Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка
консультация по теме
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ne_boyus_eshchyo_i_eshchyo_raz_povtorit.doc | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
1.Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка.
Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, перееданием и гиподинамией.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение .
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резком колебании; важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.
Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель А.А. Колтыпин, Р.О. Лунц, М.С. Маслов, В.Н. Молчанов, Г.Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение.
В организме все жизненные процессы сопровождаются образованием тепла. Выработка тепла и его отдача во внешнюю среду для нормального теплового состояния организма должны быть уравновешены.
На интенсивность теплоотдачи влияют метеорологические условия (температура, влажность воздуха, сила ветра), а также одежда.
Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.
Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям.
Таким образом, в результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций:
- сужение или расширение кожных капилляров,
- совершенствуется безусловные рефлексы,
- повышается тонус скелетных мышц,
- вырабатывается общая реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.
Закаливание воздухом. Воздух является самым привычным, постоянно окружающим нас фактором внешний среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18-20 , для детей раннего возраста – 20 – 22 , относительная влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не больше 0,2 м/сек.
Закаливание воздухам во время сна. После того как все дети легли, открывают окно или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15 минут до подъема детей окно или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 18 С.
Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах. В первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение водой может вызывать третью фазу – вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.
Закаливание солнечными лучами.
В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые, инфракрасные и ультрафиолетовые.
Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания.
Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.
Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.
2.Принципы _ закаливания.
В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закаленный человек способен легче переносить любые отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создает возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.
И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма – это бесконечное приспособление к окружающим условиям.
Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребенка.
При проведении закаливания необходимо соблюдать:
- Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
- Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий, продолжительности отдельных закаливающих процедур и их дозировки.
- Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов.
- Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный подход.
- Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость только к данному раздражителю. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.
Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причем сила закаливающих факторов увеличивается постепенно. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от эмоционального тонуса ребенка.
Схема проведения воздушных ванн в помещении
Возраст ребенка (в годах)
Продолжительность ванны, мин.
Температура воздуха в помещении
Предельная температура воздуха, допускающая сон на воздухе
Температура воды для влажных обтираний
Возраст детей (в годах)
Температура воды для обливания ног
Возраст (в годах)
Схема проведения свето – воздушных ванн
Минимальная температура воздуха
Время проведения ванн (мин)
Температура воды для обливания после ванн
3.Организация закаливания в детском саду.
Организация закаливающих процедур в детском саду требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.
- В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.
- В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
- Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
- Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.
Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Закаливающие процедуры делятся на общие и местные. При местных процедурах воздействию воды и воздуха подвергается часть тела.
На основе рефлекторной деятельности организма ответные реакции являются общими, а не местными. Так, после обливания стоп холодной водой изменяется температура кожи не только на стопе, но и на лбу и носу, изменяется также тонус кожных сосудов предплечья, частота пульса, объем легочной вентиляции, кровяное давление.
4. Учет индивидуальных особенностей и состояния ребенка при закаливании.
Вся работа по закаливанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности.
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
- Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
- Комплексное использование всех природных факторов.
- В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.
5.Организация закаливающих процедур в конкретном образовательном дошкольном учреждении.
Методические рекомендации воспитателям старшей группы сада № 131 (ЗПР)
- Обязательно соблюдать постепенности и систематичности.
- Строго индивидуальный подход.
- Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.
- Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.
- При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.
- Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30 – 40 минут после приема пищи.
В данном детском саду в настоящее время вся оздоровительная работа строится на основе анамнеза развития ребенка и индивидуального компьютерного прогнозирования его заболеваемости.
Особое внимание уделяется закаливающим процедурам, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья», индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.
Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведением закаливающих процедур.
Основные показатели: общее хорошее состояния ребенка, сон, аппетит, двигательная активность, нарастание основных антропометрических показателей. Одним из объективных показателей является также снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом, тонзиллитом.
Источник
Консультация для родителей «Влияние средств закаливания на укрепление здоровья детей»
Марина Орденко
Консультация для родителей «Влияние средств закаливания на укрепление здоровья детей»
Закаливание – это тренировка организма воздействиям внешней среды для повышения его устойчивости к колебаниям температуры (жаре и холоду, ветру и физической нагрузке и т. д.).
Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние организма, сон, аппетит, настроение, повышается выносливость к физической и умственной нагрузке, снижается заболеваемость, а также повышается сопротивляемость к детским инфекциям.
