Меню

Упражнения для тропы здоровья

Тропа здоровья в ДОУ «Лето ходит по дорожкам»

Татьяна Долгер
Тропа здоровья в ДОУ «Лето ходит по дорожкам»

Тропа здоровья в ДОУ. «Лето ходит по дорожкам»

Пояснительная записка.

Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления, здоровья. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка

Проблема: Анализ состояния здоровья наших воспитанников в младшей группе показал, что дети часто не посещают детский сад по причине болезни.

Отсюда возникает проблема, как помочь детям укрепить здоровье?

А чтобы наши дети были здоровы, был разработан целый комплекс эффективных лечебно-профилактических мер.

Поэтому мы уделяем особое внимание здоровьесберегающим технологиям и в летний оздоровительный период,в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медсестра, родители и сами дети. Основными средствами оздоровлениявыступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована «Тропа здоровья«.

целями организации «Тропы здоровья«являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Повышение сопротивляемости к инфекционным и вирусным заболеваниям.

4. Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Профилактика плоскостопия

6. Конструктивное партнёрство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Организация «Тропы здоровья«.

Тропа здоровья» расположена на территории МБДОУ и состоит из различных станций

. «Солнышко»,» веселая полянка», «Лесной ручеек»,»Царство песка»

На «Тропе здоровья«используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная, ребристая доска, тоннель для лазания, дуги для подлезания. Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка здоровья, массажный коврик.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.На ней дети выполняют следующие упражнения:

упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);

упражнения с оборудованием, предметами,различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (пеньки); захват предметов стопами ног. – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы Занятия на «Тропе здоровья»проходят:

2 раза в неделю,

с подгруппой детей 6-8 человек,

продолжительность: в младшей группе – 15 минут,

При организации работы на тропе здоровья планируются дыхательные упражнения,которые способствуют:

повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения (приложение 2).

На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:

Босохождение по разным рельефным поверхностям. (Дорожкам здоровья» и хождение босиком по траве; полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, тонизирует, а по теплому песку, траве — успокаивает.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнение общеразвивающих упражнений;

Принятие водных процедур:игры с водой и заводными плавающими игрушками.

Выполнение закаливающего, игрового массажа.

Использование су-джок терапии.

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки.

Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинской сестры детского сада. Медработник систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья.

Работа с родителями:

Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде,размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»

Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья«, здесь родителям будет предложено

Познакомиться с дыхательных упражнениями по системе Стрельниковой;

походить босиком по песку, траве;

— покатать шишки ступнями ног;

— полюбоваться красотой цветущих растений;

— просмотреть памятки и листовки.

Систематическое использование в работе с детьми различных упражнений на «Тропе здоровья» содействуют воспитанию у детей возможности разностороннего применения, приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию навыков обращения с предметами, развитию наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствуют развитию подвижности.

Ежедневные занятия детей на «Тропе здоровья«позволили добиться следующих результатов:

снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; простудные заболевания снизились до 9%, по посещаемость в группе стала лучше.

положительной динамики росто-весовых показателей, дети прибавили в весе

формирования правильной осанки

Читайте также:  Лимонная кислота опасна для здоровья

желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.

1. Картотека утренней гимнастики.

2. Картотека. дыхательной гимнастики.

3. Картотека упражнений с мячиками Сю-Джок.

4. Картотека малоподвижных игр.

5. Картотека подвижных игр.

6. Нетрадиционное физкультурное оборудование и его использование.

7. Картотека игрового самомассажа.

8. Конспект занятия на «Тропе здоровья» в младшей группе.

9. Схема «Тропы здоровья«

«Ходит осень по дорожкам». Сценарий праздника для детей младшей разновозрастной группы с небольшими видеофрагментами Цель. Создать радостное настроение. Задачи. -Закрепить представления об осени -Формировать умение выразительно читать стихи, петь песни,.

Конспект занятия «Тропа здоровья» «Тропа здоровья» «Здоровье – это состояние полного физического, пси-хического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие по дорожкам здоровья» в младшей группе Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

«Путешествие по дорожкам здоровья». Конспект занятия по программе О. С Гладышевой «Разговор о здоровье: начало» Цель: формировать начальные представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни Задачи: 1. создать условия.

Занятие в младшей группе «Осень ходит по дорожкам» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 Занятие в младшей группе «Осень ходит по дорожкам».

Информационно-ориентировочный проект для детей 4–5 лет «Тропа здоровья» Проект «Тропа здоровья» Вид проекта: информационно-практическо-ориентированный Тип проекта: детско-взрослый Продолжительность проекта: краткосрочный.

Экологическая тропа в ДОУ «Услышать, увидеть, понять и сберечь» — эта фраза может стать девизом экологического воспитания дошкольника. Влияние окружающего мира.

Экологическая тропа в ДОУ Экологическая тропа в ДОУ Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный.

Экологическая тропа «Здравствуй, лето!» Экологическая тропа «Здравствуй, лето!» «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой.

