Интеллектуальное здоровье
Разум человека играет огромную роль в принятии важных решений, в состоянии нашего здоровья и благополучии.
Человек – единственное создание на Земле, у кого такие большие лобные доли мозга. Как известно, лобные доли используются в рациональном мышлении. У человека, как самого умного существа, есть способность извлекать нужную информацию из прошлого, собирать её в настоящем и планировать будущее. Человек является единственным существом, которое способено видеть и понимать картину в целом. Многие люди проживают жизнь, подчиняясь обстоятельствам, и даже не пытаются их изменить.
У каждого есть возможность и право свободно мыслить. Для нашего интеллектуального здоровья, мы обязательно должны питать наш разум, и не забывать про то, что плохие привычки: сварливый нрав, ревность, гнев, клевета, неорганизованность, употребление табака и алкоголя – разрушают нервные клетки и здоровье в целом.
Сегодня в формат интеллектуального здоровья нужно включить разностороннее развитие и использование всего интеллектуального потенциала человека.
Интеллектуальное здоровье и интеллектуальное развитие определяет уровень созидательной активности в различных областях деятельности человека.
Личность с высоким уровнем интеллектуального здоровья использует все возможности, средства, методы и знания для совершенствования своего мастерства, наращивания творческого потенциала.
Интеллектуальное здоровье это:
• Способность находить интеллектуальные способы стимуляции и мотивации;
• Память, внимание, скорость обработки информации;
• Профессиональная компетентность;
• Способность устанавливать и достигать реалистические цели, как в профессиональной, так и в персональной области деятельности;
• Способность использовать в своих интересах возможности, которые могут предложить различные обстоятельства;
• Способность устанавливать взаимоотношения тело-разум;
• Способность критично и самокритично оценить ситуацию при достижении цели;
• Способность к интеллектуальному синтезу, к оригинальности мышления.
Интеллектуальный рост — это одна из форм развития человеческого организма.
До относительно недавнего времени считалось, что у человека есть 2 типа интеллекта: математический (логический) и вербальный. Однако, благодаря новым открытиям, известно, что существует множество типов интеллекта. Многие известные западные специалисты считают, к примеру, что наши успехи, удачи и здоровье зависят, по меньшей мере, от развития не менее 16 различно направленных типов интеллекта.
А именно: сенсорного, интуитивного, логического, вербального, пространственного, личностного, музыкального, психофизического, социального, технического, визуального, творческого, финансового, любовного и др. Ими должен обладать каждый современный человек, чтобы полноценнее себя чувствовать, быть довольным жизнью, заниматься органичным для себя видом деятельности, профессиональным творчеством и т.д.
Сенсорный вид интеллекта включает, развитие ощущений, представления, воспоминания.
Интуитивный интеллект — неординарные решения сложных проблем, умение глубже исследовать проблемы.
Логический — способность оперировать цифрами, этапное решение проблем, умение составлять план.
Вербальный — умение читать и писать, обрабатывать и создавать новую информацию, память, умение вести беседы, высказывать мнение на необходимую тему, словарный запас, ораторские способности.
Пространственный — правильная координация движений, различных пространственных действий, глазомер, чувство времени.
Личностный — умение управлять собой, осознавать-анализировать-действовать, стиль поведения, способность к реализации успеха, настойчивость, терпение и т.д.
Музыкальный — ритмичность, резонансность и гармоничность в личном опыте и при контактах с другими людьми.
Психофизический — связь разума и тела, самооценка, язык тела.
Социальный — умение создавать настроение, способность устанавливать контакты с людьми.
Технический — эффективное использование современной техники, техническая информационная культура, компьютерная грамотность.
Визуальный — быстрое восприятие идей и текстов, способность вспоминать информацию, умение детально замечать видимые особенности, воображение, концентрация визуального внимания в сложной обстановке.
Творческий — работа обоих полушарий мозга, использование всех ментальных навыков, отсутствие инерции, генерация свежих идей.
Не стоит жалеть времени на развитие своих способностей и разнообразного индивидуального интеллектуального потенциала. Этот цельный ресурс здорового опыта очень активен. Пригодится в любой профессиональной или иной деятельности. В «интеллектуальную эпоху» даже технические средства обладают «интеллектом», то уж человеку, как продукту многомиллиардной эволюции жизни на планете, и подавно следует освоить свои «интеллектуальные свойства» и иметь отличное «интеллектуальное здоровье».
Источник
Психическое здоровье
Основные факты
- Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
- Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья; действительно, без психического здоровья нет здоровья.
- Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.
- Для укрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимости межсекторальные стратегии и мероприятия общественного здравоохранения.
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.
Детерминанты психического здоровья
Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.
Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.
Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.
Укрепление и защита психического здоровья
Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.
Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.
Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья. Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.
Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:
- мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
- поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
- предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
- социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
- программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
- мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
- мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
- стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
- программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
- программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
- уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
- антидискриминационные законы и кампании;
- укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.
Уход и лечение в области психического здоровья
В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.
