Меню

Укрепление психологического здоровья молодежи

Психологическое здоровье. Способы укрепления психологического здоровья.
статья

Психологическое здоровье является важным компонентом счастливой и успешной жизни. И чтобы поддерживать его на высоком уровне, необходимо следить за ним так же, как и за физическим здоровьем.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove.pdf 336.64 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.

Представлен педагогический совет по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан п.

Необходимость создания комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения.

Проект «Роль студенческого центра медицинской профилактики в реализации стратегии охраны здоровья молодежи и пропаганды здорового образа жизни&raquo.

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Здоровье населения» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.08. Общественное здор.

Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа «Счастливый билет». Психологическая подготовка к экзаменам.

Источник

Психологическое здоровье молодёжи

В подростковом возрасте и в первые взрослые годы происходит много изменений, например, переход в другую школу, начало половой жизни, расставание с родным домом, поступление в вуз или выход на работу.

Для многих это очень интересное время. Но это также время волнений и стрессов. В некоторых случаях такие переживания, не обнаружен и оставлены без внимания, могут приводить к развитию психических заболеваний.

Онлайн-технологии тоже могут создавать дополнительную нагрузку для психического здоровья, ведь все больше людей пользуется виртуальными сетями круглосуточно. К тому же многие подростки живет в условиях гуманитарных чрезвычайных ситуаций — конфликтов, стихийных бедствий, эпидемий. Эти молодые люди особенно подвержены психическим расстройствам и болезням.

По данным ВОЗ, половина всех психических недугов начинается в возрасте около 14 лет, но часто эти заболевания не выявляют и не лечат.

Депрессия является третьей самой распространенной причиной бремени болезней среди подростков.

Самоубийство является второй среди главных причин смерти среди людей в возрасте 15-29 лет.

Употребление алкоголя и запрещенных наркотических препаратов среди подростков является большой проблемой во многих странах и может приводить к рискованному поведению, такой как опасный секс или опасное вождение. Расстройства пищевого поведения также является причиной для беспокойства.

Все больше специалистов признает: необходимо помогать молодежи формировать психическую выносливость с детства, чтобы они умела преодолевать жизненные трудности. Растет число фактических доказательств того, что укрепление и защиту здоровья подростков не только благоприятно как таковое в близкой и отдаленной перспективе, но и полезно для экономики и социума, поскольку здоровые молодые люди могут сделать больший вклад в трудовые ресурсы, свои семьи и общины и общество в целом.

Много можно сделать для раннего формирования психической выносливости с целью предотвращения психических расстройств и заболеваний среди подростков и молодежи, а также для контроля этих недугов и восстановления здоровья.

Профилактика начинается со знания и понимания первых признаков и симптомов психических заболеваний.

Родители и учителя могут способствовать формированию у детей и подростков жизненных навыков, необходимых для преодоления повседневных трудностей дома и в школе. В школах и на других уровнях сообществ можно обеспечить психосоциальную поддержку. Также целесообразно организовывать, улучшать или расширять специальную подготовку работников здравоохранения по выявлению и ведения психических расстройств.

Большое значение имеют инвестиции правительства и привлечение социального, медицинского и образовательного секторов к реализации всеобъемлющих, комплексных, основанных на фактических данных программ по охране психического здоровья молодежи. Эти инвестиции должны быть привязаны к программам по повышению осведомленности подростков и молодых людей о способах поддержания психического здоровья и по информированию подростков, родителей и учителей о том, какую поддержку они могут предоставлять своим друзьям, детям и ученикам.

Источник

Укрепление психологического здоровья молодежи

Каждому в период взросления приходится сталкиваться с множеством проблем, решение которых мы не знаем. Это становится причиной стрессов и наносит ущерб нашему психологическому здоровью. Сегодня в нашей постоянной рубрике «Знать, чтобы жить» специалист Ярославского областного молодежного информационного центра Людмила Акулова расскажет о стрессогенных факторах и простых способах справиться со стрессом.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в развитие общества.

Специалисты выделяют 3 уровня психического здоровья: биологический, психологический и социальный.

На биологическом уровне здоровье представляет собой динамическое равновесие функций всех внутренних органов и адекватное реагирование организма на влияние окружающей среды.

Не менее значимо для человека состояние душевного благополучия. Оно достижимо, когда человек уверен в себе, своих силах, когда он понимает собственные способности и умеет находить им применение, когда он осознает свои интересы и принимает окружающий мир. Устойчивость, уравновешенность и целостность личности является залогом психологического здоровья человека.

