Меню

Умей сказать нет тренинг для подростков зож интересные занятия

Тренинговое занятие «Умей сказать «НЕТ»

Скачать:

Вложение Размер
treningovoe_zanyatie_umey_govorit_net.docx 182.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «УМЕТЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

27 ноября 2014 г.

Почему так важно – уметь сказать «НЕТ»?!

Умение говорить «нет» — это социальный навык, который в наше время необходим.

Научиться говорить «нет» необходимо для того, чтобы жить СВОЕЙ жизнью, для того, чтобы сделать свою жизнь КОМФОРТНОЙ, для того, чтобы не делать ЧУЖУЮ РАБОТУ, для того, чтобы не делать того, что ты не хочешь. Именно поэтому у нас всегда должна быть способность защитить свою территорию, свою семью, себя и свои интересы!

Здесь никто не говорит о том, что надо быть эгоистом и никогда не выполнять чужих просьб. Я говорю о том, что вы имеете право сами решать, какую просьбу вам выполнять, а какую нет.

МИФЫ, по которым НЕ принято говорить «НЕТ»:

  • я не могу отказать другу,
  • я не могу отказать родственникам, семье,
  • я должен этому человеку,
  • сейчас я не откажу этому человеку, а потом он не откажет мне,
  • если я откажу, то обижу человека/ подведу/ испорчу с ним отношения…
  • культурные люди не отказывают,
  • если я откажу, я буду эгоистом, который думает только о себе,
  • если я выполню просьбу этих людей – они будут хорошо ко мне относиться,
  • если я откажу человеку, то он будет хуже ко мне относиться,
  • если я откажусь что-то сделать – все будут считать меня трусом/ слабаком/ человеком не способным сделать данную работу,
  • если я откажусь что-то сделать – я подведу человека…

Причины, по которым человек боится/ не любит говорить «нет»

Есть версия, что не умеют отказывать те из нас, для кого особенно важно мнение окружающих о вас самих и о том, что вы делаете и чего не делаете. То есть люди неуверенные в себе, с заниженной самооценкой.

Причин такого поведения несколько, и почти все они родом из детства. Часто дети берут за основу жизненную позицию своих родителей. Если родители постоянно всем помогали, говорили, что отказывать людям нельзя, то неумение говорить «нет» человек просто перенёс из детской жизни во взрослую.

Чаще всего боязнь отказа формируется в подростковом возрасте. Человек слабо проявляет волю, не может самостоятельно принимать решения, не имеет собственного мнения – ему часто говорят, ты ещё ребёнок, я за тебя решаю, я знаю, как тебе лучше, думай в первую очередь о том, чтобы учиться, вот вырастишь, тогда и будешь решать… — поэтому всегда вынужден соглашаться с другими.

Если частенько случается так, что тебе настойчиво предлагают в супермаркете продукт, который тебе не нужен, а ты его покупаешь; меряя джинсы, ты видишь, что они тебе не подходят, а продавец утверждает обратное, и ты покупаешь их; к тебе домой напрашивается неприятный человек и ты его принимаешь; твои друзья уходят с урока, в то время, когда ты хорошо приготовился к нему, планируя получить отличную оценку – ты уходишь вместе с ними; ты хочешь пообедать кефиром с булочкой, а твои друзья едят только «модные» хот-доги, и ты покупаешь хот-дог; если частенько одноклассники не выполняют свои поручения, эти поручения перекладывают на тебя и ты их выполняешь…если ты часто делаешь то, что тебе не надо, не нравится, не хочется делать… тебе надо научиться говорить «НЕТ».

Сразу ничего не получится. К этой цели надо идти маленькими шашками.

Как научиться говорить слово «НЕТ».

