Воспитание здорового образа жизни на Руси
Забота о здоровье представляла собой одну из высших ценностей в славянской культуре. Известный русский ученый и писатель В. И. Даль приводит в своем сборнике некоторые пословицы русского народа интересные своим отношением к проблеме укрепления и формирования здоровья: «Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства. Здоровью цены нет. Здоровья не купишь… Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже… Здоровому все здорово… Береги платье снову, а здоровье смолоду». В обыденном общении русичи, приветствуя друг друга, желали здоровья: «Здравствуйте», «Будьте здоровы». Тем самым подчеркивалось, что сохранение и укрепление здоровья является важным для человека.
В языческой Руси не было строго обособленной касты жрецов, обладающих медицинскими познаниями, они являлись достоянием самого народа и передавались из рода в род. Народная медицина являлась частью языческой культуры, а способы врачевания представляли собой совокупность эмпирических и мистических воздействий. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами и считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы.
Русскому народу было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья – гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон. Все это способствовало соблюдению здоровому рациональному режиму труда и отдыха.
К пьянству в Древней Руси было негативное отношение. Профилактике злоупотребления алкоголем способствовало соблюдение языческих постов как способ очищения организма и ограничение употребления спиртного. Употребление алкоголя имело место главным образом во время игрищ, а также на народных и княжеских пирах, тризнах. Однако на Руси в то время основным сырьем для производства алкоголя был мед и поэтому традиционные хмельные напитки были низко градусные: брага, медовуха и пиво. Прием этих напитков сопровождался обильной трапезой, что сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя. С тех времен сохранился всем известный рефрен: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».
Никаких упоминаний о пьянстве и алкоголизме в литературных источниках не встречается. Представители педагогической науки (Т. П. Васильева, К. А. Разуванов и др.), рассматривая генезис алкоголизма в России, схожи во мнении, что Россия в средневековье вступила трезвой, особенно это касалось простолюдинов.
Несмотря на то, что людям издавна было известно наркотическое действие различных растений и грибов, однако широкого распространения употребление наркотиков среди русичей не происходило. Как считают современные исследователи, проблема наркомании в России возникла лишь в XIX веке.
Соблюдению необходимого для здоровья двигательного режима у славян, как одной из важных составляющих здорового образа жизни, способствовали физические упражнения и игры, занятия с оружием, которые развивали мускулатуру и выносливость, обеспечивали оптимальную двигательную активность. В частности, великий русский просветитель, историк и писатель Н. М. Карамзин, повествуя о физическом и нравственном характере обитателя славянских земель, утверждает, что он «…любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность» . Так, борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху и назывались играми, или игрищами, любоваться на которые приходили простые люди и знать. Трудно не согласиться с Н. М. Карамзиным, который утверждает, что «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях Славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы». Кроме того, в славянской борьбе существовала и своя некая философия «очищения души и тела», что, по сути, означало «в здоровом теле – здоровый дух».
Высокий уровень физической подготовки, достигаемый в повседневной жизни, позволял русским воинам совершать крупные военные походы, которые, продолжались «…иной раз месяцы, а то и годы, когда воинам приходилось преодолевать расстояние в сотни и тысячи километров».
В Древней Руси людям было хорошо известно, что восстанавливать свое здоровье всегда трудно и энергоемко. В повседневной жизни они пользовались простейшими гигиеническими правилами, которые способствовали ведению здорового образа жизни. Эти правила и приемы оздоровления были настолько просты, что не требовали для их выполнения привлечения специально обученных знахарей и ведунов. Они выполнялись каждым человеком самостоятельно и передавались внутри семьи от родителей к детям. Так, люди знали, что нельзя надевать чужую обувь, иначе ноги будут потливы и возникает угроза грибковых заболеваний.
В качестве простейшего правила личной гигиены был запрет пользоваться одеждой, украшениями или сосудами для воды и еды, которыми пользовались другие. Кроме того, славяне знали, что нельзя носить старые или грязные одежды, которые согласно народному поверью, считались дополнительным источником различных заболеваний.
