Меню

Укрепление здоровья детей грудного возраста

Заботимся о здоровье с первых дней жизни: как поднять иммунитет ребенку до года?

Опубликовано: 20 октября 2018

В последнее время многие молодые мамы жалуются на то, что малыши до года чаще и дольше болеют простудой и вирусными заболеваниями. Главная причина повышенной восприимчивости грудничков к инфекциям — сниженный иммунитет. Согласно статистике, с каждым годом число часто болеющих детей только увеличивается. В этом нет ничего удивительного, ведь на нарушение иммунного статуса крохи напрямую влияют сразу несколько факторов:

  • осложнения во время беременности, особенно на 6-12 и 22-28 неделях,
  • рождение раньше срока,
  • отсутствие грудного вскармливания или слишком короткий период лактации,
  • неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания малыша,
  • дефицит жизненно необходимых витаминов и минеральных веществ,
  • несвоевременное или неправильное введение прикорма, когда его объем значительно выше или ниже нормы,
  • заболевания органов ЖКТ,
  • частый прием лекарственных препаратов, особенно антибактериальных,
  • постоянное укутывание в теплую одежду, в результате которого крохе сложнее научиться правильно реагировать на холод.

Чем сильнее негативное влияние на младенца, тем выше риск устойчивого снижения иммунитета. При сочетании нескольких неблагоприятных факторов иммунологический кризис наблюдается почти в 90% случаев. Чтобы избежать этого, важно знать, как поднять иммунитет ребенку до года доступными средствами.

Как формируется иммунитет грудничков?

Иммунитет детишек до года совсем не такой, как у подростков и взрослых. Становление и укрепление иммунной защиты происходит на протяжении первых 12 месяцев жизни. Первый барьер на пути инфекции — это кожа и слизистые оболочки. От их состояния во многом зависит восприимчивость к болезнетворным микроорганизмам. Раздраженная и поврежденная слизистая уже не может в полной мере выполнять свои функции, поэтому риск заболеть возрастает.

Приобретенный иммунитет бывает двух видов:

  • клеточный — осуществляется специальными клетками Т-лимфоцитами, которые распознают и убивают антигены, оставляя клеточную память о них;
  • гуморальный — основан на выработке соответствующих антител, или иммуноглобулинов.

Новорожденный малыш находится под защитой только материнских антител и гуморального иммунитета, ведь лимфоциты крохи еще не имеют информации об антигенах. К 3-6 месяцам значительная часть полученных от матери антител распадается, а формирование собственной защиты еще не завершилось. Поэтому в период от 6 месяцев до года ребенок особенно уязвим. Только на 13-м месяце жизни иммунитет в значительной степени готов к обороне.

Задача любящих родителей — помочь сыну или дочке поднять иммунитет, чтобы успешно противостоять атаке вирусных агентов.

Иммунитет с первых дней и на всю жизнь!

Поднять иммунитет ребенку до года по силам всем родителям. Поддержать защитные силы маленького организма помогут несколько простых советов.

  • Если лактация достаточная, следует отдавать предпочтение грудному вскармливанию. Учеными доказано, что дети, которых мамы кормили грудью как минимум 1 год, лучше защищены иммунологически и реже болеют. Это связано не только с регулярным поступлением антител и питательных веществ, но и с благоприятным психологическим фоном, который создает постоянная близость матери.
  • Поддержание чистоты в доме, регулярная влажная уборка и гигиена — залог здоровья крохи. Важно почаще менять постельное и нательное белье, мыть и протирать влажными салфетками игрушки, стерилизовать бутылочки.
  • Закаливание — важное условие крепкого иммунитета. Если малыш здоров и полностью доношен, проводить закаливающие воздушные процедуры можно уже с первых дней жизни. Позже к ним добавляют и водные. Обо всех правилах закаливания подробно расскажет врач.
  • Питание — не менее важный фактор формирования хорошей иммунной защиты. Прикорм нужно вводить постепенно, предлагая крохе только гипоаллергенную пищу и тщательно наблюдая за его реакцией. С 7-8 месяцев педиатры советуют обогащать рацион младенца кисломолочными продуктами. Они благотворно сказываются на состоянии ЖКТ и способствуют поддержанию оптимального баланса полезной микрофлоры кишечника.
Читайте также:  Собрания по здоровью для начальной школы

Следуя этим простым правилам постоянно, родители смогут поднять иммунитет ребенку до года. Усилия окупятся с лихвой — здоровье малыша будет под надежной защитой!

