Укрепление здоровья дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Укрепление здоровья дошкольников. | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Укрепление здоровья дошкольников.
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. А знаете ли вы, что счастливый ребенок – это, прежде всего здоровый ребенок?
По мнению врача-педиатра Е.О.Комаровского, «ни качеством, ни количеством
педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых».
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Именно поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте у детей вырабатывать привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Забота о воспитании здорового ребенка является ежегодной задачей в работе нашего образовательного учреждения. Усилия работников МКДОУ постоянно направлены на оздоровление воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:
— организацию режима гигиенических условий жизнедеятельности детей;
— организацию здорового сбалансированного питания;
— организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками,
физическое воспитание детей.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении.
Для обеспечения необходимой двигательной активности каждого ребенка в дошкольном учреждении, наиболее эффективными формами оздоровления являются:
• организованная образовательная деятельность по физической культуре
• подвижные игры и физические упражнения на прогулке
• оздоровительный бег на воздухе
• гимнастика после дневного сна
• физминутки и динамические паузы
• физкультурные праздники, досуги, развлечения
• дыхательная гимнастика и др.
Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Полное удовлетворение данной потребности особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. У малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и психического развития, и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Движение – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.
Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.
Движения являются существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, учебной, конструктивной и др.)
Активная и многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, совершенствованию двигательных навыков и умений, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.
В процессе оптимизации двигательной активности детей в дошкольном учреждении создаются такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объеме.
Образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.
Но заставлять детей заниматься физическими упражнениями не надо, т.к. это, как правило, приводит к обратному результату. Зачастую постоянное использование структуры только традиционного физкультурного занятия ведет к снижению интереса детей. Нужно постараться заинтересовать ребенка. Именно поэтому, наряду с традиционными методиками развития детей в нашем учреждении используются и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья дошкольников.
Использование различных вариантов оздоровительных занятий:
• игровых — построенных на подвижных играх,
• построенных на музыкально-ритмических движениях,
способствует формированию интереса детей к двигательной активности.
Такой подход к организации физкультурных занятий у детей дошкольного возраста повышает интерес к утренней зарядке, физическим упражнениям, спорту, пробуждает потребность в укреплении собственного здоровья и способствует функциональному совершенствованию детского организма.
Обязательным элементом физического воспитания, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.
Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию раздражителей внешней среды.
Закаливание повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и др. Все виды закаливания обладают общим благоприятным воздействием на организм, приводят к усилению обмена веществ, повышают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывают благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка.
При закаливании следует неукоснительно придерживаться определенных правил, первое из которых – постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребенка. К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, т.к. именно оно необходимо для его здоровья.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку радость. В качестве средств закаливания широко используют естественные факторы: вода, воздух и солнечная радиация. Влияние закаливающих факторов будет положительным только в том случае, если они отвечают определенным гигиеническим требованиям. Воздух и вода должны быть чистыми и иметь определенную температуру.
Использовать воздух в качестве закаливающего средства необходимо постоянно, во все времена года. Действие воздуха оказывает тройное воздействие: холодовое, химическое (аэроионы), механическое (массирующее). За счет того, что раздражаются кожные рецепторы, изменяются терморегулирующий режим организма и обмен веществ, все процессы в организме начинают протекать более гармонично.
Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, т.к. обладает большей теплопроводностью и теплоемкостью. Водные процедуры должны быть короче по времени. Закаливание водой проводится с учетом индивидуальных возрастных особенностей ребенка. Наиболее щадящей методикой закаливания являются обтирания, особенно полезные в детском и пожилом возрасте. В качестве закаливающих процедур могут быть использованы умывание, растирание до пояса, мытье рук, обливание их водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.
При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня.
Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весеннее-летнее время при обычной деятельности детей. Летом на них должны быть облегченная одежда и светлый головной убор.
Традиционные методы закаливания:
воздушные ванны — улучшается состояние тарморегуляторного аппарата;
• обширное умывание, мытье рук прохладной водой по локоть — способствует улучшению лимфо — и кровообращения;
• хождение по солевым дорожкам – улучшает протекание нервных процессов;
• массаж ног – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения;
• дыхательная гимнастика – способствует укреплению дыхательного тракта;
• точечный массаж – под его действием организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
• солнечные ванны – под действием лучей в коже образуется меланин и начинает синтезироваться витамин Д, что препятствует развитию рахита.
Природа щедро одаривает нас своими благами – солнцем, водой, воздухом. Давайте же пользоваться этими бесценными дарами, которые способны закалить тело и душу, вдохнуть здоровье и помочь вырастить здоровых, крепких и умных детей!
Родители, помните что, занимаясь спортом вместе со своими детьми, вы не только укрепляете собственное здоровье, но и развиваете своих детей, создаете крепкие дружественные отношения в семье, воспитываете в детях уважение и любовь к родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел.
Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с.
программа предназначена для детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р.
«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого .
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т.