Комфортное взаимодействие с социумом и реализация социальных потребностей в любви, принятии, поддержке — еще одна важная составляющее благополучия человека.

Статистические данные, приведенные Всемирной организацией здравоохранения, отражают актуальность проблемы: каждый пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, каждый второй имеет шанс заболеть психическим расстройством в течение жизни. Самое распространенное психическое заболевание — это депрессия. В настоящее время депрессией страдают примерно 26% женщин и 12% мужчин.

Не менее важной проблемой являются суициды, которые в ряде случаев связаны с депрессией. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 800 тысяч человек ежегодно погибают в результате самоубийства, что является второй по значимости причиной смерти среди молодежи. Также есть данные о том, что на каждого взрослого человека, погибшего в результате самоубийства, приходится более 20 человек, совершивших суицидальные попытки.

Особую тревогу специалистов вызывает тот факт, что примерно у 20% детей и подростков в мире имеются психические расстройства или проблемы, и около половины психических расстройств начинается в возрасте до 14 лет.

В подростковом возрасте источником стресса могут стать:

1) Проблемы в школе — один из самых распространенных факторов, вызывающих стрессы. Обычные требования учителей и родителей к успеваемости в подростковом возрасте начинают казаться завышенными и провоцируют напряжение.

2) Другим фактором может стать физиологическая перестройка организма, связанная с его созреванием и проявляющаяся в изменении веса. Бывает и так, что парень или девушка начинают резко поправляться, из-за чего подросток замыкаются в себе и стесняется своего тела.

3) Кроме того молодые люди могут испытывать давление со стороны сверстников как моральное, так и физическое. Акты насилия, проявления жестокости, социальная изоляция, которые подросток испытывает на себе или свидетелем которых является, могут спровоцировать сильнейшие психоэмоциональные переживания.

4) Мощным стрессовым фактором становится смена места жительства, и как следствие, расставание с друзьями.

5) Проблемы в семье, отсутствие взаимопонимания с родителями расшатывают психоэмоциональный баланс, даже если подросток демонстрирует внешнюю независимость и самодостаточность.

6) Особенно трудно подростки переносят неразделенную любовь. Часто первая влюбленность воспринимается как чувство на всю оставшуюся жизнь, поэтому подростку непросто бывает справиться со своими чувствами.

Признаки стресса у подростка

Основным признаком стрессового состояния у подростка является подавленное настроение, но кроме этого существует целый ряд признаков, указывающих на переживаемый стресс:

1) Трудное и долгое засыпание, беспокойный сон.

2) Усталость после нагрузки, которая совсем недавно давалась без особых усилий.

3) Снижение уверенности в себе, своих силах.

4) Возможно появление замкнутости, боязни контактов, стремлении к одиночеству.

5) Возможно изменение пищевого поведения (потеря аппетита или наоборот, чувство постоянного голода).

6) Расстройство памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, рассеянность, забывчивость.

7) Потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, ухудшение успеваемости, нежелание идти в школу.

8) Интерес к спиртному и сигаретам, чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

Чтобы избежать стресса и сохранить свое психологическое здоровье соблюдайте следующие рекомендации:

Получайте радость от движения. Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.

Хорошей привычкой может стать ежедневная утренняя зарядка, во время которой вы даете возможность своему организму размяться. В течение дня организму также потребуется внимание, так как нервное напряжение «откладывается» в мышцах.

Уроки физкультуры не всегда могут дать возможность испытать необходимое организму ресурсное состояние. Нужно найти то, что подойдет именно вам. Возможно, необходимую разрядку вам даст посещение бассейна или тренажерного зала, регулярные пешие прогулки из школы домой, коллективные игры во дворе (футбол, волейбол или баскетбол).

Нормализуйте сон. В подростковом возрасте он должен составлять 8-10 часов. Именно за это время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит к снижению работоспособности, хронической усталости. Переход от состояния бодрствования к состоянию покоя пройдет легче, если вечером вы примете ванну с экстрактом хвои или морской солью (продается в аптеке), откажетесь от просмотра телевизора и социальных сетей, заменив их чтением легкого юмористического произведения.

Питайтесь правильно. Помните: важен не только набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие, но и сама организация питания. Основные приемы пищи разумно проводить как большие релаксационные паузы. Переедание недопустимо. Лучше, если в течение дня вы дадите себе возможность подкрепиться фруктами, молочными продуктами, орехами и сухофруктами. Такие перекусы утолят чувство голода и принесут пользу здоровью. В период межсезонья следует ввести в рацион витамины.

