Меню

Укрепление здоровья детей с опфр

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 5 — Здоровьесберегающие технологии, применяемые при обучении детей с ОПФР на переходном этапе из младшей школы в среднее звено
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 5
Здоровьесберегающие технологии, применяемые при обучении детей с ОПФР на переходном этапе из младшей школы в среднее звено
Профилактическая работа с педагогическими кадрами и семьёй по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения
Все страницы

Здоровьесберегающие технологии, применяемые при обучении детей с ОПФР на переходном этапе из младшей школы в среднее звено

Воспитание и обучение человека всегда было очень сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании и обучении.
В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются школьные педагогические технологии и появилось много различных направлений, возникает необходимость их дифференцированного применения в зависимости от уровня развития психических процессов и функций ребенка.
Одной из базовых задач школы является формирование здорового образа жизни и обучение умению сохранять свое физическое и психическое здоровье. Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в гимназии с 1 по 11 классы: режим дня, режим питания, график прогулок. А вот технологиям, направленным на сохранение психического здоровья детей, особое внимание нужно уделять после окончания начальной школы. Ни для кого не секрет, что у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, при переходе из начальной школы в среднее звено резко падает успеваемость.
К причинам, приводящим к резкому падению уровня учебной мотивации, и соответственно к снижению уровня успеваемости, выделяются следующие:

  • Самая главная – эмоциональный дискомфорт, который связан с повышенными требованиями (зачастую разными – у каждого педагога свои требования), рвется тесная связь учеников с учителями, у детей пятых классов проявляется острая потребность в покровительстве, сочетается со стремлением демонстрировать независимое демонстративное поведение.

Вступление ребенка в подростковый возраст, в котором отмечается беспокойство, связанное с половым созреванием, компенсировать его подростки пытаются через желание и стремление к доминированию. Это беспокойство связано с осознанием проблем в физическом здоровье, что влияет на снижение самооценки.

  • Усложнение речевого материала и низкий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому, когда говорят о здоровьесберегающих технологиях, применяемых при обучении детей при переходе из младшей школы в среднее звено, нужно говорить, прежде всего, о технологиях, направленных на создание эмоционального благополучия.

Отсюда вытекает основная цель деятельности педагога, который в процессе реализации здоровьесберегающих технологий должен обеспечить эмоциональное благополучие подростка. Основными задачами здоровьесберегающих технологий является:

  • обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности;
  • развитие у школьников способности к самопониманию, формированию положительного образа «Я» и навыков конструктивного выражения эмоций, снятия состояния эмоционального дискомфорта, т.е. обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением;
  • расширение функциональных и операционных возможностей подростка, формирование у него необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности чувству уверенности в своих силах;
  • совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, в преодолении барьеров в общении, достижении взаимопонимания;

К рекомендуемым технологиям для детей такого возраста можно отнести технологию Эльконина-Давыдова, технологию наглядного моделирования, технологию психогимнастики (автор Чистякова), КТД, обучение приемам эмпатии, экотерапию, нетрадиционные: кинезиология, арттерапия, сказкотерапия, амплификация, которая положительно влияет на активность коры головного мозга.
Хочется отметить особо положительный эффект применения сказкотерапии. Именно она обеспечивает тесный контакт между левым и правым полушариями. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время как правое полушарие свободно для фантазии, творчества. Ребенок на осознанном уровне может и не принимать сказку, но положительный эффект все равно присутствует, так как изменение происходит на подсознательном уровне. Практика показывает, что у благополучных беспроблемных детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении, в то время как у детей с ОПФР терапевтический положительный эффект присутствует.
Для создания у детей этого возраста положительного отношения к познавательной деятельности, направленной на развитие мыслительных процессов, рекомендовано применять стратегию успеха. При организации учебных занятий следует использовать содержательную оценку, то есть в развернутой форме показывать, что ребенок может, что умеет, к чему может приобщиться. Указание на наметившийся прогресс, успех является обязательным компонентом такой оценки. Отсюда вытекает, что здоровьесберегающей эффективной технологией для детей при переходе в среднюю школу является и технология педагогической поддержки. Эффективность применения вышеперечисленных технологий зависит от реализации ряда принципов, которые должны определять характер взаимоотношений педагога и детей: принцип партнерского общения, принцип гуманного отношения к детям; принцип творчества и спонтанности – все дети обладают природной способностью к творчеству.
Здесь необходимо отметить, что должна соблюдаться преемственность в работе по применению технологии между учителями-предметниками, воспитателями и руководителями кружков гимназии.

