Оздоровление педагогических работников
Екатерина Жилякова
Оздоровление педагогических работников
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть все-гда.
1. Актуальность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
В последнее время много говорят о создании здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях. Но важно не только создать условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении, но еще более важным сделать так, чтобы педагог был заинте-ресован в ней. Кроме того, крайне необходимо оздоровление самих педа-гогов, так как, только психологически и физически здоровые педагоги мо-гут воспитывать здоровых детей.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравнове-шенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благо-получия.
Педагоги – это одна из категорий работников, работа которых связа-на с психоэмоциональным напряжением. Их труд велик и важен. Они каж-дый день отдают «частичку себя» детям. Именно педагоги нуждаются в социально-медицинской помощи.
Создание здоровьесберегающей среды для сотрудников очень важно, так как формирование сознательного отношения к собственному здоро-вью, привычка к здоровому образу жизни, состояние здоровья педагогов и их самочувствие – это важнейшие факторы, которые определяют форми-рование привычек здорового образа жизни у дошкольников и влияют на сохранение их здоровья.
Целью проводимых мероприятий по оздоровлению педагогических работников является создание устойчивой мотивации и потребности в со-хранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Сохранение и укрепление здоровья
Формирование привычки к здоровому образу жизни
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппара-та, зрения, простудных заболеваний
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Привитие культурно-гигиенических навыков
Оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания
Развитие внимания, сосредоточенности, организованно-сти, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами
2. Методики оздоровления
Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н.Стрельниковой: направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы
Массаж пальцев: массаж большого пальца повышает функцио-нальную активность головного мозга, указательного – положи-тельно воздействует на состояние желудка, среднего – на ки-шечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Некоторые приемы У. Бейтса и М. Корбетт, с помощью которых можно снять глазное напряжение
Ритмическая гимнастика: включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимна-стики, прыжки, бег, танцевальные движения
Фитотерапия: заключается в полоскании горла, ингаляциях и пульверизациях настоями лекарственных растений с профилак-тической и лечебной целью
Закаливание водой,воздухом и солнцем: один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ
Психогимнастика: невербальный метод групповой психотерапии
Коммуникативные игры: способствуют формированию положи-тельного микроклимата в коллективе
Музыкотерапия: эффективный метод профилактики и лечения неврозов
3. План мероприятий, содействующих здоровому образу жизни
3.1. Организационно-методическая работа:
Проведение анкетирования и тестирования отношения со-трудников ДОУ к ЗОЖ Индивидуальные и групповые беседы о вли-янии образа жизни на состояние здоровья, лекции о методах оздо-ровления
Создание благоприятного психологического климата в ДОУ
Информационно-просветительская работа:
Анализ заболеваемости сотрудников
Организация тематических выставок литературы из фон-дов библиотеки ДОУ
Подписка на газету «ЗОЖ»
Формирование в коллективе отрицательного эмоцио-нально-оценочного отношения к вредным привычкам
3.2.Охрана труда и создание безопасных условий труда:
Аттестация рабочих мест сотрудников ДОУ
Обеспечение сотрудников спецодеждой, средствами инди-видуальной защиты, аптечками, моющими средствами
Контроль над состоянием охраны труда и выполнением мероприятий по охране труда и технике безопасности
Охрана здоровья некурящих сотрудников (полный за-прет курения на территории детского сада и как ограничение при приеме на работу)
Ежегодный оплачиваемый отпуск для педагогов обще-образовательных групп – 50 календарных дней, для педагогов лого-педических групп – 64 календарных дня по графику;
Обеденный перерыв для обслуживающего персонала
3.3. Массовая работа по оздоровлению:
Осуществление ежегодного медицинского осмотра со-трудников ДОУ
Обследование сотрудников на рабочем месте (диспансе-ризация)
Санаторно-курортное лечение сотрудников с хрониче-скими заболеваниями
Проведение дней здоровья
Занятия на тренажерах: беговая дорожка, массажеры для тела, массажеры для стоп
Лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, релаксация
Проведение занятий по аэробике
3.4. Спортивно-массовая работа:
Формирование физической культуры личности сотрудни-ков с учетом индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации
Участие сотрудников в общегородских физкультурно-оздоровительных мероприятиях (Ежегодная Спартакиада для ра-ботников образовательных учреждений Краснофлотского района «Азарт, здоровье, отдых»; «Лучшая спортивная площадка»; «Ма-ленькая страна» номинация «Детский сад спортивных надежд»); «Мама, папа, я – спортивная семья»)
Активный отдых на природе (выезд на базы, катание на лыжах, коньках, велосипедах)
Спортивные соревнования между сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников
Спортивный зал, оснащенный тренажерами и оборудова-нием для занятий
Медицинский кабинет,оснащенный аппаратами: ингаля-торы, массажеры, тонометром и т. д.