Выбирайте активную позицию. Какие бы сложности не возникали на вашем жизненном пути, у вас всегда есть выбор: чувствовать себя жертвой и заложником обстоятельств или принять активную позицию, почувствовать себя хозяином своей жизни и направить усилия на разрешение ситуации. Вспомните притчу о двух лягушках, попавших в горшок с молоком: одна предпочла утонуть без борьбы, а та, которая не сдавалась и продолжала барахтаться, взбила молоко в ком твердого масла и выбралась на свободу.

Принимайте себя. В подростковом возрасте юноши и девушки бывают часто недовольны своей внешностью. Этот период сравнивают с состоянием еще нераспустившегося цветочного бутона. Наступит время, и бутон распустится и превратится цветок, радующий окружающих своей естественной красотой. А пока следите за тем, чтобы нежный цветок не обрастал злобными колючками и шипами. Относитесь спокойно ко всем радостям и трудностям взросления и гормональных перестроек организма.

Поддерживайте ресурсное общение. Особое внимание уделите качеству общения и активизируйте контакт с теми родственниками и друзьями, с которыми вам комфортно и приятно общаться. В сложные периоды жизни теплота, забота и эмоциональная поддержка значимых людей помогут вам сохранить позитивный взгляд на мир.

Источник

Психическое здоровье подростков

Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.

На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.

Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения.

Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.

Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.

Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Укрепление психического здоровья и профилактика — ключевые факторы, способствующие благополучию подростков.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Большинство подростков обладают хорошим психическим здоровьем, однако самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе столкновение с бедностью, жестоким обращением или насилием, могут делать их уязвимыми перед лицом психических проблем. Улучшение психологического самочувствия подростков и защита их от негативных переживаний и факторов риска, которые могут сказаться на их способности к успешному развитию, является не только залогом их благополучия в подростковом возрасте, но и их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — решающий период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом.

В каждый момент времени состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их домашней жизни и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы перед лицом сексуального насилия, которое безусловно имеет отношение к ухудшению психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за окружающих их материально-бытовых условий, стигматизации, дискриминации или неприятия, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это, в частности, относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная исключенность, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Нарушения психического здоровья у подростков

Согласно оценкам, 10–20% подростков во всем мире сталкиваются с нарушениями психического здоровья, но не проходят диагностику и лечение. Признаки ухудшения психического здоровья могут остаться незамеченными по целому ряду причин, таких как незнание или непонимание специфики психического здоровья работниками здравоохранения и стигматизация, удерживающая подростка от обращения за помощью.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, недовольство или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться неожиданными переменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в желудке, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает девятое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков; на восьмом месте стоит тревожное расстройство. Эмоциональные расстройства могут сильно ограничивать функциональные возможности подростков, сказываясь на учебе и посещаемости. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться отчужденностью или избеганием семьи, сверстников или социального окружения. В наихудшем случае депрессия может приводить к самоубийству.

Детские расстройства поведения

Детские расстройства поведения являются шестой по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков. В этом возрасте подросток нередко испытывает на прочность существующие правила, запреты и ограничения. Детские расстройства поведения, однако, представляют собой повторяющиеся, тяжелые и не характерные для этого возраста формы поведения, такие как гиперактивность и невнимательность (например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью) либо деструктивное или вызывающее поведение (например, при кондуктивном расстройстве). Детские расстройства поведения негативно влияют на обучение подростков, а иногда дают повод для вмешательства со стороны органов правосудия.

Расстройства приема пищи

Расстройства приема пищи обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Большинство расстройств приема пищи возникают у девочек и девушек чаще, нежели у мальчиков и юношей. Такие расстройства приема пищи, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности, ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Нервная анорексия и нервная булимия также проявляются в виде озабоченности своим рационом питания, фигурой или весом наряду с такими поведенческими проявлениями, как чрезмерные гимнастические упражнения или вызывание у себя рвоты, призванное компенсировать потребление калорий. Для страдающих нервной анорексией характерна сниженная масса тела и повышенный страх набрать вес. Компульсивное переедание может сопровождаться подавленным состоянием, чувством вины или отвращения к себе при неумеренном поглощении пищи. Расстройства приема пищи пагубно влияют на здоровье и нередко сосуществуют с депрессией, тревожным расстройством и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психоз

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации (такие как слуховое или зрительное восприятие несуществующих вещей) или бредовые расстройства (включая стойкие заблуждения). Психотические эпизоды могут серьезно нарушить способность подростка участвовать в повседневной жизни или получать образование. Во многих ситуациях подростки, страдающие психозами, подвергаются жестокой стигматизации и риску нарушения их прав.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем доходов, однако среди проживающих в этих странах подростков совершается более 90% подростковых самоубийств. Попытки самоубийства могут совершаться импульсивно или быть вызваны ощущением безысходности или одиночества. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через цифровые средства коммуникации.

