ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Принципы здоровьесберегающей работы в школе:
— системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);
— личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные
личностные структуры учеников);
— гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении
Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.
Такая система должна включать в себя:
— формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;
— организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
— оздоровление в учебное и внеурочное время.
СОЗДАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
И ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ
И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:
— в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической,
— в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация
системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте –
формирование и сохранение психологического и социального здоровья;
— в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.
Обучение и здоровье.
Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.
Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.
Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах. (Приложение №1)
Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.
Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности
учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины (Приложение №2). Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», — убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:
— упражнения для снятия утомления органов зрения;
— упражнения для снятия утомления мышц кисти;
— упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;
— упражнения для снятия общего утомления. (Приложение №2)
Комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:
— организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной
— просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ;
— привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога.
Организация двигательного режима и физкультурно — оздоровительной работы.
Во внеурочной деятельности в такую работу может быть включена гимнастика до уроков и проведение динамических перемен.
Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ЗОЖ.
— проведение классных часов («Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня» (Приложение №3), «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек»).
— проведение различных конкурсов, праздников, викторин, «дней здоровья».
Психологическое здоровье детей.
В ходе реализации воспитательно – образовательного процесса в школе важно уделять внимание не только физическому, но и психологическому здоровью ребенка, то есть – воспитанию здоровой личности в целом.
Здоровый психологический климат – эмоциональная атмосфера, благоприятная для эффективной деятельности, как педагога, так и ученика.
Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность:
— адекватно относиться к себе и другим, способна строить отношения, в том
— растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;
— стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под
— воспринимает мир реально;
— внутренне ответственна перед собой и другими;
— способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;
— интегрирована, имеет устойчивый стержень.
Чтобы ребенку помогать, надо понимать ребенка. Чтобы его понимать, надо знать ребенка. С этой целью поможет использование, проведение различных исследований, диагностик, тестов.
- Исследования по изучению личности ребенка.
- Рисунки «Несуществующие животные».
- Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»)
- Тесты на лидерство.
- Тесты на выявление качеств, способностей личности (Приложение №4).
- Исследования по выявлению взаимоотношений.
- Социометрия.
- Оценочная диагностика. (Приложение №4)
- Тесты на выявление отношения к школе, учебному процессу.
- «Мои оценки».
- Трудности, успехи.
- Тесты на выявление эмоционального состояния.
- «Радуга настроения».
- «Мои чувства».
- «Корзина чувств» (Приложение №4).
Сохранение и укрепление физического здоровья.
Физическое состояние – это комплекс признаков, характеризующих
морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.
Физическое развитие как процесс – это изменение форм, функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и в детских образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.
Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывают возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Возможность управления здоровьем – одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.
Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
Для укрепления, восстановления, сохранения здоровья необходимо использовать все средства, методы и формы адаптивного физического воспитания:
- Система организации двигательной активности:
- гимнастика до уроков;
- элементы подвижного урока;
- физминутки, оздоровительные паузы;
- гимнастика для глаз, мелких мышц руки;
- динамическая перемена.
- Профилактика вирусных и простудных заболеваний:
- точечный массаж лица;
- массаж рук;
- дыхательная гимнастика.
- Наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
- совместная работа с медицинскими работниками, психологом;
- анкетирование, тестирование детей и их родителей, привлечение к работе последних (Приложение 5)
Источник
Из опыта работы. Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
статья по русскому языку на тему
В статье представлен материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению в учебной деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_i_differentsiatsiya_obucheniya_kak_puti_povysheniya_kachestva_znaniy_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_obuchayushchihsya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация и дифференциация обучения
как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Из опыта работы Ратничкиной М.Н .,
учителя русского языка и литературы
МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района
О чем мечтает каждый учитель?
В идеале — о том, чтобы дети знали и любили предмет, чтобы объяснить и получить 100% результат. К сожалению, так не бывает.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: « С каждого надо спрашивать то, что он может дать ». Эти слова как нельзя лучше относятся к учителям, к каждому из нас, кто работает с детьми, имеющими разные образовательные возможности, и кто хочет добиться высоких результатов.
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.
Творческому учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих практическую направленность обучения, стимулирующих творческую активность школьников и сохраняющих их физическое и психическое здоровье . Моя педагогическая деятельность связана с деятельностью школы, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья и повышение качества знаний обучающихся.
Как учитель, я участвую в реализации целей образовательного учреждения.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?
Применение на уроках современных образовательных технологий — один из путей к решению этой проблемы. Наиболее приемлемой здоровьесберегающей технологией, на мой взгляд, является технология индивидуализации и дифференциации обучения, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся. Как я реализую это на практике?
В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Без участия самого ученика правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно. Дети сами оценивают свои знания, свою самоорганизацию, ответственность и активность.
Вторым, не менее важным, элементом урока является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической). Учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Ученик является контролером своих знаний. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности — что сделать. Двойка за один вид работы не расстраивает ученика, что является гарантом его активной работы в течение всего урока, гарантом его психического здоровья. Подсчет баллов, полученных за урок, психологически создает ситуацию азарта, ситуацию успеха.
Учитель видит каждого ученика и имеет возможность логичного перехода от дифференциации и индивидуализации работы с учащимися.
Тематическую карту самоконтроля ученики заполняют не только на обобщающих уроках, после изучения определенной темы (например, в 6-ом классе после изучения темы «Местоимение», или в 9-ом классе после изучения темы «Сложноподчиненные предложения»), но и на обычных уроках формирования знаний и закрепления знаний и умений.
Критерии – это ключевые моменты урока. Таблица помогает ученику увидеть, чего он не знает или не умеет. Видит это и учитель. После анализа таблицы — выставление оценки, работа по формированию умений, индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
По отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка (например, словарный диктант). Это оперативная помощь в процессе усвоения и закрепления материала, она формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.
Неотъемлемой частью работы является ведение таблицы мониторинга знаний учащихся, так как нельзя добиться результатов ,не проводя диагностики знаний учащихся.
Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора . На уроке провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания — карточки и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.
Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе домашнего задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.
Применение технологии индивидуализации и дифференциации обучения позволяют развивать творческие способности учащихся: дети занимаются проектной деятельностью, готовят научно-исследовательские работы, выступают с докладами и сообщениями. При подготовке проектов каждый ученик вносит свой посильный вклад, ощущает свою значимость в общем деле, и это повышает мотивацию к изучению предмета. (Слайд – проекты).
Как результат – победы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, в муниципальной научно-практической конференции «Грани творчества», «Путь в науку», победа в областном конкурсе чтецов «Язык всем знаниям и всей природе ключ», призер областного конкурса эссе о русском языке. (Слайд — конкурсная активность учащихся).
. За последние три года (2011-2014) ярко выражена позитивная динамика качества знаний по русскому языку и литературе в преподаваемых классах.
Источник