В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств. Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития. К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:
- лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
- лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
- налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.
Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.
Деятельность ВОЗ
ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.
В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.
Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:
- укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
- обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
- осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
- укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.
Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.
Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ. Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.
Источник
Из чего состоит психическое здоровье? 16 признаков, что у вас все в порядке
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В этом году он выпал на сложное время пандемии коронавируса. Но, как и любой кризис, такой период может научить нас многому, главное — сохранить душевное равновесие и веру в лучшее. Из чего состоит психическое здоровье человека, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Елена Литвинова.
«Здоровье — состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов», — отмечает Елена.
Известный психоаналитик Нэнси МакВильямс описала 16 признаков психического здоровья. Они охватывают все сферы жизни человека: отношения с самим собой, с другими людьми и миром в целом.
Любовь к другим мотивирует человека к тому, чтобы давать, а не брать. Когда мы любим, хочется доверять и открываться перед другим человеком, сострадать и помогать. Любовь к себе помогает чувствовать собственные потребности, заботиться и принимать себя таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь — эмоция, исцеляющая душу.
Причем это относится не только к профессии. Это вообще способность выполнять задачи, которые человек сам ставит перед собой или получает извне.
Казалось бы, игра — детское занятие. Между тем взрослые, сохранившие способность играть, отличаются высокой креативностью, обладают хорошим чувством юмора, гибкостью и фантазией, в любом возрасте остаются любознательными и готовыми учиться новому.
Способность выстраивать и поддерживать стабильные отношения
Иначе говоря — способность к безопасной привязанности.
Признаки привязанности безопасного типа у взрослых:
- способность выдерживать тревогу и состояние собственной эмоциональной уязвимости;
- готовность к эмоциональной близости в отношениях;
- достаточно высокий уровень доверия к миру;
- уверенность в своих отношениях и в партнере;
- способность не поддаваться страхам, а проверять их, сравнивая с объективной реальностью;
- чувство комфорта в близости, но и сохранение личной независимости.
Это качество опирается на ощущение собственной силы и независимости. Оно позволяет человеку делать то, что полезно для него в той или иной ситуации. В мозге за это качество отвечают поисковая система и гормон допамин. С автономией, так же как и со способностью играть, напрямую связаны любознательность и способность к обучению.
Концепция интегрированности (постоянство себя и объекта)
Звучит довольно сложно, но на самом деле это способность быть в контакте с различными сторонами собственной личности (приятными и не очень), умение воспринимать себя целостным во времени и принимать происходящие изменения, выдерживать конфликты и не разрушаться.
Способность восстанавливаться после стресса и адаптироваться к различным ситуациям.
Реалистичная и надежная самооценка
Многие люди оценивают себя слишком строго, а другие, наоборот, имеют завышенную самооценку. Человек с нормальной самооценкой способен видеть свои недостатки, но в целом относится к себе хорошо. Он без особой тревоги и обиды воспринимает критику в свой адрес, способен учиться на своих ошибках, не предъявляя к себе чрезмерных требований. Надежность самооценки проявляется не в полном отсутствии зависимости от чужого мнения, а в быстром восстановлении самооценки до прежнего уровня после ее уязвления.
Система ценностных ориентаций
Ценности — нравственный центр личности и одновременно ее внутренняя опора. Система ценностей дает ответы на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, и определяет выбор человека. Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни, но основные ценности остаются в большей степени неизменными.
Толерантность к переживанию интенсивных эмоций
Выносить накал эмоций — значит чувствовать свои эмоции, быть с ними в контакте и при этом не действовать под их влиянием, а руководствоваться рациональными мотивами в своем поведении.
Взгляд на себя словно со стороны. Люди с развитой рефлексией обычно хорошо видят, что именно является их проблемой, а следовательно, могут максимально быстро и эффективно найти ее решение.
Понимание того, что другие люди — отдельные личности, что они могут очень сильно отличаться от нас, иметь свои особенности и потребности. Не каждое их действие имеет отношение непосредственно к нам, а может быть вызвано личными (нам неизвестными) мотивами.
Обладание множеством вариантов эффективных психологических защит и гибкость в использовании стратегий совладания
Об этом гениально сказал Альберт Эйнштейн: «Безумие: делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».
Баланс между собственными интересами и интересами своего окружения
Это равновесие между тем, что мы делаем для своего окружения, и тем, что хотим и делаем для самих себя. Другими словами — баланс между «отдавать» и «получать».
Ощущение себя живым. «Омертвение» может возникнуть как защита от невыносимой боли, и тогда человек может нормально функционировать, но внутренне быть как будто неживым. По-настоящему «живой» (витальный) человек — тот, кто чувствует свое тело, свои эмоции, кто способен воспринимать объективную реальность при помощи своих органов чувств и отвечать на получаемые извне обращения — стимулы.
Принятие того, что мы не можем изменить, и способность искренне грустить о том, что невозможно получить. Это признание своего несовершенства, своей ограниченности, а порой и бессилия.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник