Меню

Укрепление здоровья обеспечение высокой работоспособности

Теория и методика воспитания

Теория и методика воспитания

Тема: Закономерности и принципы воспитания

В основе закономерностей процесса воспитания лежат …

устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами

противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями

принципы организации воспитания

индивидуальные и возрастные особенности учащихся

Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются ____________ воспитания.

Подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …

воспитания с опорой на положительные качества человека

учета возрастных и индивидуальных особенностей

воспитания в коллективе и через коллектив

связи воспитания с жизнью и трудом

Тема: Закономерности и принципы воспитания

Принцип уважения к воспитаннику в сочетании с требовательностью к нему был сформулирован …

В. А. Сухомлинским

Принципы воспитания вытекают из _____________ воспитания.

Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания

В основу планирования деятельности детского воспитательного коллектива А. С. Макаренко была положена …

система перспективных линий

авторитарный стиль педагогического воздействия

метод педагогического взрыва

принцип параллельного действия

Важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является, по определению А. С. Макаренко, …

создание пионерской организации

либеральный стиль педагогического руководства

Структура коллектива может быть определена таким методом исследования, как …

анализ продуктов деятельности воспитанников

Теория детского воспитательного коллектива была разработана …

Цели, определяющие развитие детского воспитательного коллектива, были названы А. С. Макаренко …

Тема: Основные направления воспитания

Способность личности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве является результатом _______ воспитания.

Укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности являются задачами _____________ воспитания личности.

Формирование знания о природе и гуманного, ответственного отношения к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности является задачей ____________ воспитания.

Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мышления и мировоззрения личности составляет сущность __________ воспитания личности.

Тема: Педагогические ситуации, педагогические задачи

Выбор форм воспитания при планировании классным руководителем процесса воспитания в классе относится к ________ педагогическим задачам.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая …

Педагогическая ситуация, которую создает педагог, осознанно обостряя противоречия в отношениях с учеником, относится к …

ситуациям соревнования и соперничества

ситуациям ответственных решений

Первым этапом решения педагогической задачи является …

анализ педагогической ситуации

конструирование педагогического взаимодействия

анализ результатов решения

наблюдение за поведением участников педагогической ситуации

Формирование базовой культуры личности относится к ____ педагогическим задачам.

Тема: Понятие о воспитательных системах

К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …

образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы

мероприятийный характер деятельности

авторитарный характер управления

Компонентами педагогической системы являются …

цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей

субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними

знания, умения, навыки учащихся

На этапе становления воспитательной системы происходит …

формирование концепции воспитательной системы

создание воспитательного коллектива школы

рождение коллективных традиций

развитие системы самоуправления

Основы теории воспитательных систем были заложены …

В. А. Караковским

Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …

В. А. Сухомлинским

Тема: Система форм и методов воспитания

Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса

1) эстетическое воспитание

2) экологическое воспитание

3) этическое воспитание

1 экскурсия История страны на полотнах русских художников

2 акция Сохрани ель!

3 классный час Поговорим о воспитанности

интеллектуальный марафон В гостях у царицы наук

праздник Папа, мама, я – спортивная семья!

Соотнесите формы, методы и средства воспитания с их определениями:

1) формы воспитания

2) методы воспитания

3) средства воспитания

1 классный час, литературная гостиная, праздник

2 беседа, пример, поручение

3 книга, слово педагога, видеофильм

урок, факультатив, экскурсия

анкетирование, наблюдение, эксперимент

Установите соответствие методов формирования сознания личности и их определений:

1 небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ нравственных понятий и оценок

2 вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок

3 коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа

стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков

торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния

Установите соответствие методов стимулирования деятельности и поведения и их определений:

1 торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния

Читайте также:  Сбер здоровье личный кабинет сотрудника

2 стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков

3 модификация метода воспитывающих ситуаций, которая способствует формированию качеств конкурентоспособной личности

последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования

предъявление воспитаннику образца поведения и деятельности

Установите соответствие методов воспитания определенным группам методов:

1) методы формирования сознания личности

2) методы организации деятельности опыта поведения

3) методы стимулирования деятельности и поведения

1 беседа, пример, рассказ

2 поручение, упражнение, приучение

3 наказание, поощрение, соревнование

тест, анкетирование, эксперимент

иллюстрация, демонстрация, лабораторная работа

Тема: Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса.

Национальное своеобразие воспитания

Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется …

Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе …

Движущими силами процесса воспитания являются …

Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется …

Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется …

Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется …

Источник

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1) Режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

2) Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

а) Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни — юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

б) Следующая непростая задача — преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающее на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Читайте также:  Как изменяется здоровье человека

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм — одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических веществ, отличающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство — способность вызвать состояние эйфории (не оправданное реальной действительностью возвышенное, радостное настроение). Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

3) Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти.

Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма — сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

4) Двигательная активность.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Читайте также:  Желаю вам счастья здоровья успехов любви

Таким образом, чтобы выполнять двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность. Так, двухчасовую прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин игры в баскетбол. В качестве компонента двигательной активности не следует забывать танцы. Их высокий эмоциональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120-140 удар/мин) [7, с. 153].

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней.

Широко известны различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

6) Личная гигиена:

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4-5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.

Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется 2 раза в день. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин. Чтобы сохранить зубы, важно, чтобы пища содержала достаточно кальция. Во время еды нужно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки ягод и плодов, поскольку эмаль, покрывающая зубы, может дать трещину, после чего разрушение зубных тканей идет весьма быстро. Не реже 2 раза в год необходимо посещать врача стоматолога для профилактического осмотра зубов.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и др. Спортивную одежду следует использовать только во время занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта [8, с. 109].

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы.

Источник

Adblock
detector