Закаливание организма происходило в процессе выполнения языческих обрядовых купаний, омовений в реках, родниковой воде. Купались, умывались холодной водой, зачерпнув воду рано утром, «пока ворон не обмакнул крыла». Так, в день Аграфены Купальницы умывались росой. Кроме того, росу люди использовали при заболеваниях глаз, давая следующие поучительные советы: «От глазных болей – двенадцать раз умываться росою». В Древней Руси также считали, что сохранить здоровье на целый год могли кувыркание и катание по росе, чаще всего перед днем св. Юрия, Ивана Купалы, Троицей или во время первого весеннего грома. В качестве профилактики различных заболеваний практиковалась помывка в бане. Выйдя из бани, славяне говорили: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье».
Первые указания о проведении оздоровительных мероприятий в войсках в форме религиозных требований относятся к глубокой древности. Гигиенические рекомендации о содержании в чистоте лагерных стоянок, дезинфекции захваченной у неприятеля добычи можно найти у древних народов.
Из поколения в поколение люди делились в воспитательных целях жизненным опытом, давали здоровье сберегающие советы, касающиеся питания. В пищу они принимали натуральные продукты, богатые витаминами и питательными веществами. Несмотря на то, что еда была проста и незатейлива, в то же время по своему составу являлась разумной и достаточно разнообразной: хлеб, рыба, мясо, молоко, масло, овощи, фрукты, ягоды, грибы, травы, мед, квас и др. Н. М. Карамзин, описывая быт, образ жизни восточных славян, говорит, что они «сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою сырою пищею». Также славяне знали, что чрезмерное употребление пищи наносит вред здоровью. О вреде переедания они говорили: «Где пиры да чаи, там и немочи. Не ешь масляно: ослепнешь».
Древние славяне почитали семейные узы, в половую связь вступали в рамках существующих браков. Несмотря на то, что имеются исторические сведения о фактах многоженства у восточных славян, но современный исследователь Ю. А. Коловрат в своей статье «Сексуальное волховство и фаллоктенические культы древних славян» находит этому единственное объяснение в желании увеличить количество детей, в которых заключалась экономическая мощь рода, его процветание. Кроме того, автор статьи говорит о высокой морали, присущей восточнославянским народам. В свою очередь Н. М. Карамзин утверждает, что «Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских».
Через обычаи и традиции юношам передавались образцы конкретных поступков и действий в бою, указывалось, что следует, а чего не следует делать. Традиции же способствовали воспитанию таких качеств, как дисциплинированность, исполнительность, честность, стойкость, храбрость, выдержка, самообладание. На этом фундаменте формировались здоровые, закаленные люди, имеющие достаточное физическое развитие и столь же стойкую психику для успешного участия в боевых столкновениях.
Можно сделать вывод, что образ жизни, который вели русские воины до принятия христианства, давал им возможность быть здоровыми и физически развитыми людьми, не обремененными вредными привычками, готовыми в любой момент встать на защиту своего народа, при этом жить долго и умирать в глубокой старости.
Источник
Сила предков: с чем поможет справиться славянская гимнастика?
Малейшее недомогание сегодня можно ликвидировать небольшой таблеткой. А что делали наши пра-пра-прабабушки, чтобы выглядеть и чувствовать себя гармонично и молодо? Они явно знали больше нас и хранили секреты красоты, передавая их по роду из уст в уста. Эти ритуалы известны и сегодня: славянская гимнастика наполняет силой и энергией, развивает и укрепляет мышцы, позволяет ощутить гармонию с природой… Хочешь попробовать? Тогда скорее читай нашу статью.
Зачем нужна славянская гимнастика?
Занятия славянской гимнастикой — это превосходный способ расслабиться, снять усталость и стрессы. Вся система направлена на поддержание энергетического баланса всего женского организма. После регулярных занятий перестают болеть суставы, укрепляется и распрямляется позвоночник. Укрепляются мышцы, ответственные за репродуктивную систему женщины — легче зачать и выносить ребенка, со временем нормализуется и женское интимное здоровье — месячные проходят без боли. Женщина становится более привлекательной, грациозной, элегантной.
