Мой сайт
Тема: « Система охраны здоровья населения»
Управление охраной здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которого принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления. Для принятия научно-обоснованного решения в области обеспечения охраны здоровья требуются данные медико-социального, экономического, правового и иного характера.
Формы и методы управления зависят от факторов:
1. Социальные факторы (социальная направленность решений);
2. Уровень социальноно-экономического развития страны м регионов;
3. Реализация принципов социальной справедливости и доступности для общества достижений науки и практики в области охраны здоровья;
4. Уровень научного обеспечения проблем охраны здоровья населения;
5. Адаптация м/н опыты в области медико-социального обеспечения населения Российской Федерации и в различных регионах.
Охрана здоровья населения — это совокупность экономических, правовых, социальных, научно-медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.;
Здравоохранение представляет собой систему состоящую:
— из структурных элементов (органы здравоохранения)
-из функциональных элементов (амбулаторная и стационарная помощь, санитарно-эпидемиологическая служба и т. д.), которые, тесно связаны между собой;
Отечественная система здравоохранения состоит:
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
I. Государственная находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения ЛПУ и организации, создаваемые Минздравом РФ, министерствами субъектов РФ, государственными предприятиями, учреждениями и организациями
II. муниципальная находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ. Финансирование за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов (территориальных фондов обязательного медицинского страхования) и иных источников.
III. Частная: ЛПУ, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.
Любое учреждение здравоохранения может оказывать какие-либо услуги только при наличии лицензии на избранный вид деятельности, выдаваемой лицензионными комиссиями
(Основы законодательства об охране здоровья и ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями от 26.11.98 г.).
Лицензия выдается на основании сертификата соответствия деятельности лечебного учреждения установленным стандартам.
Правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый управлениями (министерствами) здравоохранения областей и республик в составе РФ(целителям, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, выданный медицинской сертификационной комиссией).
1) приоритет профилактики в вопросах охраны здоровья граждан (социально-экономические меры должны быть прежде всего направлены на предупреждение заболеваний и на устранение причин их возникновения. :
-контроль за соблюдением гигиенических норм и правил, выполнением санитарного законодательства;
— воспитание здорового образа жизни,
— диспансерный метод и участковый принцип работы учреждений здравоохранения в профилактической работе;
2) соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья (Конституция РФ ст. 41,на её основе приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан):
— права граждан при оказании медико-социальной помощи;
— обязанности и права медицинских, фармацевтических работников;
— ответственность за причинение вреда здоровью граждан;
— доступность медико-социальной помощи;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья через систему обязательного социального страхования;
— ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан по охране их здоровья.
В связи а перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость отраслью в частности координирующая регулирующая роль федеральных органов.
Это привело к заметной дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях при сохраняющемся низком уровне финансирования отрасли.
Основные направления реформ в здравоохранении:
1. Структурная перестройка отрасли с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи, включая преобразования в сфере первичной медико-социальной помощи (ПМСП), скорой медицинской и стационарной помощи;
2. Преобразования в области кадровой политики ориентированные на нужды практического здравоохранения;
3. Совершенствование научных исследований в области здравья населения и здравоохранения путем повышения их качества и эффективности.
4. Последняя реализация законодательства о медицинском страховании граждан;
5. Разработка законодательной и нормативной базы (о системе здравоохранения, о правах пациента);
ПМСП: основные принципы и элементы ПМСП были разработаны и рекомендованы всем странам с различными системами здравоохранения Алма-Атинской международной конференцией по первичной медико-санитарной помощи, которая состоялась в 1978 г.
Алма-Атинской Декларации ВОЗ (1978) :
ПМСП основная функция и цель здравоохранения, часть социального и экономического развития общества включает в себя следующие элементы:
1.- санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику;
— обеспечение достаточным количеством продуктов питания и содействие рациональному питанию;
— снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды;
— проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;
2. — охрана здоровья матери и ребенка, планирование семьи;
— вакцинация против основных инфекционных болезней;
— лечение распространенных заболеваний и травм;
— обеспечение основными лекарственными средствами.
ПМСП — это первый уровень контакта индивидуума, семьи или общества с национальной системой здравоохранения, который максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства (предусматривает соответствующие службы укрепления здоровья, реабилитации и лечения).
Показатели оценки ПМСП (ВОЗ):
1.Процент грудных младенцев, которым были сделаны прививки в течение первого года жизни от дифтерии, коклюша, столбняка (3 дозы), полиомиелита (3 дозы), кори (1 доза) и, когда это требуется в соответствии с законодательством, от туберкулеза (БЦЖ, 1 доза); доля детей, получивших прививки от кори в течение их второго года жизни,
когда такая иммунизация предписывается в соответствии с национальными планами и программами;
2. число искусственных абортов на 1000 живорожденных с распределением женщин по возрасту (до 14лет; 15-19; 20-24);
3.число живых рождений в распределении по возрасту мате
рей (особо выделяют возрастную группу до 16 лет).
Концепция ПМСП принятая в России, ориентирована на преимущественное оказание медицинской помощи в амбулаторнополиклинических учреждениях. ( 80-86% — поликлиники, начинают и заканчивают лечение общее и специализированное).
Амбулаторно-поликлинические учреждения работают по принципу участков ости (терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи). Основным методом работы является диспансерный метод. (дети, беременные женщины, декретированные контингенты работающих: пищевых объектов; детских дошкольных и школьных учреждений и др., инвалиды и участники ВОВ и приравненные к ним категории населения, больные с хроническими заболеваниями (диабет, болезни системы кровообращения, болезни крови и др.).
1. служба скорой и неотложной медицинской помощи
2. центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора
В ходе реформы здравоохранения поставлена задача укрепления первичного звена и приказом Минздравмедпрома Рф «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» от 22.08.92 № 237 были определены программы подготовки таких врачей и возможные организационные формы работы.
Врач общей практики (ВОП) — специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению(семье независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом (СВ).
Предстоит создание такой отечественной модели здравоохранения, когда ВОП впишется в структуру работы амбулаторно-поликлинических учреждений без разрушения сети последних.
Работа ВОП существенно отличается от работы участковых врачей по видам и объемам деятельности, но, самое главное — ВОП должен быть юридическим лицом, самостоятельно хозяйствующим субъектом и работать на контрактной основе со страховой организацией или муниципальным органом исполнительной власти, с соответствующей оплатой труда.
Источник
Муниципальное управление охраной здоровья населения
Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
- новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;
- формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;
- приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;
- защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие здорового образа жизни.
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года» и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.
Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагающиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения. Удельный вес муниципальных учреждений здравоохранения в разных муниципальных образованиях может быть различным.
Главная цель муниципальной системы здравоохранения — удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т.п.
Федеральный закон 2003 года возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К их числу отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления вместе с соответствующими финансовыми средствами.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут передаваться органам местного самоуправления с соответствующим финансированием. К ним относятся:
- контроль соблюдения законодательства в области охраны здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
- формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;
- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль качества оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
- регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
- создание и обеспечение деятельности учреждений для реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудоустройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных;
- санитарно-гигиеническое образование населения.
Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, контроль деятельности всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлена широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы.
Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципального заказа.
Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является, согласно закону, расходным обязательством федерального бюджета. Органы местного самоуправления за счет своих средств обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения.
Необходимым условием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническое воспитание и образование граждан. Оно осуществляется в образовательных учреждениях путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д., предусматривается гигиеническая подготовка.
Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна предоставляться органами местного самоуправления средствами массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Муниципальное управление охраной здоровья населения
Муниципальное управление охраной здоровья населения
Источник