Под простудой понимают временное снижение сопротивляемости организма инфекционным возбудителям под влиянием переохлаждения.
Сущность закаливания состоит в его систематичности, постепенности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребенка. Чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, t0 с воздуха в комнате должна быть около 220 .
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем и при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребенка, допуская снижение t0 до 15 – 170 с прекращая его за 20 – 30 минут до возвращения ребенка (время необходимое для восстановления нормальной t). Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.Очень полезен сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении независимо от времени года.
После того, как ребенок улегся, в спальне открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна.
За 15 – 20 минут до подъема можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.
Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.
Основные условия прогулки:
2. регулирование одежды детей в зависимости от t воздуха.
3. чередование характера детской деятельности – надвижной или
спокойной в зависимости от погоды.
При t0 воздуха +6 до -20 дети должны быть одеты в 4-х слойную одежду.
При снижении t до -3-80 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги одевают утепленные сапоги.
В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребенка. Для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять.
С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную одежду, а затем на однослойную.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребенок находится на свежем воздухе 4 – 5 часов.
Летом все режимные моменты должны проводиться на воздухе. В теплую погоду ребенка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного раздевания и одевания.
В эти 6 – 8 минут ребенок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, он получает воздушные ванны, находясь в облегченной одежде во время физкультурных занятий.
Тренированный ребенок может оставаться целый день в рубашке с короткими рукавами и в носках.
Под влиянием охлаждения кровеносные сосуды кожи сокращаются, и кровь с её поверхности приливает к внутренним органам.Затем начинается усиленная выработка тепла внутренними органами и прилив крови к коже: она розовеет, согревается. Последовательно проводимые воздушные ванны тренируют организм ребенка, приучают его приспосабливаться к внезапным понижениям t путем изменения кровообращения в коже и внутренних органах. Во время воздушных ванн улучшается кожное дыхание. Воздушные ванны благотворно влияют на нервную систему.
Воздушно – солнечные ванны можно проводить летом в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и ветра. Если ребенок очень раскраснелся или наоборот, побледнел, ведет себя неспокойно, нужно увести его в помещение, напоить водой и в следующий раз уменьшить продолжительность процедуры.
Для закаливания можно применять водные процедуры в виде обтирания, обливания, душа и купания.
Умывание детей тоже своего рода закаливание. Летом можно умывать детей прохладной водой из — под крана.
Более сильно действует на закаливание организма общее обтирание,которое производится в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Сразу после обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением легкого массажа до появления умеренного покраснения.
Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (емкостью 0,5 литра). Воду льют на нижнюю треть голени и стопу.Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на теплые ноги. После обливания следует растирание.
Игры с водой тоже могут быть использованы как закаливающие процедуры.
Оздоровительно – закаливающийкомплекс включает много факторов :
1. это воздушный и температурный режим в помещениях.
2. рациональная одежда детей в помещении и на прогулке.
3. проведение утренней гимнастики в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении.
4. сон при постоянном доступе свежего воздуха.
5. прогулки детей в любую погоду.
Итак, чтобы получить положительный эффект, необходимо закаливающие процедуры проводить постепенно, менять их виды в зависимости от сезона и погоды, а также постепенно увеличить силу воздействия природного фактора.
Сохранение и укрепление здоровья детей в специализированных группах (из опыта работы) Одно из направлений в работе ДОУ компенсирующего вида — создание оптимальных условий для сохранения, укрепления здоровья детей, оптимизация.
Консультация для родителей «Влияние занятий плаванием для детей дошкольного возраста» Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При плавании развиваются.
Консультация для родителей «Положительное влияние занятий плаванием на физическое здоровье детей» «Положительное Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат». Положительное влияние.
Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на наших детей» Мам, включи мультик… Не нужно быть специалистом психологии, чтобы понять, что современные дети очень отличаются от своих предшественников.
Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на психику детей». Чевушева Наталья Анатольевна. Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на психику детей». Важные этапы формирования личности детей.
Консультация для родителей «Влияние современных мультфильмов на психику детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу поделиться своим мнением относительно влияния современных мультфильмов на психику детей. По практике,.
Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома» «Здоровье-это главное богатство человека». «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». Вырастить ребенка здоровым,.
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Охрана и укрепление здоровья детей» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Охрана и укрепление здоровья детей» Охрана и укрепление здоровья детей – одна из.
Сохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.
Сохранение и укрепление здоровья детей с использованием массажных ковриков В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей.
Источник