Меню

Улучшение состояния психологического здоровья малышей является приоритетной задачей для

Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей»
консультация ( группа) на тему

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня — это нестабильность экономическая, политическая, ценностная.Как помочь ребёнку в нестабилном мире, советы родителям.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_detey_kak_tsel_i_kriteriy_uspeshnosti_raboty_doshkolnogo_uchrezhdeniya.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, — это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.

Среди возможных психотравмирующих факторов можно выделить :

— быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;

— возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;

— проблема кризисности развития детей. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже, Л.С.Выготский. Стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально- культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или в городском дворе).

Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Процесс социализации ребёнка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического, социального.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.

Что понимается под психологическим здоровьем?

Термин «психологическое здоровье введён И.В.Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т.к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.

Что же характеризует психологически здорового человека?

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в полной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими . Всё сказанное больше подходит к взрослому человеку.

К психологическому здоровью детей относится:

— интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

— социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;

— эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Условно состояние психологического здоровья ребёнка можно разделить на три уровня:

— к высокому – креативному- можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

— к среднему уровню – адаптивному- отнесём детей в целом адаптированных к социуму, но по результатам диагностических методик и меют тревожность и проявляют определённые признаки дезадаптации. Такие дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

— к низкому уровню – дезадаптивному – отнесём детей, которые используя активную наступательную позицию, стремятся подчинить окружение своим потребностям, не готовые измениться сами или, наоборот, стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.

Для организации психологической поддержки необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей. Их можно разделить на две группы:

— средовые (всё, что окружает ребёнка);

— субъективные (его индивидуальные личностные особенности)

К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К семейным факторам риска можно отнести нарушения психологического здоровья самих родителей (повышенная тревожность, эмоциональная холодность), неадекватный стиль воспитания (гиперопёка или сверхконтроль), нарушения механизмов функционирования семьи (скандалы, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей). В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребёнка со взрослым. Проведённые исследования показали, что педагог обычно не замечает 50% направленных к нему обращений детей. С одной стороны это может привести к росту самостоятельности ребёнка, с другой – к негативному психическому состоянию, обусловленному невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Кроме того, в детском саду ребёнок может попасть в конфликтные отношения со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К субъективным (внутриличностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при построении работы, особенно оздоровительной, создаёт благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребёнка.

Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют, играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребёнком, предоставляют больше самостоятельности и независимости.

Для эффективной психологической поддержки детей необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья.

Задачи психологической поддержки :

1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения);

3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Работа по формированию психологического здоровья состоит из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к ДОУ и семье, наблюдение за детьми и последующее определение их психологического здоровья
  2. Организация развивающих занятий с детьми первого уровня
  3. Включение детей, отнесённых ко второму уровню психологического здоровья, в групповые занятия развивающе- профилактической направленности.
  4. Коррекционная работа с детьми, относящимися к третьему уровню психологического здоровья (индивидуальные занятия и занятия в малых группах)
  5. Консультирование воспитателей и родителей по формированию психологического здоровья.

В процессе индивидуальной и групповой работы используются методы:

— психогимнастика М.И.Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры;

Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребёнка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми;

Подвижные игры- обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений;

— изобразительное творчество- один из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать различные проблемы.

— Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку;

— Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, доверия ко взрослым,

— Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями ;

— Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребёнка, его состоянию, настроению;

— Демонстрируйте своим поведением уважительное отношение ко всем детям;

— Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

— Учитывайте возрастные особенности и интересы детей;

— Чаще используйте поощрение и поддержку, чем порицание и запрет;

— Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей;

— учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

Главное, чтобы ребёнок вырос весёлым, активным, самостоятельным, доброжелательным, любознательным, уверенным в себе, инициативным, открытым и сопереживающим, а значит психологически здоровым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной россий.

Педагоги дошкольного образования — это те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взросл.

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого.

Данная работа посвящена здоровью не только воспитанников, но и воспитателей. Психологической зарядке, положительному настрою и т.д.Работа проводится в виде мастер-класса, теория — игра — закрепление т.

Семинар для педагогов о важности психологического здоровья детей.

Обзор о психологическом здоровье человека. О причинах эмоциональных срывов. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения.

Источник

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
консультация на тему

Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_detey.doc 161.59 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье детей
как цель и критерии успешности работы
дошкольного учреждения

Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

I. Информационная часть.

1. Психологическое здоровье человека.

2. Специфика психологического здоровья ребенка.

3. Факторы риска психологического здоровья детей.

4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

II. Практический инструментарий.

Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

III. Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.

Ход проведения семинара-практикума

I. Информационная часть.

1. Психологическое здоровье человека.

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.)

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80–90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому. Конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

2. Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

– К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

– К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

– К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

3. Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

4. Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

5. Исходя из задач система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

– диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья;

– включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности;

– подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:

– Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

– Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

– Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

– Демонстрируйте собственным поведением уважительное отношение ко всем детям.

– Учитывайте в ходе обучающих занятий возрастные особенности и интересы детей.

– Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.

– Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

– Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

– При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

– Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

II. Практический инструментарий.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т. д., которые тесно взаимосвязаны между собой, эмоционального состояния педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

1. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

∙ Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.

Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

∙ Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

∙ Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи.

Расслабьтесь. Встряхните кисти.

2. Поперечное расслабление и напряжение.

Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул. Напрягите все мускулы.

Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения. Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул. Держите напряжение. Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело. Теперь дышите нормально, вдох – выдох. Каждый раз, выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.

Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице. Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело. Насладитесь контрастом. Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее. Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле. Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее. Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот. Задержите свое внимание на этом напряжении.

Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните. Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным. Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже. Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

III. Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня — это нестабильность экономическая.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной россий.

Педагоги дошкольного образования — это те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взросл.

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого.

Данная работа посвящена здоровью не только воспитанников, но и воспитателей. Психологической зарядке, положительному настрою и т.д.Работа проводится в виде мастер-класса, теория — игра — закрепление т.

Обзор о психологическом здоровье человека. О причинах эмоциональных срывов. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения.

Источник

Читайте также:  Что подразумевается под понятием здоровье выберите один ответ
Adblock
detector