Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся путем организации психологического сопровождения
Представлен опыт по организации психологического здоровья в среде профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_psihologicheskogo_zdorovya_obuchayushchihsya_putem_organizatsii_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся путем организации психологического сопровождения
«Ребрихинский лицей ПО»
Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.
Психологическое сопровождение организуется по основным направлениям с учетом курса обучения.
Психологическое сопровождение первокурсников направлено на решение проблем адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу и включает в себя три этапа:
На первом этапе происходит сбор общих сведений об обучающихся через тестирование, анкетирование и организацию наблюдения за обучающимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами производственного обучения. (по слайду). После подробного анализа полученных сведений вырабатываются рекомендации, составляются индивидуальные планы коррекционной работы с обучающимися. Вся полученная в процессе данной работы информация используется для выступления на педагогическом совете «Адаптация обучающихся нового набора».
На третьем этапе организовывается непосредственно развивающая деятельность, которая включает как индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным относятся беседы и консультации с обучающимися и родителями по результатам психодиагностики, индивидуальные развивающие занятия. Групповые — проведение тренинговых занятий, психологических акций, лекториев, деловых игр, больших психологических игр и т.п. для обучающихся первого курса наиболее актуальными являются тренинговые занятия, направленные на сплочение групп и сплочение проживающих в общежитии, развитие коммуникативных навыков; уверенного поведения; бесконфликтного общения; релаксационные занятия; коммуникативные игры.
В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. В конце первого курса обучения проводятся повторные исследования уровня тревожности, агрессивности, самооценки, социометрические исследования. Это позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.
Для обучающихся второго курса основными задачами становятся индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей.
Наиболее актуальными направлениями работы является психологическое консультирование, в ходе консультирования оказывается помощь в самопознании; в анализе и решении психологических проблем, связанных с, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; по проблемам проживания в общежитии; в принятии собственных решений; в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.
Профилактическая работа включает профилактику курения, наркомании, алкоголизма; профилактику конфликтов; депрессий и суицидов; экзаменационного стресса; проведение мероприятий по развитию коллектива групп, психологической толерантности. Данное направление работы реализуется через проведение психологических акций съемки видеороликов с привлечением обучающихся, театрализованных представлений; лекториев обучение навыкам саморегуляции; проведение флешмобов, ток-шоу, дискуссий по вышеперечисленным проблемам.
Психокоррекционная работа проводится с обучающимися, отнесенными к категории «группы риска» (обучающихся– сирот, обучающихся из числа «трудных», входящих в «группу риска», состоящих на разных видах учета; обучающихся с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, обучающихся, склонных к суициду). Она осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, индивидуальных коррекционных беседы, индивидуальных коррекционных занятий, профилактических бесед, направленных на коррекцию агрессивности, зависимого и суицидального поведения. Проведение тренингов личностного роста, креативности, общения, стрессоустойчивости и саморегуляции.
Для обучающихся третьего курса на первое место выходит содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности. Основная задача — способствовать развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.
Для обучающихся проводится цикл занятий «Основы успешного трудоустройства», в рамках которого рассматриваются такие вопросы как, составление резюме, самопрезентация и профессия, самооценка и профессия, коммуникация и профессия, стресс и профессия, проводится деловая игра «Собеседование». Проводятся тренинговые занятия по формированию навыков регуляции эмоционального состояния, общения, стресссоустойчивости.
Для обучающихся выпускных групп организуются психоконсультирование по профессиональному самоопределению, возможностями продолжения обучения в соответствии со своими интересами и способностями.
Независимо от курса на протяжении всего периода обучения осуществляется психологическое сопровождение «групп риска» и всего контингента обучающихся по профилактике и коррекции зависимого поведения, суицидального поведения, профилактике депрессий и стрессов через психологическое просвещение. Оно включает проведение недель психологии («Наше здоровье в наших руках», «Познай себя»), проведение психологических курсов «Основы психологии», «Мой мир и я», «Планирование карьеры»; «Какой Я», «Стресс и как его избежать»,», «Как сохранить свою личность»; станционных игр «ЗОЖ»; психологических КВН; круглых столов «Вредные привычки и будущее», «Алкоголь – друг или враг», «Наркомания — добровольная пытка», «Позитивное мышление – что это?» с привлечением специалистов; оформление «Уголка психолога»и тематических стендов; месячников по профилактике суицида .
Таким образом, психологическое сопровождение это особая культура поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – Москва: Генезис, 2000. – 298 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии “Юрайт-М”, -2001. – 448 с.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – Санкт-Петербург: Речь, 2006.– 192 с.
