Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» — ПРЕСС-ЦЕНТР
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Роспотребнадзор реализует проект «Здоровое питание».
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
Источник
Пути улучшения состояния здоровья населения
5. Пути улучшения состояния здоровья населения
Сложившиеся в настоящее время тенденции оценки современного состояния здоровья населения свидетельствуют о продолжающемся неблагополучии в формировании здоровья, которое может привести к ухудшению качества населения, ограничению его участия в созидательной деятельности по улучшению социально-экономической ситуации в стране. Очевидно, что путем только ведомственных усилий (Минздрава России, РАМН) назревшие проблемы здоровья населения и науки не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и многофакторными. Решение всех этих проблем планируется в рамках проведения в жизнь национального проекта «Здоровье».
Реализация национального проекта «Здоровье», по расчетам Счетной палаты РФ, позволит в 2009 году остановить отрицательную динамику показателей здоровья населения России и к 2015 году достичь уровня соответствующих показателей в странах Восточной Европы, повысить эффективность управления здравоохранением, завершить формирование системы подготовки медицинских кадров, обеспечить развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Национальному проекту «Здоровье» уделяется первостепенное внимание. В проекте бюджета на будущий год на него планируется выделить 108 млрд. руб., что на 86% больше, чем в текущем году и составляет почти половину средств, выделяемых в 2008 году на приоритетные национальные проекты.
Основные цели проекта могут быть достигнуты посредством решения ряда задач. К их числу относятся изменение подходов к формированию политики в области здравоохранения, к оценке значимости его вклада в экономику страны, совершенствование системы управления отраслью, создание эффективной экономической основы здравоохранения и стимулирования поддержания здоровья, совершенствование организации, системы дифференциации оказания медицинской и лекарственной помощи, государственная поддержка отечественной медицинской промышленности, всемерное развитие науки как гаранта успеха намеченных преобразований, решение кадровых проблем с учетом современных потребностей отрасли, максимальное расширение социальной базы здравоохранения.
Среди наиболее актуальных проблем, требующих принятия активных мер, следует отметить устранение негативных тенденций в демографических процессах, модернизацию системы управления, планирования и финансирования работы отрасли, развитие гибкости инфраструктуры медицинской помощи и функционирования основных ее звеньев, проработку механизмов государственного регулирования более многообразной деятельности здравоохранения, медицинской промышленности, разработку системы информированного согласия больших групп населения, семей и каждого гражданина на поддержку и сотрудничество в области охраны и укрепления здоровья населения России.
При подведении итогов проделанной работы можно сделать следующие выводы.
В Российской Федерации в настоящее наиболее острыми проблемами здоровья населения являются низкий уровень рождаемости, высокая смертность, особенно в связи с травмами и отравлениями, отрицательный естественный прирост населения. На стабильно высоком уровне остается заболеваемость психическими расстройствами, алкогольными психозами, сифилисом.
В сложных условиях экономического и социального развития государства не прекращается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения России. В настоящее время санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации следует оценивать как напряженную, а ее негативное влияние на здоровье населения – существенным.
Неотложные меры по обеспечению здоровья населения Российской Федерации оставались предметом глубокой проработки Президента и Правительства РФ. Реализуемый в настоящее время национальный проект «Здоровье» будет способствовать улучшению общей ситуации в этой области. В тоже время, принимая во внимание изложенное выше, необходимо рассмотрение на государственном уровне важнейших характеристик здоровья населения, принятие ряда конкретных документов, подготовленных с целью укрепления и сохранения здоровья населения.
1. Ежегодный государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ. 1999-2008 гг.
2. Харченко В.И. Смертность от болезней сердца в России. // Российский кардиологический журнал. 2005. №2.
3. Реализация нацпроекта «Здоровье» позволит в 2008 г остановить отрицательную динамику показателей здоровья населения России – Счетная палата РФ.// www.goverment.ru
5. Аналитический обзор (2003-2008). // www.minzdravsoc.ru
«Социально-экономические аспекты демографического кризиса в России». Тезисы к докладу сопредседателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Юрьева Е.Л.
Демографический кризис или демографическая катастрофа?
— Смертность в РФ с начала 1990-х годов устойчиво превышает рождаемость
— Ежегодно население России сокращается на 1 млн. человек
— Катастрофически падает рождаемость
— Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 58 лет
— К 2014 г. население РФ составит 138 млн. человек
— Столько же в 1897 г. составляло население Российской Империи
— К 2040-м годам мы выйдем на уровень послевоенной РСФСР со 100 млн. жителей.
— К 2016 году каждый четвертый житель РФ будет пенсионером.
Угроза 1. Падение трудоспособного населения
Снижение трудоспособного населения существенно затрудняет способность достигнуть устойчивого и качественного экономического роста
Угроза 2. Ухудшение возрастной структуры трудоспособного населения
— Развитие экономики РФ будет проходить на фоне крайне неблагоприятной возрастной структуры трудоспособного населения
— В настоящее время 50% трудоспособного населения – это люди старше 35-40 лет (не адаптированные к высокотехнологичной и динамичной экономике XXI века)
— Более адекватная современным условиям часть трудоспособного населения в возрасте до 35 лет вскоре перестанет пополняться в связи с низкой рождаемостью.
— Ухудшающаяся возрастная структура рабочей силы в России – серьезная угроза конкурентоспособности нашей экономики
Угроза 3: Старение населения и увеличение нагрузки на бюджет
— При сохранении темпов демографического кризиса, неизбежно повышения налогообложения, что отрицательно скажется на экономике.
