Меню

Управление развитием культуры здоровья

Система формирования культуры здоровья.
статья на тему

Система формирования культуры здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_formirovaniya_kultury_zdorovya.doc 167 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Утатуйская СОШ

Система формирования культуры здоровья

на различных этапах обучения

« Здоровье – драгоценность и притом

единственная, ради которой стоит

не только не жалеть времени и сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Одним из приоритетных направлений деятельности школы на современном этапе становится охрана здоровья учащихся. Это отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает создание условий для повышения качества общего образования за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания в образовательных учреждениях условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема охраны здоровья школьников становится все более актуальной в связи с тем, что все меньше и меньше выпускников уходят из школы здоровыми. За время обучения в школе доля детей с отклонениями в состоянии здоровья увеличивается в несколько раз: с заболеваниями нервной системы и органов чувств – в 3 раза, пищеварительной системы – в 1,2 раза, дыхательной системы – в 3 раза, мочевыделительной системы – в 5 раз. Прослежена отчетливая тенденция к увеличению частоты отдельных форм заболеваний. Так, за последние 10 лет отмечается рост числа заболеваний пищеварительной системы – на 15%, системы кровообращения – на 16%, опорно-двигательного аппарата – на 15%.

Таким образом, в стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному — быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Для достижения этой цели в нашей школе разработан и осуществляется комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни.

Наша школа в течение двух лет с сентября 2005 года по май 2007 года работала в режиме эксперимента РУО И БИППКРО «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни через внедрение блочно-модульной технологии на уроки физической культуры» . Руководитель – старший преподаватель кафедры охраны и укрепления здоровья Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Тармаева Елена Раднаевна. По этому эксперименту были введены третий час физкультуры и уроки валеологии в старших классах.

Эксперимент проводился по трем основным направлениям:

— учебное, воспитательное, методическое (работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни)

-физкультурно-оздоровительное (организация и проведение прогулок, динамических перемен, «Дней здоровья»; спортивных мероприятий, туристических походов)
— медико-профилактическое (профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата; лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников)
Основная идея эксперимента – создание мотивации участников образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья и формирование ответственного отношения к здоровью и формирующим его факторам.

Для претворения в жизнь этой идеи мы определили первоочередные задачи:

— повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, в особенности уроков физической культуры;

— мониторинг состояния здоровья школьников;

— создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся с учетом психологического комфорта;

— совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья участников образовательного процесса;

— валеологизация образовательной среды и образовательного процесса;

— формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.

Введение блочно-модульной технологии на уроках физкультуры предусматривает развитие пяти физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений и быстроты. Ежеквартально (в сентябре, январе, апреле) проводился мониторинг развития этих качеств у учащихся.

Анализ здоровья учащихся нашей школы показывает, что уровень заболеваемости в 2007 году по сравнению с 2005 годом несколько снизился, хотя по некоторым заболеваниям наблюдается увеличение их количества (например, нарушение слуха – с 1 до 4 случаев), по некоторым – остается на том же уровне (нарушения зрения, эндокринологические, нервно-психические).

Приведенные факты диктуют необходимость разработки простых и эффективных средств и методов оздоровления и улучшения здоровья детей непосредственно в стенах школы.

  • Прием местного аршана
  • Включение в рацион питания школьников традиционной бурятской пищи (аарса, замба, мэхээр), а также домашнего варенья из ягод – смородины, голубики, брусники, и фиточая из ягод шиповника.
  • Отдых и оздоровление детей в летний период.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Одним из пунктов реализации этой программы является проведение ежегодных туристических походов Утата – Уран-Душэ с протяженностью маршрута – 140 км.

Практическая значимость состоит в том, что ежегодный поход объединяет всех желающих учащихся, число участников возрастает с каждым годом. Ученик осознает взаимосвязь и взаимозависимость человека, общества и природы. Нитка маршрута «Утатуй – Уран-Душэ» пролегает вдоль русла речек Оронгодой, Тутхалтуй, Джида. Продолжительность – 4 дня конного похода. Подъезды – от русла реки Джида до летней стоянки животноводов, которой одна группа туристов дала очень красивое название «Таёжный приют». Период функционирования: весенне-летне-осенний период.