Источник
«Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников как направление деятельности педагога-психолога в условиях современной школы»
статья по зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskoe_zdorove.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
В последнее время школьники часто сталкиваются, как в жизни, так и в школе, с разными трудностями, которые оказывают влияние на их психологическое здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все хорошо и прекрасно, он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, способен справляться с жизненными ситуациями. Психологическое здоровье включает в себя совокупность эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферы, проявления человеческих качеств. Это является основой жизнеспособности ребенка, которому приходится иногда решать непростые задачи своей жизни: контролировать собственное поведение и обдумывать свои поступки, научиться жить, работать, учиться и быть ответственным за себя и других, осваивать научные знания и социальные навыки, развивать свои способности и строить образ своего успешного «Я». Когда мы наблюдаем у школьников изменение поведения: нарушение конвенциальных и моральных норм, тревожность, агрессию, замкнутость, и т.п. личностные проявления, в большинстве случаев это свидетельствует о психологическом неблагополучии личности. Ребёнку трудно самостоятельно справляться с жизненными ситуациями, в силу его личностных особенностей, постоянно повышающихся требований общества, усложнения систем образования, возрастания учебной нагрузки, отсутствия поддержки и доброжелательности со стороны близких из-за повышенной занятости. Школьникам необходимо помочь сохранить и укрепить психологическое здоровье, создать комфортные условия для бучения, совместно с родителями и педагогами, психологом, преодолевать возникающие трудности.
Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут:
- способствовать формированию положительного отношения к себе и принятию окружающих по принципу «я-окей, ты-окей»;
- обучать рефлексивным умениям: навыкам понимания своих эмоций и чувств, и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей (рассматривание изображений лиц людей с выраженными эмоциями и их обсуждение), умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;
- формировать потребности в саморазвитии, через создание условий, способствующих реализации творческих потребностей ребенка;
- уделять своему ребенку достаточно внимания, любви и заботы.
В рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо реализовывать диагностику уровня адаптации и универсальных учебных действий учащихся. Проводить занятия с детьми в период адаптации к 1 классу и при переходе из начальной школы в среднее звено, с целью профилактики дезадаптации и сохранения психологического здоровья обучающихся. Данная работа проводится на протяжении всего учебного года. В результате диагностических исследований и наблюдений выявлено, что возникает потребность особого сопровождения детей после длительного отдыха во время каникул. В связи с этим необходимо:
- проводить игровые минутки во время перемен между уроками, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
- организовать конкурсы рисунков, бесед, викторин, игр по станциям на темы: «Мы — за здоровый образ жизни!», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Мой класс» и т.д.;
- вовлечь школьников в коллективную работу по созданию классного уголка «Наш дружный класс»: каждый ученик обводит свою ладошку на листе цветной бумаги, вырезает ее, наклеивает в середину фотографию и в виде солнышка все работы размещаются на ватмане в уголке класса.
Таким образом, проведение данных мероприятий способствует формированию положительного отношения к школе, созданию комфортного психологического климата в классе, повышает уровень адаптации учащихся, что является необходимым для укрепления и сохранения психологического здоровья школьников.
Создание родительского клуба способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. В рамках данного направления, с родителями проводятся тренинги, ведутся дискуссии, предоставляется и разъясняется информация по следующим темам:
- «Адаптация будущего первоклассника»,
- «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к 1-му и к 5-му классам»,
- «Возрастные особенности младших школьников»,
- «Как противостоять стрессу в новых условиях»,
- «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»,
- «Какие проблемы могут возникнуть в процессе адаптации и обучения школьников. Как родители могут помочь детям преодолеть возникшие трудности» и т.п.
Информация, полученная на заседаниях родительского клуба, помогает родителям правильно организовать воспитательную работу и направить их внимание на поддержание эмоционального благополучия своего ребенка.
Для педагогов необходимо проводить семинары и консультации, с целью ознакомления с информацией о возрастных особенностях развития детей и с результатами психологической диагностики, способствующих формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Одним из важнейших аспектов сохранения и укрепления психологического здоровья школьников является, создание благоприятного психологического климата на уроке. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — это то, что необходимо педагогу для раскрытия способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к укреплению психологического здоровья, и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Таким образом, работа по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся организуется со всеми участниками образовательного процесса: родители, учащиеся, педагоги, психологи и другие специалисты образовательного учреждения.
Школа, организует не только процесс обучения и воспитания, но и создает условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, с целью успешного развития личности ребенка, и является психологически безопасным и комфортным пространством.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Офицерова Т. А., Губанихина Е. В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/182/46783/ (дата обращения: 14.01.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В.
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ.
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер.
Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.
Источник