Управление развитием детей ограниченными возможностями здоровья
Задача социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями будет в этой связи состоять в том, чтобы своевременно определять появление критических и сензитивных периодов в жизни ребенка, создавать условия для успешного разрешения критических ситуаций и использовать возможности каждого сензитивного периода для развития тех или иных личностных качеств.
Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Понятие «управление» рассматривается как элемент, функция различных организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
С точки зрения системного подхода личность — это система, а управление — необходимый ее элемент. Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Следовательно, управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Различают два вида управления: стихийное — результат воздействия на ребенка массы случайных единичных актов, и сознательное, осуществляемое на основе четко поставленной цели, продуманного содержания и предвидения конечного результата.
Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями — это сознательное управление, конечной целью которого является формирование устойчивой, полноценной личности, способной успешно взаимодействовать с окружающей социальной средой.
Психологический смысл управления развитием личности в процессе социальной реабилитации состоит в том, что специалист по социальной реабилитации, реализуя намеченную программу, должен исходить из того, что ребенок не только объект, но и субъект воздействия, активный участник многоплановых отношений. Такой подход к социально-реабилитационной работе требует учета, во-первых, психологических и физиологических особенностей развития ребенка, характера вторичных нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей; во-вторых, социальных условий развития и особенностей его ближайшего социального окружения, а также детских коллективов и групп, если в эти группы включен ребенок; в-третьих, конкретных условий социально-реабилитационного процесса.
Источник
«Комплексный подход к развитию, обучению детей с ОВЗ в условиях модернизации образования»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Доклад для педагогов. Подготовила Кизина В.В. воспитаель высшей категории БДОУ г.Омска «Детский сад №194 компенсирующего вида»
«Комплексный подход к развитию, обучению детей с ОВЗ в
условия модернизации образования»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество малышей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.
Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т.е. способствовать созданию условий на уровне семьи ДОУ.
Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель!
Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе заключается в обеспечении нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте).
Общими задачами психолого – педагогического сопровождения являются: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;
-развитие психолого – педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
На ступени дошкольного образования осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Об уровне нравственного развития общества судят по отношению к пожилым людям, детям и инвалидам. Отрадно, что в последние годы в системе специального (коррекционного) образования все больше внимания уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с особенностями развития. Это обусловлено поиском оптимальных условий организаций реабилитации и социальной адаптации «особых» детей. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание
и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.
Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ (или маршрутов, как мы их называем) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.
Содержание и направление индивидуальных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделять факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально – техническая база ДОУ.
Педагоги стараются инициировать общение детей через:
В региональном детском конкурсе «Солнечная страна», наши дети заняли 6,7,11,12 место ( в конкурсе принимало 1053 детей)
Хочу поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и семьи.
На протяжении многих лет в нашем детском саду практикуется профилактический осмотр детей узкими специалистами (один раз в пол года дети проходят медикаментозный курс лечения на дому), и психотерапевтическое воздействие. Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была полезной и важной для ребенка. Понимая, что главным средством психотерапии является слово, преподносим материал кратко, доступно. Мы терпеливые и справедливые наставники для детей. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям. Метод внушения и убеждения дает стабильно хороший эффект. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, прощении. В результате рациональной психотерапии, направленной на разумное воспитание и перевоспитание мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения.
Психотерапевтического воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят в другой группе, кабинете. У нас практикуется на занятиях, за правильные ответы получение «фишек», призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи и осознанно контролируют свое поведение. Весь комплекс психотерапии проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений.
Нет такого психологического, педагогического, психотерапевтического направления, которое обошлось бы без использования сказок, которые являются посредниками между внутренними миром
педагога и душами воспитанников. Используя метод сказкотерапии, мы развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируем возникшие у него проблемы, развиваем личность, формируем созидательную систему ценностей. Мы считаем, что сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: обогащается словарь детей, лексико-граммотического оформление речи, автоматизируются поставленные звуки. Дети любит сеансы смехотерапии, которые способствует коррекции настроения. Они с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, являются куклы. Терапевтические куклы, которые мы применяем на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за « чужую жизнь», помогают снижать психическое напряжение. Использование куклотерапии помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, категорий, связной речи. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия.
