Меню

Упражнения для детей с отклонением здоровья

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье

Юлия Кренева
Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье

Воспитать здоровых детей — это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки на основе деятельности сохранных анализаторов; воспитать интерес к различным видам двигательной деятельности, способствующим оздоровлению и закаливанию с учетом контингента детей, посещающих коррекционные группы.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети имеют трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.

Ориентировка в пространстве

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И. М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми анализаторами лежат в основе ориентировки в пространстве. Выше изложенное указывает на важную роль физической культуры в пространственной ориентировке детей. Еще основоположник отечественной науки о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт указывал на необходимость широкого применения физических упражнений для формирования у детей пространственной ориентировки и способности сознательно управлять своими движениями. Умение правильно ориентироваться в пространстве для детей с нарушением зрения имеет важное значение. Ориентировка в пространстве, в основном, формируется в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Особое значение следует уделять строевым упражнениям, построениям и перестроениям. Способствуя развитию ориентировке в пространстве, строевые упражнения помогают также формированию правильной осанки у детей, воспитывают организованность, точность. Желательно чтобы команды, замечания и исправления поступали из различных мест зала, площадки, а упражнения выполнялись в специальных условиях, добиваясь от детей усвоения необходимых навыков и умений.

Координация движений рук и ног

Многие авторы (М. И. Земцов, Л. И. Касаткин, Р. Н. Азарян и др.) указывают, что нарушение зрения приводит к значительному ухудшению точности, скорости, ритма и координации движений. Слабое развитие координации, точности и согласованности движений у детей со зрительной патологией в наибольшей степени проявляется, когда они выполняют малознакомые упражнения, или выполняют их в необычных условиях. Считается, что в процессе выполнения специальных упражнений и заданий можно развить у детей координацию, ритм и точность движений. В процессе занятий надо постоянно следить за тем, чтобы положение головы и корпуса было прямым, размах рук свободным, с должной амплитудой. г

Определенны основные задачи физического воспитания наших воспитанников:

— охрана и укрепление здоровья, совершенствования функций организма;

— полноценное физическое развитие;

воспитание интереса к различным двигательным действиям;

— формирование нравственных и личностных качеств;

— обеспечение своевременной подготовки детей к школе.

Наряду с общими задачами физического воспитания детей со зрительной патологией,решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта:

— повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность движений;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

— коррекция и компенсация физического развития;

воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Специальные разделы работы по физическому воспитанию детейс нарушением зрения включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентации

— ориентировка на себе (знание частей тела);

— ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);

— Определение направления (повороты, перемещения);

— ориентировка с помощью слухового и тактильно — двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов (исправление нарушений осанки,плоскостопия: коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений).

3. Формирование мотиваций движений — положительного интереса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций

— прослеживающие функции глаза;

— гимнастика для снятия зрительного утомления.

Для проведения физкультурно — оздоровительнойработы с детьми в нашем учреждении созданы условия:

— физкультурный (коррекционный, тренажерный) зал;

— специальный инвентарь, пособия, предметы для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;

— освещение всей площадки зала и оборудования;

— спортивная форма и обувь;

— личная гигиена (чистые очки, прочность окклюдора);

— гигиена окружающей среды;

— офтальмо — гигиенический контроль за физическим воспитанием.

При организации двигательной активности детей с нарушением зрения надо всегда помнить о рекомендациях врача — офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.

Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения должно использоваться нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

Читайте также:  Влияет курение отца здоровье ребенка

«Цветные полоски» — это пособие многофункциональное. Полоски собраны на веревке, которая может крепиться к стене. Полоски можно раздвинуть на любое расстояние.Игры: «Точный пас», «Прокати в ворота», «Перепрыгни ручеек с бережка на бережок».

«Цирковые обручи». Подвешенные обручи могут подниматься и опускаться на разную высоту. Игра «Мяч через обруч» (дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч разными способами).

Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно

— восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, активизируется мускулатура, зрительные функции.

Руководствуясь программой Л. И. Плаксиной, методическими рекомендациями Л. С. Сековец был составлен перспективный план для старших дошкольников со зрительной патологией, в котором наряду с развитием основных движений, были включены упражнения на развитие пространственной ориентации, зрительно — моторной координации, пропедевтические упражнения и коррекционные игры и задания на каждое занятие.

В коррекционно — педагогической работе по физическому воспитанию должны использоваться разнообразные упражнения на снятие зрительного напряжения.

Основные принципы зрительных гимнастик.

— индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;

— постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

— сочетание с двигательной активностью;

— развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

Детей с нарушением зрения необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, а затем в привычку играть в эти игры. Также надо обучать детей дыхательной гимнастике.

Для достижения положительных результатов при проведении занятий с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

— организовывать рациональный двигательный режим, обеспечивающий улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

— обеспечивать взаимосвязь различных форм занятий и разнообразие средств;

— осуществлять коррекцию психоэмоциональных напряжений, связанных с движением, а также применяем игру, как средство социальной адаптации ребенка.