Источник
Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Советы по укреплению здоровья ребенка: физического и общего воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_ukreplenie_obshchego_zdorovya_rebenka.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и укрепление общего здоровья ребенка
Одной из важных первоначальных задач физического и общего воспитания ребенка является укрепление его здоровья. Для детей с отклонениями в развитии укрепление состояния здоровья, развитие и нормализация движений составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением. Поэтому необходимо проведение специальных оздоровительных, развивающих и лечебно-педагогических коррекционных мероприятий, как на специальных занятиях, так и в процессе повседневного ухода за ребенком.
Важно помнить, что только совместные усилия родителей и специалистов могут быть достаточно эффективными.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тесно связано с укреплением его здоровья и, прежде всего, нормализацией режима сна и бодрствования, а также правильного питания. Прежде всего, нельзя приучать малыша спать на руках, за исключением отдельных случаев, когда ребенок болен.
Нужно как можно раньше выработать у ребенка биологический ритм «сон — бодрствование», для этого надо укладывать его спать в одно и то же время.
Полезно перед сном с малышом немного погулять или поиграть в тихие игры. При этом ребенку лучше всего предложить знакомую для него, спокойную игру, или почитать любимую книгу.
Особого внимания требует ребенок с двигательными расстройствами — с детским церебральным параличом. Для него специально, необходимо подобрать наиболее удобные позы для кормления, специальных занятий и сна. Такого ребенка следует переворачивать во сне с одного бока на другой, следить, чтобы он не уткнулся носом в подушку. Поэтому при положении ребенка с тяжелой формой церебрального паралича на животе следует за ним внимательно наблюдать, коррегировать эту позу, помещая под руки и голову жесткие подушки.
У некоторых детей с отклонениями в развитии может наблюдаться повышенная сонливость.
Для нормализации сна детей с отклонениями в развитии родителям важно знать некоторые закономерности возникновения сонного состояния. Известно, что в начале возникновения сонного торможения в ЦНС возникает вспышка возбуждения, которая выражается в беспокойных движениях, хныканье, некоторые дети начинают крутить головой, иногда всем телом. Учитывая это, ребенка следует укладывать спать спокойно, не торопясь, не возбуждая его резкими движениями, громким шумом, телевизионными передачами, неприятными процедурами. Важно выбрать правильный момент для укладывания, а для этого надо знать продолжительность бодрствования здорового ребенка. Длительность одного периода бодрствования на протяжении первого года жизни увеличивается от нескольких минут до 2,5—3 часов, на втором году — до 5 часов, на третьем году — до 6 часов.
У детей с отклонениями в развитии ЦНС ослаблена, работоспособность нервных клеток значительно снижена по сравнению со здоровыми сверстниками. Эти дети быстро устают, и периоды активного бодрствования у них могут быть значительно короче, причем, у каждого ребенка имеется свой предел работоспособности нервных клеток. Поэтому режим сна для детей с отклонениями в развитии должен подбираться индивидуально по совету врача.
Не следует приучать детей к укачиванию, укладыванию в постель взрослых. Если ребенок спит много днем, а бодрствует ночью, взрослые все равно должны его ночью класть в удобную постель, гасить свет и не спешить поднимать его при малейшем его требовании. Днем же его следует держать около себя, развлекать играми, создавать условия, препятствующие засыпанию.
Нормализации сна ребенка способствует организация общего режима.
Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нормализуют его биологические ритмы, что имеет важное значение для слаженного функционирования всех органов и систем организма и более успешного проведения педагогической работы.
Для составления индивидуального режима для каждого ребенка необходимо знать примерные нормы сна и оптимальные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи. Ребенка в возрасте от 3 до 10 месяцев кормят 5—6 раз в сутки, а более старших 4—5 раз в сутки.
Многие дети с отклонениями в развитии испытывают трудности при обучении их самостоятельной еде. Это, прежде всего, относится к детям с церебральным параличом. Для того, чтобы у ребенка с церебральным параличом развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже с первых месяцев жизни в момент кормления полезно протягивать его ручки к бутылке с молоком, помогать направлять свои руки в рот, но во всех случаях препятствовать сосанию большого пальца. Если взрослый поит ребенка из чашки или стакана, надо класть его руки на руки взрослого, держащие стакан или чашку. В случае, если ребенок не может захватить пищу ложкой, то лучше всего вместо тарелки использовать высокую чашку.
Ребенок может есть очень долго, и чтобы пища не остывала, чашку ставят в тарелку с горячей водой. В начале обучения самостоятельному приему пищи лучше использовать десертную ложку. Вначале взрослый своей рукой направляет руки ребенка. При этом не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения.
У некоторых детей с отклонениями в развитии процесс кормления может быть затруднен из-за высокого твердого неба. В этих случаях не рекомендуется давать ребенку продукты, которые могут прилипать к твердому небу.
Следует помнить, что процесс кормления должен доставлять взаимную радость и ребенку, и взрослому, способствуя формированию первых навыков общения и взаимодействия.
При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды, вытирание салфеткой рта и т.п. Ребенка с отклонениями в развитии надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи, несмотря на тяжесть его дефекта. Многие дети с отклонениями в развитии отличаются общей физической ослабленностью, повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с недостаточностью иммунной системы, с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции за счет аденоидов, аномалий в строении верхних дыхательных путей.
