Воспитание детей с ограниченными возможностями
Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?
Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе
В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:
- Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
- Социальные аспекты проблемы.
Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:
- Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
- Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
- Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.
Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.
Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:
- Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
- Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
- Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.
Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов
Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.
Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.
Умственное и физическое воспитание аномальных детей
Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.
Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.
Источник
Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования интеллектуальных умений и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.
Интеллект (от латинского — Intellectus) в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле — это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. [5, С.161].
В последние годы усугубляются представления об интеллектуальном (умственном) развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия «психологического новообразования», т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом основное внимание уделяется тем психологическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития. [1, С.16].
Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида призвано оказывать адекватную коррекционную помощь детям с ОВЗ в интеллектуальном развитии. С этой целью учителями-дефектологами проводится диагностика системных нарушений интеллектуальной деятельности каждого ребенка и в дальнейшем на основе данных по характеру нарушений разрабатываются индивидуальные программы коррекционной работы.
Анализ психических процессов позволяет выявить не только дефектные, но и сохранные звенья, которые могут служить опорой в системе психолого-педагогической коррекции. Для достижения желаемого результата используем комплексный подход: взаимодействие педагогов, учителей — дефектологов и воспитателей.
Диагностика предусматривает обследование таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Опыт работы показывает, что динамика мыслительных действий у детей с ОВЗ развертывается только в наглядных ситуациях, отличается конкретностью мышления и слабостью обобщения. Недоразвитие наиболее сложных форм мышления у детей с ОВЗ обусловлено повышенной отвлекаемостью, инертностью, неумением сосредоточиться на задании.
Несформированность интеллектуальных умений может наблюдаться до конца дошкольного возраста. Наши воспитанники не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.
Для формирования интеллектуальных умений ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом учитываем возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.
Умственное воспитание ребенка осуществляем в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Для формирования интеллектуальных умений ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:
1) содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделение существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. [2, С.196].
При развитии самостоятельности детского мышления ставим перед ребенком различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов. [1, С.147].
В своей коррекционной работе определяем содержания знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Используем своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатам формирования интеллекта.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.» [2,С. 197].
Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.
Проанализировав, специальную литературу мы пришли к выводу, что большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.
Основной источник развития — обучение. Важной задачей обучения считаем не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ребенка; формирование интеллектуальных умений.
Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. [2,С.205].
Важное значение для развития логического мышления считаем специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
В своей коррекционной работе для развития и активизации познавательной деятельности учим детей загадывать и отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задаем наводящие вопросы и предлагаем картинки-отгадки.
Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяем работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.
Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития.
Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.,1999
2. Катаева А.А Стребелева Е.А,. «Дошкольная олигофренопедагогика»- М.: ВЛАДОС, 2001
3. Маркова А.К. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992
4. Мастюкова Е.М. « Лечебная педагогика». М.: ВЛАДОС, 1997
5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната.
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во.
Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации.
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр.
Модульное оригами — популярное направление древнего искусства создания фигурок из бумаги. Разница этой техники от традиционного оригами в том, что изделие выполняется не из одного листа бумаги, а из н.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС» Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё.
Статья по теме «Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности".
Источник