Основные принципы славянской гимнастики
Полный комплекс гимнастики — это 27 упражнений, распределяющихся по трем мирам славянской мифологии: верхний, средний и нижний.
На каждом уровне по 9 упражнений, все позы которых имеют собственные символы. Не нужно выполнять все упражнения разом, стоит выбрать несколько и со временем добавлять к ним новые.
Твой личный комплекс составляй из 7 упражнений: 2 позы из каждого уровня и одно основное упражнение, раскрывающее твой духовный мир, твои мечты и стремления.
Источник
Часть I. Духовные основы здоровья
На протяжении многих веков в каждой этнокультуре создавались более или менее целостные системы боевых искусств, лечения травм, ранений и болезней, методики оздоровления «человеке и укрепления его здоровья. По-другому и быть не могло, так как с противном случае любое традиционное общество не могло бы поддерживать свою жизнеспособность.
Оздоровительных гимнастик великое множество. Все мы знаем о них, хотя бы понаслышке. Слова «хатха-йога», «цигун» устойчивыми штампами вошли в сознание каждого нашего соотечественника и современника. Гораздо меньше людей знают про вьетнамский зыонгшинь. Почти никто не слышал, что существует калмыцкая йога. Можно продолжить перечисление, которое займет не одну страницу.
Достаточно разрозненная информация имеется о традиционных оздоровительных практиках, принятых у славянских народов. В обыденном сознании всплывает, в первую очередь, картина русской бани (о бане отдельный разговор!) и практически больше ничего. На самом деле на территории России столетиями создавались разнообразные боевые и оздоровительные системы (как ни кажется парадоксальным на первый взгляд, они очень тесно переплетены). Одно из ярких направлений связано с казачеством. Эго легендарная система «Спас» и тесно связанная с ней славянская « Здрава». Рассмотрим подробнее, что они собой представляют.
Древнеславянское общество состояло из четырех социальных пластов. Выше всех по социальной лестнице располагались обладающие мудростью ведуны. Они удерживали в своих руках право обучения и, передавая культуру и знания, способствовали поддержанию устойчивости и развитию общества и благодаря этому во многом находились на главенствующих полициях. За ними стояли витязи, те, кто обладал добродетелью, силой, решительностью, умением руководить. Следующими были веси – ремесленники, земледельцы, торговцы. Ниже всех находились смерды, не имеющие склонности к умственной, военной, управленческой и ремесленной деятельности. В силу отсутствия личных качеств смерды служили остальным.
В древности отличительной чертой, своеобразной «визитной карточкой» воина был аселетец – пучок волос, заплетенный в косичку. Считалось, что в момент смерти Бог за него забирал душу воина. На Руси мужчин, обзаведшихся семьей, именовали «селетечь» ( «поселившийся», «сеннец», «имеющий хозяйство» ). Воины, подобно монахам, не имели ничего, и их называли «аселетечь» – «не имеющий хозяйства, жилья». Отсюда произошло название «аселетец». В более поздние времена появилась традиция монахов-воинов. Наиболее известны из них Пересвет и Ослябя, отличившиеся во время Куликовской битвы.
В структуре самого воинского сословия особую группу, можно сказать касту, составляли витязи-характерники. Характерники – это те, кто «избавлен от смерти Харой». Хара, или Лада, по представлениям наших предков, – это Любовь. Она является частью Бога, исходящей от него любовью яко лучи света, исходящие от Солнца и согревающие все живое. Лада мыслилась как единство порядка и любви. Отсюда и такие слова, как «поладить», «уладить», то есть привести к гармонии, согласию и миру. Лад понимался и как красота, отсюда слово «ладный». Небезынтересно происхождение слова «хоровод». «Хара-вод» понимался как танец любви, движение к гармонии и т.д.
Свод Здравы Хорса (стихия Воды)
Однако витязи-характерники были воинами. Здесь парадоксально сталкиваются любовь и война. Но парадокс кажущийся, так как казаки-характерники – это воины, ведущие брань с миром Навей (демонами), и только любовь является той тонкой, но прочной нитью, которая позволяет удержаться, не отступить, не стать слугой мира тьмы.
