Психоэмоциональное здоровье детей
статья по теме
В небольшой статье речь идет о трех компонентах здоровья детей и взрослых, о том, что могут сделать взрослые для сохранения здоровья — своего и, конечно, детского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhoemotsionalnoe_zdorove_detey.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Тема здоровья – это то, что всех нас интересует и всех нас касается непосредственно.
Специалисты ВОЗ, изучая проблему здоровья, пришли к выводу об особой роли психического развития человека. На этом основании введен термин «психическое здоровье». Он показывает связь двух наук и практик – медицины и психологии; и в последнее время возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда связано с изменениями в психическом состоянии.
Существует несколько уровней здоровья.
Социальный уровень: закон и порядок в обществе, защищенность, хорошая зарплата и пенсия (для ребенка – полная семья, хорошие взаимоотношения между родителями, достаток в семье, заботливое отношение к бабушкам и дедушкам, благополучный психологический климат в группе детского сада).
Психический уровень: позитивное настроение, высокий уровень психических возможностей, благодаря которому человек может без серьезных последствий для здоровья выходить из различных стрессовых ситуаций ( для ребенка – позитивное настроение, такой уровень психических возможностей, что требования систематических занятий в детском саду не приводят к нарушениям здоровья и психического развития ребенка). В 7 лет, например, ребенок может заниматься 4 урока по 40 минут, не уставая и не болея.
Болезнь может быть привнесена с высшего уровня на низший, но не наоборот, — считают ученые. Яркий пример – динамика продолжительности жизни в России в 1980 – 2010 гг. В обыденной жизни каждая мама отлично знает, как может маленький ребенок «накричать» температуру.
Хотя взаимовлияние очень сильно – если ребенок не выспался или плохо себя чувствует, настроение у него дурное, он капризничает, ссорится с детьми, не может полноценно заниматься.
Как мы заботимся о здоровье детей – своих собственных и в детском саду?
— о биологическом: правильное питание, спорт, прогулки, сон и пр.;
— о социальном: стараемся создать хорошие взаимоотношения между детьми, сдружить их ( в своей семье – ищем хорошую работу, зарплату, статус, коллектив);
— о психическом: учимся сами и учим детей противостоять тревогам, страхам, неудачам, ищем во всем хорошее, стараемся не нервничать, учим детей расслабляться.
Напоследок стоит сказать об источниках стресса для мальчиков и девочек: девочка должна быть послушной, порой в ущерб своим интересам, а мальчик должен утверждать себя, т.е. лазать по самым высоким деревьям, перепрыгивать самые глубокие канавы, драться иногда – и все это в ущерб послушанию.
Итак, что мы можем сделать для наших детей?
Во-первых, приучать вести здоровый образ жизни,
Во-вторых, учить общаться, сотрудничать.
И, в-третьих, тренировать мозг, развивать гибкость мышления, чтобы уметь без ущерба для себя выходить из различных стрессовых ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. .
Статья про укрепление психоэмоционального здоровья детей дощкольного возраста.
родительское собрание для 1 младшей группы.
Роль театрализованной деятельности в формировании психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Особенности организации театрализованной деятельноси у детей разн.
В статье проведен анализ причин и факторов психоэмоционального выгорания педагогов в условиях современного дошкольного учреждения.
quot;Психоэмоциональное здоровье ребенка".
Методическия рекомендации для воспитателей и инструкторов по физической культуре.
Источник
Укрепление психо — эмоционального здоровья детей раннего возраста
проект (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – п | 143.94 КБ |
fizkulturno.docx | 143.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздействия и рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих, воспитательных задач.
Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – психического развития детей. Важными в психопрофилактической работе с детьми раннего возраста является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. Поэтому к работе по профилактике эмоциональных напряжений мы приступаем ещё до прихода детей в детский сад. Прежде всего, посещаем семьи воспитанников на дому, чтобы узнать в какой атмосфере воспитывается ребёнок, а когда малыш приходит в детский сад, провожу анкетирование родителей. Это даёт возможность проанализировать степень готовности ребёнка к посещению ДОУ, выяснить проблемы, которые могут возникнуть и дать соответствующие рекомендации родителям. Кроме этого мы предлагаем родителям во время адаптации некоторое время посещать детский сад вместе с ребёнком: приходить с малышом на прогулки, познакомиться с групповой комнатой.
По опыту работы с детьми раннего возраста мы видим, если ребёнок активный, подвижный, имеющий положительный опыт общения, как с взрослыми, так и с детьми, то он охотно идёт в детский сад. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети всё равно испытывают сильные переживания. Стараясь справиться со стрессом, организм ребёнка ослабевает. Страдает иммунная система, ребёнок больше подвергается к воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.
Поэтому, создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы ставим перед собой цель:
— Сохранение физического и психического здоровья в адаптационный период.
