Меню

Укрепление здоровья воспитателя детского сада

«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
zdorovye_vospitateli-zdorovye_deti.docx 22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад №8 «Малинка» комбинированного вида города Звенигород

Консультация для воспитателей на тему:

«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»

Инструктор по физической культуре

Чуклинова Валерия Андреевна

г. Звенигород, 2018

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Предлагаю вашему вниманию консультацию, цель которой звучит так: «Способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желание заботится о своём здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни».

Тема нашей консультации выбрана не случайно. Ведь, одной из общих целей программы «От рождения до школы», которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня я бы хотела затронуть проблему здоровья не детей, а педагогов, значимость которой и как одно связанно с другим можно доказать. Попытаюсь убедить вас, что выражение «Здоровые воспитатели — здоровые дети» верно.

Роль образовательных организаций и воспитателя многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению, своей профессиональной и социальной роли воспитатель не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто – дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Основным видом деятельности воспитателя, как известно, является воспитательно-образовательная. Именно она, занимающая в структуре рабочего времени значительное место, предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущения, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности воспитателя наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля.

Кроме этого, в обязанности воспитателя детского сада входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание перспективных и календарных планов, разработка и реализация проектной и инновационной деятельности, работа с родителями, а так же выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством образовательной организации. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху.

Поэтому воспитатель испытывает постоянное переутомление, а невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу их здоровью.

По данным Ю.П. Лисицина (советский и российский специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук, профессор) удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 20% случаев зависит от наследственности, в 15-20% – от состояния внешней среды и в 50-55% – от образа жизни. И воспитатели здесь не исключение.

Каждый день, из месяца в месяц показатели физического и психического здоровья воспитателя снижаются и по мере увеличения стажа работы в образовательной организации, у педагогов случаются «кризисы», «истощение», «сгорание».

Давайте поразмышляем, «Что же такое здоровье? И как его сохранить и приумножить, понимая, что я педагог?»

Здоровье – это состояние полного

3. социального благополучия.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое благополучие – это способность человека к повседневной активности, к полноценному труду, требующему физических усилий.

Цитата: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Психологическое благополучие – это состояние эмоционально-познавательного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

Цитата: «Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне».

Генри Дейвид Торо

Социальное благополучие – это адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно трудиться, общаться и т.д.

Цитата: «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли».

Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда ( нарисовать на чистом листе ).

Участникам даётся время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причём у одного эта ваза изящная, а у другого проста и понятна, у третьего с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в виде гранёного стакана, третий в виде «уютного» чайника и т.д.

Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмём тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.

Только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни.

Какие же факторы можно отнести к трещине , то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.

Участники высказывают свои предположения,

которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам:

ВОЗРАСТ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.

ВОЗРАСТ: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие разных людей не уместно. Но всё же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50 лет.

ГЕНЕТИКА: Генетика и здоровье так же имеет тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи (муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.д). Существуют так же заболевания, зависящие и от среды и от генотипа (сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишимическая болезнь и т.д).

Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на своё здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, будет закручивать покрепче?

Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях.

Участники могут назвать и обсудить следующие факторы:

— полезные и вредные привычки,

— режим труда и отдыха,

Ведущий раскрывает содержание каждого из факторов различными интересными фактами.

СТРЕСС является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создаёт чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связанны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.

ЗАКАЛИВАНИЕ укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Чётко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательность закаливания, можно укрепить своё здоровье.

СОН. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ни чем не компенсируется. Но, как отмечал И.П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобождённым от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливает работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.

Правила здорового сна:

1. Перед сном отдыхайте, выполняйте расслабляющие действия, настраивайтесь на позитив.

2. Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около18-20 градусов.

3. Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 вечера и заканчивается в 5-6 утра.

Теперь, я предлагаю Вам, поставит в Ваш сосуд цветы. Причём не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чём Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.

Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно.

Ну, и что мы видим? Вода из трещины капает по чуть-чуть, задержать её не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдёт и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьёзнее.

В завершении хотелось бы сказать – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, берегите своё самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе, Ваши начинания и мечты никогда не увядают.

Источник

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста
статья

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — важный период жизни, для формирования физиологической зрелости ребенка, определяющих дальнейшее его развитие. Педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять здоровье, формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Ведь этот возраст самый благоприятный для этого. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу. Воспитатель должен быть очень искренним и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие. Необходим индивидуальный подход педагога к каждому ребенку во всех возрастах. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им нужно личное обращение « глаза в глаза», обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно. Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили — были боги. Стало им скучно и решили они создать человека, и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы? Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека ,осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Приучая детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, необходимо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться на положительные результаты в работе с детьми. Ежедневно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья.

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Цветные камешки, листочки—приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага — для снятия стресса; шарики, массажёры — для снятия напряженности в мелкой моторики рук и т.д. Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим как обезьянки, прокукарекаем как петухи, потявкаем как лисы и т.д.). Так называемые «минутки шалости» или наоборот противоположные упражнения — «релакс»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку. В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно- образовательной деятельности, перед сном. Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов (гипоалергенных). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные подушечки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватью ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав: запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус; запах берёзы — улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя — очищают пищеварительный тракт.

Вместе с родителями можно создать в группе «Фитозону», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора)зеленый чай. Оформить папки – раскладушки, лепбук: «Чистые зубки», «Бережём уши», « Части тела», картотеку стихов о частях тела, картотеку дыхательной гимнастики. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук. Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

Скачать:

Вложение Размер
rol_vospitatelya_v_ukreplenii_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — важный период жизни, для формирования физиологической зрелости ребенка, определяющих дальнейшее его развитие. Педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять здоровье, формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Ведь этот возраст самый благоприятный для этого. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу. Воспитатель должен быть очень искренним и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие. Необходим индивидуальный подход педагога к каждому ребенку во всех возрастах. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им нужно личное обращение « глаза в глаза», обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно. Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили — были боги. Стало им скучно и решили они создать человека, и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы? Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека ,осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Приучая детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, необходимо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться на положительные результаты в работе с детьми. Ежедневно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья.

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Цветные камешки, листочки—приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага — для снятия стресса; шарики, массажёры — для снятия напряженности в мелкой моторики рук и т.д. Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим как обезьянки, прокукарекаем как петухи, потявкаем как лисы и т.д.). Так называемые «минутки шалости» или наоборот противоположные упражнения — «релакс»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку. В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно- образовательной деятельности, перед сном. Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов (гипоалергенных). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные подушечки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватью ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав: запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус; запах берёзы — улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя — очищают пищеварительный тракт.

Вместе с родителями можно создать в группе «Фитозону», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора)зеленый чай. Оформить папки – раскладушки, лепбук: «Чистые зубки», «Бережём уши», « Части тела», картотеку стихов о частях тела, картотеку дыхательной гимнастики. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук. Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

Источник

Читайте также:  Где находиться линия здоровья
Adblock
detector