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий напрямую зависит от личностной и методической грамотности педагога. Так же эффективность применения здоровьесберегающих технологий при работе с детьми напрямую зависит от здоровья самого педагога. Данные исследований показали, что уровень невротических реакций у педагогов постоянно повышается и зависит напрямую от стажа и преподаваемого предмета. Среди факторов, провоцирующих невротические реакции педагогов: стиль общения педагогов, технология опросов, педагогическая нагрузка, особенности питания.
При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, меньше их перебивает, возражения принимает спокойно и приглашает других учеников к обсуждению этих вопросов, в его речи больше положительных прилагательных (хорошо, отлично, прекрасно), лицо выражает радость, удовлетворение. У педагогов с таким стилем общения уровень невротических реакций ниже. У них преобладают позитивные реакции, меньше категорических оценок действий детей, наблюдаются разнообразные виды опросов, дети более активны и свободны. Учащиеся больше участвуют в управлении учебной деятельностью на уроке. Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только своими знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью. Следует отметить, что работу по устранению психической деформации личности педагога следует начинать с основ теории, то есть с убеждения самого педагога, что он нуждается в этих мероприятиях.
В заключение хочется отметить, что педагогам следует строить работу с детьми с применением тех форм и методов, которые учитывают природные мотивационные установки и на этой основе формировать позитивное поведение, направленное на самоусовершенствование своего тела, на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление своего здоровья.

Источник

Воспитание детей с ОПФР. Проблемы. Пути решения

Воспитание детей с ОПФР. Проблемы. Пути решения.

(из опыта работы СШ №34 г. Гродно)

Воспитание — это основа образовательного процесса. Поэтому в современном специальном образовании весьма актуальна проблема качества не только обучения, но и воспитания, формирования и развития социально адаптированного человека. Основным компонентом содержания воспитательной работы является воспитывающая деятельность: познавательная, трудовая, художественно-эстетическая, социально-ориентационная, физкультурно-спортивная, свободное общение.

Наблюдения, которые мы вели в течение нескольких лет, показывают, что дети с ОПФР отличаются рядом особенностей. Нами определены проблемы в воспитании учащихся с ОПФР:

– неразвитость адаптационных способностей;

– своеобразие, неадекватность поведения учащихся, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками;

– узость представлений об окружающем мире, низкий уровень социального опыта;

– слабая нервная система, быстрая утомляемость;

– взаимодействие с родителями; низкая педагогическая грамотность родителей.

Мы убеждены, что хороших результатов можно добиться только тогда, когда воспитание учащихся с ОПФР становится функцией не отдельного педагога, а всего учреждения образования в содружестве с семьёй ребёнка. Чтобы коррекционная работа была более эффективной, необходимо активное сотрудничество всех специалистов школы, ведь перед нами стоят единые цели в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии. И только благодаря совместной работе всех специалистов, мы сможем добиться больших результатов, и учебно-воспитательный процесс будет успешным.

В школе разработана и функционирует программа «Дружная семья». Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: она помогает решать проблемы воспитания учащихся с ОПФР, предоставляет возможность для реализации творческих способностей детей, повышения личностной культуры и участия в делах социальной значимости, развития коммуникативных и организаторских способностей.

Цель: совершенствование системы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в школе

– формирование доброжелательных установок, чуткости, терпимости в отношении учащихся с ОПФР;

– организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды для полноценного личностного развития детей с ОПФР;

– создание равных возможностей и доступа детей с ОПФР к участию в различных формах общественной жизни, включение их в активное социальное взаимодействие;

– содействие достижению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни детей с ОПФР.

