ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
статья по теме
У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_odarennyh_detey_ne_takaya_uzh_i_prostaya_zhizn.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Васильченко М.А. учитель нач. классов.
п. Октябрьский, Красноармейский район, Россия
У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.
Приято считать, что гениальный человек рождается раз в сто лет, а вот одаренных детей больше, в среднем 15-20 % от всего населения. При этом только около 5% таких детей вырастают полноценными личностями, а остальными находятся под угрозой социальной изоляции, становятся порой изгоями в среде своих сверстников, не могу легко адаптироваться к взрослой жизни. В классе общеобразовательной школы из 25- 30 учеников это 1-2 человека, которых можно отнести к числу одаренных детей.
Общие особенности одаренных детей:
Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:
В целом принято считать, что ребенок отличается одаренностью тогда, когда показатель его IQ выше 130 баллов. Но во внимание принимают не только результаты таких тестирований, а учитывают также такие критерии, например:
— способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;
— потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
— способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;
— обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
— стремление чаще общаться с взрослыми, чем с сверстниками;
— выбор друзей из детей старшего возраста;
— высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;
— интерес к миру взрослых;
— стремление быстрее научиться читать, любовь к чтению;
— развитое чувство юмора;
— интерес к сложным играм;
— критичное отношение к окружающим;
Среди прочих отличительных черт, у одаренных детей обычно ярко доминируют исключительная интеллектуальная любознательность, порой неосознаваемое стремление к одиночеству и самоизоляции, вызванное за частую осознанием своей яркой индивидуальности.
А. Маслоу выделил несколько уровней функционирования одаренного ребенка в своем жизненном пространстве:
1.первый уровень — уровень выживания (ребенок в ситуации находится лишь физически и отчаянно борется за сохранение своего Я во внешнем окружении);
2.второй уровень — уровень обороны (ребенок сохраняет свое «Я», старается удержать свои позиции и борется против всего, что квалифицируется им как угроза);
3. третий уровень – уровень уверенности (ребенок находит компромисс в преодолении социального отчуждения и неприятия, старается учиться, самоутверждаться, саморазвиваться);
4. четвертый уровень – процветание (преобладание творческих, продуктивных занятий).
Однако, четвертого уровня, к сожалению, далеко не всегда может достичь одаренный ребенок – нередко преобладают первых 2 уровня.
Одаренность не спасает от школьных неудач
Система современного среднего образования в России не сильно соответствует особенностям одаренных детей, так сама его структура в большей степени универсальна и рассчитана на детей с соответствующими их возрасту умственными способностями. Зачастую одаренному ребенку просто не интересно на уроке, потому что с изучаемым предметом он успел разобраться сам и его знания в этой области идут далеко за рамки установленных школьной программой норм. А порой такой ребенок имеет накопленные по учебному предмету знания, превосходящие даже по своему уровню знания преподавателя. Все это выделяет ребенка среди его школьных сверстников, такие его блестящие способности могут стать даже предметом насмешек и издёвок со стороны его одноклассников.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
Одаренные часто становятся «трудными» или подавленными
Такое неправильно отношение и учителей и одноклассников способствует тому, что одаренные дети нередко попадают в разряд «трудных». Ребенок может активно протестовать против сформировавшегося к нему отношения, и такой протест порой принимает агрессивные формы. К тому же стремясь подогнать себя под общепринятый стандарт, ребенок подавляет свои потребности, избегает проявлять все свои незаурядные способности. Это также может стать причиной его нарочито агрессивного поведения в отношениях с учителями и сверстниками, хотя такая агрессия, по мнению психологов, имеет скорее защитный характер.
Другим совершенно полярным вышеописанному может стать депрессивное поведение одаренного ребенка как реакция на неприятие его школьной средой, учителями и сверстниками. В ситуации постоянного подавления проявлений своей одаренности ребенок может замкнуться в себе, стать апатичным и потерять интерес к общению. Такое отношение к окружающему миру может усугубляться и тем, что ребенок не может найти близких себе по духу друзей и товарищей.
Девочки адаптируются легче
Специалисты считают, что одаренные девочки проще адаптируют к такой усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте.
Как помочь одаренному ребенку адаптироваться в обществе?
Возможную проблему адаптации советуют начинать решать заблаговременно, еще в дошкольном возрасте. Не стоит обособлять ребенка от его сверстников, пусть он имеет возможность общаться, как и с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.
Родителям стоит поостеречься демонстрировать своему одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношения к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по- своему особенный.
В случае, если у ребенка в детском саду возникают какие-либо проблемы и если пребывание там не вызывает у него положительной реакции (при этом ребенок может быть постоянно встревожен, видеть кошмары, быть в подавленном настроении), стоит на некоторое время отказаться от посещения ДОУ, возможно даже подыскать другой детский сад. В этот период, однако, не надо «запирать» ребенка дома, изолировать его от общества сверстников, а организовать для него полноценный круг общения.
При выборе школы для одаренного ребенка, многие психологи советуют обратить внимание на специализированные школы и колледжи. Это оказывается целесообразным с точки зрения возможности максимальной самореализации, которую получает одаренный ребенок, поступив в специализированное школьное учреждение. К тому же именно в подобных школах реально на практике применить принципы индивидуального подхода к обучению одаренного ребенка. Этому способствует, в том числе и низкая наполняемость классов и возможность выбрать учебную программу, составленную с учетом потребностей самого ребенка и, что немаловажно, помочь ему многосторонне развиваться.
