Меню

Укрепление здоровья повышение качества обучения

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx 20.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ

СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Принципы здоровьесберегающей работы в школе:

— системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);

— личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные

личностные структуры учеников);

— гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении

Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.

Такая система должна включать в себя:

— формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;

— организацию здоровьесберегающего учебного процесса;

— оздоровление в учебное и внеурочное время.

СОЗДАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

И ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ
И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:

— в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической,

— в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация

системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте –

формирование и сохранение психологического и социального здоровья;

— в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.

Обучение и здоровье.

Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.

Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.

Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.

Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.

Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах. (Приложение №1)

Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.

Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности

учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины (Приложение №2). Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», — убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.

Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:

— упражнения для снятия утомления органов зрения;

— упражнения для снятия утомления мышц кисти;

— упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;

— упражнения для снятия общего утомления. (Приложение №2)

Комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:

— организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной

— просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ;

— привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога.

Организация двигательного режима и физкультурно — оздоровительной работы.

Во внеурочной деятельности в такую работу может быть включена гимнастика до уроков и проведение динамических перемен.

Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ЗОЖ.

— проведение классных часов («Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня» (Приложение №3), «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек»).

— проведение различных конкурсов, праздников, викторин, «дней здоровья».

Психологическое здоровье детей.

В ходе реализации воспитательно – образовательного процесса в школе важно уделять внимание не только физическому, но и психологическому здоровью ребенка, то есть – воспитанию здоровой личности в целом.

Здоровый психологический климат – эмоциональная атмосфера, благоприятная для эффективной деятельности, как педагога, так и ученика.

Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность:

— адекватно относиться к себе и другим, способна строить отношения, в том

— растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;

— стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под

— воспринимает мир реально;

— внутренне ответственна перед собой и другими;

— способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;

— интегрирована, имеет устойчивый стержень.

Чтобы ребенку помогать, надо понимать ребенка. Чтобы его понимать, надо знать ребенка. С этой целью поможет использование, проведение различных исследований, диагностик, тестов.

  1. Исследования по изучению личности ребенка.
  1. Рисунки «Несуществующие животные».
  2. Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»)
  3. Тесты на лидерство.
  4. Тесты на выявление качеств, способностей личности (Приложение №4).
  1. Исследования по выявлению взаимоотношений.
  1. Социометрия.
  2. Оценочная диагностика. (Приложение №4)
  1. Тесты на выявление отношения к школе, учебному процессу.
  1. «Мои оценки».
  2. Трудности, успехи.
  1. Тесты на выявление эмоционального состояния.
  1. «Радуга настроения».
  2. «Мои чувства».
  3. «Корзина чувств» (Приложение №4).

Сохранение и укрепление физического здоровья.

Физическое состояние – это комплекс признаков, характеризующих

морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.

Физическое развитие как процесс – это изменение форм, функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и в детских образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.

Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывают возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Возможность управления здоровьем – одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.

Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

Для укрепления, восстановления, сохранения здоровья необходимо использовать все средства, методы и формы адаптивного физического воспитания:

  1. Система организации двигательной активности:
  1. гимнастика до уроков;
  2. элементы подвижного урока;
  3. физминутки, оздоровительные паузы;
  4. гимнастика для глаз, мелких мышц руки;
  5. динамическая перемена.
  1. Профилактика вирусных и простудных заболеваний:
  1. точечный массаж лица;
  2. массаж рук;
  3. дыхательная гимнастика.
  1. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
  1. совместная работа с медицинскими работниками, психологом;
  2. анкетирование, тестирование детей и их родителей, привлечение к работе последних (Приложение 5)

Источник

Из опыта работы. Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
статья по русскому языку на тему

В статье представлен материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению в учебной деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Скачать:

Вложение Размер
individualizatsiya_i_differentsiatsiya_obucheniya_kak_puti_povysheniya_kachestva_znaniy_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_obuchayushchihsya.doc 109 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация и дифференциация обучения

как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Из опыта работы Ратничкиной М.Н .,

учителя русского языка и литературы

МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района

О чем мечтает каждый учитель?

В идеале — о том, чтобы дети знали и любили предмет, чтобы объяснить и получить 100% результат. К сожалению, так не бывает.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: « С каждого надо спрашивать то, что он может дать ». Эти слова как нельзя лучше относятся к учителям, к каждому из нас, кто работает с детьми, имеющими разные образовательные возможности, и кто хочет добиться высоких результатов.

Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.

Творческому учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих практическую направленность обучения, стимулирующих творческую активность школьников и сохраняющих их физическое и психическое здоровье . Моя педагогическая деятельность связана с деятельностью школы, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья и повышение качества знаний обучающихся.

Как учитель, я участвую в реализации целей образовательного учреждения.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы: как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?

В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности. Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?

Применение на уроках современных образовательных технологий — один из путей к решению этой проблемы. Наиболее приемлемой здоровьесберегающей технологией, на мой взгляд, является технология индивидуализации и дифференциации обучения, так как индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учитывает все особенности учащихся. Как я реализую это на практике?

В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Без участия самого ученика правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно. Дети сами оценивают свои знания, свою самоорганизацию, ответственность и активность.

Вторым, не менее важным, элементом урока является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической). Учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Ученик является контролером своих знаний. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности — что сделать. Двойка за один вид работы не расстраивает ученика, что является гарантом его активной работы в течение всего урока, гарантом его психического здоровья. Подсчет баллов, полученных за урок, психологически создает ситуацию азарта, ситуацию успеха.

Учитель видит каждого ученика и имеет возможность логичного перехода от дифференциации и индивидуализации работы с учащимися.

Тематическую карту самоконтроля ученики заполняют не только на обобщающих уроках, после изучения определенной темы (например, в 6-ом классе после изучения темы «Местоимение», или в 9-ом классе после изучения темы «Сложноподчиненные предложения»), но и на обычных уроках формирования знаний и закрепления знаний и умений.

Критерии – это ключевые моменты урока. Таблица помогает ученику увидеть, чего он не знает или не умеет. Видит это и учитель. После анализа таблицы — выставление оценки, работа по формированию умений, индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

По отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка (например, словарный диктант). Это оперативная помощь в процессе усвоения и закрепления материала, она формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья.

Неотъемлемой частью работы является ведение таблицы мониторинга знаний учащихся, так как нельзя добиться результатов ,не проводя диагностики знаний учащихся.

Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора . На уроке провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания — карточки и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.

Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе домашнего задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.

Применение технологии индивидуализации и дифференциации обучения позволяют развивать творческие способности учащихся: дети занимаются проектной деятельностью, готовят научно-исследовательские работы, выступают с докладами и сообщениями. При подготовке проектов каждый ученик вносит свой посильный вклад, ощущает свою значимость в общем деле, и это повышает мотивацию к изучению предмета. (Слайд – проекты).

Как результат – победы в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, в муниципальной научно-практической конференции «Грани творчества», «Путь в науку», победа в областном конкурсе чтецов «Язык всем знаниям и всей природе ключ», призер областного конкурса эссе о русском языке. (Слайд — конкурсная активность учащихся).

. За последние три года (2011-2014) ярко выражена позитивная динамика качества знаний по русскому языку и литературе в преподаваемых классах.

Источник

Читайте также:  Кому молиться при проблемах со здоровьем
Adblock
detector