Меню

Укрепление здоровья по средствам уроков физической культуры

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_psihologicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx 20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры

учитель физической культуры Данилова А.В.

Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была и остается одним из важнейших аспектов любой страны. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российских школах ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды.

Поэтому необходимо о беспечить информированность родителей, учащихся о состоянии качества и результативности преподавания физической культуры, о принимаемых мерах по сохранению и укреплению здоровья учащихся нашей школы.

Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками и коллегами, необходимо выстраивать свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Но существует и другая проблема-отсутствие мотивации у многих учеников. Что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала? За долгое время работы в школе, я поняла, что положительно влияет на мотивацию ребенка, собственная увлеченность учителя, умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. Творческие задания привлекают детей. Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность.

Идея моего педагогического опыта: развитие мотивации школьников к учебной деятельности, за с чет творческого подхода к занятиям по физической культуре, сохранение как психологического, так и физического здоровья, путем поиска новых форм и методов работы.

При целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.

Уже с юных лет в ребенка нужно закладывать пользу поддержания физического здоровья, ведь как гласит нам известная поговорка «В здоровом теле, здоровый дух!» . Основное направление работы учителя физической культуры-оздоровительное, оно реализуется с помощью использования рабочей программы развития, диагностикой уровня знаний, учета личностных достижений учащихся, представлением свободы выбора способов участия во внеурочной деятельности. Это помогает мне в решении поставленных задач, достижению более высоких результатов образовательного процесса, актуализируя личность ребёнка на творчество

Здоровьесберегающие технологии, которые необходимо использовать на уроках физической культуры:

1. Чередование видов деятельности. Один из способов повышения эффективности урока-чередование умственной и физической нагрузки учащихся, разнообразие форм организации урока. Чередование теории и практики;

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть не только развивающим, но и интересным. На уроке необходимо обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, как они воспринимают задания, как оценивают собственную работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме;

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений — не допускать перегрузки учащихся;

4. Индивидуальный подход к каждому школьнику. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого он должен создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право выбора вида спорта и поддерживать его начинания;

5. У чителю в работе необходимо замечать и подчёркивать даже самый маленький успех ребёнка при выполнении заданий. Во-первых, это формирует интерес к содержанию того, что ребёнок познает, который подкрепляется похвалой и одобрением учителя. Во-вторых, нужно учитывать то, что школьник младшего возраста обычно настраивается на сосредоточенную работу при наличии близкой мотивации, т.е. перспективы получения скорого результата в виде лучшего выполнения задания, хорошей отметки и т.д.;

6. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Уроки на свежем воздухе включают: лыжную подготовку, подвижные игры и другие спортивно массовые мероприятия;

7. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

8. Начало учёбы в школе означает постепенный переход от деятельности игровой к учебной. А это означает приобретение и систематизацию новых знаний, навыков и умений, дальнейшую социализацию личности. Я считаю, что игра стимулирует познавательную и двигательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно, искать ответы на возникающие вопросы; позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо. Ребёнок, по мере взросления, должен учиться относиться к учёбе как к труду, который является напряжённым и ответственным, но при этом может быть увлекательным, интересным и полезным;

9. Пропаганда здорового образа жизни. Акции «Обменяй конфету на сигарету», «Скажем наркотикам стоп!» и т.д. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.

Использование технологий здоровьесберегающей педагогики способствует гармоническому развитию физических качеств, укреплению здоровья, стремление вести здоровый образ жизни, повышению мотивации к урокам физической культуры и занятиям различных видов спорта, развитию творческих способностей у учащихся.

В формировании всесторонне развитой личности ребенка в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников. Данные мероприятия направлены на формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. Традиционными стали спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и многие другие мероприятия.

Также можно проводить «Дни Здоровья», которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди школьников, значительно увеличивают двигательную активность ребенка.

Традиционно в школе проводятся спортивные соревнования по баскетболу, игра «Снайпер», футболу, результатом внеурочной деятельности становятся победителями и призерами различных соревнований.

Таким образом, регулярная работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, активная спортивная жизнь школы способствует укреплению физической подготовленности обучающихся нашей школы, о чём свидетельствуют позитивные показатели здоровья и качества обучаемости учащихся.

Давно было доказано, что человек, который ведет здоровый образ жизни, обладает высоким зарядом оптимизма, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя физической культуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.

Ребенку предстоит впереди прожить целую жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления.

