доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В Федеральном законе об образовании в Российской Федерации понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя многие факторы, в том числе и:
● использование адаптированных образовательных программ
и специальных приемов и методов обучения и воспитания;
● использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
● использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В своем докладе я хочу остановиться на частноспецифических и индивидуально ориентированных образовательных условиях. К ним я отношу обеспеченность детей с ОВЗ специально адаптированными учебниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inklyuzivnoe_obrazovanie_kechemaykina_n.v.docx | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Автор проекта: Н.В. Кечемайкина,
слушатель курсов повышения квалификации
по проблеме «Особенности организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
в условиях введения ФГОС»
- Образование детей с ОВЗ………………………………………………..4
- Ресурсы обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и
инклюзивного образования ……………………………………………………6
- Перспектива обеспечения специальными учебниками обучающихся с
- Особенности линий УМК для детей с ОВЗ…………………………….9
- Электронные учебники для обучающихся с ОВЗ……………………. 11
- Новые проекты издательства «Просвещение»…………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………. ………….16
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.[4]
Основная цель образовательной организации, вступившей на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия
для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает множество задач, в том числе — адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и
дидактических материалов и др.
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования говорится о том, что Стандарт направлен на обеспечение «равных возможностей получения качественного начального общего образования…» [8]. Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит образовательной среде. Необходимо создать среду, которая будет природосообразной возможностям ребенка. Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы.[7] В Федеральном законе об образовании в Российской Федерации понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя многие факторы, в том числе и:
● использование адаптированных образовательных программ
и специальных приемов и методов обучения и воспитания;
● использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
● использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Во всех источниках, изученных мной в ходе сбора материала для проекта, указывается на необходимость создания целостной системы специальных образовательных условий – начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частноспецифических и индивидуально ориентированных. Эти условия и определяют эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в полном соответствии с его специальными образовательными потребностями и возможностями.
1. Образование детей с ОВЗ.
В своем проекте я хочу остановиться на частноспецифических и индивидуально ориентированных образовательных условиях. К ним я отношу обеспеченность детей с ОВЗ специально адаптированными учебниками. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России в соответствии с протоколом совещания по вопросу разработки учебников и учебно-методических пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья под председательством заместителя министра В.Ш.Каганова от 10 августа 2016 года N ВК-83/07пр обсуждал вопрос об учебниках и учебно-методических пособиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ) 1-го дополнительного и 1-го классов. И в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[2] отмечено, что в случаях инклюзивного обучения таких категорий детей, как глухие, слепые, умственно отсталые, образовательная организация может использовать как учебники для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, так и обычные учебники. Обучение умственно отсталых детей в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253), представлено 71 наименование учебников для 1-9-х классов для указанной категории. Издательствами проведена большая работа по разработке новых учебников под специальные ФГОС и адаптации имеющихся. В настоящее время завершается их экспертиза, в случае положительной экспертизы они будут включены в федеральный перечень учебников. Перечень таких учебников представлен в приложении «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
После того, как 10 февраля 2015 года были опубликованы Федеральные государственные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), издательство «Просвещение» подготовило новые линии учебников и методических комплектов, учитывающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Об этом сообщил руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» С.В. Сацевич в рамках своего выступления на семинаре в Челябинске 19 февраля 2015 года, представив учителям и методистам области новый учебно-методический комплект «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов».
«Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья включают ряд важнейших положений. Это и специальные технические средства обучения (как коллективного, так и индивидуального пользования), и предоставление услуг помощника, ассистента, который оказывает необходимую техническую помощь, и специально организованная архитектурная среда, и во многих случаях необходимость тьюторов, сопровождающих образование таких детей. Но одним из важнейших условий для получения обучающимися с ОВЗ достойного образования является наличие в учебном процессе специальных учебников, дидактических материалов, программ и методик, в которых будут учтены их специальные образовательные потребности», — полагает С.В. Сацевич.[5]
2. Ресурсы обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и инклюзивного образования.
«В этом контексте издательство «Просвещение» подготовило новые линии учебно-методических комплектов для детей глухих, слабослышащих, детей с интеллектуальными нарушениями, которые, прежде всего, учитывают особые образовательные потребности этих детей. Это такие потребности, как доступность содержания познавательных задач, удлинение сроков образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции учебной деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним, — добавил С.В. Сацевич. – Конечно, это также развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных, индивидуальных возможностей такого ребенка к обучению и к социальному взаимодействию с окружающей средой. У нас подготовлены 16 завершенных предметных линий, которые обеспечены методическим руководством к ним, а также рабочими тетрадями и на сегодняшний день уже разработанными электронными формами учебников»[5].
Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно узнать на сайте в сети «Интернет» www.ovd.com.ru.
По результатам исследования, проведенного издательством «Просвещение», в образовательных организациях РФ обучается 482 235* детей с ОВЗ, из них в условиях инклюзии – 159 731 человек (44%). В образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (С(К)ОУ) 212 209 детей с ОВЗ в 1 660 СКОУ(23%). В отдельных классах, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (в общеобразовательных организациях) 110 295 детей с ОВЗ в 13 443 СК классах. В инклюзивных классах общеобразовательных организаций 159 731 ребенок с ОВЗ (33%)
Растет число детей с ОВЗ в массовой школе (примерно по 10 тыс. в год ; за 2014/15 уч.г. на 12,5 тыс.). Около 25% учащихся начальных классов (без статуса ОВЗ) общеобразовательных организаций имеют трудности в обучении и им требуется коррекционная помощь и учебно-методическая литература.
3. Перспектива обеспечения специальными учебниками обучающихся с ОВЗ.
Учебно-методические комплекты для обучающихся с ОВЗ, выпускаемые издательством «Просвещение», — ресурс обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и инклюзивного образования.
В Федеральном перечне учебников 81 учебник для С(К)ОУ. Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 73 учебника (90,1 %) выпускает издательство «Просвещение» (18 предметных линий) и
8 учебников (9,9 %) издательство «Владос».
Основные учебные предметы, обеспеченные специальными учебниками для глухих и слабослышащих обучающихся Русский язык. Развитие речи (для глухих обучающихся) 1-3 кл. Ознакомление с окружающим миром (для глухих и слабослышащих обучающихся) для 1-2 классов. Основные учебные предметы, не обеспеченные специальными учебниками для глухих и слабослышащих обучающихся представлены в этом списке.
Для глухих обучающихся :
- Обучение грамоте (1 класс),
- Математика (1-4 классы),
- Чтение (1-4 классы),
- Русский язык (4-6 классы),
- Окружающий мир (3-5 классы),
- Основы религиозных культур и светской этики (5 класс),
- Компьютерные технологии (3-6 классы),
- Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (1-4 классы),
- Социально-бытовая ориентировка (4-6 классы)
Для слабослышащих обучающихся:
- Обучение грамоте (1 класс),
- Литературное чтение (2-5 классы),
- Русский язык (5-6 классы),
- Основы религиозных культур и светской этики (5 класс),
- Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (1-4 классы)
Основные учебные предметы, обеспеченные специальными учебниками для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
- Математика для 1-9 классов
- Устная речь для 1-4 классов
- Чтение для 2-9 классов
- Живой мир для 1-4 классов
- Русский язык для 1-9 классов
- Ручной труд для 1-4 классов
- Природоведение для 5 класса
- Биология для 5-9 классов
- География для 5-9 классов
- Технология для 5-9 классов
- Сельскохозяйственный труд для 5-9 классов
- Технология. Швейное дело для 5-9 классов
В соответствии с ФГОС ОО с УО и учебными планами Примерных АООП планируется:
— переработка 3-х линий учебников: Устная речь, Живой мир, Обучение грамоте и создание на их основе 3-х новых линий учебников — Практика речи 1-4 кл. (С.В.Комарова), Мир природы и человека 1-4 кл. (Н.Б. Матвеева), Обучение грамоте 1 кл. (А.К. Аксенова и др.)
— создание новых линий учебников: Математика 1-4 классы (линия Т.В. Алышевой), ИЗО 1-4 кл. (линия М.Ю. Рау), Русский язык 2-4 кл. (линия Э.В. Якубовской), Природоведение 5-6 кл. (Т.М. Лифановой), Биология 7-9 кл., Мир истории 6 кл. (И.М. Бгажнокова), История Отечества 7-9 кл. (Л.В. Смирнова и др.)
Вышеуказанные учебники будут представлены на Федеральную экспертизу в 2017 г. В перспективе создание специальных учебников по предметам: Основы социальной жизни 5-9 кл., Обществознание 10-12 кл., Декоративное садоводство и цветоводство 5-9 кл., ИЗО 5 кл.,
Также не обеспечены учебниками следующие предметы: Информатика, Физкультура, Музыка, Профильный труд, которые будут способствовать социальной адаптации детей с нарушенным интеллектом, готовить их к общественно полезному, посильному для них труду в последующей жизни.
4. Особенности линий УМК для детей с ОВЗ.