Вопросами этногенеза славян ученые интересовались не один десяток лет. Исследования на эту тему есть в трудах классика-энциклопедиста М.В.Ломоносова, знаменитого историка В.Н.Татищева. Такие серьезные исследователи как Е.И.Классен, М.А.Максимович, многие другие историки, опираясь на письменные свидетельства и археологические данные, провели серьезный анализ славянского этногенеза. Они доказали, что племена, которых греческие и римские историки именовали скифами, сарматами, венетами, этрусками, пеласгами, антами, роксоланами и многими иными прозвищами, были славянами, и на всей громадной территории» где были распространены эти народы, потомки легендарных ариев, существовала ведическая религиозная доктрина.
Кто такие арийцы? Кто такие славяне? Напомним, что слово «Арья» относилось к большой группе племен, родственных по языку и культуре. В древнерусском «Ар» означало «земля». Славяне – это не нация, а вероисповедание, образ жизни. Славянин дословно славящий «ян», то есть Отчий аспект Всевышнего, и «ин» – его Материнский аспект. Наши предки славили также мир Прави, отсюда и происходит «Православные». Эти слова требовались для того, чтобы отличить себе подобных от иноплеменников. Название «арийцы» условно относится к группе племен индо-ирано-европейской группы, говорящих на близкородственных диалектах, некогда создавших сходные формы культуры. Арийцы пятнадцатью народами распространились по всему северному полушарию, охватив его Ведическим знанием.
«Спас» как часть Ведического культа был системой подготовки арийских витязей. В ходе последующих веков многое было забыто и казалось безвозвратно утерянным, однако секреты «Спаса» не исчезли в суровом потоке времени. История донесла до нас множество интересных примеров.
Кстати, само слово «история» произошло от словосочетания «из – то ры – я», то есть «из устных преданий» ( вспомните «торить» – прокладывать путь, « гуторить» – говорить, «тараторить» – быстро гово рить ). По словам современников, казак – характерник Василий Иванович Чапаев мог станцевать барыню под шквальным огнем не приятеля на бруствере окопа. Не менее удивительны истории о не коем казачьем полковнике Васищеве. Однажды, отбив станицу у целого красноармейского корпуса всего с 54 казаками, полковник расстегнул пояс черкески, и оттуда посыпались пули.
Множество таких историй рассказывают в казачьих станицах. Может показаться вымыслом, но в старые времена казаки-характерники путем совершенствования личной энергии, мужества, самодисциплины развивали в себе качества личности, которые позволяли осуществлять то, что можно назвать управлением временем и пространством. Они входили в состояние сознания, позволяющее видеть окружающее с разной скоростью. В этом состоянии человек мог видеть полет стрелы словно в замедленном фильме и играючи поймать ее рукой.
Многие знают казачьи шаровары, широчайшие штаны, как атрибут запорожских казаков. Однако мало кто задумывается над тем, что означает слово «шаровары». На санскрите оно означало «щит» – («шара» – стрела, «вара» – защита). Общность славянского языка и санскрита отныне не вызывает сомнений. Приведем простой пример. Знаменитый автор «Хождения за три моря» тверской купец Афанасий Никитин отправился в далекую Индию, не зная языка, обычаев, нравов, поехал без переводчиков и не пользовался их услугами. Он просто знал старославянский язык, о близости которого к санскриту теперь написало немало трудов.
«Здрава» как искусство здоровой жизни тесно связана с воинскими практиками, в том числе и со «Спасом». Это абсолютно правомерно и естественно. Ведь боевые искусства требуют медицинских знаний как своего своеобразного продолжения. Например, индийская марма-видья (использование точек для воздействия в виде массажа, введения игл и т.д.) была частью Дханур Веды, лежащей в основе таких боевых искусств Индии, как Калари Пайат и Силамбам. Наивысшая форма боевых практик называется Марма Ади, и ключевое значение в ней имеет знание марм.