Список использованной литературы:

Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2007. 511с

Белов В.И. Психология здоровья. СПб: Респекс, 1994. 272 с.

Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 412 с.

Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Мн.: Харвест, 2001г. 486 с.

Ксензова Ю. Перспективные школьные технологии, учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000г. 223 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006. 368с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. 413 с.

Лях В.И. Методика физического воспитания. М.: ЮНИТИ, 2008. 269 с.

Источник

Роль уроков физкультуры в укреплении здоровья школьников и повышении качества обучения
статья по физкультуре по теме

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.

Скачать:

Вложение Размер
rol_urokov_fizkultury_v_ukreplenii_zdorovya_shkolnikov_i_povyshenii_kachestva_obucheniya.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

ШКОЛЬНИКОВ И ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

МБОУ Барандатская СОШ, с. Б.Барандат

Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.

С 2003 г. в МОУ Барандатской СОШ реализуется целевая программа “Школа здоровья”. Программа носит комплексный характер и предусматривает работу с родителями, организацию горячего питания, активного досуга обучающихся, психологическое сопровождение, материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса и т.д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, стали неотъемлемой составляющей данной программы.

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма.

Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня — не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предупреждение роста заболеваемости детей в условиях школьного обучения, укрепление детского организма, что является также и условием активизации интеллектуальной деятельности, а значит, и повышения качества обучения по всем предметам.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Система мероприятий здоровьесбережения в рамках процесса физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;
  • организацию учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
  • пропаганду здорового образа жизни (проведение ежемесячных классных часов, спортивных мероприятий по данной тематике и дней здоровья);
  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МОУ Барандатской СОШ, показала, что среди школьников около 70% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

Однако, наличие хронических заболеваний — не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие:

наличие или отсутствие отклонений в дошкольном возрасте (для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья);

  • уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
  • уровень физической подготовленности;
  • нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);
  • уровень функционирования основных систем организма;
  • степень сопротивляемости и устойчивости организма к стрессам и болезням;
  • адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
  • улучшение (динамика) состояния здоровья.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.

Я остановлюсь на 4-х основных направлениях в оздоровительной работе учителя физкультуры: профилактика нарушения зрения, формирование правильной осанки,снятие эмоционального напряжения и развитие силовых способностей детей.

1. Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патологий у школьников и составляет в ряде регионов России до 30-40% (Л.Ястребов. 1995). В нашей школе также наблюдается подобная ситуация, сейчас особенно у учащихся начальных классов, так как дети уже приходят в школу с нарушением зрения. Профилактика близорукости в условиях проведения урока физической культуры имеет ряд преимуществ:

  • большая площадь спортивного зала, снимающая естественное напряжение с мышц глаз;
  • проведение уроков физической культуры на открытой спортивной площадке, имеющей те же преимущества;
  • общий положительный эмоциональный фон занятий и смена деятельности учащихся.

В качестве средств решения проблемы профилактики зрения можно использовать специальные комплексы упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений целесообразно в начале подготовительной части урока физической культуры, после выполнения вводного ритуала. Также возможно выполнение этих упражнений в комплексе ОРУ. Выполнение упражнений занимает 2–3 минуты и не имеет прямой зависимости от особенностей учебного материала, изучаемого на уроке физкультуры.

2. Ещё одной серьёзной проблемой неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм школьника является патология опорно-двигательного аппарата, выраженная в основном в нарушениях осанки. Это связано с несоблюдением параметров школьной мебели и длительным удержанием вынужденной позы в течение учебного дня.

Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование правильной осанки школьника. В этой связи уроки физической культуры имеют все необходимые условия, а именно:

  • обязательное выполнение общеразвивающих упражнений на каждом уроке;
  • возможность использования фронтального метода организации занимающихся при выполнении упражнений для профилактики нарушений осанки;
  • возможность осуществления целенаправленной работы по профилактике нарушений осанки;
  • наличие необходимой материально-технической базы.

Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые в физическом воспитании принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Это могут быть разнообразные упражнения, внутренняя структура которых направлена на такое выполнение упражнений, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения должны включаться в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и выполняться как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, обруч, скакалка и др.). Такие упражнения оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки. Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др.). Эти упражнения являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки, а в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки они могут оказать существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. Также весьма полезны для профилактики нарушений осанки плавательные упражнения и передвижения на лыжах.

