Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
Алла Воробьева
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
через здоровьесберегающие технологии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5»
Дальнереченского городского округа.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
через здоровьесберегающие технологии.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
• Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания педагогами используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
• Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
• Релаксация. Это специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Во время выполнения упражнений педагоги используют спокойную классическую музыку, звуки природы.
• Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
• Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Педагогами изготовлены или приобретены коврики — дорожки. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна.
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-7 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
• Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой детского сада, которые направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.
• Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся каждым педагогом в соответствии рабочей программы. На занятиях педагог формирует у детей понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье, расширяя представления о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
• Самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.
• Физкультурные досуги, праздники. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели на физкультурных занятиях.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к достижению эффективных результатов в работе с детьми, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Питаться правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем мы сильны, красивы
Тогда года нам будут не беда!
Будьте здоровы!
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — М. : ТЦ Сфера, 2008.-160 с.
3. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
5. Педагогика и психология здоровья под ред. Н. К. Смирнова. — Москва АПКиПРО, 2003г.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей» Здоровый образ жизни, что это такое? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.
Мастер-класс для педагогов-психологов «Сохранение и укрепление психологического здоровья» Цель: ознакомление с работой педагога – психолога в сенсорной комнате; обогащение банка технологий по данному направлению. Задачи: 1.
Проект по ЗОЖ «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников» ПРОЕКТ “Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через оптимизацию двигательного режима и прогулок” в.
Конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» в виде деловой игры Родительское собрание «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» Участники: родители воспитанников Задачи: 1. Формировать и закреплять.
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2 Конспект родительского собрания в группе раннего.
Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через внедрение активных форм деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Сохранение и укрепление здоровья.
Презентация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Каждый человек, только-только вступивший в жизнь, видит пример в своих родителях, а потому его воспитание зависит от их поведения в первую.
Источник
Укрепление здоровья детей в детском саду.
статья на тему
в данном материале представлена работа по укреплению здоровья детей проводимая в доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukreplenie_zdorovya_detey_v_detskom_sadu.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Укрепление здоровья детей в детском саду.
Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.
В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе.
Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:
– формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;
– развивать физические качества ребенка;
– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
– обеспечивать физическое и психическое благополучие;
– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
– снизить уровень заболеваемости.
В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:
– закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное закаливание, сон без маек, витаминотерапия, )
– прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);
– спортивные праздники, дни здоровья;
– музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;
Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками:, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, мышка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.
Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.
При планировании своей работы мы опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем, в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.
Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки. Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице.
Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.
Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, массажные дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы.
Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:
– дети употребляют в пищу лук и чеснок;
– носят на груди «чесночные бусы»;
– принимают витаминные и травяные чаи .
Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.
В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:
– знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;
– повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;
– готовить и проводить совместные мероприятия.
Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей
В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:
– наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;
– у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;
– дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;
– к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;
– повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;
– за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.
Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом, и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.
Источник