Со стороны родителей одаренному ребенку требуется особенно много внимания, терпения и заботы. Ведь одаренный ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Родители также не должны забывать, что их вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становится очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
— реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
— использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
— психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
— развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
— целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
— максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
— увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;
— совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.
Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.
Одаренные дети. — Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.
Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.
Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.
Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.
Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация учащихся 1 класса, адаптированный ребенок, этапы адаптации, карта наблюдений.Учитель начальных классов Костарева В.Р. .
В данной работе речь идет об особенностях периода адаптации первоклассников, пути решения психологических проблем.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе.
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям.
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п.
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Источник
Формирование культуры здоровьесбережения – как фактор развития одаренных детей.
специалист в области арт-терапии
Формирование культуры здоровьесбережения – как фактор развития одаренных детей.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Заместитель директора по воспитательной работе
Кавун Светлана Константиновна
Мир вступил в третье тысячелетие. Каким встретил его человек, какой быть нашей стране в нем? «… XXI век потребует не только образованных, но и духовно развитых, способных к самообразованию личностей…»
Реализация этих целей в первую очередь ложится на плечи современной школы, ибо «…ближайший путь к счастливому будущему лежит через грамотность, образование, культуру и духовность».
Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.
На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский обращая внимание на то, что болезни детей школьного возраста – это «школьные» болезни, т.е. болезни, в которых все возрастающая информатизация образования, идущая как вширь, так и вглубь и влекущая за собой перегрузку учащихся.
С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей уменьшается в 4-5 раз. Из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка до 16-17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связаны со школой.
Школа – один первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления.
Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи и психологи, администраторы, родители и все, от кого зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, а напротив стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в тоже время реально готовит его к будущей непростой жизни.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, и ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного урока – позволит решить и другую, задачу: сформулировать культуру здоровья школьников.
Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В последнее время появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарников и др.)
В 1993 году в самой живописной Бельбекской долине Крыма было открыто Республиканское учебное заведение «Крымская-гимназия интернат для одаренных детей Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым». В данный момент — это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей». Нашей гимназии 21 год, мы имеем устоявшиеся традиции обучения и воспитания, основанные на личностно-ориентированном подходе. Особое внимание в образовательном процессе гимназии-интерната уделяется здоровью учащихся. К нам поступают дети после пятого класса и 90% из них имеют хронические заболевания. Известно, что эффективность обучения детей во многом зависит от состояния здоровья, как учителей, так и школьников, наличие которого позволяет быть человеку творчески активным, самостоятельным, работоспособным. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо планировать образовательный процесс так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности, нравственности. Поэтому свою работу мы выстраиваем по существующим направлениям: мониторинг показателей здоровья учащихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Мониторинг показателей здоровья учащихся — длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы мы рассматриваем как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.
Предупреждение заболеваний в первую очередь связываем с профилактикой утомления и переутомления учащихся, с этой целью вводим в режим дня динамические паузы, игры на свежем воздухе, используем музыкотерапию, релаксацию.
При организации психологической поддержки неоценимую помощь оказывает психолог, который проводит психофизическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья учащихся, использует анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.
Профилактика вредных привычек включает в себя наше сотрудничество со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение Дня туризма, экскурсий, соревнования по футболу «Бельбекская долина».
Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья учащихся. Работая в данном направлении мы изучаем и анализируем:
причины пропусков занятий учащимися уроков физической культуры;
качество взаимодействия учащихся и учителя физической культуры;
активность участия учащихся класса в спортивно — оздоровительных мероприятиях в масштабах гимназии-интерната;
наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического развития.
Духовно-нравственное воспитание осуществляем с целью формирования у детей моральной воспитанности. Для чего проводим этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, создаем воспитывающие ситуации, используем ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.
Применение здоровьесберегающих технологий. В своей работе мы используем методы профилактической медицины (упражнения для коррекции осанки, зрения и т.д.) Внеклассная и внешкольная работа, проводимая нами с учащимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников.
В своей деятельности по формированию культуры школьников используем следующие формы и методы:
1.Метод формирования сознания включают следующие формы деятельности:
классные часы, их проведение и тематику классные руководители заранее предусматривают при составлении плана воспитательной работы;
беседы и диспуты которые предполагают интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
читательские конференции помогают не только расширить кругозор ученикам, но и усвоить нормы и принципы нравственности;
мини-лекции используем как самостоятельную форму работы учащихся, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаем врачей, сотрудников ДПС и пожарной службы.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
упражнения содействующие формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражающих сознательные установки личности;
регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
воспитывающие ситуации мы применяем с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
тренинги помогают нам изменить негативные внутренние установки учащихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
круглый стол, данные формы мы применяем для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают нам формировать у учащихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознания ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.
4. Метод игровых ситуаций мы применяем, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать учащимися на практике правила здорового образа жизни. Очень часто используем игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создается атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.
5.Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье учащихся.
6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).
Мы стараемся создать в гимназии-интернате благоприятный психологический климат, положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний учащимися и формирует культуру здоровья.
Хрущев С.В., Шлейфер А.А.// Вестник спортивной медицины России.-1994.-
Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся.// Здравоохранение Российской Федерации – 1997.-№3.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России// Здоровые дети России в XXI веке. М. -2000.
Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. — № 3.
Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. — № 2. – С. 1- 4
Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. — № 4 (40).
Источник