Тренинговое занятие «Подросток в зеркале жизни»
В основу занятия положено упражнение Джеффа, которое проводится на большую аудиторию. Упражнение проводятся в два этапа: первый — ответы на вопросы, второй — анализ происходящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_v_zerkale_zhizni.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подросток в зеркале жизни»
научить подростков свободно высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;
дать возможность подросткам лучше понять мир, себя и свой коллектив;
научить подростков уважать мнение других.
Участники: учащиеся 9-11 классов, представители школы.
В основу занятия положено упражнение Джеффа, которое проводится на большую аудиторию. Упражнение проводятся в два этапа: первый — ответы на вопросы, второй — анализ происходящего.
Подготовка : Психолог выступает в роли ведущего-координатора. Готовятся три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ». Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний — в центре. Ведущий располагаются в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. После заданного опроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.
Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч право на ответ.
Запрет : участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать,
критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Всё в твоих руках.
1. Хотел бы ты изменить свой возраст?
2. Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные
3. Хотел бы ты поменять свой пол?
4. Смог бы ты дружить и любить человека другой национальности и расы?
5. Обманываете ли вы своих родителей?
6. Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
7. Считаете ли вы, что ваша семья важнее ваших друзей?
8. Смогли бы вы прожить в одиночестве?
9. Я считаю, что смертная казнь — это правильно.
10. Все ли можно купить за деньги?
11. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
12. Согласны ли вы с пословицей: «Один в поле не воин»?
После того, как вопросы закончатся, мы предлагаем всем сесть, и ведущие будут задавать в зал вопросы, которые позволят проанализировать происходящее.
Вопросы к анализу:
1. Были ли вопросы, на которые не хотелось отвечать искренне? Много ли
2. Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
3. Что чувствовали, стоящие по одному, по трое почти против всех
4. Были ли вопросы, на которые вы отвечали задумавшись?
5. Смущали какие-нибудь вопросы?
6. Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали
(Данные вопросы помогают человеку лучше понять себя и тех, кто рядом с ним.)
1. Я верю в судьбу.
2. Во всех своих неприятностях, прежде всего, виню себя.
3. Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.
4. Лучше быть умным, чем богатым.
5. Считаете ли вы себя умным?
6. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
7. Трудно ли вас вывести из себя?
8. Есть ли у вас самолюбие?
9. Считаете ли вы, что глупо здоровому человеку думать о смерти?
10. Я знаю, для чего я живу.
Вопросы к анализу:
1. Как ты думаешь, какую цель преследовали заданные вопросы?
2. Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать или
3. Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?
Вопросы к упражнению:
1. Могли бы вы любить или дружить с человеком, который употребляет
2. Ваш друг совершил преступление, будучи под воздействием алкоголя или наркотиков, заслуживает ли он сочувствия?
3. Считаете ли вы, что фильмы, в которых показывают насилие, наркотики, негативно влияют на молодежь?
4. Курение — это нормальное явление?
5. Курящая девушка — это естественно?
6. Я считаю, что каждый вправе выбирать, и если кто-то выбрал
наркотики, как смысл жизни, то это его личное дело.
7. Ваш знакомый просит у вас денег в долг на очередную дозу
наркотиков, дадите ли вы их ему?
8. Поддерживаете ли вы закон о запрещении продажи алкогольных напитков подросткам, не достигнувшим 21 года?
9. Если мой друг болен СПИДом, он мне больше не друг.
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Могли бы вы лично хоть как-то помочь в решении проблемы по борьбе с вредными привычками?
Вопросы к анализу:
1. Понравилось вам или нет? Было ли интересно?
2. Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
3. Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?
4. Помогли ли эти вопросы узнать друг друга получше?
5. Как вы думаете, какую цель преследовали эти вопросы?
В конце занятия приглашенные гости в качестве судей высказывают свое мнение о прошедшем занятии. Говорят о плюсах и минусах такого рода тренинга.
Рефлексия: каждый участник рисует смайлик, который будет отражать его настроение на данный момент и оставляет на память ведущему.
Источник
Упражнение Джеффа, как форма работы на уроках.
методическая разработка на тему
Упражнение Джеффа, как форма работы на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 16.88 КБ |
master-klass.pptx | 548.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада нашей встрече!
Сегодня я хочу познакомить вас со своим мастер-классом «Упражнение Джеффа, как форма работы на уроках истории и обществознания».
Упражнение Джеффа в классическом виде используется психологами для проведения тренингов малых социальных групп с целью сплочения коллективов, выявления лидерских качеств их участников. Если его использовать на уроках, то оно способствует формированию следующих УУД:
-нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий)
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи .
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Анализ ЕГЭ за 2018 год показал, что проблемными являются задания на аргументацию, это задание № 29 по обществознанию (эссе) и задание № 24 по истории, где учащимся нужно привести по 2 аргумента в подтверждение и в опровержение позиции. В результате работы по принципу упражнения Джеффа учащиеся получат несколько готовых аргументов для решения данных заданий из ЕГЭ.