Разработка специальных учебников, специальных дидактических пособий в издательстве «Просвещение» направлена на обеспечение создания специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ в контексте требований ФГОС. При создании УМК издательства «Просвещение» учитывают:
• необходимость социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
• неоднородность состава обучающихся с ОВЗ;
• характер организации доступной им учебной деятельности в образовательном процессе;
• разнообразие организационных форм образовательного процесса;
• индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.
У каждого УМК есть свои особенности. Страницы УМК «Русский язык. Развитие речи» для глухих обучающихся имеет следующие особенности:
- Содержание тематически связано с повседневными занятиями детей, расширяет их представления об окружающем мире, знакомит с жизнью общества;
- Характер и последовательность заданий рекомендуют учителю ту или иную организацию урока, подсказывают методические приемы моделирования ситуаций, способствующих общему и речевому развитию детей.
- Учебник содержит проиллюстрированные обучающие ситуации, тесты и задания, направленные на развитие монологической и разговорной речи.
- Задания повышенного уровня сложности для детей с наиболее высоким уровнем общего и речевого развития.
- Задания в дактильной (язык жестов) форме.
- Задания для предметно-практической деятельности.
- Грамматические формы высказываний для мальчика и для девочки.
- Тесная связь содержания пособия с материалом других уроков.
- Аппарат ориентировки для ученика и учителя.
Особенности страниц учебника УМК «Ознакомление с окружающим миром» для глухих и слабослышащих обучающихся:
- В учебнике представлены разноуровневые задания для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся, а также карточки с играми, занимательными заданиями и листами для фиксации наблюдений за погодой и природой.
- Учебники для подготовительного и 1 классов включают предметный и сюжетный картинный материал по актуальной для данного возраста тематике.
- Содержат базовый и дополнительный речевой материал, а также систему заданий, направленных на общее и речевое развитие детей.
- Обучение на основе сказок обеспечивает занимательность в изучении курса, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Страницы УМК «Математика. 1-4 классы» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) способствуют общему развитию детей, формируют образное и аналитическое мышление, способствуют расширению кругозора, обогащают словарный запас, помогают использовать полученные знания в практической деятельности.
Имеют следующие особенности:
- Структура учебника: фиксированный формат; рубрикация, организующая деятельность учащихся;
- аппарат ориентировки для оптимальной организации работы учащихся с учебным материалом;
- содержание задач связано с практической деятельностью учащихся и направлено на прочное усвоение ими математического материала;
- новый подход к иллюстрированию: многофункциональность и красочность иллюстративного ряда;
- в учебниках предусмотрены задания различной степени сложности.
Это позволит учителю осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Задания повышенной сложности отмечены специальным значком (*).
5. Электронные учебники для обучающихся с ОВЗ.
От Издательства «Просвещение» в ФПУ представлено 18 линий, 73 электронных учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся. Основные предметы:
• Ознакомление с окружающим миром
• Швейное дело
Функциональные особенности электронных учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
• удобный и понятный интерфейс и навигация по ЭФУ;
• работа в онлайн- и офлайн-режимах;
• мультимедийные объекты и тестовые задания к каждой теме, разделу учебника;
• инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок;
• инструкция по использованию электронной формы учебника.
6. Новые проекты издательства «Просвещение».
Впервые широкомасштабно издательство «Просвещение» выпускает свои учебники Федерального перечня для обучающихся с нарушением зрения. Готовятся к печати 196 адаптированных для детей с нарушениями зрения учебников Федерального перечня.
По данные отечественных офтальмологов:
До 70 % детей имеют различные зрительные нарушения. Из них до 20 % – это дети с остротой зрения ниже 0,4 на лучше видящем глазу. Данный контингент детей нуждается в полноценном обеспечении учебного процесса специальными учебниками, учитывающими возможности зрительного восприятия печатного текста детьми с нарушениями зрения. Учебники издательства «Просвещение» для обучающихся с нарушением зрения:
• разработаны по всем предметам с 1 по 11 классы
• соответствуют изданиям, включенным в Федеральный перечень
• учитывают особенности восприятия детей с нарушением зрения (выполнены по тифлопедагогическим рекомендациям к шрифтовому и графическому оформлению)
• включают переработанный иллюстративный материал с учетом сохранения содержательного наполнения и методической функциональности (для основных линий учебников начальной школы)
• разделены на несколько частей для соблюдения требований СанПиН к весу учебных изданий
• помогают обучающимся с нарушением зрения освоить основные образовательные программы НОО, ООО, СОО и получить качественное и доступное образование, гарантированное детям с ОВЗ согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• способствуют достижению успешных результатов ОГЭ и ЕГЭ
• способствуют тесной связи офтальмологической работы с коррекционно-педагогической практикой
Обеспечение специальными учебниками обучающихся с нарушением зрения
Начальное общее образование (1—4 классы)
УМК «Школа России»
- Русский язык
- Литературное чтение
- Математика
- Информатика
- Окружающий мир
- Иностранные языки (английский, немецкий)
- Технология
- Изобразительное искусство
- Музыка
- ОРКСЭ
- Физическая культура
Учебник содержит специальные знаки на обложке (форзац) надпись «Учебник предназначен для детей с нарушением зрения», (титульный) значок с надписью «ИнклюзиЯ».