Изменение соотношения работающих и пенсионеров
Доходы, расходы и дефицит пенсионного фонда, млрд., $. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон»
Расходы на здравоохранение млрд. $. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон»
Угроза 4: Депопуляция и проблема удержания экономически важных территорий
— Основные природные богатства России сосредоточены в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.
— Плотность населения в восточной части России – одна из самых низких в обитаемом мире.
— Сохранение и дальнейшее освоение стратегического запаса полезных ископаемых требует поддержания определенного уровня заселенности этих территорий.
— Депопуляция «оголяет» эти районы.
— При демографическом дисбалансе с соседними странами эта ситуация чревата утратой контроля над экономически важными территориями.
Соотношение населения на Дальнем Востоке России и в северо-восточных провинциях Китая
Резюме: депопуляция России несет в себе большие экономические риски
— Катастрофическое падение трудоспособного населения.
— Ухудшающаяся возрастная структура рабочей силы в России.
— Рост нагрузки на бюджет и рост налогообложения.
При сохранении нынешних темпов старения и рождаемости, вскоре на одного работника будет приходится один пенсионер, а дефицит Пенсионного Фонда к 2020 году может достичь $200 млрд. долларов (около 40% текущего ВВП).
— «Оголение» экономически важных территорий.
Меры по преодолению кризиса
Существует три основных способа преодоления демографического кризиса:
Иммиграция: за и против
— Массированное привлечение мигрантов сможет быстро закрыть демографические «бреши»;
— Иммигранты выполняют низко оплачиваемую работу, высвобождая человеческий капитал для более квалифицированных профессий;
— Иммигранты могут обладать квалификацией или другими качествами, пользующимися большим спросом.
— Низкая квалификация и образовательный статус нынешних мигрантов не способны качественно улучшить трудовой потенциал России;
— Мигранты чаще всего не рассматривают Россию как свою будущую родину, вывозят из страны заработанный капитал;
— Наплыв мигрантов нарушает уникальный российский межэтнический баланс, что приведет к межнациональным трениям, создает легальную основу для размывания геополитического пространства страны;
— Миграция усугубляет преступность, безработицу, рост заболеваний и т.д.
Иммиграция в Россию желательна, но должна быть избирательной и адресной
Меры по интенсификации миграционной политики
— Иммиграционная политика должна осуществляться на основе следующих приоритетов:
— Приоритет языковой и культурной принадлежности (упрощенная процедура предоставления гражданства и стимулы для бывших соотечественников)
— Приоритет квалификации (упрощенная процедура предоставления гражданства и стимулы для востребованных профессий и квалификации);
— Приоритет активов («паспорт в обмен на инвестиции»)
Меры по снижению смертности
Учитывая наиболее распространенные причины смертности, приоритетными видятся следующие направления деятельности:
1. Профилактика наиболее смертоносных заболеваний (сердечнососудистой системы, туберкулеза, СПИДа)
2. Борьба за снижение неестественных причин смертности (отравления, ДТП, утопления, производственные травмы, самоубийства и т.д.)
3. Ужесточение мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией
4. Расширение программ массовой физкультуры и спорта
5. Пропаганда ценности жизни, изменение фаталистических установок населения
Меры по повышению рождаемости
Приоритетные направления деятельности:
1. Увеличение социальной поддержки материнства (гарантированный оплаченный отпуск по беременности, ипотечное кредитование, материальная компенсация за многодетность и т.д.);
2. Программы охраны младенчества (детские сады, бесплатное питание и принадлежности и т.д.)
3. Ужесточение борьбы с абортами (законодательный запрет рекламы абортов, отказ от государственного субсидирования прерывания беременности и т.д.)
4. Информационная политика по утверждению семейных ценностей, материнства и многодетности.
Возможно ли реальное улучшение ситуации?
— Существует расхожая точка зрения, что проблема демографического кризиса не имеет решения. Это не так.
— Рассмотрим возможное изменение демографической ситуации в стране, если будет реализован следующий умеренно-консервативный план:
— За ближайшие 10 лет добиться возвращения до 5% соотечественников, проживающих в странах СНГ и в дальнем зарубежье – всего до 1 млн. чел.
— За ближайшие 10 лет снизить смертность с текущих 16.4 человек на 1 тысячу жителей до, как минимум, 11 – это уровень РСФСР 1990 года.
— За ближайшие 10 лет повысить рождаемость с 10 до 14 человек на тысячу жителей в течение ближайших 10 лет – это уровень, необходимый для нулевого прироста населения.
— Мы убеждены – эти показатели вполне достижимы.
Прогнозируемый эффект от предлагаемых мер
— В случае достижения поставленных целей в течение 10 лет, а также при дальнейшем сохранении такой динамики, демографические прогнозы могут оказаться самыми благоприятными – вплоть до 50-ти миллионного роста в ближайшие полвека.
— Из трех факторов преодоления кризиса (миграция, снижение смертности и рост рождаемости) последний обладает самым большим потенциалом. В долгосрочной перспективе факторный вес рождаемости будет неуклонно возрастать, эта мера будет давать наибольший прирост населения.
Прогнозируемая численность населения РФ в случае достижения поставленных целей
— Преодоление демографического кризиса возможно – но для этого необходимы консолидация усилий на всех уровнях: государственном и общественном.
— Новая демографическая политика должна стать таким же Большим Проектом для страны, как удвоение ВВП или борьба с бедностью.
[2] Ежегодный государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ. 1999-2008 гг.
Источник