Источник

Методическая разработка «Организация и функционирование тропы здоровья в дошкольном учреждении»
методическая разработка

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Особое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов. В 2018 г. в МБДОУ детском саду №15 была обновлена «Тропа здоровья», и разработана система работы на ней. «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:

  • профилактика плоскостопия у детей;
  • улучшение координации движений;
  • укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

Вложение Размер
«Организация и функционирование тропы здоровья в дошкольном учреждении» 136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 поселка Южный

муниципального образования Крымский район

«Организация и функционирование тропы здоровья в дошкольном учреждении»

Бондарева Зинаида Николаевна

детского сада №15

Глава 1. Организация «Тропы здоровья»…………………. ……. 4-5

Глава 2. Система профилактической работы по оздоровлению дошкольников……. ………………………………6-15

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В последние 10-15 лет наблюдается резкое ухудшение в состоянии здоровья дошкольников. Снижение двигательной активности, увеличение умственной нагрузки в дошкольных учреждениях также отрицательно сказываются на физическом развитии.

Особое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов. В 2018 г. в МБДОУ детском саду №15 была обновлена «Тропа здоровья», и разработана система работы на ней.

«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:

  • профилактика плоскостопия у детей;
  • улучшение координации движений;
  • укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 1) , инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (приложение 2) .

  1. Организация «Тропы здоровья».

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья». Создание «Тропы здоровья» позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.

«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине мая, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли — не ниже20ºС-22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.

«Тропа здоровья» длиной 28м и шириной от 1 м делится на участки

(станции) от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие: большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой: травяной покров; песчаную поверхность; дорожка с крупной и мелкой галькой,; бум, мостик. (приложение 3) .

На этой станции дети могут выполнять разные задания: совершенствовать технику ходьбу и бега, устраивать спортивные развлечения и соревнования, в начале и в конце учебного года можно провести диагностику физической подготовленности детей.

На станции несколько пар скамеек – одна выше другой. Дети могут выполнять следующие занятия:

  1. Ребенок принимает исходное положение – сидя на более высокой скамейке, руки за головой, носки ног под более низкой скамейкой. Опуститься на скамейку и быстро принять исходное положение.

Инструктор следит не только за количественным показателем, но и за качеством выполнения задания (при опускании туловища на скамейку касаться её двумя лопатками, при поднимании туловища локтями касаться коленей).

  1. Ребенок принимает исходное положение – лежа на животе на более высокой скамейке, носки под низкой скамейкой. Руки в стороны, за головой, на поясе. Подъем туловища и опускание его на скамейку.

На этой станции — полоса препятствий. Она может состоять из бревна, 4 – 5 лежащих на земле колес (шин) и 4 – 5 колес, вкопанных в землю вертикально, нескольких пеньков, вкопанных в землю «ворот» (их нужно сделать из металлических спинок детских кроватей). Через «ворота» можно перепрыгивать, можно пролезать перед ними. По бревну просто идти или двигаться вдоль, перепрыгивая через него вправо – влево и т. п.

Задания дети выполняют друг за другом. Чтобы дети не торопясь, правильно и точно выполняли предложенное задание, не ссорились и не толкались, между ними должна быть дистанция не меньше 1 метра. Задание на полосе препятствий может показать инструктор или хорошо подготовленный ребенок.

На этой станции бум. По нему дети могут идти (руки в стороны), затем вернувшись к исходной точке – ползти на четвереньках, приставным шагом, на носках, спрыгивают в песок.

Задача на данной дистанции – добиваться качественного выполнения упражнений в равновесии, сохраняя красивую, правильную осанку.

Вместо бревен использовать скамейки. Предложите детям выполнить такие задания:

— ходьба по скамейке, руки в стороны, пяткой правой ноги касаться пальцев левой ноги, при этом красиво держать спину;

— ползание по скамейке из исходного положения на ладонях и коленях чередующимся шагом способом «прямо»;

— ходьба правым (левым) боком приставным шагом, руки за спиной, спина прямо.

Вы можете предложить детям на этой станции любое задание, исходя из программного материала и задач на данный период времени.

Станция сильных (веранда старшей группы)

На этой станции установлены скамейки и турники разной высоты. Предложите мальчишкам подтянуться на турниках. Расскажите и покажите, как это делается. Когда научатся, мальчишки с желанием будут выполнять подтягивание на перекладине.

Девочкам можно предложить отжимание от скамейки.

На асфальте нарисованы классики, для старших групп и гусеница для младших групп.

Задача педагога упражнять детей в правильности выполнения прыжков и учить действовать в соответствии с правилами.

На деревьях развешаны обручи или кольца (деревянные или металлические) – на разной высоте.

Задача на данной дистанции – упражнять детей в метании правой и левой руками разными способами в вертикальную или горизонтальную цель, в ловле мяча, в перекидывании его своему товарищу, прицеливанию. Такие упражнения развивают меткость, глазомер, ловкость.

И совсем необязательно, что на вашей дорожке здоровья будут именно эти станции и в таком количестве. Придумывайте, сопоставляйте, оборудуйте.