Возможности куклотерапии позволяют решать такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется дополнительная работа всеми специалистами по графику и индивидуальному плану. Большую помощь таким детям оказывают младшие воспитатели. Они помогают детям адаптироваться в непривычных условиях, ведут индивидуальную работу по привитию элементарных культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Своевременная помощь специалистов детского сада на дому и в ДОУ способствует улучшению здоровья детей и их развитию.
Таким образом, в результате комплексной работы всех специалистов ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья восстанавливается функция общения, контролируется поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podhod_k_razvitiyu.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к развитию, обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях модернизации образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество малышей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т.е. способствовать созданию условий на уровне семьи и ДОУ.
Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель!
Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.
Цель психолого-педогогического сопровождения ребенка в образовательном процессе заключается в обеспечении нормального развития ребенка ( в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте)
Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; -помощь ( содействие ) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации; — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
На ступени дошкольного образования осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Об уровне нравственного развития общества судят по отношению старикам, детям и инвалидам. Отрадно, что в последние годы в системе специального ( коррекционного) образования все больше внимания уделяется изучению и внедрению интегрированного обучения детей с особенностями развития. Это обусловлено поиском оптимальных условий организации реабилитации и социальной адаптации «особых» детей. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам инвалидам призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.
Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ (или маршрутов, как мы их называем) развитии и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.
Содержание и направление индивидуальных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделить факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка.
Особое место при создании в ДОУ для детей с ОВЗ и детей – инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
Хочу поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ и семьи.
На протяжении многих лет в нашем коррекционном детском саду используется медикаментозное лечение, предложенное узкими специалистами поликлиники (один раз в пол — года дети проходят курс лечения на дому), и психотерапевтическое воздействие. Для эффективности психотерапии мы стараемся, чтобы сообщаемая информация была полезной и важной для ребенка. Понимая, что главным средством психотерапии слово, преподносим материал кратко, доступно. Мы терпеливые и справедливые наставники для детей. Систематически проводятся беседы, даются разъяснения, как детям, так и родителям. Метод внушения и убеждения дает стабильно хороший эффект. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании к ним, поощрении. В результате рациональной психотерапии, направленной на разумное воспитание и развитие мышления, оценки своего состояния, мы помогаем данной категории детей самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, исправлять речевые нарушения.
Психотерапевтическое воздействие перекликается с задачами логопедического обучения. При появлении даже минимальных успехов обращаем на них внимание окружающих и ребенка. Ребенку нравится, когда его хвалят в другой группе, кабинете. У нас практикуется получение «фишек», призов, всевозможных поощрений. В результате этого ребята стремятся к скорой нормализации речи, изменений к лучшему поведению. Весь комплекс психотерапии проводится по принципу преемственности, индивидуального подхода, дифференцированной направленности бесед, разъяснений, убеждений, внушений.
Нет такого психологического, педагогического, психотерапевтического направления, которое обошлось бы без использования сказок, которые являются посредниками между внутренним миром педагога и душами воспитанников. Используя метод сказкотерапии, мы развиваем эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируем возникшие у него проблемы, развиваем личность, формируем созидательную систему ценностей. Мы считаем, что сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой. Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: обогащается словарь детей, лексико-грамматическое оформление речи, автоматизируются поставленные звуки.
Дети любят сеансы смехотерапии, которые способствуют коррекции настроения. Они с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, являются куклы. Терапевтические куклы, которые мы применяем в повседневной жизни, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снижать психическое напряжение. Использование куклотерапии помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи.
Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, познавательные и дидактические упражнения.
Возможности куклотерапии позволяют решать такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение Эмоциональной устойчивости.
Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
Для уравновешивания эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем такой метод воздействия, как пескотерапия. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развивается тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья ведется дополнительная работа всеми специалистами по графику и индивидуальному плану. Большую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают младшие воспитатели. Они помогают детям адаптироваться в непривычных условиях, ведут индивидуальную работу по привитию элементарных культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Своевременная помощь специалистов детского сада на дому и в ДОУ способствует улучшению здоровья детей и их развитию.
Таким образом, в результате комплексной работы педагогов и других специалистов ДОУ у детей с ограниченными возможностями здоровья восстанавливается функция общения, контролируется поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.
Источник