Приёмы, которые работают:

  • Если сразу отказать не получается, надо воспользоваться паузой , то есть уйти от прямого контакта, ведь трудно отказать, глядя просителю в глаза, легче попросить время на обдумывание, а затем перезвонить и отказаться.
  • Если на вас «давят» в принятии решения, перехватите инициативу . Мой хороший знакомый так вёл себя с назойливыми цыганами: когда очередная толпа цыган «облепляла» его с возгласами «дай погадаю» он выступал со встречной, не менее настойчивой просьбой – «дай 15 рублей на проезд» и уверениями непременно отдать. Толпа цыган рассеивалась за секунды.
  • Подбирайте синонимы к слову «Нет!». Все дело в том, что самое трудное – это именно сказать слово «Нет!» или слово с отрицательной частицей. Поэтому придумайте другую словесную форму для отказа: мне хотелось бы помочь, но…, я прошу прощения, но…, это очень интересное предложение, но…. я с удовольствием это попробую, но…
  • Если вы идёте на неприятную беседу и заранее понимаете, что вас будут о чём-то просить – приготовьте заранее обдуманный отказ.
  • Придумайте авторитет . Очень хороший, хотя немного хитрый прием – это, отказывая, сослаться на отрицательное отношение к данному вопросу кого-то из своих близких или друзей, которые являются для просящего непререкаемым авторитетом.
  • Шутите. Отказ шуткой говорится и принимается легче. «Пойдем сегодня погуляем?» — «С тобой — никогда!»
  • Дайте обоснование , а не оправдание.
  • Предложить альтернативу. «Я не хочу идти сегодня в кино, мне оно не интересно. Подумай, может с тобой кто-нибудь еще соберется? У нас ведь кто-то еще хотел посмотреть этот фильм!»
  • Если же на ваш отказ собеседник начинает давить и играть на ваших чувствах, то дело уже не в вашем умении и неумении говорить «нет», а в том, что ваш собеседник вами манипулирует. Можете ему просто сказать: «Не дави на меня!» (вариант: «У меня такое ощущение, что ты на меня давишь!»), и если вы можете сказать это спокойно и глядя в глаза , ситуация перейдет под ваш контроль.
  • Сильный и уверенный в себе человек не сердится ни на себя, ни на собеседника за свой вынужденный отказ , не ругается по этому поводу ни на кого и не устраивает ни себе, ни другим неприятности.
  • На обиженных воду возят. Не бойтесь обидеть кого-то своим отказом. «Если друга можно потерять, значит это не такой уж и друг». В данной ситуации можно сказать практически то же самое: если человек, просящий вас об одолжении, не способен войти в ваше положение и понять причину отказа, то это очень ярко иллюстрирует его истинное к вам отношение.
  • Заставьте себя уважать. Как это ни печально осознавать, но во многих подобных случаях ваши близкие и друзья просто «сели вам на голову». Пора бы их оттуда снять. Как только вы откажете кому-то в первый раз, то увидите, насколько изменится отношение к вам окружающих. Вас просто начнут уважать. Это, конечно, не значит, что вас не уважали до сих пор. Но вас начнут уважать как человека, умеющего говорить «Нет!», а это значит, что впредь к вам будут обращаться только по действительно важным вопросам.

Упражнения для отработки навыка отказа.

Участники разбиваются на пары. Нужно встать друг против друга на расстояние вытянутой руки. Затем участники поднимают руки до уровня груди и соприкасаются ладонями.

Упражнение проходит в два этапа:

1) Оказать сопротивление и ощутить давление партнера, но при этом нельзя его сталкивать с места.

2) Столкнуть напарника, но при этом устоять на своем месте.

Тренинг «Да» и «Нет».

Один из участников тренинга предлагает что-то сделать, другой отказывается. При этом нельзя произносить слово «Нет».

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Тренер каждой группе определяет ситуацию, которую они должны обыграть (например, отказаться от предложения одноклассников прогулять урок).

— Назовите способы влияния на мнение человека (убеждение, соблазн, лесть, подкуп, угроза, шантаж и т.д.)

— Перечислите виды поведения в ситуации давления (агрессивность, пассивность, боязливость, уверенность, решительность).

Каждой тройке участников дается задание: два участника должны играть роль «кукловодов» – полностью управлять «куклой». Расставляются два стула на расстоянии 1,5 метров. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного стула на другой. «Кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают «кукловоды».

— Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?

Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой — это неприятно.

Каждый человек должен запомнить простые правила, как себя нужно вести с «кукловодами»:

  • не бойся выглядеть недостаточно умным;
  • не бойся выглядеть недостаточно смелым;
  • не бойся выглядеть недостаточно взрослым;
  • не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным.