Задачи эколого-краеведческой туристической группы:

1. прохождение длительного маршрута пешком и на конях;

2. отработка туристических навыков;

3.работа по составлению экологического паспорта речек;

4. сбор лекарственных трав с целью составления гербария и определение их полезных свойств;

5. изучение топонимики по следованию маршрута, природных памятников и исторических мест данного маршрута;

Таким образом, деятельное экологическое образование, организация туристических походов раскрепощает и развивает личность, закладывает фундамент здоровых взаимоотношений, прививает любовь ко всему живому. Его преимущество в том, что учащийся видит результаты своего труда, а это способствует смене его социальной позиции, он переходит от критики и деструкции к созиданию, приобретает опыт, облегчающий дальнейшее развитие.

Источник

Доклад «Воспитание культуры здоровья»

Жанна
Доклад «Воспитание культуры здоровья»

Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответствен­ности за собственное благополучие, необходимых на­выков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни. Наиболее эффективным путём формировании культуры здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая, воспитателем, психологом, взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, Задачей современной школы является полноценная подготовка школьника к самостоятельной жизни, а не доведение его без болезней до окончания школы. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы нашего учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой.Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения. Поскольку важнейшей составляющей культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни являются систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (В. В. Белорусов, Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает, что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.

Раскрывая сущность и структуру понятия «воспитание культуры здоровья»,я исходила из следующей семантической последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни», «культура», «культура здоровья», «воспитание», «воспитание культуры здоровья», «Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни».

И. Х. Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как интегральную характеристику личности, включающей в себя здоровье сберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья ребенка можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности ребенка как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня написано много, как достаточно много и осуществлено в этой области, однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не во всей полноте. И одним из этих аспектов является влияние среды на формирование культуры здоровья ребенка, поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания. Исходя из того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием. Мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую и другие.

Областью экспериментальной работы является культура здоровья и здорового безопасного образа жизни ребенка, условия ее формирования. Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия,несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности. Речь идет о создании своеобразного здоровье творящего воспитательного пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач воспитания у ребенка культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.

Как показывает анализ литературы, социализация личности – двоякий процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия на окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это стихийный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами, именно их под их воздействием формируется культура здорового и безопасного образа жизни. Чёткое распределение основных факторов социализации в три группы и характеристики их в научно-педагогической литературе даны А. В. Мудриком.

Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство, именно они определяют то, что «дитя человеческое» в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым общим законам.

Вторая группа факторов социализации — мезо факторы, включающие тип поселения, исторические и этнокультурные условия.

Третья группа факторов – микрофакторы, к ним относится всё то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контр социальные организации, микросоциум.

Из мезо факторов необходимо отметить роль места проживания формирующей личности как важнейший фактор её социализации.

В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Характерной особенностью современной России является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию и развитию. С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать здоровый и безопасный образ жизни.

Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте. Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования конкурентоспособности и реализуемые в нем содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т. д.

В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной мною темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет специального исследования теории и практики воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровье сберегающей и здоровье творящей образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровье сберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровье сберегающие и здоровье творящие образовательные технологии.

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровье сберегающей деятельности;

-принцип формирования ценностных установок ребенка на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка

-принцип культурсообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровье творческой деятельности);

— принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровье творческой деятельности);

— принцип здоровье творческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

— принцип интеграции воспитательного воздействия,следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;

— принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в оздоровительных культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

— принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;

Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации, формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика, изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов.

Существует несколько групп критериев успешной социализации, позволяющих оценить эффективность социально — педагогической деятельности образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л. Е. Никитиной. Основные из них, имеющих отношение к участию школы в процессе социализации детей,следующие:

— критерии здоровья;

— критерии психологического комфорта;

— критерии воспитания;

— критерии социальной устойчивости.

Воспитание и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления.Основным назначением диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение общения и взаимоотношений в значимых для его развития системах отношений в детском обществе, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.

Основная задача помочь обучающемуся подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить,что на —ребенка в процессе формирования личности влияют:

природа и родной язык;

общение в школе, окружающая среда;

средства массовой информации, искусство, литература;

образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через социализации личности подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: «Воспитание экологической культуры дошкольников», в которой делюсь своим опытом,.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Источник

Читайте также:  Факторы воздействия внешней среды влияют здоровье человека
Adblock
detector