В выполнении задач программы «Дружная семья» участвуют следующие педагогические работники школы: администрация, учитель и воспитатель класса ОПФР, учителя-дефектологи, учителя-предметники, работающие в классе ОПФР, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник школы. Огромное значение имеют единые педагогические требования, поэтому в воспитании детского коллектива налажен тесный контакт в работе всех специалистов школы.

Особенно требуется помощь всех специалистов детям 1-го класса в адаптационный период. Необходимым условием успешной адаптации учащихся является изучение и учёт индивидуально-личностных особенностей каждого ученика всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Большую роль в этом играет деятельность педагога-психолога по следующим направлениям:

1. Психодиагностика учащихся с ОПФР.

2. Психопросвещение учащихся с ОПФР, педагогов, работающих с учащимися, имеющими ОПФР.

3. Развивающие занятия, направленные на развитие психологических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления)

Педагог-психолог проводит психологические занятия в рамках информационных и классных часов, направленные на повышение уровня ученического восприятия различных ситуаций, связанных с развитием учащихся с особенностями психофизического развития. Просвещение учителей, работающих в классе ОПФР, проводится педагогом-психологом в рамках психологических лекториев и занятий с целью повышения уровня психологической культуры, для возможности более глубокого и детального взаимодействия с учащимися с ОПФР по темам «Особенности взаимодействия с учащимися, имеющими ОПФР», «Организация психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации к школе». Проводятся лекции-консультации для педагогов по темам «Формирование у учащихся толерантности», «Учебная успешность. Педагогическое взаимодействие с детьми различных темпераментов», семинар по организации процесса обучения в 1-х классах «Возрастные особенности учащихся 1-х классов».

У большинства детей с ОПФР неустойчивая эмоционально-волевая сфера, что ведёт к нарушению этических норм поведения учащихся, возникновению у них трудности в установлении здоровых межличностных контактов. Отмечается своеобразие, неадекватность поведения учащихся с ОПФР, отсутствие у них умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками. Обучение школьников умению общаться, воспитанию доброго отношения к любому человеку формируется в деятельности свободного общения. Видеть человека как такового, ценить другого вне его предметной деятельности — основная задача свободного общения. У детей умение общаться формируется преимущественно в предметной деятельности, поэтому все виды предметной деятельности и составляют содержание свободного общения. В школе разработана коррекционно-развивающая программа «Уроки общения». Программа содержит занятия по эмоциональному воспитанию. Цель этих занятий — социально-эмоциональное развитие школьников. Задачи социально-эмоционального воспитания:

– развитие адекватного эмоционального реагирования;

– развитие умений расшифровывать и воспроизводить мимические и пантомимические формулы различных эмоциональных состояний;

– социально-эмоциональное развитие, включающее использование и понимание невербальных средств коммуникации, понимание своих и чужих эмоциональных состояний и причин, их порождающих, желание и умение говорить о своих эмоциях, формирование просоциального поведения и способности контролировать эмоциональные проявления;

– развитие навыков релаксации.

Опыт педагогов, работающих в классе, показал, что большую роль в решении проблемы воспитания у детей чувства товарищества и взаимопомощи играют занятия изобразительной деятельностью и конструированием. На протяжении уже нескольких лет школа сотрудничает с Гродненским городским центром технического творчества учащихся. Учащиеся класса ОПФР посещают кружок начально-технического моделирования «Фантазёры», где учатся совместно изготавливать поделки из бумаги и картона. Организация коллективного выполнения заданий содействует воспитанию у детей умения дружно, согласованно работать. Решение проблемы неадекватности поведения учащихся с ОПФР решается учителем класса ОПФР в тесной связи со специалистами СППС. Педагог-психолог проводит психопрофилактические занятия с учащимися, имеющими особенности психофизического развития. Они имеют целью предупредить формирование вредных привычек – данные занятия проводятся в форме профилактических бесед с учащимися. Также проводятся беседы на темы, связанные с личной безопасностью учащихся, так как дети данной категории подвержены зависимому поведению. Развивающие занятия оформляются в виде занятий по психологии, которые имеют в своём содержании элементы сказкотерапии, арттерапии или коллективно-творческого дела. Развивающие занятия чаще всего носят игровой характер.

