Меню

Укрепление здоровья детей средствами физической культуры

Физические методы укрепления здоровья детей
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье представлен обобщенный материал о методах укрепления здоровья детей и рекомендации для родителей

Скачать:

Вложение Размер
Физические методы укрепления здоровья детей 18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физические методы укрепления здоровья детей

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

• приобщение детей к физической культуре;

• использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

• непосредственно образовательная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (в парк, к реке);

К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

К здоровьсберегаюшим технологиям и технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку и без музыки. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Памятка для родителей по здоровому образу жизни

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:

– живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;

– начинайте день с утренней зарядки (не менее 20 мин);

– бросьте курить, объясняя своим детям, что курение это форма самоубийства;

– оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;

– не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;

– имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:

– никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;

– никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;

– никогда не выносите сор из избы;

– никогда не делите труд в семье на мужской и женский.

3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:

– будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;

– уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;

– с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины-матери, мужчины-отца.

4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:

– относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

– очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;

– не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;

– находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.

5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:

– не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;

– к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.

6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.

  1. Физическая культура в детском саду младшая группа. Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  2. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  3. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  4. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  5. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  6. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей.

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная .

Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эфф.

Источник

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
статья по физкультуре на тему

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey_sredstvami_fiz.kultury.docx 26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Салихзянов Сергей Сергеевич,

преподаватель физической культуры

ГБОУ СОШ № 491 Красногвардейского р-на СПб

с углубленным изучением математики

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры:

аспект требований ФГОС

«Здоровью научить нельзя —

надо воспитывать потребность

Широко известен постулат Аристотеля: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Многие модели социально-экономического развития общества направлены на улучшение качества жизни людей, которое выступает критерием и конечным результатом любых преобразований в обществе.

Качество жизни человека определяется во многом его внутренним ощущением радости бытия, которому нужно учить каждого человека, быть нужным своей индивидуальностью другим людям или общему делу. И неоспорима аксиома, что здоровье нации, ее мощь и сила, духовный и интеллектуальный потенциал формируется с детских лет ее маленьких граждан – наших детей, наших учеников, или, перефразировав, здоровье детей – это здоровье нации – физическое, духовное, интеллектуальное!

Искусство жить качественно и долго состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Отсюда проистекают важнейшие и глобальные задачи преподавания физической культуры в школе – задачи поистине государственного уровня и государственного масштаба:

— повышение уровня здоровья детей,

— формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,

— формирование навыков здорового образа жизни,

— а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Достижение этой цели включает в себя следующие организационные этапы:

  • организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
  • организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.

В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.

В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:

  • спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
  • занятия в спортивных секциях;
  • туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
  • экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья, включает в себя:
  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
  • рациональную организацию уроков физической культуры;
  • регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
  • организацию:

— занятий лечебной физической культурой;

  • часа активных движений (динамическая пауза) между 3-м и 4-м уроками;
  • работы курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для их эффективного функционирования.
  • динамических перемен, физкультурных минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;

Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:

внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:

  • лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
  • совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.

И закончить свое выступление хотелось бы замечательными словами В.А.Сухомлинского: « Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

Источник

Читайте также:  Храп вредно для здоровья
Adblock
detector