Помимо уроков данный метод можно применять и во внеурочной деятельности, например, на классных часах, тогда ученики получат не только возможность высказать свою позицию, но и, возможно, решить назревшие проблемы внутри классного коллектива. Кроме того, не стоит забывать, что данная форма работы способствует развитию умения говорить, вести аргументированный спор, в чем наши учащиеся часто испытывают трудности.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть на практике, как это выглядит. Для этого я прошу всех желающих стать на некоторое время фокус-группой.
Для начала я познакомлю вас с правилами: я предложу вам несколько утверждений, каждый из вас для себя решит согласиться с ним или опровергнуть и займет позицию согласно своему выбору «Да», » Нет» и «Может быть». Затем по желанию или моей просьбе вы постараетесь объяснить ваш выбор, вы не должны спорить и перебивать друг друга, если аргумент вашего оппонента покажется вам убедительным, вы можете поменять свою позицию.
Итак, утверждение: Говорить правду — терять друзей.
Цель оправдывает средства.
Деньги решают все.
Я надеюсь, что использование данного метода в вашей работе, поможет вашим ученикам добиваться успехов в учебной деятельности
Источник
Классный час «Моё мнение» в форме игры «Джеффа»
Цель:
- научиться делать выбор, защищать своё независимое мнение, уважать мнение других; развивать толерантность, смелость иметь мнение, не совпадающее с мнением окружающих.
Игра проводится в два этапа: 1 – ответы на вопросы, 2 – анализ происходящего.
Подготовка: три плаката с надписью – «Да», «Нет», «Может быть». Крайние плакаты вывешиваются в двух концах аудитории, а средний – в центре.
После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ, кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч, имеет право на ответ.
Запрет: участники не имеют права спорить. Они высказывают только своё мнение.
Вопросы:
- Взрослых детей раздражает забота родителей.
- Я равнодушен к критике в мой адрес.
- Фильмы и книги могут вызывать слёзы только у несерьёзных людей.
- Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
- Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
- Из затруднительной, конфликтной ситуации человек должен искать выход сам.
- Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
- Если мои друзья начинают обсуждать свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушив на вас своё эмоциональное состояние.
- Вы испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты.
- Вы склонны многое прощать окружающим.
- Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята.
- Случаются моменты, когда чувствуете свою отчуждённость, окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием.
- Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете.
Согласен ли ты с высказываниями известных людей?
- На свете нет ничего более страшного, чем вечное счастье. (А.Стринберг)
- Разумное и нравственное всегда совпадают. (Л.Н.Толстой)
- Одно существо неразлучно с человеком – это он сам. (Н.Г.Чернышевский)
- Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни. (П.Л.Лавров)
- Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. (Д.С.Лихачёв)
- Цель в жизни – самовыражение. (А.Швейцер)
- Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и довольства. (А.Шопенгауэр)
Рефлексия:
- Были ли вопросы, над которыми вы не задумывались?
- Что чувствовали, когда ваш выбор был против всех остальных?
- Что чувствовали по отношению к тем. Кто давал ответы противоположные вашему?
- Менялось ли при этом ваше мнение?
Вопросы для игры «Джеффа» на родительском собрании:
(Это, чтобы на собрании получился диалог, а не монолог)
- Зависит ли выдача денег на карманные расходы от успехов в школе и выполнения других требований?
- Считаете ли вы допустимым физическое наказание сына или дочери?
- Даёте ли вы советы вашей почти взрослой дочери, сыну, если они вас об этом не просят?
- Считаете ли вы допустимым в 15-16 лет вашему ребёнку познать близкие отношения с противоположным полом?
- Часто ли вы проводите досуг всей семьёй?
- Под вашим влиянием дочь или сын сделали или сделают выбор профессии?
- Уверены ли вы, что и в ваше отсутствие ваш ребёнок ведёт себя так же. Как и при вас?
- Есть ли тревога, что школа не в полной мере реализует потенциальные возможности вашего ребёнка?
- Уверены ли вы в уважительном отношении вашего ребёнка к старшим?
- Считаете ли вы равноправным членом семьи вашего ребёнка?
- Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребёнок достаточно самостоятелен, и, кроме материальной, никакой другой опёки не требует?
- Хочется ли вам научиться чему-либо у ваших детей?
- Довольны ли вы успехами своего сына или дочери в школе?
- Подросток совершил правонарушение – это его вина?
Источник
Упражнение Джеффа 3
Рассчитано на проведение в аудитории с любым количеством ребят.
Помещение разделено на три позиции, помеченные табличками : да, нет, может быть.
Ведущий оглашает правила. После прочтения вопроса, все занимают близкую для них позицию.
Далее идет обсуждение по поднятой руке.
Ведущий уточняет, изменилось ли у кого-нибудь позиция, если да идет обсуждение, нет- следующий вопрос
Правила проведения игры Джеффа
- Проветрить помещение.
- Вопросы не должны быть однозначными — это не интересно.
- Лучше их формулировать утвердительно, чтобы было понятно, что означает «ДА» и «НЕТ»
- Ведущий как правило не высказывает никакую позицию и не поддерживает ничью из высказанных. Может в конце высказать своё мнение.