Мне бы хотелось привести слова бывшей наркоманки: «Когда ты принимаешь наркотики, тебе кажется, что твоя жизнь чем-то занята, но в ней не происходит ничего, и ты действительно только принимаешь наркотики. И это твоя зависимость. И поэтому ты раб. Ты служишь коварному и жестокому господину. И от этого ты становишься не просто несчастным – ты становишься просто мертвым».

Каждый человек должен сам сделать свой выбор: быть ему свободным или быть рабом. И если ты хочешь оставаться свободным от наркотика человеком, ты должен вовремя сказать твердое «Нет».

Разработала Маркина В.В., ГДОД «Юная Тула», МКОУДОД«ДД(Ю)Т» (50-50-84)

Источник

Социально-психологический тренинг для подростков: «Умей сказать «Нет!»»

специалист в области арт-терапии

Социально-психологический тренинг для подростков:

Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;

формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой;

обучить приемам отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя;

закрепить навыки отказа путем моделирования реальных ситуаций.

Оборудование занятия : компьютерная презентация, мяч, карточки с описанием ситуаций, карточки для проведения рефлексии.

Дети садятся на стулья по кругу.

2. Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте, друзья! Мы очень рады, что вы сегодня пришли на наш тренинг. И, надеемся, что он будет полезным для вас. Меня зовут Алена Александровна, а это моя коллега – Татьяна Николаевна. И мы будем с вами на протяжении всего тренинга. Если кто-то из вас никогда не был на тренинге, то я вкратце объясню что это такое. Тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие «учеников» и обычно осуществляется в небольшой группе. В тренинге мы будем разговаривать, общаться, играть в ролевые игры. Тренинг – от слова «тренировать». Т.е. мы с вами в комфортной дружелюбной обстановке будем чему-то учиться, тренировать какие-то умения или качества. И цель нашего сегодняшнего тренинга – научиться говорить «нет». Умение это очень важное и нужное в жизни, и совсем скоро вы поймете почему. А сейчас я предлагаю нам всем познакомиться.

3. Знакомство, принятие правил группы:

На столе лежат бейджи и маркеры. Возьмите, пожалуйста, бейдж, напишите свое имя на нем. Пишите ту форму имени, которая вам нравится. Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались? Например, имя «Мария» можно написать «Машенька», или «Маня», или «Маша».

А сейчас предлагаю познакомиться еще ближе и заодно поиграть. Сейчас мы по очереди назовем свои имена. Теперь, когда все имена названы и озвучены, следующий этап – я называю имя соседа справа, мое имя, потом имя соседа слева. Следующий участник называет мое имя, свое имя, имя участника справа. И так далее. Легко было? Легко, потому что имена написаны на бейдже. А сейчас мы усложним игру. Каждый из вас называет имя и любимое блюдо. Например, «Алена Александровна, торт». Теперь, как вы, наверное, уже поняли мы играем так – я называю имя соседа справа и его любимое блюдо. Потом называю свое имя и мое любимое блюдо, затем имя соседа слева и его любимое блюдо. Отлично, хорошо! Теперь играем так же, только к имени и блюду прибавляем какое-то свое качество. Например «Маша, борщ, смелая».

Теперь, когда мы с вами познакомились, самое время договориться о правилах работы в группе тренинга. Обычно они такие: активность (если мы не будем активны, то и тренинга не получится), уважение к чужому мнению, один говорит – остальные слушают, искренность, право ведущего остановить любого участника, ограничение разговоров по мобильному телефону. Согласны ли вы принять эти правила?

4. Отработка навыков

Еще раз напоминаю, тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!». Как вы это понимаете? Для чего необходимо умение говорить «нет»? (дети высказываются).

Так как тренинг – это тренировка, предлагаю сейчас поиграть в игру. У меня в руках мячик.

4.1. Игра «Откажись по-разному».

— Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

— Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение : человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

— Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» — «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».

— Кто получил такой отказ?

в) Отказ – альтернатива . Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» — «Давай лучше погуляем по посёлку».

г) Отказ – отрицание . Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».

д) Отказ – конфликт . Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» — «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».

4.2. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»

Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению.

Группе предлагается разделиться на (2-3 группы). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

возможность избежать данного конфликта, агрессии;

целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности)

Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья : «Слушай, Инга, давай покурим».

Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».

Дарья : «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»

Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»

Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)

Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.

1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»

Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.

2 подросток спросил: « А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.

Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)

Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.

Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.

4.3. Упражнение «Молекулы» (цель – снятие напряжения, разрядка, сплочение)

Ведущий: ребята, вы молодцы, сейчас, чтобы немного передохнуть и отвлечься от серьезной работы, предлагаем поиграть в игру, которая называется «Молекулы». Для этого отодвинем стулья, сделаем для себя побольше пространства. Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (на слайде). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (на слайде).

4.4. Жизненные ситуации

Мы немного отдохнули и можем перейти к следующему тренинговому упражнению. Сейчас мы с Татьяной Николаевной предложим Вам каждому оказаться в ситуации, когда необходимо отказать и потренировать умение отказывать. Приглашаем самого смелого.

(Ситуации разыгрывает с подростком один из ведущих, если ребенок затрудняется, ему предлагают выбрать себе в помощь кого-нибудь из группы. После того, как подросток справился с заданием, вся группа ему аплодирует).

Останавливается машина, незнакомый человек за рулем. Девочка, ты местная? Пожалуйста, помоги мне, я очень плохо ориентируюсь в чужой местности, покажи как проехать в местную администрацию. Садись в машину, будешь штурманом, а потом я тебя довезу, куда ты скажешь.

Незнакомый человек на улице. Молодой человек, можно тебя попросить отнести вот этот пакт в этот офис в 225 кабинет, я тебе заплачу (я хочу сделать сюрприз своей девушке или молодому человеку)

Знакомый во дворе, друг, одноклассник. Слушай, друг, я попал в такую неприятную ситуацию, мне очень срочно нужны деньги. Мои родители деньги держат на сберкнижке, а ты говорил, что у твоих родителей деньги свободно лежат. Возьми потихоньку у родителей три тысячи, я тебе потом отдам, ты им опять незаметно положишь.

Одноклассник. Мне такую классную игру дали на один день поиграть, давай уйдем с последних уроков, подумаешь там история да физика, пойдем ко мне поиграем, там как раз на двоих, а то завтра уже надо отдавать.

Незнакомый человек на улице. Девушка, извини, пожалуйста, можно позвонить с твоего телефона. У меня мать дома больная, а батарейка села, мать наверно волнуется.

Знакомый во дворе, друг, одноклассник. Можно я у тебя оставлю коробку на время, а то у меня мать дома, а если я что-то приношу, она сразу вопит, как ненормальная, заставит унести. А мне всего на недельку, потом я заберу.

Знакомый, друг, одноклассник. Пойдем сегодня в кино на вечерний сеанс. Что мы малолетки днем ходить. Фильм такой уматный.

Знакомый, друг, одноклассник. Слушай. Купи у меня айфон седьмой. А то мне родители купили, и бабуля приехала привезла в подарок. Куда мне два. Я тебе по дешевке продам.

Знакомый, друг, одноклассник. Дай попить.

Знакомая, подруга, одноклассница. Я завтра на вечеринку иду, а надеть нечего. А у тебя платьице такое клеевое есть. Дай мне его на один день, а я тебе потом его постираю и отдам.

Знакомый, друг, одноклассник. У меня знакомый в армию уходит, сегодня вечером проводины. Пойдем со мной на проводы, повеселимся.

Ведущий: как вы думаете, какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению? (ведущий записывает варианты ответов детей на доске). Какое из этих качеств, как вы считаете, вам нужно развивать в себе? Предлагаю сказать по кругу.

В заключении нашего занятия я предлагаю каждому по кругу пожелать что-то всем участникам группы. Например, я желаю всем радости.

Давайте встанем в круг и проведем ритуал прощания. Я начинаю хлопать, следующий участник начинает хлопать в ладоши, когда я сделаю три хлопка, следующий за ним участник, в свою очередь начинает хлопать, когда его сосед сделает три хлопка и так по кругу, пока к аплодисментам не присоединяться все участники.

Список использованной литературы:

«Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.

«Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003

«Педагогическая профилактика наркотизма школьников» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003

Источник

Читайте также:  Годовые расходы жителей населенного пункта по направлению зож
Adblock
detector