Меню

Укрепление психологического здоровья младших школьников

Психологическое здоровье младших школьников

«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.

А что же такое психологическое здоровье?

Прежде всего это психические процессы и механизмы, но термин «психологическое здоровье», относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшем проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы должны вооружать ребенка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самоприятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

По существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что «личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением» (А.Ф. Лосев, 1989).

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.

Анализ отечественной и зарубежной литературы о проблеме психического и психологического здоровья показывает, что в применяемом ранее и до настоящего времени понятие «психологическое здоровье» отражается чаще всего альтернатива состоянию психического нездоровья: это отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

Главным приоритетом школы является укрепление здоровья обучающихся в адаптационный период. Психологическое сопровождение проводится на протяжении всего учебного года, в тесной взаимосвязи с родителями, педагогами, и узкими специалистами. Все эти специалисты заинтересованы в отслеживании процесса и результата собственной деятельностью, поскольку на основании получаемой информации принимаешь решения, менять подходы, привлекать новые ресурсы. То есть управлять ситуацией и собственной деятельностью.

Адаптацию в школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает. В этот период активизируется работа школьного психолога, которая основывается на использовании программ: «Школьный старт» (Т.В. Билова, М.Р. Битянова), «Все цвета кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г. Макеева), «Я учусь владеть собой» (Н.П.Слободняк).

Читайте также:  Сообщение движение это здоровье

Основными формами деятельности являются:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Игровые занятия;
  3. Доброжелательная и дружелюбная атмосфера в классе;
  4. Переживание успеха как радость;
  5. Самостоятельная оценка своей работы;

Систематически в начальной школе проводится комплексная игра «Посвящение в первоклассники» где, происходит знакомство с каждым ребенком, узнают его интересы, личностные особенности. Устанавливается прочная связь между учителем и учениками.

Проводятся развивающие занятия такие как: «Лестница роста» которая помогает формировать у первоклассников психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности, овладение новой социальной ролью ученика, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля, развивать мелкую моторику и коммуникативные умения;

«Бесценный дружеский союз» призвана сформировать у ребенка представления о дружбе как форме межличностных отношениях, развивать умение аргументировать свои ответы, способствовать развитию дружеских отношений между детьми в классе;

«Психологический КВН» необходим для развития навыков группового взаимодействия сплочение, формирование чувства команды, развитие умений конструктивно проявлять свои эмоции и чувства, развитие самовосприятия и принятие других, развитие творческих способностей.

Для сохранения психологического здоровья, особую роль играют тематические классные часы, такие как: «Я в школе», «Я и мое имя», «Наши эмоции», «Звездная страна», «Как лошадка Лу стала храброй», «Серебрины и Серебрята», «Настенькино Чудо», «Как Вася поссорился с творческим мышлением», «Про гусеничку Ду сю», «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история», «Экология души», «Как не попасть в неприятную ситуацию», данные занятия способствуют знакомству и сплочению коллектива, закладывают нравственные ориентиры, стимулируют способность к размышлению, развивают ребенка относительно себя самого и эмоциональной регуляции поведения , предупреждают и снижают тревожность, повышают уверенность в себе.

За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял как сделать правильно.

Таким образом, современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей обучают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Следовательно, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.

Источник

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
статья (1 класс) по теме

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.

Скачать:

Вложение Размер
kopylova_2014_03_11.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Учитель начальных классов Копылова Т.А.

МАОУ «Гимназия №1», г.Пермь

Формирование и поддержание эмоционального настроя является основой сохранения психического и физического здоровья детей младшего школьного возраста, особенно – первоклассников.

Автором разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.

Поддержание эмоционального настроя ребенка реализуется через успешность его действий. Для этого необходимо:

— оптимизировать образовательный процесс по критерию сохранения и укрепления здоровья ребенка в учебной деятельности и в системе межличностных отношений путем реализации идей обновления образования;

— гуманизировать систему отношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выстраивая их на принципе оценочной безопасности и эмоционального комфорта в учебной деятельности.

Современная школьная практика к списку причин нервно–психических растройств у учащихся добавляет учебные перегрузки, которые в свою очередь, возникают из-за неумения учиться и несоответствия внешних требований психофизиологическим возможностям детей, их индивидуальным психологическим особенностям («слабые» и «инертные» дети адаптируются к школе с большими потерями в здоровье). Программа «Здоровые дети» строится на утверждении о том, что здоровые дети – это успешные дети. Переживание состояния успешности и благополучия обуславливает у ребенка охоту к занятиям основным делом этого жизненного периода – учебной деятельностью. Очень важно, чтобы успехи ребенка были увидены не только педагогом, но и самим учеником, были проговорены нм самим. «Я могу сегодня похвалить себя за то, что сам решил задачу». Ребенку порой бывает сложно увидеть, что у него получается, а что нет, утвердить самого себя среди других. Особенно сложно это сделать «неуспешным», неуверенным в себе детям. Формирование адекватного состояния уверенности в своих силах, самопринятия и самоуважения имеет мощную подпитку в конструктивном отношении ребенка к собственным ошибкам и неудачам.

При формировании эмоционального настроя необходимо научить детей переводить ошибки и неудачи в задачи учения, а не в обиды на одноклассника или учителя, которые дают рекомендации и делают замечания, или поводы к унынию, отказу от каких бы то ни было усилий к дальнейшим действиям. Правильно сформированная реакция даст возможность ученику увидеть свои успехи и неуспехи и самому выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

В связи с этим, важны следующие действия:

— формировать у учащихся установку на предъявление учителю не только своих знаний, но и незнаний;

— учить детей соизмерять свои возможности с поставленной целью и не останавливаться перед задачей, для решения которой у него еще нет средств и способов;

— учить осуществлять при этом самостоятельный поиск недостающей информации о способах решения той или иной задачи в различных средствах информации, запрашивать помощь у учителя.