Соматической ослабленностью отличаются также дети с различными хроническими заболеваниями внутренних органов. Эти дети плохо приспосабливаются к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. При изменении погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих детей с психическими и физическими нарушениями ухудшается: они становятся беспокойными, плаксивыми, у некоторых из них усиливаются непроизвольные движения, учащается судорожный синдром, пропадает аппетит, появляется вялость, сонливость.
Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии важное значение имеет закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести и характера заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Закаливание детей осуществляется, главным образом, в процессе повседневного ухода.
Ребенка постепенно приучают к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. С 3—5 лет особое значение приобретают специальные методы закаливания — воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовывать с врачом. Интенсивность проведения процедур увеличивается постепенно.
Закаливание воздухом осуществляется во время пребывания детей в помещении с нормальным температурным режимом (летом + 18 — +20°С, зимой +20 — +22°С). Ребенка как можно раньше, буквально с первых месяцев жизни, следует приучать находиться в двухслойной одежде с обнаженными руками, затем и ногами. При этом важно учитывать, что для многих детей с отклонениями в развитии и хроническими соматическими заболеваниями характерны периферические сосудистые спазмы, в связи с чем руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому при закаливании воздухом надо периодически массировать их руки и стопы, а на ноги вначале надевать тонкие шерстяные носки. Вначале воздушные ванны для детей грудного возраста проводят при каждом пеленании по 5—10 секунд при температуре воздуха не ниже +22°С. Постепенно, продолжительность воздушной ванны увеличивается до 5 минут. Обычно воздушные ванны сочетаются с массажем и лечебной гимнастикой. Дошкольников постепенно приучают летом большую часть дня находиться в трусиках и майке.
Очень важно, чтобы с первых месяцев жизни дети как можно больше были на свежем воздухе. Помещение, где находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В теплое время года ребенку полезно спать при открытой форточке.
Более сильным средством закаливания являются водные процедуры. Вначале ребенка приучают утром и вечером умываться прохладной водой. Детям старше полутора лет каждое утро моют холодной водой лицо, шею, руки до локтей. Детям дошкольного возраста обливают водой верхние части груди и спины. После обливания ребенка насухо вытирают. Каждый вечер перед сном детям моют ноги, при этом полезны контрастные обливания стоп и голеней. Начинают обливания всегда с теплой воды (+38°С), затем обливают прохладной водой (+28°С) и заканчивают обливание теплой водой (+38°С). Время воздействия теплой воды — 5—6 сек, а прохладной — 3—4 сек.
Для закаливания с конца первого года жизни полезно применять обтирания. Начинают обтирания теплой водой (+35 — +36°С). Каждые 2—3 дня температуру воды снижают на один градус. Для 3-летних детей ее постепенно доводят до +22°С, 5—6-летних до +18 — +20°С. Обтирания проводят влажной матерчатой рукавичкой или полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги по направлению к туловищу, затем шею, грудь, живот. После обтирания тело растирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Солнечные ванны, как средство закаливания для детей с отклонениями в развитии в результате поражения ЦНС, в первые годы жизни применять не рекомендуется. Это связано с тем, что у многих детей в первые годы жизни имеет место повышенная судорожная готовность, повышение внутричерепного давления. Поэтому в раннем возрасте детям не рекомендуется находиться на солнце даже в головном уборе.
Использование обливаний и душа требует осторожности, так как у многих детей с органическим поражением ЦНС, в том числе и у детей с церебральным параличом, отмечается повышенная рефлекторная возбудимость, и подобного рода процедуры, особенно в раннем возрасте, могут оказаться для них сверхсильными раздражителями. Их можно применять только по совету врача.
Полезным средством закаливания соматически ослабленных детей и детей с отклонениями в развитии является купание в море. Купание можно начинать с 2—3-летнего возраста при температуре воздуха +25—26°С и температуре воды не ниже +24°С. Купать детей можно ежедневно, вначале в течение 2—3 мин, а потом более старших детей и до 8—10 мин.
Полезно приучать детей ходить босиком, особенно по песку, по воде. Но, если у ребенка имеются двигательные расстройства, по этому вопросу надо посоветоваться с врачом-ортопедом, так как при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также при некоторых формах ДЦП ходьба ребенку разрешается только в специальной обуви.
Укреплению общего здоровья и физическому развитию ребенка с отклонениями в развитии и при различных соматических заболеваниях в значительной степени способствует двигательная активность. Движения активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют сон. Особенно полезно сочетание воздуха и движений: это нормализует работу тепло регулирующих систем организма, улучшает состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Физическое воспитание ребенка в первые годы жизни непосредственно связано со стимуляцией его психического развития. Для стимуляции развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, опора рук и ног на поверхность, покрытую различными видами материи, усиливающей тактильные ощущения, ходьба босиком по песку и т.п.). Таким образом, у детей в процессе физического воспитания формируется кинестетическое ощущение и восприятие.
Источник