Меню

Управление системой охраны здоровья населения

Мой сайт

Тема: « Система охраны здоровья населения»

Управление охраной здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которого принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления. Для принятия научно-обоснованного решения в области обеспечения охраны здоровья требуются данные медико-социального, экономического, правового и иного характера.

Формы и методы управления зависят от факторов:

1. Социальные факторы (социальная направленность решений);

2. Уровень социальноно-экономического развития страны м регионов;

3. Реализация принципов социальной справедливости и доступности для общества достижений науки и практики в области охраны здоровья;

4. Уровень научного обеспечения проблем охраны здоровья населения;

5. Адаптация м/н опыты в области медико-социального обеспечения населения Российской Федерации и в различных регионах.

Охрана здоровья населения — это совокупность экономических, правовых, социальных, научно-медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.;

Здравоохранение представляет собой систему состоящую:

— из структурных элементов (органы здравоохранения)

-из функциональных элементов (амбулаторная и стационарная помощь, санитарно-эпидемиологическая служба и т. д.), которые, тесно связаны между собой;

Отечественная система здравоохранения состоит:

государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

I. Государственная находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения ЛПУ и организации, создаваемые Минздравом РФ, министерствами субъектов РФ, государственными предприятиями, учреждениями и организациями

II. муниципальная находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ. Финансирование за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов (территориальных фондов обязательного медицинского страхования) и иных источников.

III. Частная: ЛПУ, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.

Любое учреждение здравоохранения может оказывать какие-либо услуги только при наличии лицензии на избранный вид деятельности, выдаваемой лицензионными комиссиями

(Основы законодательства об охране здоровья и ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями от 26.11.98 г.).

Лицензия выдается на основании сертификата соответствия деятельности лечебного учреждения установленным стандартам.

Правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый управлениями (министерствами) здравоохранения областей и республик в составе РФ(целителям, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, выданный медицинской сертификационной комиссией).

1) приоритет профилактики в вопросах охраны здоровья граждан (социально-экономические меры должны быть прежде всего направлены на предупреждение заболеваний и на устранение причин их возникновения. :

-контроль за соблюдением гигиенических норм и правил, выполнением санитарного законодательства;

— воспитание здорового образа жизни,

— диспансерный метод и участковый принцип работы учреждений здравоохранения в профилактической работе;

2) соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья (Конституция РФ ст. 41,на её основе приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан):

— права граждан при оказании медико-социальной помощи;

— обязанности и права медицинских, фармацевтических работников;

— ответственность за причинение вреда здоровью граждан;

— доступность медико-социальной помощи;

— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья через систему обязательного социального страхования;

— ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан по охране их здоровья.

В связи а перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость отраслью в частности координирующая регулирующая роль федеральных органов.

Это привело к заметной дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях при сохраняющемся низком уровне финансирования отрасли.

Основные направления реформ в здравоохранении:

1. Структурная перестройка отрасли с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи, включая преобразования в сфере первичной медико-социальной помощи (ПМСП), скорой медицинской и стационарной помощи;

2. Преобразования в области кадровой политики ориентированные на нужды практического здравоохранения;

3. Совершенствование научных исследований в области здравья населения и здравоохранения путем повышения их качества и эффективности.

4. Последняя реализация законодательства о медицинском страховании граждан;

5. Разработка законодательной и нормативной базы (о системе здравоохранения, о правах пациента);

ПМСП: основные принципы и элементы ПМСП были разработаны и рекомендованы всем странам с различными системами здравоохранения Алма-Атинской международной конференцией по первичной медико-санитарной помощи, которая состоялась в 1978 г.

Алма-Атинской Декларации ВОЗ (1978) :

ПМСП основная функция и цель здравоохранения, часть социального и экономического развития общества включает в себя следующие элементы:

1.- санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику;

Читайте также:  Критерии оценки физического здоровья детей группы здоровья

— обеспечение достаточным количеством продуктов питания и содействие рациональному питанию;

— снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды;

— проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;

2. — охрана здоровья матери и ребенка, планирование семьи;

— вакцинация против основных инфекционных болезней;

— лечение распространенных заболеваний и травм;

— обеспечение основными лекарственными средствами.

ПМСП — это первый уровень контакта индивидуума, семьи или общества с национальной системой здравоохранения, который максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства (предусматривает соответствующие службы укрепления здоровья, реабилитации и лечения).

Показатели оценки ПМСП (ВОЗ):

1.Процент грудных младенцев, которым были сделаны прививки в течение первого года жизни от дифтерии, коклюша, столбняка (3 дозы), полиомиелита (3 дозы), кори (1 доза) и, когда это требуется в соответствии с законодательством, от туберкулеза (БЦЖ, 1 доза); доля детей, получивших прививки от кори в течение их второго года жизни,

когда такая иммунизация предписывается в соответствии с национальными планами и программами;

2. число искусственных абортов на 1000 живорожденных с распределением женщин по возрасту (до 14лет; 15-19; 20-24);

3.число живых рождений в распределении по возрасту мате­

рей (особо выделяют возрастную группу до 16 лет).

Концепция ПМСП принятая в России, ориентирована на преимущественное оказание медицинской помощи в амбулаторно­поликлинических учреждениях. ( 80-86% — поликлиники, начинают и заканчивают лечение общее и специализированное).