На современном этапе развития образования приоритетной задачей школы выступает организация образовательного процесса таким образом, чтобы ребёнок с ОПФР как можно раньше был способен найти ответ на главные в жизни человека вопросы: каков окружающий мир, как устроена жизнь, в чём смысл происходящего для тебя и для окружающих людей. Проблема узости представлений учащихся с ОПФР об окружающем мире, низкого уровня их социального опыта решается как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проблема формирования личности ребёнка с ОПФР постоянно находится в поле зрения учителей и воспитателя данного класса. Большую роль в освоении социального опыта детьми с ОПФР играют занятия, проводимые во внеурочное время. Воспитатель несёт особую ответственность за формирование и закрепление у своих воспитанников жизненно необходимых знаний и умений. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный учителями школы, работавшими в классах ОПФР, воспитатель создала программу коррекционно-развивающих занятий по социальной адаптации воспитанников «Мир вокруг нас». Программа состоит из девяти взаимосвязанных образовательных блоков. Их основная цель — помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. Блоки программы «Мир вокруг нас»: «Безопасность жизни», «Жилые помещения», «Культура поведения», «Одежда и обувь», «Ориентирование в окружающем», «Отдых и досуг», «Охрана здоровья», «Питание», «Природа». Содержание программы было апробировано, и мы зафиксировали положительные результаты: повысилась активность детей на занятиях, у них появилось желание освоить предлагаемый материал, чему-то научиться, дети стали пытаться применять в повседневной жизни полученные знания и умения.

Одной из важных психолого-педагогических проблем воспитания детей с ОПФР, на наш взгляд, является проблема ослабленного состояния здоровья учащихся, их слабая нервная система и быстрая утомляемость.

Здоровье детей зависит не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребёнку в современных условиях, насыщенных различными факторами физической, химической, биологической природы, огромным объёмом психо-эмоциональных воздействий, сохранить здоровье непросто. Исследованиями психологов установлен ряд факторов, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье детей. Это:

комплекс факторов закрытых помещений и ограниченных пространств;

комплекс факторов телесной гиподинамии;

комплекс духовных и психических факторов в общении педагогов с детьми; потеря смыслов и интереса в организации учебно-воспитательного процесса.

В нашей школе формирование здорового образа жизни у учащихся с ОПФР проводится постоянно и последовательно, начиная с информации, т.е. приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих. Затем, используя средства мотивации, учащимися приобретаются навыки, меняется их поведение, становясь осознанным. Приобретение учащимися знаний о здоровье происходит на уроках, на коррекционных занятиях, на занятиях в группе продлённого дня при прохождении блоков программы «Мир вокруг нас», о которой говорилось выше.

Отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни формируется у учащихся с ОПФР в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Участие в ней детей удовлетворяет их потребность в отдыхе, движении, смене видов деятельности. В нашей школе действует система физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся с ОПФР. Еженедельно ребята посещают бассейн, где происходит развитие общей мускулатуры организма, формирование взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также закаливание организма учащихся. Организация в школе физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского коллектива класса ОПФР весёлыми подвижными играми на переменах, гимнастическими и ритмическими упражнениями, спортивными праздниками, эстафетами. Надо отметить, что при проведении спортивных праздников и эстафет учащиеся с ОПФР играют и соревнуются вместе с остальными учащимися. При этом происходит развитие не только физических качеств, но и умения общаться, способности переживать неудачи и радоваться победам соперников.