Музыкальный зал, оснащенный музыкальным центром
Кабинет психолога, оснащенный зоной отдыха
Наличие санитарной комнаты для личной гигиены
4. Организация здоровьесберегающей деятельности
Организовывать групповые беседы возможно в музыкальном зале во время тихого часа. Каждая беседа занимает примерно 10 минут, что не пе-реутомляет педагогических работников. В ходе бесед уточняются и систе-матизируются знания.
Для успокоения и улучшения здоровья педагоги целый год употреб-ляют травяные и витаминные сборы.
Для снятия стрессового напряжения в музыкальном зале проводятся тренинги, длительность 30 минут, включающие в себя тесты на стрессо-устойчивость, скорую помощь при остром стрессе и приемы снятия стрес-са.
Проводятся занятия в бассейне ТОГУ для сотрудников с целью укрепления здоровья, повышения настроения и закаливания организма.
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая специалистов к данной проблеме, мы стараемся укреплять здо-ровье у педагогов и формировать желание быть здоровым и привычку ве-сти здоровый образ жизни.
Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профес-сиональной деятельности педагога и составляет основу общего благополу-чия человека.
Источник
Оздоровление педагогических работников дошкольного учреждения на рабочем месте
МКДОУ № 000 города Кирова
Оздоровление педагогических работников дошкольного учреждения на рабочем месте
В последнее время много говорят о создании здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях. Но важно не только создать условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении, но еще более важным сделать так, чтобы педагог был заинтересован в ней. Кроме того, крайне необходимо оздоровление самих педагогов, так как, только психологически и физически здоровые педагоги могут воспитывать здоровых детей.
Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении и создание здоровьесберегающей среды – одна из важнейших проблем в настоящее время.
Педагоги – это одна из категорий работников, работа которых связана с психоэмоциональным напряжением. Их труд велик и важен. Они каждый день отдают «частичку себя» детям». Именно педагоги нуждаются в социально-медицинской помощи.
Создание здоровьесберегающей среды для сотрудников очень важно, так как формирование сознательного отношения к собственному здоровью, привычка к здоровому образу жизни, состояние здоровья педагогов и их самочувствие – это важнейшие факторы, которые определяют формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников и влияют на сохранение их здоровья.
Но этому направлению деятельности в дошкольных учреждениях уделяется недостаточно внимания.
В дошкольном учреждении педагог проводит значительную часть жизни. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли он в гармонии с миром и с самим собой? Что нужно изменить, чтоб это было так?
Проводимое нами исследование показало, что к наиболее значимым проблемам педагоги относят проблемы со здоровьем (74%), а среди медико-психологических проблем большинство (74%) отмечает повышенную усталость. Среди отклонений в состоянии здоровья на первое место выходят отклонения со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Большинство педагогов (92,3%) считает необходимым оздоровление на рабочем месте. И лишь малая часть педагогического коллектива (46,2%) считает, что оздоровительные мероприятия на рабочем месте проводятся.
Таким образом, данные результаты послужили основанием для разработки дополнительной образовательной программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте (далее программа), адаптированной к реальным возможностям нашего учреждения.
В ходе разработки и реализации данной программы осуществлялось научное руководство со стороны Кировской государственной медицинской академии , старшего преподавателя , а так же коллективом нашего дошкольного учреждения.
В основу программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте легли следующие принципы:
1. высокая клиническая эффективность;
2. личностно-ориентированная направленность;
3. доступность и простота;
Ключевой идеей программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте стало приобщение педагогических работников к здоровому образу жизни, профилактика эмоционального климата на рабочем месте.