Амбулаторно-поликлинические учреждения работают по принципу участков ости (терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи). Основным методом работы является диспансерный метод. (дети, беременные женщины, декретированные контингенты работающих: пищевых объектов; детских дошкольных и школьных учреждений и др., инвалиды и участники ВОВ и приравненные к ним категории населения, больные с хроническими заболеваниями (диабет, болезни системы кровообращения, болезни крови и др.).

1. служба скорой и неотложной медицинской помощи

2. центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора

В ходе реформы здравоохранения поставлена задача укрепления первичного звена и приказом Минздравмедпрома Рф «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» от 22.08.92 № 237 были определены программы подготовки таких врачей и возможные организационные формы работы.

Врач общей практики (ВОП) — специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению(семье независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом (СВ).

Предстоит создание такой отечественной модели здравоохранения, когда ВОП впишется в структуру работы амбулаторно-поликлинических учреждений без разрушения сети последних.

Работа ВОП существенно отличается от работы участковых врачей по видам и объемам деятельности, но, самое главное — ВОП должен быть юридическим лицом, самостоятельно хозяйствующим субъектом и работать на контрактной основе со страховой организацией или муниципальным органом исполнительной власти, с соответствующей оплатой труда.

Источник

Муниципальное управление охраной здоровья населения: понятие компетенция, структура системы здравоохранения и ее модернизации

Основы государственной и муниципальной политики в сфере охраны

Здоровья населения

Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной

инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных

гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-

эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные

преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

• новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов

всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

• формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений

здравоохранения в условиях рыночной экономики;

• приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий

по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения

• защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской

помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области

охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы

«О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах»,

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Концепция

охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.» и иные нормативные

правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения

РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением

носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской

помощи населению оказывается на муниципальном уровне.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной

собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы

здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не

переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения,

располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы

муниципального управления охраной здоровья населенрш (рис. 5.4.1).

Читайте также:  Правильное питание ребенка основа его здоровья

Цели и задачи муниципального здравоохранения

Главная цель муниципального здравоохранения — удовлетворение потребностей

населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения

местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных со-

циальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные

цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения

на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов

медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-

диагностических и др.), обеспечение их качества и т. п.

Федеральный закон 2003 г. возлагает решение вопросов местного значения в сфере

здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов

отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением

санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помопди в амбулаторно-

поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам

в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды

медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения

в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления

одновременно с соответствующими финансовыми средствами.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные

полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного

самоуправления. К ним относятся:

• контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

• формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

• координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций

государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах

своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной

помощи в частной системе здравоохранения;

• осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

• лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной

территории по поручению органа государственного управления

здравоохранением субъекта РФ;

• регулярное информирование населения о распространенности социально значимых

• создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации

инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация

их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание

специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

• санитарно-гигиеническое образование населения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются

в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается

федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных

средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью

всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования,

независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение

населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством

для ряда категорий населения установлены широкая система льгот

при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам

врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах,

для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство

далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные

с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный

заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать

предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях

бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко

подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму

Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение

санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными

органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления

разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного

Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения

является гигиеническое воспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание

и образование граждан осуществляется в образовательных учреждениях

путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических

знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей,

специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан

с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов

и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения

и т. д., предусматривается гигиеническая подготовка.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население,

в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально

значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для

окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19)

устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной

и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья

или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации

о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных

нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным

нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами

местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно

гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Финансирование муниципального здравоохранения

Читайте также:  История данила плужникова здоровье

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является

его финансирование, которое носит многоканальный характер

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия,

обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское

здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические

заболевания) и т. п.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении

гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда

обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских

услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами

государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные

и муниципальные программы обязательного медицинского страхования).

Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые

работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы

взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее паселение страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов,

причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС.

Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС,

заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают

оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству

пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий

полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможность

выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать

конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество.

Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво

и нуждается в серьезном реформировании.

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со

страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные

дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные

программы обязательного медицинского страхования.

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы

местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые

муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются

с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида

оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей

и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения

могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие

кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные

источники, не запрещенные законодательством РФ.

Проблемы муниципального здравоохранения

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением

задач, реализация принятых программ зависят от системы управления муниципальным

здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие

в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных средств

обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует

оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою

очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения

и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности,

следует больше акцентировать внимание на профилактическом направлении

охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых

средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли,

что негативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения,

но и на его развитии, так как современные медицинские технологии весьма

трудоемки. Часто применение нового диагностического и лечебного оборудования

требует дополнительного числа специалистов различного профиля.

В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное

функционирование материально-технической базы учреждений и организаций

здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное управление инф-

раструюурой организаций и учреждений здравоохранения. Одним из направлений развития

здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация,

объективными предпосылками которой служат следующие обстоятельства:

• недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-

технической базы, наращивания научно-практического потенциала,

материального стимулирования работников;

• повышение спроса населения на высококвалифицированную медицрш-

скую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре;

• наличие законодательной базы для оказания платных медицинских услуг.

Муниципальные органы управления здравоохранением

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны

здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие

структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших

муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения

в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению

здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского

При муниципальных органах здравоохранения могут создаваться комиссии

для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения,

рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения

видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования,

порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за

выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою

деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных

планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального

образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы.

Источник

Adblock
detector