«Тропа здоровья» расположена в южной части территории МДОУ. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:

  • ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
  • хождение босиком по траве;
  • принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
  • принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
  • выполнение упражнений на осанку;
  • выполнение закаливающего, точечного массажа.

На «Тропе здоровья» используется различное оборудование: спортивное (бревно для равновесия, скамейка, дуги для подлезания) — это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна, короба с камнями) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные и атрибуты. Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
  • упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки,); захват предметов стопами ног.

Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха», размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

— посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

— вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

— сделать несколько дыхательных упражнений;

— походить босиком по песку, траве;

— покатать шишки ступнями ног;

— полюбоваться красотой цветущих растений;

— просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.

2.Система профилактической работы по оздоровлению работы.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам, приемы закаливания.

Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе. Температура воздуха для занятия должна быть не ниже +18 0 , без ветра, температура земли – не ниже +20 0 – +22 0 , скорость движения детей по тропе связана с состоянием погоды – чем прохладнее, тем быстрее темп.

Занятия на «Тропе здоровья» проходят:

  • 2 раза в неделю,
  • с подгруппой детей 8-10 человек,
  • продолжительность: в младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.

Занятие состоит из трёх частей:

Во вводной части нужно пробудить интерес к занятию, активизировать внимание, обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической нагрузке. С этой целью детям предлагаются знакомые им упражнения в ходьбе и беге, содействующие формированию правильной осанки (приложение 5) , профилактике плоскостопия ( приложение 4 ), развитию ориентировке в пространстве. При обучении правильной ходьбе постоянно напоминается детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращается внимание на движение рук и постановку ног. Даются задания ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для выпрямления туловища используется ходьба на носках, на пятках с высоко поднятыми прямыми руками, руки за головой, за спиной, с мешочком на голове и т. д. Периодически водная часть физкультурного занятия начинается с упражнений у стены: внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Ходьба и бег по траве осуществляются в течение 3-6 минут, в зависимости от возраста, затем дети переходят на открытую, свободную часть участка, здесь они выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Они подбираются для разных мышечных групп (плечевой пояс, руки, туловище, ноги) причем упражнения выполняются только из исходного положения стоя.

ОРУ проводятся как с предметами (старшие группы — мячи, гимнастические палки, гантели; платочки; младшие группы — погремушки, платочки, ленточки, малые мячи) так и без предметов. Подбор и дозировка упражнений зависят от возраста детей и степени освоения ими данного упражнения.

В основной части занятия дети обучаются общеразвивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.

В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; именно поэтому содержание заключительной части становятся разные виды ходьбы, дыхательная гимнастика, закаливающий массаж.

При проведении занятий с малышами на пособиях обязательно должна быть страховка со стороны воспитателя.

Эффект профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс оздоровительных мероприятий включить закаливание . Закаливание является одной из форм физического воспитания детей. Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, атмосферного давления). Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

Одним из традиционных методов закаливания человека, известных с древности и широко практикуемых во многих странах, является босохождение . При этом имеет место, комбинированное воздействие на термо- и механорецепторы наиболее активной рефлексогенной зоны — подошвенной поверхности стоп.

Чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:

— апрель: ходьба по комнате в носках (30-60 с), через две недели ходьба по ковру босиком (5-30с);

— май: ходьба босиком по полу (младший возраст от5-60минут, старший возраст от 1,5-2 часа), кратковременное выбегание босиком на нагретый асфальт, траву (от 1 до 4-5 минут);

— июнь-июль-август: постоянное хождение дома босиком, ходьба босиком по траве, песку, неровной земле, гальке (младший возраст от 5-30минут, старший возраст от 5-90 минут);

— сентябрь-март: постоянное хождение дома босиком, закаливающие процедуры в группе.

Вторым методом закаливания является принятие ножных ванн «топтание» в воде. Ребенок погружает ноги в бассейн с водой, начиная с температуры 26-28°С и постепенно снижая ее через каждые 10 дней на 1°С, доводя ее до 15°С. Длительность приема первых ванн — не более 1 минуты, постепенно увеличивая время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка двигать пальцами ног и стопами, выполнять «топтание» в воде. После ванны ноги тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Методика проведения всех видов массажа, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.

При проведении закаливающего массажа (приложение7) рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Делая массаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

При организации работы на тропе здоровья планируются дыхательные упражнения, которые способствуют:

  • повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
  • развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения (приложение 6) .

При проведении упражнений с детьми необходимо одновременно контролировать:

— правильность осанки и смыкание губ;

-делать активный короткий вдох носом;

-выдох через рот;

-вдох делать одновременно с движением.

Помимо занятий проводится индивидуальная работа с детьми. Длительность работы от 5 до 20минут, беру не более 3-х человек. Индивидуальная работа направлена на формирование двигательных умений и навыков, активизацию малоподвижных детей.

В те дни, когда нет физкультурного занятия, воспитатели могут планировать в свою работу комплексы упражнений в утренние и вечерние часы, с целью развития двигательных умений и навыков. Для повторения и закрепления ранее изученных упражнений.

И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.

Приведем примеры использования этих форм в работе (примерные конспекты занятий).

Источник

Adblock
detector