Аптечные средства в помощь маме

Правильное питание, закаливание, чистота и прогулки на свежем воздухе — это прекрасные способы сделать малыша менее восприимчивым к микробам. Но в ряде случаев этих мер может оказаться мало. Чтобы поднять иммунитет крохи, педиатр может назначить детский иммуномодулятор. Принимать такие препараты нужно под контролем специалиста, строго соблюдая указанные дозировки.

К сожалению, многие аптечные средства нельзя принимать грудничкам, поэтому выбирать медикаменты необходимо осторожно. Многие врачи для профилактики гриппа и ОРВИ назначают маленьким пациентам назальные капли Деринат. Использовать их можно уже с первого дня жизни!

Препарат обладает комплексным воздействием и обладает иммуномодулирующим, противовирусным, антибактериальным и репаративным свойствами. Капли помогают восстановить первый естественный барьер на пути вирусов и бактерий — слизистую оболочку носоглотки.

Забота о малыше с раннего детства — залог его здоровья в будущем! Будьте здоровы и не болейте!

Источник

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»
консультация (младшая группа) на тему

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 95.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»

воспитатель ГКУЗ НО «Выксунский специализированный

дом ребенка» Седова О.И.

Городской округ город Выкса

1. Роль дома ребёнка в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста.

2.Проведение комплексной оценки состояния здоровья.

3. Необходимость реабилитации детей в домах ребёнка.

4. Двигательная активность – необходимое условие для поноценного развития ребёнка.

5. Закаливание — один из факторов сохранения и укрепления здоровья детей. 1.Роль дома ребенка в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста.

Дома для детей – сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно- у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.

Главная задача домов ребенка — сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача- возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Сопоставляя разные термины, в первую очередь – «здоровье» и «состояние здоровья», следует отметить, что последний термин шире, он объединяет разные степени (уровни) здоровья. Таким образом, состояние здоровья – это сложное собирательное понятие, отражающее по совокупности признаков его определенные уровни.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности домов ребёнка.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

Учитывая специфику учреждения и необходимость создания здоровье сберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника,

в учреждении создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста.

Оздоровительный процесс включает в себя:

— профилактические, оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками.);

— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

— рациональный режим жизни;

— двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы) ;

— комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, тропа здоровья, обширное умывание);

— работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и

формированию здорового образа жизни;

— использование «здоровье сберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры и др.);

Данная организация деятельности осуществляется специалистами:

— старшей медицинской сестрой;

— инструктором по физической культуре;

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в доме ребенка выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания

2. Проведение комплексной оценки состояния здоровья.

Проведение комплексной оценки состояния здоровья позволяет выявить динамику здоровья детей и помогает определять эффективность диагностической, профилактической, лечебной и реабилитационной работы в домах ребенка. Контроль за физическим развитием ведет медицинский персонал. Врач анализирует показатели физического развития, которые затем учитываются при планировании оздоровительной и воспитательной работы.

Контроль за нервно-психическим развитием (НПР) детей является составной частью системы комплексного контроля за развитием и формированием здоровья и всей оздоровительно-воспитательной работы в домах ребенка. Он заключается в выявлении уровня НПР ребенка и его индивидуальных особенностей.