3. За последние годы увеличилось психоэмоциональное напряжение школьников, которое связано с повышающимися умственными нагрузками и сопровождающиеся ощущениями дискомфорта. Такое состояние принято называть “школьными стрессами” (Н.Смирнов. 2003). Одним из эффективных методов противостояния эмоциональному перенапряжению является выполнение на уроках физкультуры дыхательных упражнений, тем более что выполнение их рекомендуется методическими особенностями проведения урока. Большим преимуществом для выполнения дыхательных упражнений для снятия эмоционального напряжения в условиях урока физической культуры является:

  • относительная простота упражнений;
  • возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом;
  • независимость от особенностей образовательных задач урока физической культуры;
  • вынужденная смена деятельности детей с умственной на физическую;
  • оздоровительный эффект дыхательных упражнений.

Существует большое многообразие дыхательных упражнений, а для снятия эмоционального напряжения могут быть рекомендованы дыхательные упражнения без выраженной задержки дыхания. Для выполнения таких упражнений необходимо сосредоточиться на биении сердца и добиться синхронизации дыхания, выполняя на два удара сердца вдох и на четыре удара выдох. В дальнейшем можно увеличивать вдох до трёх ударов, а выдох до шести. Выполнять эти упражнения можно в начале подготовительной части урока, как на месте, так и в движении, перед выполнением разминки. В зависимости от задач урока возможно выполнение таких упражнений и в заключительной части урока.

4. Несмотря на то, что понятие “здоровье” ещё не получило строгого научного обоснования, под физическим здоровьем понимают степень физического развития человека. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма (Л.П.Матвеев. 1991). Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным является развитие собственно-силовых способностей и общей (аэробной) выносливости. В качестве средств воспитания собственно-силовых способностей могут использоваться общеразвивающие упражнения, объединённые в комплексы, а также упражнения с отягощениями, в том числе с отягощением собственного веса или веса партнёра. Существует специфика применения собственно-силовых упражнений в зависимости от реализации образовательных задач.

На занятиях лёгкой атлетикой рекомендуется выполнять упражнения собственно-силового характера в конце основной части урока, если не предусмотрено выполнение упражнений для развития общей выносливости. На уроках спортивных игр возможно выполнение таких упражнений с использованием набивных мячей в подготовительной части урока. На занятиях гимнастикой возможно выполнение собственно-силовых упражнений как в подготовительной, так и в основной частях урока. Для школьников целесообразно подбирать отягощения весом 40–60% от максимума, количество повторений должно не превышать 12–16 раз, количество упражнений в комплексе целесообразно не превышать 6–7 упражнений, интервалы отдыха между упражнениями – 2–3 минуты . Упражнения собственно-силового характера выполняются со старшеклассниками , с учащимися среднего школьного возраста в гораздо меньшем объёме , и совсем не рекомендуются для выполнения с детьми младшего школьного возраста.

Для развития общей выносливости применяются упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяются беговые упражнения, передвижения на лыжах, плавание. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег и передвижения на лыжах. Такие упражнения позволяют легко дозировать нагрузку, доступны для занимающихся и не требуют особых условий.

Наиболее распространённым методом для выполнения этих упражнений является метод стандартного выполнения упражнения в равномерном режиме. Однако, для целенаправленного развития общей выносливости необходимо разнообразить применяемые методы. Для этого возможно выполнение упражнений общей выносливости методом стандартного выполнения упражнения в режиме повторной нагрузки. Для учащихся старшего школьного возраста и наиболее подготовленных учеников целесообразно применение циклических упражнений методом переменно-непрерывного упражнения. Наиболее сложным является выполнение упражнений в переменно-интервальном режиме, которое возможно лишь при соответствующей подготовке занимающихся. Также для воспитания общей выносливости может использоваться метод круговой тренировки выполнения физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Необходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазоне ЧСС 130–140 ударов в минуту, так как в этом случае наблюдается наибольший ударный объём сердечной мышцы.

Представленная технология здоровьесбережения была реализована на обучающихся младших классов (5 – 7) на протяжении 2003-2005 гг. Полученные результаты говорят о положительной динамике в состоянии здоровья школьников по отдельным показателям (табл. 1).

Динамика изменения количества школьников 5-7 классов,

имеющих отклонения в состоянии здоровья

Характер отклонений в состоянии здоровья

Количество школьников, имеющих отклонения в здоровье

Источник

Читайте также:  Дтп вред здоровью средней тяжести уголовное дело
Adblock
detector