Выделяя коррекционно — педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы

подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировке в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании; ребенок упражняется в определении нужного направления и контролирования расстояния, темпа и точности движений. г

В работе с детьми рекомендуется использовать игры с ловлей и увертыванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера и т. д. :

«Прокати мяч в ворота»;

«Позвони в колокольчик»;

«Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;

«Проследи за движением ленты»;

«Набрось кольцо» и другие.

В играх спортивного характера формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения. Поэтому и здесь требуется осуществлять работу по тренировке зрения.

Подвижные и спортивные игры и упражнения должны использоваться в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.

Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Для более точного составления индивидуальных карт физического развития и подготовленности ребенка в начале года необходимо проводить тестирование. В диагностики физической подготовленности детейдошкольного возраста с нарушением зрения рекомендуется придерживаться некоторых правил:

— обеспечение идентичности условий и времени проведения;

— соблюдение основных гигиенических требований (температура помещений, его освещенность);

— создание положительного эмоционального фона;

— применение тестов, хорошо известных детям.

Заключительная диагностика позволяет увидеть результаты совместной работы всех специалистов ОУ пр физическому воспитанию детей с нарушением зрения и оценить их возможности и навыки к концу пребывания в ОУ и сделать вывод, что специфика работы с данной категорией детей дала возможность им освоить нормативные требования по физическому воспитанию и подготовиться к успешному обучению в школе.

Конспект занятия «Физическое воспитание в стихотворной форме» Конспект занятия. Тема: Физическое воспитание в стихотворной форме» Возраст детей :1-я младшая группа (от 2 до 3 лет) Место проведения:.

Аналитическая справка по областям: «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность» разновозрастная младшая группа Младшую группу на конец 2014 года посещают 14 человек, из них 5 детей до 1,5лет, до 2,5 лет 5 детей, 3 детей до 3 лет, 1 ребёнок 3лет Деятельность.

Читайте также:  Ограничения по здоровью для обучения

Физическое воспитание Ребенок пришел в детский сад,родители хотят видеть как их детки становятся здоровее, сильнее, выносливее и поэтому большое внимание уделяется.

Физическое воспитание, как средство выявления и развития одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Тип проекта: исследовательский По тематике : комплексный По срокам реализации:6 месяцев Цели проекта: 1. Выявление одаренных детей. Для.

Физическое воспитание младших дошкольников 1этап. Подготовительный (выявление). Тема: Физическое воспитание младших дошкольников. Образовательная область: физическое развитие..

Физическое воспитание в ДОУ Физическое воспитание в ДОУ Всестороннее развитие физических способностей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое.

Консультация «Физическое воспитание» Консультация «Физическое воспитание». Цель физического воспитания детей – последовательное их физическое совершенствование, с тем чтобы.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание–это то, что обеспечит здоровье и доставит радость» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Методическая разработка проектной деятельности «Физическое воспитание» Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Источник

Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)

Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья
(специальные медицинские группы)

Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска.

Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень физического развития и степень его гармоничности.

Очень велико воздействие на детей и подростков социальной среды. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша, домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых, санитарно-гигиенические условия в школе.

Сегодня в школах большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья. Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.

Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2—4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера.

Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.

Выделяют следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.

Kомплексную оценку состояния здоровья дает фельдшер школы. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.

Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

Формы проведения физических занятий с детьми

1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.

2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.

3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.

5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).

Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит фельдшер на основании нормативных документов. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Читайте также:  Приказ временный перевод по состоянию здоровья

Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.

K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников

Основная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

Подготовительная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Специальная медицинская группа . 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы укомплектовать группы, подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и подготовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Заболевания и сроки возобновления занятий физкультурой

Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в периоде ремиссии, если после очередной атаки прошло 6—12 месяцев при нормальной картине крови и хороших объективных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца; дети с повышенным АД.

В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и отсутствии физической подготовки; острых желудочно-кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через 5—6 месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

K этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из-за дефектов ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника II—III степени.

K группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями (очаговая инфекция ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др.). Особенно распространен хронический тонзиллит (20—40% учащихся), кариес зубов — почти 90% и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции, естественную сопротивляемость инфекциям. Дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита.

Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

Хронический тонзиллит сказывается и на работоспособности школьников во время учебных занятий, так как интоксикация ведет к снижению функциональных возможностей таких систем организма как сердечно-сосудистая, симпато-адреналовая, а также крови, почек, печени и др. Дети с хроническими очагами инфекции создают «контингент риска» в отношении развития ревматизма, поражения почек, желудочно-кишечного тракта и многих хронических заболеваний.

При формировании специальных медицинских групп следует руководствоваться таблицей Примерные показания для определения медицинской группы.

Примерные показания для определения медицинской группы
при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

Источник

Adblock
detector