В учебниках используется крупный шрифт и удобочитаемая гарнитура, перерисован иллюстративный материал, усилена цветонасыщенность и контрастность
Так же планируется издать серию пособий для использования в практике инклюзивного образования в решении образовательных проблем на начальном этапе:
в 1 классе не готовы к письму — 45,1%, не готовы к чтению – 36,7%;
в 2-4 классах нарушения письма и чтения – от 10 до 30%;
при переходе в 5 класс — трудности в понимании прочитанного – 56%.
Исходя из вышесказанного, следует:
— предупредить трудности и оказать помощь на начальных этапах обучения;
— повысить качество освоения учащимися начальных классов содержания основной образовательной программы;
— обеспечить учителей начальных классов и других специалистов диагностическими, методическими и практическими материалами.
15 апреля 2016 г. в рамках деловой программы Московского международного салона образования перед его участниками и гостями выступил руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» Сергей Сацевич. Он рассказал о современных УМК издательства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня учебники для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются в условиях совершенствования нормативно-правовой базы. После многолетней дискуссии приняты стандарты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью, развивается инклюзивное образование. При этом сохраняются отдельные образовательные организации и классы для детей с тем или иным видом нарушения. Законодательство предусматривает необходимость создания ребенку с ОВЗ специальных условий для получения образования, и одно из них – наличие специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, содержащим около1200 наименований, 406 учебников принадлежат издательству «Просвещение». Из них лишь 73 предназначены для детей с ОВЗ различных категорий. По мнению Сергея Сацевича, это мало, но крайне важно. Хотя тиражи таких учебников невелики, и их выпуск обходится дороже, чем обычных учебников, их успешно используют учитель, родитель и, прежде всего, ребенок. Специфика таких учебников – в особой подаче материала, наличии дифференцированных заданий, технологий, компенсирующих ограничения, которые есть у ребенка. Они способствуют социальной адаптации ребенка, формированию жизненных компетенций, а не только освоению учебного материала.
Каждый учебник для детей с ОВЗ, включенный в Федеральный перечень, должен быть представлен не только в бумажной, но и в электронной форме. Это значит, что ребенок на своем планшете или другом устройстве имеет весь портфель учебников для того или иного класса. Содержание электронного учебника такое же, как у бумажного. Но там расширен иллюстративный ряд, есть возможность увеличить шрифт, подробнее рассмотреть географические карты, иллюстрации.
«Наши опасения, что детям с ОВЗ будет сложно пользоваться электронными учебниками, не оправдались, — подчеркнул Сергей Сацевич. – Даже дети с умственной отсталостью достаточно легко учатся с помощью планшетов». Демоверсии электронных учебников доступны на сайте издательства «Просвещение», а купить полную версию можно за 85 рублей. Такая единая цена для всех электронных учебников была установлена на 2016 год в честь состоявшегося в 2015 году 85-летнего юбилея издательства.
Впервые в российской истории «Просвещение» выпустило учебники по всем предметам всех уровней общего образования для слабовидящих детей, напомнил Сергей Сацевич. Проблема сохранности зрения решается благодаря не только увеличению шрифта, но и расстоянию между строк, длине строки, ракурсам изображений, подбору цветов (например, в таком учебнике не встретишь изображение зеленой лягушки на зеленой кувшинке, потому что слабовидящему ребенку ее трудно рассмотреть).
«Я не раз слышал, что людей с ограниченными возможностями здоровья называют людьми с ограниченными возможностями, — сказал Сергей Сацевич. – На самом деле, благодаря современным разработкам их возможности безграничны».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 21 апреля 2016 года)
4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
5. Сацевич С.В. «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» – новый учебно-методический комплект на основе нового Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. 19.02.2015
6. Сацевич С.В. «Современные УМК издательства «Просвещение» для детей с ограниченными возможностями здоровья. 15.04. 2016 г
7. Семаго Наталья «Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия», Инклюзивное образование. Сборник статей. сост.: М. Р. Битянова; – М. : библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. —М.: Просвещение, 2011.
Источник