Семья и школа, учителя и родители, их тесное взаимодействие и взаимопонимание, органическая взаимосвязь их общих усилий — проблема и старая, и вечно новая. В школе, где воспитываются дети с ОПФР, её значимость возрастает. Работа учителя нередко остаётся малоэффективной, если он не находит активной и постоянной помощи со стороны родителей. Ведь первой школой общения, в которой с ранних лет ребёнок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды, является семья. Именно родители и другие близкие лица формируют в сознании ребёнка реакцию на окружающий его социальный мир.

Многие родители готовы помочь школе и детям, но не знают, как взяться за дело. Среди родителей есть и такие, кто устраняется от общения с ребёнком дома. Школа должна научить родителей понимать своих детей, привлечь их к действенному участию в воспитании детей. С этой целью в нашей школе предпринимаются всевозможные усилия для установления более тесных контактов с семьями учеников. Применяются различные виды работы — консультации, семинары, приглашения на открытые уроки, устраиваются уголки для родителей. Последние два года в школе практикуются конференции для родителей класса ОПФР. Наш небольшой опыт показывает, что такие конференции — весьма эффективный метод привлечения внимания родителей к нашим педагогическим целям и делам. Прежде всего, это комплексное мероприятие, на котором родители получают необходимые теоретические знания и практические навыки работы с детьми по формированию устной речи детей, обмениваются опытом работы над произношением, знакомятся с приёмами общения, способами раскрытия возможностей ребёнка.

В настоящее время стоит проблема поиска новых форм оказания помощи родителям. Родители детей с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности как психологического, так и педагогического характера. Только благодаря совместной работе всех специалистов школы, мы добиваемся определённых результатов в проведении педагогического всеобуча родителей.

Педагог социальный проводит большую работу с родителями учащихся с ОПФР. По плану работы проводятся групповые консультации «Мы вместе», «Безопасные каникулы», «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника», другие. По возникающим вопросам проводится индивидуальное консультирование родителей. Педагог социальный — частый гость на классных и общешкольных родительских собраниях.

Основные направления работы педагога социального с семьями, воспитывающими ребёнка с ОПФР:

– обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

– изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребёнка, его интересов, потребностей;

– организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ОПФР и взрослых;

– представление и защита интересов детей с ОПФР, их семей во взаимоотношениях с различными общественными организациями и структурами;

– накопление информации, связанной с нуждами клиента;

– подготовка социальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ОПФР (по мере необходимости, по запросу).

Педагог-психолог проводит планомерную систематическую работу по психоконсультированию всех участников образовательного процесса в триаде: учащийся с ОПФР – родители – законные представители – педагоги.

В школе работает семейный клуб «Мы вместе», которым руководит учитель класса ОПФР совместно со специалистами СППС. Для родителей разработаны принципы семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии:

– принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребёнку;

– принцип полного безоценочного принятия ребёнка;

– принцип внимательного слушания ребёнка и оценки его состояния;

– принцип формирования у ребёнка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим;

– принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребёнка, коррекции его нарушений и социальной адаптации;

– принцип формирования родителями у ребёнка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей;

– принцип формирования нормативного поведения;

– принцип формирования гармоничной личности ребёнка.

Ребёнок с ОПФР с первых дней пребывания в школе должен усвоить права, которые формируют его самоуважение как неповторимой и значимой для общества индивидуальности. Это компоненты, формирующие структуру самосознания, осмысливаемые как право на имя; право на уважительное отношение других; право на отношение к себе как представителю определённого пола; право на своё прошлое, настоящее, будущее; право на долг перед другими, которое можно сформулировать как право быть обязанным. Только соблюдая такой принцип воспитания (от личности к обществу), можно формировать человека, способного заботиться о благе других, патриота и интернационалиста. Мы уверены, что благодаря творческому характеру труда группы специалистов в нашей школе созданы благоприятные условия для обучения учащихся с особенностями психофизического развития и решения проблем их воспитания.

Заместитель директора по учебной работе Е.А. Витко

Источник

Читайте также:  Молитва после родов за здоровье ребенка

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector