Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: «Тропинка к здоровью»)
С 1998 г. взяла под наблюдение учащихся начальной школы, поступивших в первые классы. Патологию имели 31% учащихся из числа обследованных.
На основе данных медицинских осмотров была сформирована группа с нарушениями осанки, со слабовыраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью, слабо выраженной близорукостью, хроническими заболеваниями органов дыхания (5-6 раз в год).
С целью устранения патологических изменений в связи с резким ухудшением здоровья детей, снижением иммунно-биологической реакции была разработана авторская программа с внедрением лечебного и коррекционного компонента.
Цель программы – разработать эффективную методику, способствующую коррекции патологических изменений в здоровье детей.
Задачи:
- создать условия для освоения основных двигательных умений и навыков, предусмотренных базовой программой по физическому воспитанию;
- обучить рациональному дыханию, методике использования упражнений, снимающих зрительное утомление и предупреждения близорукости;
- обучить профилактике простудных заболеваний и патологических изменений в опорно-двигательном аппарате.
Используемые методики:
- Авторские разработки комплексов, направленных на воспитание правильной осанки, ее коррекции.
- Релаксация с текстами и музыкальным сопровождением.
- Система дыхательных упражнений.
- Методика профилактики зрительного утомления. Использование методики профилактики близорукости В. А. Ковалева.
- Точечный массаж при простудных заболеваниях, зрительного утомления, снятия стрессовых ситуаций.
Для решения поставленных перед учителем целей и задач разработаны уроки с лечебно-оздоровительной направленностью с использованием изученных методик.
Один из уроков приводится далее.
Урок: “Тропинка к здоровью”
проводился для учащихся 4 класса лицея № 2 с лечебно-оздоровительной направленностью
Цель: оказание общеукрепляющего воздействия на организм посредством физических упражнений, нетрадиционных методов оздоровления.
Задачи:
- Образовательные:
- освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельные навыки, формирование правильной осанки.
- Оздоровительные:
- укрепление здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обучение правильному дыханию, профилактика зрительного утомления, снятие нервного возбуждения.
- Воспитательные:
- воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений, способствовать устранению или компенсации патологических нарушений.
Требования к учащимся: уметь выполнять и показывать упражнения на осанку, уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Оборудование и наглядность: гимнастические палки, скакалки, магнит, гибкие маты, магнитофон, плакаты, выставка рисунков, фотографии.
Техника безопасности: напомнить о технике безопасности и дисциплине на уроке.
Межпредметные связи: понятие правильной осанки, зрительное утомление (биология).
Перед занятием готовится дорожка здоровья с красочным оформлением.
Содержание учебного материала
Методические указания
Поздороваться с гостями.
Учитель: У нас сегодня урок “Тропинка к здоровью”. Чтобы быть здоровым и бодрым, необходимо, чтобы дыхание было легким, сердце всегда спокойным и добрым, побольше растянешься – подольше проживешь.
На уроке принимают участие две команды: “Воздух” – девочки, “Вода” – мальчики.
Девиз нашего урока “Здоровье – всему голова!”
– Что, они главные?
Вы компания на славу,
Только скучно с вами стало,
Не найдете среди нас
Вы друзей себе сейчас
- обычная
- “Воздух” – руки за головами, на носках;
- “Вода” – руки на поясе, на носках;
- на осанку:
- “Воздух” – перехват через плечо;
- “Вода” – перехват через шею;
- танцевальные шаги:
- “Воздух” – шаг с подскоком;
- “Вода” – шаг с галопа;
- бег змейкой через середину:
- “Воздух” – по два;
- “Вода” – по одному;
По сигналу смена с правильной осанкой.
Эти шаги будут нужны в игре, обратить внимание.
Сохранять правильное движение, дистанцию, равнение.
По ходу движения разбирают скакалки.
- “Воздух” – лошадки – по сигналу шагом галопа вперед;
- “Вода” – кучера – у них скакалки, шаг с подскоком.
Команда “Прогулка окончена”.
Кучера накидывают на плечи “лошадок” скакалки, продевают концы их под руки и выезжают на середину.
Кучера снимают скакалки с плеч лошадок и бегом возвращаются на свои места.
- “Ах, осанка – загляденье” – ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе, скрестным шагом, боком, приставным шагом.
- Лазание по гимнастической стенке с грузом на голове
- “Сила мускулов” – отжимание на гимнастической скамейке
“Вода” – 10–15 раз
спина прямая
- “Переправа” – ходьба по гимнастическому канату
- “Зоркий глаз” – работа по таблице
- “Щит от простуды”
- “Преграда” – проползание под веревкой с колокольчиком
- “Грация – осанка” – упражнения с гимнастической палкой: перебирая руками, прогнуться.
Кто быстрее.
Комплекс Хатха-йога № 3.
- “Кошка”
- сидя на пятках — “поза ребенка”
- поза “головоколенная” – сидя, взяться за носки
- поза “Лотос”, “полулотос”
Полный сед
Ноги в коленях не сгибать
Плавный переход
У: Текст: “реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, дышим легко,… ровно… глубоко”.
Источник
Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)
методическая разработка по физкультуре на тему
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников в разных группах здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskie_uprazhneniya_dlya_shkolnikov_s_otkloneniem_v_sostoyanii_zdorovya.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья
(специальные медицинские группы)
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность , задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.
Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.
Очень велико воздействие на детей и подростков социальной среды. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша , домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых, санитарно-гигиенические условия в школе, ПТУ, дошкольных учреждениях и т.д.
Сегодня в школах, гимназиях и лицеях большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты , болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.
Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2—4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера.
Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.
Выделяют следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний , но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
Kомплексную оценку состояния здоровья дает врач-педиатр дошкольного учреждения, школы. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.
Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.
Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.
Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.
Формы проведения физических занятий с детьми
1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.
2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.
3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.
4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.
5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).
Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем
Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.
Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.
Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.
K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.
K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.
K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.
Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.
Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников
Основная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.
Подготовительная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.
Специальная медицинская группа . 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.
Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.
Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы укомплектовать группы, подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и подготовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.
Заболевания и сроки возобновления занятий физкультурой
Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в периоде ремиссии, если после очередной атаки прошло 6—12 мес при нормальной картине крови и хороших объективных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца; дети с повышенным АД.
В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и отсутствии физической подготовки; острых желудочно-кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через 5—6 мес после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).
K этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из-за дефектов ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника II—III степени.
K группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями (очаговая инфекция ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др.). Особенно распространен хронический тонзиллит (20—40% учащихся), кариес зубов — почти 90% и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции, естественную сопротивляемость инфекциям. Дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита.
Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.
Хронический тонзиллит сказывается и на работоспособности школьников во время учебных занятий, так как интоксикация ведет к снижению функциональных возможностей таких систем организма как сердечно-сосудистая, симпато-адреналовая, а также крови, почек, печени и др. Дети с хроническими очагами инфекции создают «контингент риска» в отношении развития ревматизма, поражения почек, желудочно-кишечного тракта и многих хронических заболеваний.
При формировании специальных медицинских групп следует руководствоваться таблицей Примерные показания для определения медицинской группы.
Примерные показания для определения медицинской группы
при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков
Источник
➤ Adblockdetector