- В Джеффе, как правило нет правильных ответов на поставленные вопросы. Есть возможность выслушать чужие мнения. И актуализировать проблему, заставить людей подумать о ней. Т.е. Джефф скорей ставит вопросы, чем даёт ответы.
- В Джеффе стоят, т.к. сев ты выключаешься из процесса.
- Очень удобно, что даже молчащие высказывают свою позицию примкнув к той или иной группе.
- Важное правило — это возможность перехода из группы в другую в процессе обсуждения.
- Ведущий старается давать высказаться людям из разных групп.
- Вводится жест -«завершай свою мысль»
- Хотели бы вы изменить свой возраст?
- Обманываете ли вы своих родителей?
- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
- Смогли бы вы жить в одиночестве?
- Интересуют ли вас политические события в стране?
- Лучше быть умным, чем богатым
- Если я не болею, значит, я здоров. Поэтому, мне не обязательно вести здоровый образ жизни.
- Я знаю, что фастфуд это вредная еда, но я буду их есть, потому что люблю её (пицца и бургеры, чипсы и колла).
- Я считаю, что лучше иметь несколько настоящих друзей, чем сотни виртуальных в интернете
- Я считаю, что курить можно с того возраста, когда хочешь
- Родители не должны ограничивать своих детей и разрешать им все, что они хотят
- мне не обязательно слушать своих родителей, я достаточно взрослый, чтобы принимать решения самостоятельно
- когда я вырасту, я буду успешным человеком
- Чтобы стать успешным человеком, нужно иметь достойное образование
- Я хотел бы стать героем
- Если бы я был выдающимся человеком нашей страны, то я предпочел отличится в сфере науки, чем в чем то другом (спорт, творчество, политика и пр)
- Если у меня будет возможность переехать в другую страну, то я обязательно это сделаю
Дополнительные вопросы для старших
- Ваш друг совершил преступление, будучи под воздействием алкоголя или
- наркотиков, заслуживает ли он сочувствия?
- Оказавшись в пьющей компании, попытаетесь ли вы пропагандировать
- здоровый образ жизни?
- Считаете ли вы, что проституция — естественный способ зарабатывания
- денег?
- Считаете ли вы, что фильмы, в которых показывают насилие, наркотики,
- негативно влияют на молодежь?
- Курение — это нормальное явление?
- Курящая девушка — это естественно?
- Как вы думаете, должны ли в школ затрагивать проблему безопасного
- секса или же не говорить о нем вовсе?
- Я считаю, что каждый вправе выбирать, и если кто-то выбрал
- наркотики, как смысл жизни, то это его личное дело.
- Ваш знакомый просит у вас денег в долг на очередную дозу
- наркотиков, дадите ли вы их ему?
- Вас просят передать кому-то наркотики за деньги, пойдете ли вы на это?
- Поддерживаете ли вы закон о запрещении продажи алкогольных напитков
- подросткам, не достигнувшим 21 года?
- Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
- «Хорошие родители всегда немножко дети» — так ли это?
Дополнительные вопросы для среднего возраста
1. Я считаю, что недостатки людей так же естественны, как дождь, и2. потому отношусь к ним терпимо.3. Не люблю посещать музеи, так как считаю, что все они одинаковы.4. Считаю, что если человек не может сделать так, чтобы ему было хорошо5. сейчас, то ему никогда не будет хорошо.6. Считаете ли вы, что общество теряет моральный устой?7. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?8. Для меня качество важнее, чем количество.9. Лучше быть умным, чем богатым.10. Все ли можно купить за деньги?11. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?12. Знаете ли вы себя полностью?13. Считаете ли вы себя умным?14. Считаете ли вы, что глупо здоровому человеку думать о смерти?15. Считаете ли вы, что в большинстве случаев вы правы?
- Я знаю, для чего я живу.
Вопросы для малышей
- Хотели бы вы изменить свой возраст?
- Обманываете ли вы своих родителей?
- Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
- Если вам что-то очень понравилось, то это можно взять без разрешения.
- Если другой человек обидел меня, то я могу сделать ему что-нибудь плохое
- Драка лучший способ чтобы решить спор
- Я ни когда не прощу человека, который меня обидел
- Общение в интернете, гораздо интереснее, чем в реальности
- Если мне не интересно, то я не буду делать домашнее задание
- Я хотел бы стать героем
- Понравилось или нет, если да – то почему. Было ли интересно?
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Были ли вопросы, на которые хотелось бы ответить искренне (неискренне)?
- Тяжело ли вам отвечать на вопросы, если вы оставались в большинстве?
- Как чувствовали себя ребята, оставшиеся в меньшинстве?
- Трудно ли было отстаивать своё мнение?
- Были ли вопросы, на которые вы отвечали задумавшись?
- Что чувствовали к тем, у когл было противоположное мнение?
- Что формировало ваши ответы: стереотипы, толпа или действительно ваше мнение?
- Что влияет на наши убеждения?
- Смущали какие-нибудь вопросы?
- Менялось ли ваше мнение в процессе обсуждения?
- Что нам всем дало это упражнение?
Источник