражнения поочередно выступают в роли “альпиниста”.
- «Тень». Цель: развитие пространства тела. Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот.
- «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- «Горизонтальная восьмерка». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.
- «Массаж ушных раковин». Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
- «Перекрестные движения». Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
- «Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
- «Горизонтальная восьмерка». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
- «Симметричные рисунки». Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
- «Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
- «Поза скручивания». Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.
- «Дыхательная гимнастика». Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Гимнастика для глаз.
Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “восьмерки”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Источник