Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду
Галина Снеткова
Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду
РЕКОМЕНДАЦИИ
по укреплению физического здоровья детей
в детском саду.
1. Полноценное питание детей.
Принципы организации питания:
— выполнение режима дня;
— калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
— гигиена приема пищи;
— индивидуальный подход к детям во время питания;
— правильность расстановки мебели.
2. Закаливающие процедуры.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
— закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
— закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
— закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
— закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка;
— постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В дошкольном учреждении проводится
обширный комплекс закаливающих мероприятий:
— облегченная одежда для детей в детском саду;
— соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
— соблюдение температурного режима в течение дня;
— мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди;
— правильная организация прогулки и ее длительность;
3. Развитие движений
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
— повышение устойчивости организма к воздействию палочных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
— совершенствование реакций терморегуляции к простудным заболеваниям;
— повышение физической работоспособности;
— нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
— повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического развития здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания:
— физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
— сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
— обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардио-распираторной системы;
— медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Формы организации физического воспитания:
— НОД в зале и на спортивной площадке;
— физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;
— индивидуальная работа с детьми.
4. Гигиена режима
1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
2. Рациональное построение режима дня.
3. Охрана жизни и деятельности детей.
4. Санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями).
5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
6. Воспитание и дошкольника потребности в здоровомобразе жизни осуществляется по следующим направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей Семья – очень важное, очень ответственное дело человека, семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, является.
Рекомендации для воспитателей по сказкотерапии в детском саду Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, которое широко используется психологами и педагогами для решения проблем в жизни.
Организация работы воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей Автор: воспитатель Образцова И. А. воспитатель Озёрина Е. Ю. «Дети — это цветы жизни» говорим мы, но вот все ли задумывались, что нужно для.
Отчет по сохранению и укреплению здоровья детей второй младшей группы На фоне экологической и социальной напряженности в стране,на фоне небывалого роста болезней цивилизации,чтобы быть здоровым,нужно овладеть.
Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.
План работы с родителями по профилактике и укреплению здоровья детей первой младшей группы Месяц Формы работы Сентябрь • Родительское собрание «Адаптация детей в ДОУ» (Выступление медсестры на тему: «Укрепление здоровья малыша.
Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома» «Здоровье-это главное богатство человека». «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». Вырастить ребенка здоровым,.
Работа по физическому развитию и укреплению здоровья детей Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Создание условий для успешного физического развития и здорового образа жизни. Задачи: -формирование.
Сценарий нетрадиционного мероприятия по взаимодействию детского сада и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для старшей группы 8:00–8:14 Беседа.
Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду» ДЕПАРТАМЕНТ ОБАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №709 Дошкольного образования №5 Сообщение.
Источник
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до
Анастасия Бочкарева
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до
В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья дошкольника.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной области физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно — двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводиться воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогупсихологу. Для успешной организации данной работы важно соблюдение требований к психологопедагогическим, кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, а также к развивающей предметнопространственной среде.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В работе с дошкольниками важно внедрять
1. здоровьесберегающиетехнологий в дошкольном образовании:
2. медикопрофилактические (обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств);
3. физкультурнооздоровительные (направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физическойкультуры дошкольников: закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулкипоходы);
4. технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка;
5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни: семинарытренинги, консультации, практикумы);
6. технологии валеологического просвещения родителей (технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ,обретение ими валеологической компетентности: информационные стенды, консультации, совместные спортивные праздники и развлечения)
Педагог, занимающий должность воспитателя, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и моральнопсихологический климат для каждого ребенка. Так же важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами средств, методов и приемов воспитательно образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Разнообразие методов и приёмов, способствующих охране физического и психического здоровья детей Что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ гласит: здоровье- это отсутствие болезней. Но такого понимания не достаточно. По.
Консультация «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.
Опыт работы «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Пояснительная записка Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их.
Отчет о работе по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в ДОУ Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития,.
Семинар для старших воспитателей Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей Семинар для старших воспитателей «Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей через создание эмоционального.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Творческий отчет по теме «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей» Творческий отчет по теме: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей» Подготовила воспитатель:.
Укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ посредством новых методик выполнения движений Укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ посредством новых авторских методик выполнения движений. Автор: Ковергина Галина Васильевна,.
Укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ посредством новых методик выполнения движений Здоровый ребенок- это то, к чему стремятся не только родители, но и мы, воспитатели и музыкальные руководители. У нас, музыкальных руководителей,.
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 Доклад к презентации на тему:.
Источник
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада
Светлана Цыганкова
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –
это личный успех каждого.
Президент РФ В. В. Путин.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования,одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении:
• обеспечение качественной питьевой водой;
• средствами санитарии и гигиены;
• услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;
Задачи,поставленные стандартом ФГОС:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Мы поставили перед собой задачи:
• расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
• приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;
• повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
• рост уровня физического развития дошкольников, развитие музыкального слуха, чувства ритма;
• профилактику инфекционных заболевание и возможное исправление отклонений в физическом развитие ребенка, в первую очередь опорно — двигательного аппарата и сосудисто — респираторной системы.
В детском саду созданы необходимые условия:
оборудованы физкультурные залы; спортивные площадки; массажный кабинет; физкультурные уголки в каждой возрастной группе; работают квалифицированные специалисты;
Еженедельно дети осматриваются педиатром с детской поликлиники, который не только следит за их здоровьем но вместе с мед. сестрами детского сада разрабатывает оздоровительные мероприятия (коктейли, фиточаи, витаминизация).
Один раз в месяц детей осматривают невролог и ортопед.
Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий.
Важнейшее условие детского сада — соблюдение режима.
Режим — это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологическихпотребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования.
В нашем дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Мы пытаемся донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка.
Так как, к сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
Для решения стоящих перед нами задач,используем различные формы работы:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна,
Самостоятельная двигательная активность детей в группе, стретчинг, организованная и самостоятельная деятельность детей на прогулке, физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя, занятия хореографией, физкультурные досуги, развлечения, праздники с родителями.
Утренняя гимнастика решает следующие задачи:
— повышение эмоционального тонуса детей;
— активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм.
Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительнойработы в ДОУ и решают целый комплекс задач:
— удовлетворяют естественную потребность детей в движении; — развивают физические качества детей; — формируют основные двигательные умения и навыки детей;
— обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;
— обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья
Важнейшим условием результативности обучения является преемственная связь физкультурных занятий. Наш детский сад использует в своей работе программу «Детство» поэтому, для проведения занятий мы используем методические пособия разработанные О. М. Литвиновой («Физкультурные занятия в детском саду») все предложенные ею развернутые конспекты физкультурных занятий соответствуют требованиям ФГОСД. Основная задача физкультурного воспитания — формирование здорового образа жизни, приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности дошкольников.
Физкультпаузы физминутки и пальчиковая гимнастика
в режиме дня решают следующие задачи:
— снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);
— обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;
— активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.
В качествеосновных средств закаливания используем естественные природные факторы:
Чтобы получить положительные результаты,мы соблюдаем основные принципы:
Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Последовательность применения закаливающих процедур.
Систематичность начатых процедур.
Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, а каждое занятие объединено общим сюжетом, который включает в себя упражнения на развитие всех каналов восприятия.
Физкультурные праздники и досуги — это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Как уже сложившаяся традиция, ежегодно у нас проводятся совместные мероприятия со школой «День богатыря» «Олимпийские игры», в которых принимают участие дети старших групп и 1 класса. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 3 раз в год.Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я — дружная семья», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка парни!» и т. д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа, поэтому при планировании мы предусматриваем такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.
Как в дошкольном учреждении,так и в школе образовательно -воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: Развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физический, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения. •Еще одно из направлений работы — усовершенствовать формы организации методы обучения в дошкольных учреждениях и начальной школе :
1. Отказаться от жестко регламентированного обучения в детском саду (статичные позы на занятиях, расположение столов по типу школьного и т. д):
2. Максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы. Предложенные направления создадут общий благоприятный фон для детей- физического, интеллектуального, эмоционального — как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье. А это и составляет важнейшую задачу образования, его основной результат.
При переходе детей из детского сада в школу меняется статус ребенка, эмоциональный фон, хочется чтобы в период адаптации для поддержания физического и психического развития ребенка, была правильно распределена учебная нагрузка в течении недели, а физическая нагрузка соответствовала возрасту, полу, уровню физического развития и здоровья ребенка, а также доставляла ему радость. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволяет ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
В соответствии с целью и задачами и для определения эффективности всего комплекса форм работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья нами было проведено комплексное изучение динамики состояния здоровья детей. Работа проводилась в течении 3-х лет. Обследование осуществлялось совместно с воспитателями этих групп, медработником детского сада, инструктором физического воспитания.
В младшей группе в 2009 году в ноябре месяце уровень заболеваемости составил почти 50°/о
в 2010 году в ноябре в средней группе — 20°/о а в 2011 в ноябре — 5°/о к 6 — ти годам у подавляющего большинства детей наблюдается:
• Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, равновесия;
• Улучшение техники выполнения различных видов основных движений в соответствии с возрастными нормами;
• развитие чувства ритма и темпа, эмоциональной отзывчивости на музыку, согласование характера движений с настроем музыки;
•улучшение умственных способностей: внимание, памяти, быстроты реакции, воображения;
• развитие эмоциональной сферы, нравственно — волевых черт, коммуникативных способностей.
Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.
Предметно-развивающая среда детского сада. Оформление физкультурного уголка Сохранение и укрепление физического здоровья детей одна из важнейших задач, которые стоят перед воспитателями в МБДОУ. «Содержание образовательной.
Источник