Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
материал по физкультуре на тему
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся
в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_sokhraneniyu_i_ukrepleniyu_zdorovya_shkolnikov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся
в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении . Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Не остается в стороне и наша школа, поэтому всему педагогическому коллективу необходимо уделять особое внимание вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Для этого мной в 2010г. была разработана программа «Здоровье» для нашего образовательного учреждения
Основные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
Цель программы «Здоровье».
Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитиенавыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»
1. Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
2. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
3. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
4. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
5. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы.
6. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
В программу периодически вносятся дополнения и изменения, поэтому ( всем работникам МКОУ просмотреть программу)
Основными средствами обучения, которыми я пользуюсь на уроке физической культуры, являются физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Важное значение имеет подбор упражнений и методика их проведения.
По результатам ежегодных медицинских осмотров детей выявлены следующие заболевания: плоскостопие, нарушение осанки, миопия, кариес. В связи с этим, на занятиях применяю комплексы ОРУ на месте и в движении; упражнения по профилактике плоскостопия, для формирования правильной осанки, дыхательные упражнения, оздоровительный бег и др.
Развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации напрямую связаны с показателями здоровья. Почему я останавливаюсь на проблеме здоровья? Физическая культура — единственный предмет в системе школьного обучения, способный эффективно решать проблему оздоровления. Уровень познавательного интереса моих учащихся можно определить как достаточный. Вместе с тем, следует отметить, что его приходится постоянно поддерживать, в том числе такими средствами, как:
1) трансляция актуальных сведений о здоровье, способах его сохранения и улучшения , основах ЗОЖ; (раскрыть понятие)
2) привлечение учащихся к поиску полезной информации об известных спортсменах, тренерах, оздоровляющих и развивающих возможностях того или иного вида спорта (это написание докладов);
3) вовлечение в активную двигательную деятельность, систематические занятия спортом;
4) привлечение к организации спортивных состязаний внутри школы и участию в них;
Особое внимание уделяю слабо подготовленным ученикам, облегчаю условия выполнения упражнения, стремлюсь вселить надежду и уверенность в них. К ученикам с хорошей физической подготовкой предъявляю повышенные требования при выполнении заданий и частично усложняю упражнения. К тем ученикам, которые не проявляют интереса к физической культуре, также подхожу индивидуально. Стараюсь выявить причины в беседе с ними, родителями, их товарищами и дать отдельные поручения по учебной или внеклассной работе.
Хочу обратить внимание всех учителей на то, как сидят за партами наши ученики во время урока. (правила поведения и т.д.)
Источник
К вопросу о группах здоровья и физкультурных группах современных школьников.
методическая разработка по физкультуре на тему
Доказано, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, т.е. во время обучения в различных образовательных учреждениях, где ребенок проводит 70 % своего времени. А ведь именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Таким образом, становится очевидным, что с егодня процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с Законом РФ «Об образовании», он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и молодёжи. В статье рассматриваются основные аспекты данной проблемы и возможные пути ее решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
группы здоровья | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. По данным Минздрав Минпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания . А за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические. С амыми распространенными болезнями среди учащихся являются: заболевания щитовидной железы, нарушение осанки, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательной системы, ЖКТ, нервно-психические расстройства.
Вся эта печальная статистика говорит о том, что нужна продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого человека к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Становится очевидным, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения ( http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/ ).
На сегодняшний день личностно-ориентированный подход к растущему человеку — это основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в условиях школьной жизни. Реализация такого подхода позволит достичь принципиально нового уровня культуры человека, гармонии в нем физического, интеллектуального и духовного.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе. В дошкольных учреждениях, в подготовительных классах, различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и подвижными играми. Это ведет к тому, что еще до поступления в школу создаются условия для нарушения состояния здоровья, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями (Т.В. Волосникова, 2009).
Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами: в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся; в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока — прогулки, экскурсии, игры и др.; также отмечается неправильная организация процесса обучения — это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.) (Т.Е. Виленская, 2007).
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что на фоне неуклонного прогрессирования дефицита двигательной активности, вызывающей нарушение обмена веществ, избыточность массы тела, эндокринные заболевания, происходит снижение физической и умственной работоспособности, приобретающие характер национального бедствия в последние десятилетия (А.Г. Паршиков, 2003; В.В. Белоусов, 2004; В.И. Столяров, 2005; А.А. Потапчук, 2005 и др.).
Поэтому приоритетной задачей государства и Правительства России на сегодняшний момент является укрепление и сохранение здоровья детей и подростков, что становится главным ценностным ориентиром дошкольного и школьного физкультурного образования. В течение многих лет данная проблема служит объектом пристального внимания ученых различных научных направлений: медиков, педагогов, психологов, социологов, правоведов и специалистов в области физической культуры.
Здоровье детей определяется влиянием целого комплекса факторов, соотношение которых меняется с возрастом, что важно учитывать при оценке здоровья и разработке мер профилактики и лечения. Нельзя забывать, что состояние здоровья детей — это важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей школьного возраста принято относить к определенным группам здоровья (http://pererojdenie.info/).
Группы здоровья — это наборы характеристик физиологического и психологического состояния детей, которые характеризуют его патологии, потенциальные опасности для здоровья, а также определяют ряд рекомендаций по ограничениям физических нагрузок. Кроме того, определение ребенка в ту или иную группу здоровья должно быть сигналом для родителей, которые должны принять все необходимые меры для диагностики потенциальных заболеваний и скорректировать образ жизни ребенка. Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, наиболее часто в сторону ухудшения.
Группу здоровья каждого ребенка определяет участковый врач-педиатр, исходя из основополагающих критериев:
— наследственность, течение беременности, роды, первый месяц жизни ребенка;
— физическое развитие ребенка и его гармоничность — вес, рост, окружность головы, груди и т.д.;
— нервно-психическое состояние — развитие речи, навыки;
— устойчивость организма к различным факторам внешнего воздействия;
— уровень функционального состояния органов и систем;
— наличие хронических заболеваний, пороков, аномалий развития.
На основании результатов медицинского обследования и, исходя из всех вышеперечисленных критериев, дети распределяются на пять групп здоровья.
Выделяется пять групп здоровья детей:
I группа – здоровые дети, с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций;
II группа – здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость заболеваниям;
III группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма;
IV группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
V группа — больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
При заполнении классного журнала учителя сталкиваются с вопросом определения группы здоровья учащихся и физкультурной группы.
На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:
основная группа: дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятия в секциях;
подготовительная группа: дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях;
специальная группа: учащиеся имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Рекомендации по физической нагрузке: занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм.
После некоторых тяжелых заболеваний, травм или операций требуется длительное освобождение от уроков физкультуры.
Оно оформляется на основании выписки из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой. Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них, кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.
Проведенный в разные годы анализ статистических данных по исследованию здоровья детей и подростков в различных регионах России, выявил, что они несколько отличаются друг от друга, но наблюдающаяся общая тенденция к стремительному ухудшению здоровья подрастающего поколения позволяет определить ситуацию в стране как кризисную (А.А. Потапчук, 2005).
Источник