В условиях дома ребенка мониторинг НПР проводит психолог или воспитатель под руководством старшего воспитателя или психолога. Результаты мониторинга физического, нервно — психического развития и особенности поведения детей обсуждаются на медико- психолого- педагогическом совещании группы. Даются оценка индивидуальных образовательных траекторий и рекомендации по профилактике имеющихся отклонений в развитии и характере поведения.

3. Необходимость реабилитации детей в домах ребенка.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в интернатных учреждениях, представляют группу высокого риска по развитию отклонений в здоровье и развитии. Многие из них имеют перинатальное поражение центральной нервной системы, различные соматические нарушения, рождаются недоношенными. Это обуславливает необходимость проведения в доме ребенка своевременных адекватных реабилитационных воздействий.

Эти принципы объединяют ученых, врачей, психологов, педагогов и многих других людей, чья деятельность в той или иной мере связана с детьми, оставшимися без попечения родителей. Профессионализм, открытость, любовь к детям должны способствовать успеху, а самое главное, счастью и благополучию детей.

Сегодня при реабилитационной работе в доме ребенка необходимо учитывать следующие принципы:

• больной ребенок должен своевременно в полном объеме получить необходимую медицинскую помощь;

• дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности должны проходить своевременную реабилитацию;

• все дети должны обучаться навыкам общения и самообслуживания, непременно учиться по индивидуальной программе;

• в их реабилитации ключевую роль, кроме медиков, должны играть педагоги и воспитатели дома ребенка.

В настоящее время реабилитация детей рассматривается как единый медико- психолого- педагогический процесс, включающий в себя весь комплекс различных воздействий.

4. Двигательная активность – необходимое условие для полноценного развития ребёнка .

Движения – органическая потребность ребенка, и чем он меньше, тем труднее ему обходиться без движения. Конечно, в условиях дома ребенка не всегда возможно сиюминутное удовлетворение этой потребности. Большая ответственность ложится на воспитателя, который должен правильно организовать прогулки и другие режимные процессы, чтобы ребенок в течение дня эту потребность полностью удовлетворил.

Движения необходимы ребенку и для познания окружающего мира – в этом тоже его отличие от взрослого. Полноценное нервно-психическое развитие малыша немыслимо без достаточного количества движений. Что же нужно в раннем возрасте для правильного воспитания движений, удовлетворения органической потребности в них? Основными средствами воспитания движений являются различные формы двигательной деятельности и массаж.

Роль массажа особенно возрастает в доме ребенка, когда по санитарно-эпидемиологическим причинам в группах убирают все мягкие игрушки, тем самым, к сожалению, уменьшается роль тактильного анализатора в воспитании и созревании нервной системы ребенка.

Формы двигательной деятельности ребенка

раннего возраста в течение дня

Таким образом, гимнастика, массаж и другие специально подбираемые формы двигательной деятельности нужны детям раннего возраста (и особенно в доме ребенка) как специальные профилактические и оздоровительные мероприятия.

В доме ребенка все формы двигательной активности– обязательны, так как ребенок нигде не сможет компенсировать их отсутствие. Для того, чтобы ребенок мог удовлетворить потребность в движении, нужна прежде всего достаточная площадь. В групповой комнате все предметы следует разместить так, чтобы они не мешали детям двигаться.

Можно оборудовать специальную комнату, где пол обит войлоком, где есть специальные маты, надувные пособия. Дети должны приходить сюда с воспитателем просто поиграть, попрыгать, поваляться и т. п.

5. Закаливание – один из факторов сохранения и укрепления здоровья детей.

Закаливание детей заключается в систематическом многократном дозированном воздействии на организм тех факторов, которые часто являются причиной заболеваний. Закаливание способствует нормализации всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.

В настоящее время значительное число детей в доме ребенка относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья

Закаливание организма – это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще.

Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесбер.

Охрана жизни и здоровья детей, основная и самая важная задача каждого образовательного учреждения. Поэтому здесь представлено родительское собрание по данной теме.

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5.

В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Источник

Adblock
detector