Рискованные формы поведения

В подростковом возрасте складываются многие из таких опасных для здоровья форм поведения, как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение. Ограниченная способность подростков к планированию и контролю за своими эмоциями, возведение в норму рискованного поведения по отношению к здоровью в среде сверстников и такие факторы среды, как бедность и подверженность насилию, могут повышать вероятность проявления рискованных форм поведения. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

Серьезной проблемой во многих странах является употребление психоактивных веществ (таких как алкоголь и наркотики) с вредными последствиями. В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет составляла 13,6% и больше всего угрожала мальчикам и юношам. Употребление психоактивных веществ с вредными последствиями среди подростков повышает вероятность дальнейшего рискованного поведения в таких формах, как небезопасный секс. Рискованное сексуальное поведение, в свою очередь, повышает в среде подростков риск инфекций, передаваемых половым путем, и ранней беременности — ведущей причины смерти девушек старшего подросткового возраста и молодых женщин (в том числе во время родов и в результате небезопасных абортов).

Дополнительную обеспокоенность вызывает употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15–16 лет употребляли каннабис по крайней мере один раз в течение предыдущего года. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету до наступления восемнадцатилетия.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность неполучения достаточного образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости ведущей причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры по укреплению психического здоровья подростков призваны усилить защитные факторы и расширить круг альтернатив рискованным формам поведения. Укрепление психического здоровья и благополучия помогает сформировать у подростков адаптивность, позволяющую им успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами. Программы укрепления психического здоровья, рассчитанные на всех подростков, и профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья, должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например, через цифровые средства коммуникации, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений и среди местного населения.

Примеры мероприятий по укреплению психического здоровья и профилактике:

-психологические занятия, проводимые индивидуально, в группах или автономно онлайн;

-семейно-ориентированные мероприятия, такие как обучение лиц, осуществляющих уход, включая меры по обеспечению потребностей таких лиц;

-мероприятия на базе школ, в частности:

· внедрение организационных изменений в интересах создания безопасной, защищенной и позитивной психологической среды;

· обучение по вопросам психического здоровья и воспитания жизненно необходимых навыков;

· обучение персонала выявлению риска самоубийств и оказанию базовой помощи;

· школьные профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья;

-мероприятия на уровне местных сообществ, в частности, программы воспитания лидеров и наставников в подростковой среде;

-программы профилактики, ориентированные на подростков, находящихся в уязвимом положения, например, затронутых гуманитарными кризисами или нестабильностью, а также меньшинства и дискриминируемые категории населения;

-программы по предотвращению и смягчению последствий сексуального насилия в отношении подростков;

-многосекторальные программы профилактики самоубийств;

-многоуровневые мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами;

-всеобъемлющее половое воспитание в целях предупреждения рискованных форм сексуального поведения;

-программы профилактики насилия.

Раннее выявление и лечение

Крайне важно реагировать на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья. Ключевые принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

При выборе мер помощи подросткам следует учитывать следующие соображения:

-важность раннего обнаружения психических и наркологических расстройств и принятия научно обоснованных мер. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять приоритетные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях недостатка ресурсов;

-использование трансдиагностических методов, в частности, одновременно ориентированных на несколько проблем психического здоровья;

-оказание помощи персоналом, действующим под контролем и обученным решать специфические проблемы подростков;

-привлечение при необходимости лиц, осуществляющих уход, укрепление их потенциала и изучение предпочтений подростков;

применение методов самопомощи в режиме личного общения, а также в самостоятельном режиме по указаниям специалиста, в том числе с использованием электронных каналов оказания психиатрической помощи. С учетом стигматизации или невозможности доступа к услугам приемлемым вариантом для подростков могут оказаться методы самопомощи, не требующие контроля со стороны специалиста;

-психотропные препараты следует применять крайне осторожно и предлагать подросткам с умеренно-тяжелыми нарушениями психического здоровья в тех случаях, когда психосоциальные методы оказываются неэффективными, и только при наличии клинических показаний и информированного согласия. Лечение должно проводиться под контролем специалиста и с пристальным клиническим отслеживанием возможных побочных реакций.

Источник

Читайте также:  Маркетинг компании сибирского здоровье
Adblock
detector