Целью программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте является включение педагогов в оздоровительные мероприятия и повышение уровня здоровья педагогических работников.
Для достижения цели программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте нами были поставлены следующие задачи:
1. сформировать у педагогов мотивации к здоровому образу жизни и навыкам здорового образа жизни;
2. охранять и укреплять здоровье педагогов, как физического, так и психического;
3. организовать оздоровительные мероприятия.
Реализация программы проходится с 2009 года.
Для достижения цели и задачи, нами были разработаны мероприятия, направленные на оздоровление педагогов на рабочем месте.
План мероприятий на учебный год:
Ответственный за проведение
Беседы по интересующим педагогов темам
1 раз в 2 месяца
В зависимости от темы: старшая медицинская сестра, педагог-психолог
Тренинги на снятие эмоционального напряжения
1 раз в 3 месяца
Сеансы педагогической разгрузки
1 раз в 3 месяца
Инструктор по физической культуре
1 раз в 3 месяца
1 раз в 3 месяца
Инструктор по физической культуре (плавание)
Через каждые 3 недели по 10 дней
Через каждые 3 месяца по 10 дней
Первоначально выявлен круг вопросов, интересующих педагогов по проблеме укрепления здоровья, по которым в последующем специалистами ДОУ были проведены индивидуальные и групповые беседы.
Организовать групповые беседы возможно в музыкальном зале во время тихого часа. Каждая беседа занимает примерно по 10 минут, что не переутомляет педагогических работников. Приведем примеры тематик проводимых бесед:
· «Эмоциональное выгорание и его профилактика».
· «Стресс и его профилактика».
· «Уход за ногами в домашних условиях».
· «Здоровый образ жизни».
· «Взаимодействие педагогов и родителей».
В ходе бесед уточняются и систематизируются знания у педагогических работников по темам.
Для успокоения и улучшения здоровья предложили педагогам целый год употреблять травяные, витаминные сборы и кислородные коктейли по следующей схеме: две недели принимать любой из видов сбора, последующие три недели дать отдохнуть организму, затем следующие две недели употреблять другой вид сбора. Кислородные коктейли рекомендуем употреблять один раз в три месяца сроком две недели.
Педагогом-психологом организуются аутотренинги с использованием аромотерапии, в ходе которого сотрудники ложаться на пол (на гимнастические коврики). Для большего расслабления и удобства под голову кладут небольшие подушки. Для аромотерапии используют 3-5 капель эфирного масла (жасмин, иланг-иланг, цитрусовые), разводят в воде (20-30 мл.) и разбрызгивают в помещении. Под тихую, спокойную музыку сотрудники отдыхают 15-20 минут.
Для снятия стрессового напряжения в музыкальном зале проводятся тренинги длительностью 30 минут, включающие в себя рассмотрение понятия стресса, тесты на стрессоустойчивость, скорую помощь при остром стрессе и приемы снятия стресса.
Разработан и проведится комплекс упражнений, направленных на снятие усталости, напряжения, на лечение заболеваний позвоночника и нижних конечностей и на активизацию работы всех систем организма, так называемая лечебная физкультура. В ходе данного мероприятия используется музыкотерапия. В конце занятий организуется трехминутная релаксация с использованием аромотерапии и элементов аутетренинга.
Немаловажным мероприятием на расслабление для педагогов выступает арт-терапия. Сотрудникам предлагаются мандалы, которые необходимо разукрасить карандашами или мелками; картинки с различными изображениями, которые украшаются крупой при помощи клея и кисточки и красок, а так же произвольные рисунки, в которых педагоги отражают свое настроение.
Проводим занятия в бассейне для сотрудников — аквааэробику, с целью укрепления здоровья, повышения настроения и закаливание организма.
После выполнения предложенных мероприятий улучшается настроение педагогов, снимается эмоциональная напряженность и укрепляется здоровье.
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая специалистов к данной проблеме, мы стараемся не только у детей, но и у педагогов укреплять здоровье и формировать желание быть здоровым и привычку вести здоровый образ жизни.
Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога и составляет основу общего благополучия человека.
Источник