Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_doshkolnikov_sredstvami_fizicheskoy_kultury.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры»
Инструктор по физической культуре
МКДОУ д/с №10 «Колокольчик»
Апанасенковского района Ставропольского края
Коробейник Елена Алексеевна
с. Апанасенковское 2017 г.
Введение _______________________________________________ 3-4 стр.
Задачи физического воспитания дошкольников _______________ 5 стр.
2. Формы работы с детьми по укреплению здоровья:
2.4Гимнастика после сна
2.6 Спортивные праздники и развлечения____________________6-8 стр. 3. Коррекционная работа
4. Работа с родителями
5. Закаливание________________________________________ 9-10стр.
Заключение_____________________________________________ 11 стр.
Список литературы_______________________________________ 12 стр.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше заботы проявляется о физическом воспитании ребёнка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным.
Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.
Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Физическая слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка.
Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Поэтому необходимо обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами.
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В этой связи представляются весьма наболевшими вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств методов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Существует много различных форм проведения физкультурных занятий (кроме стандартных) в детском дошкольном учреждении. Главное, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
- формирование правильной осанки;
- совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными особенностями детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям по физической культуре, нужно разнообразить методы и приёмы проведения таких занятий.
Всё, что идёт на пользу нашим детям, нужно активно применять в своей практике.
Источник
Консультация «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания дошкольников»
Трачук Оксана
Консультация «Реализация эффективных форм оздоровления и физического воспитания дошкольников»
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н. М. Амосов
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.
Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
Важным фактором здоровья является физическая активность. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).
Установление взаимодействия с семьей по вопросам оздоровления и физического развития дошкольников и создание единого здоровье сберегающего пространства «Детский сад – семья». Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, поэтому организация совместного досуга не только средство воспитания ребенка, но и важное средство укрепления здоровья семьи. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу.
Прикреплённые файлы:
realizacija-yefektivnyh-form-ozdorovlenija-i-fizicheskogo-vospitanija-doshkolnikov_o53q1.pptx | 10409,69 Кб |
Гимнастика пробуждения как условие оздоровительно-физического воспитания дошкольников ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО — ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «От здоровья, жизнерадостности детей зависят их.
Игры-эстафеты как средство развития физического воспитания дошкольников ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено.
Использование игрового самомассажа, как одной из форм оздоровления дошкольников Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками» На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях.
Консультация для родителей: «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников.» «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо. Движение для детей – это лекарство, которое помогает.
Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Муз. рук. Жегалина Л, И. Работая в детском саду,.
Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО В эпоху модернизации системы образования в Российской Федерации возникает необходимость поиска новых технологий и эффективных форм взаимодействия.
Подвижные игры и их место в системе физического воспитания дошкольников Потребность у детей-дошкольников в двигательной активности колоссальна, движение – физиологическая потребность для них. Через движение ребенок.
Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.
Экологические игры как одна из форм воспитания дошкольников Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает.
Источник
«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Методический час
Светлана Саблина
«Укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Методический час
Методический час
по теме: «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Подготовила: Саблина С. Н., воспитатель отделения дневного пребывания
ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья».
Систематизировать знания специалистов центра о комплексном подходе к проблеме укрепления и сохранения здоровья дошкольников, повышать профессиональный уровень педагогического мастерства, развивать творческую активность коллектива.
1. Сообщение воспитателя по теме методического часа:
а) Теоретические основы здорового образа жизни.
б) Задачи физического воспитания дошкольников.
в) Формы и методы работы в условиях отделения дневного пребывания.
2. Игровой тренинг «Мячик прыгает по мне»
3. Кроссводр «Здоровый образ жизни»
4.Творческая мастерская: изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования из бросового материала.
. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Таким образом, здоровьескладывается из нескольких составляющих:
1. Физическое здоровье — состояние органов и систем органов, жизненных функций организма (полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических недостатков).
2. Психическое здоровье – или состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.
3. Социальное здоровье – понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Дошкольное детство – период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям.
Хочу процитировать высказывание знаменитого педагога В. А.Сухомлинского:«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».
В условиях группы дневного пребывания вся деятельность воспитателя в той или иной мере направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.Перед воспитателем ставятся следующие задачи:
• Формировать знания о здоровье.
• Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.
• Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
• Обеспечить достаточный двигательный режим.
• Учить детей на практике применять знания.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Создать здоровье сберегающую предметно-пространственную среду.
Таким образом, для решения этих задач необходимо проводить работу по нескольким направлениям, применяя различные формы и метод,такие как:
— Проведение групповых и индивидуальных занятий познавательного и практического характера, которые дают детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширяют представления о состоянии собственного организма, формируют привычки здорового образа жизни, прививают стойкие культурно-гигиенические навыки, расширяют знания о питании, его значимости и взаимосвязи с состоянием здоровья, формируют положительные качества личности, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья; В папке «Методический материал по здоровому образу жизни»представлены разработки конспектов занятий: «Да здравствует мыло душистое!», «Страна волшебная — Здоровье», «Органы чувств», «Что такое витамины?» и др.
— проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий, как средство развития физических качеств и укрепления здоровья;
— проведение подвижных и спортивных игр для развития не только физических качеств (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, гибкости и др, но и эмоционально-волевых качеств (т. к. целеустремленность, чувство товарищества, взаимовыручка, находчивость и др.) Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, проводятся ежедневно в условиях группы и на прогулке;Дети 3-5ллетнего возрастас интересом играют в такие игры как: «Волк под горой», «Лохматый пес», «Лиса в курятнике», «Птички и кот», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц» и др.
— проведение профилактических мероприятий:
Сюда входят: комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, профилактика переутомления глаз, самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А. А., как профилактика простудных заболеваний + ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений, дыхательная гимнастика. Методики проведения этих мероприятий представлены в папке «Методический материал для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий»;
— большое внимание в рамках социально-педагогических занятий уделяется проведению пальчиковой гимнастики и массажу кольцами и шариками «су-джок»;
— проведение прогулок на свежем воздухе, режимное проветривание и кварцевание помещений;
-так же достаточный двигательный режим обеспечивается посредством физминуток во время занятий и проведением динамического часа под музыку;
— физкультурные праздники,соревнования и эстафеты кроме выполнения задач физического воспитания улучшают эмоциональный фон: повышают настроение детей и доставляют им много радости и удовольствия.
Одним из направлений работы является повышение соцыально-педагогической культуры родителей через консультации и беседы по следующим темам: «Формирование культуры трапезы», «Режим дня в условиях группы и дома», «Играйте вместе с детьми. Подвижные игры для дошкольников» и др.
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, укрепление здоровья дошкольников происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность детей, на возрастные и индивидуальные особенности их развития и имеет фундаментальное значение, как залог здоровья на протяжении всей жизни.
А теперь вашему вниманию я хочу предложить разгадать небольшой кроссворд. (Приложение)
Игра «Мячик прыгает по мне»
Цель: закреплять ориентированность ребенка в собственном теле и в пространстве.
(Я читаю стихотворение – родители выполняют):
В правую руку свой мячик возьми.
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне.
Да на живот – не запутаться б мне.
Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы с детьми.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Это оборудование можно использовать во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству. Выдумке и умелым рукам.
Вашему вниманию предлагаю использовать: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки и пробки, трубочки от фломастеров и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы можно превратить в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Сейчас мы своими руками попробуем смастерить предметы нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала: например, «шарик на резинке», «летающие тарелки», «мостик из трубочек», «речные камушки» и т. д.
Кроссворд «Здоровый образ жизни»
Ответы на кроссворд «Здоровый образ жизни»
Источник