Умение учащихся осуществлять самостоятельные поисковые действия формируются на основе обеспечения субъектности ребенка в процессе обучения. Она реализуется путем постановки ребенка на уроке в позицию активного деятеля в результате включения его в целеполагание, планирование собственной и групповой деятельности, простраивания учебного диалога, рефлексию достигаемых результатов.

Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, какую трудность она представляет, как эту трудность преодолеть, в чем новизна способа действия, которым овладели, как хорошо этим способом владеет, что нужно в нем усовершенствовать.

Для формирования у детей большей самостоятельности и независимости, волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений дети вовлекаются в совместные учебные действия. В обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).

Постоянное использование парных, микро групповых, групповых форм деятельности учащихся расширяет детскую коммуникативную компетентность, формирует новые решения проблем в группе, расширяет возможности для переживания ситуации успеха каждым учащимся, способствует преодолению монотонии (однообразия выполняемых действий) и минимизации утомления.

Субъектная позиция ребенка в процессе обучения обеспечивается также путем дифференциации предъявления содержания образования, предложения различных вариантов изучения программного материала и индивидуализации обучения на основе построения учащимся своей собственной образовательной траектории.

Основой субьектной позиции и учебной самостоятельности ребенка является здоровая самооценка и уверенность в себе. Очень важно, чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно и конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, сохраняя при этом положительную общую самооценку и самоуважение. Эта цель трудно достижима в условиях применения общепринятой пятибалльной системе оценивания. Она является травмирующим элементом начального обучения, нервотизирующим детей и повышающим их тревожность. Для ребенка отметка обуславливает ложную основу для самооценки. Отметка для ученика младшего школьного возраста определяет отношение учителя не к его действиям, а к его личности: «Меня не любят, я плохой», «Мне поставили 5, я хороший». Для слабых учеников плохая отметка травматична, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает эмоциональное напряжение в отношении с учителем, нередко со сверстниками, а особенно с родителями, что существенно влияет на его психическое, а значит и физическое здоровье. Для сильных учеников забота о том чтоб поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы. Каждая «плохая» отметка создает для него стрессовую ситуацию, влечет дополнительное «просиживание» за учебниками, что тоже негативно сказывается на его здоровье.

Программа «Здоровые дети» опирается на формирование оценочной деятельности учащихся, осуществляется на основе реформ в системе школьного образования. Оценочная самостоятельность заключается в создании оценочной безопасности для ребенка в процессе его учебной деятельности, что является основой благоприятного психолого-педагогического климата. Использование безопасных, достойных для ребенка форм оценивания его учебных достижений опирается на правила оценочной безопасности. Суть их кратко сводится к следующему содержанию:

-не скупиться на поощрение детей, замечать малейшее продвижение ребенка вперед, малейший его успех;

— поощрять исполнителя, критиковать только исполнение;

— помогать ребенку находить элементы успешности в любых случаях;

— ставить перед ребенком только конкретные цели;

— создать условия, в которых каждому ребенку можно предоставить возможность высказать свое мнение, исключить метод принуждения, не упрекать ребенка по поводу неправильных учебных действий.

Знание и соблюдение правил оценочной безопасности благотворно влияет на психологический климат урока, взаимоотношения учителя и учащихся, деловое и личностное общение, эмоциональный комфорт, т.е. обеспечивает психологическую безопасность.

Программа «Здоровые дети» строится и на основе учета эмоциональноличностных особенностей детей. Тревожные дети, в силу особенностей своего темперамента, при неудачах быстро теряют уверенность в себе. По отношению к таким детям важно соблюдение правила «безболезненное оценивание». Для неуверенного в себе ученика ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать такого ребенка к доске следует только в том случае, если учитель знает, что материал школьником хорошо понят и усвоен. Дети с повышенной физической и умственной утомляемостью часто проявляют плаксивость. Они нуждаются в дозировке нагрузок, в более частых перерывах, заполненных либо активными движениями, либо релаксацией, а иногда в дополнительном выходном дне посередине учебной недели. Дети с повышенной двигательной активностью, для которых характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлеченность внимания, часто оказываются в ситуации замечания, наказания. Не следует постоянно одергивать таких детей, замечать мелкие нарушения и, конечно, наказывать за это. Работу направить на самоконтроль, саморегуляцию своего поведения. В случае проявления у детей признаков гиперактивности следует рекомендовать родителям обратиться к специалисту. Дети с замедленным темпом деятельности не должны подвергаться осуждению за медлительность, поскольку, это связано с их физиологической природой (медленное протекание нервных процессов), и ребенок над ней не властен. Для таких детей можно сокращать объем работы и учить их правильному выполнению задания.

Таким образом, данное направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на:

— адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников;

— гуманистический подход к организации образовательного процесса;

— идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.

Индикаторами благоплучия детей, их позитивного эмоционального настроя при выполнении данного направления будут следующие показатели: 1) процент детей, согласных, что школа-это благоприятное место; 2) повышение мотивации учения, а, следовательно, улучшения результатов образовательного процесса; 3) сформированность рефлексивных действий по умению выстраивать учебную траекторию; 4) чувство уверенности учащихся в своих силах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п.

Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной.

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.

Физическое воспитание младших школьников через якутские национальные игры История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций н.

Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание .

Источник

Adblock
detector