Подобным образом неразделимы между собой «Спас» и «Здрава». Витязи могли выступать в качестве как воина, так и целителя, Что абсолютно логично и не противоречит друг другу. Ведь воин должен быть способен оказать помощь как себе, так и раненому соратнику. Воинские практики – тяжкий хлеб, нелегкое занятие. Они сопровождаются огромными физическими затратами, могут доводить занимающихся до изнеможения. Для того чтобы выжить и продвигаться дальше по пути самосовершенствования, адепты этих практик должны были изучить и постоянно использовать методики восстановления силы и ее увеличения.
Таким образом, славянские «Здрава» и «Спас», наряду с индийской Аюрведой и боевыми практиками Индии, представляют собой часть Ведической культуры древней арийской цивилизации, существовавшей много тысячелетий назад. При этом необходимо сказать, что система «Здрава», как и «Спас», представляют для нас наибольший интерес из всего необъятного этнокультурального пласта по одной простой причине: они наиболее соответствуют сложившимся за много веков менталитету, анатомии и физиологии тела людей, проживающих на территории России. Недаром понятия «Родина» и «мать» являются наиболее древними и, для всех нормальных людей на планете, – священными. В нашем сознании они даже часто объединены в единое слово: Родина-мать. Развитие человека и его будущая жизнеспособность, помимо материнской и отцовской генетической информации, которые послужат основой будущего организма, зависят от огромного числа составляющих. Во время вынашивания ребенка будущая мать ходит по родной земле, питается плодами, выросшими на ней, дышит воздухом, напоенным ароматом растущих на ней трав и деревьев. Вот и получается, что все мы, опосредованно через организм матери, состоим из того, что подарит родная земля, и во многом будущее каждого зависит от микроэлементов, встраивающихся в «кирпичики» нашего организма. А ведь микроэлементная карта почвы уникальна в каждом географическом регионе. Коллективный разум, отражающийся в фольклоре, накапливает многовековую мудрость. Недаром в народе говорят, что «дома и стены помогают и лечат». И совершенно справедливым выглядит знахарское поверье, что наибольшей целительной силой для заболевшего обладают те травы, которые собраны в регионе, где он родился и вырос.
ГЛАВА 2. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
Рассмотрим кратко некоторые философские и естественно-научные представления древних славян, без которых невозможно понимание и освоение славянской оздорови тельной гимнастики.
В ведизме мироустройство рассматривается как совокупность и нераздельное взаимодействие трех уровней, или планов: Прави, Яви и Нави, проявляющихся в человеке как Дух, Душа и Тело. Следовательно, целостный подход к исцелению человека подразумевает комплексную совместную работу на всех трех планах. В соответствии с этим в славянской оздоровительной гимнастике выделяются три метода исцеления.
Методы Прави – работа с причиной недуга на уровне сознания. Попирание законов Прави (Законов Сварога) приводит к потере духовных ориентиров и возникновению стойких привязанностей к преходящим явлениям, к вовлеченности в неуправляемую игру страстей и полному забвению своей истинной природы. Человек, не желающий поддерживать в себе внутреннюю гармонию, отрекается от Прави, от духовного водительства. В то же время без гармонии в Духе невозможно достичь гармонии в душе и теле, между Явью и Навью,
Явь и Навь, душа и тело сами по себе не враждуют друг с другом, но тем не менее они уравновешиваются водительством Духа – Прави. Когда человек теряет руководство Духа, он утрачивает и гармонию. Тело и душа, становятся похожими на общеизвестных персонажей басни нашего выдающегося соотечественника И.А.Крылова про Лебедя, Рака и Щуку, стремящихся перетянуть каждый на свою сторону. А в итоге человеком завладевают болезни. Надо сказать, что подобный подход хоть и схематично, но достаточно точно отражает развитие психосоматических болезней, борьбой с которыми столь озабочена современная официальная медицина.
«Здрава» учит, что факторами, непосредственно нарушающими естественную гармонию в душе и теле, являются семь Навей, которые нельзя терпеть, и семь Я вей, которым нельзя предаваться.
Семь Явей, являются противоположностями по отношению к семи Навям,
Источник