Исходя из этой цели, передо нами стоят следующие задачи:
— Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка
— Укреплять и сохранять психо – эмоциональное здоровье детей
— Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности
Условия поставленных задач таковы:
Детский сад – система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие ребёнка.
Средствами реализации цели являются:
— Организация пространственной предметно – развивающей среды
— Систематизация видов деятельности
Надёжным показателем психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности. Поэтому, для обеспечения психологической безопасности ребёнка, в группе действует система психологической защиты:
— Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей
— Профилактика психо – эмоционального состояния детей:
1. Средствами физического воспитания (утренняя гимнастика, дневная прогулка, двигательная активность на занятиях и вне их, закаливающие процедуры)
2. Средствами музыкального воспитания (музыкальные занятия, музыкальные паузы в режиме дня, развлечения, игры на детских музыкальных инструментах)
3. Средствами экологического и художественно – эстетического воспитания (цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений)
— Содружество ДОУ и семьи в воспитательно – образовательных процессах, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья малышей (анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания)
Остановимся на каждом пункте поподробней:
1. Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей.
В условиях детского сада трудно организовать режим так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Поэтому, при организации режима дня мы учитываем только повторяющиеся компоненты, которые обязательны: время приёма пищи, общая длительность пребывания детей на воздухе, укладывание на сон и другое. А остальные компоненты адаптируем под детей: некоторым детям, чьи родители вынуждены приводить их очень рано, к 7 часам, мы даём возможность полежать ещё до завтрака, другим необходимо увеличить незначительно продолжительность дневного сна, чтобы они чувствовали себя активными и бодрыми. Значение полноценного отдыха для детей раннего возраста трудно переоценить. Потребность во сне у всех детей разная. Чтобы дети хорошо засыпали, а значит не испытывали чувства тревоги, укладывание детей проходит в спокойной обстановке, часто дети засыпают с любимыми игрушками, некоторые дети любят, когда их гладят по спинке, голове. Детей, которые ещё не привыкли к условиям детского сада, мы укладываем в последнюю очередь, чтобы ребёнок видел, как ложатся спать остальные дети.
2. Профилактика психо — эмоционального состояния детей.
— Средствами физического воспитания
Эмоционально — стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.
Каждый этап психического развития ребёнка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками.
Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
— все двигательные задания связаны с конкретной задачей : «Прокати мяч в воротики…»
— в играх прибегаем к сравнениям : «Попрыгаем как зайчики…», «Побежим как мышки…»
— обязательно следим за физической нагрузкой, не допускаем перевозбуждения
— учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей
Таким образом, в процессе воспитания двигательной культуры дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевают способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности малышей, их познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Организовать закаливание в дошкольном учреждении гораздо сложнее, чем дома. Дети раннего возраста не обладают достаточной самостоятельностью и самоконтролем. Поэтому мы отдаём приоритет воздушному закаливанию. Когда дети просыпаются, они лежат в своих кроватках и минуты 2-3 выполняют несколько несложных упражнений ( потягивания, перевороты с живота на спинку и другие ). Упражнения выполняются под потешки : «Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся?» После этого дети идут в группу по коррекционным дорожкам, всё это тоже сопровождается художественным словом. Далее дети садятся на стульчики и по показу выполняют несложный массаж. Массаж сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать резистенность организма к перепадам температуры. Самомассаж рук и ног процедура, к которой ребёнок может привыкнуть и проводить самостоятельно. Сначала мы поглаживаем ладошки под потешки, разминаем каждый пальчик, прокатываем между ладоней массажные мячики, затем выполняем массаж лица под художественное слово «Солнышко проснулось, к щёчкам потянулось…»
— Средствами музыкального воспитания.
Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки, классическая музыка. Мы активно используем музыкально — речевые игры в период адаптации детей к детскому саду при знакомстве, для запоминания имён детей и создания положительного эмоционального микроклимата в группе. Например, «Кто у нас хороший?», «А кто у нас есть?», «Кто в домике живёт?» и другие. Также музыкальное сопровождение необходимо использовать в качестве звукового фона при проведении занятий, в режимных моментах, для освобождения детей от нагрузок и стрессов. Для этой цели в группе есть диски с музыкой для детей, классической музыкой, с шумами и звуками природного и социального окружения. Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры — драматизации очень полезны. В игре снижается скованность, малыши раскрепощаются, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных способностей, развивается фантазия, воображение.
— Средствами экологического и художественно — эстетического воспитания
Цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений, электрического мини — аквариума с рыбками — создаёт в группе атмосферу, приближённую к домашней обстановке.
3. Содружество ДОУ и семьи в воспитательно — образовательных процессах, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья малышей.
Все усилия, направленные на укрепление психо — эмоционального здоровья малышей не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки наших родителей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы :
— анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам психо — эмоционального здоровья детей)
— индивидуальные беседы (они дают возможность узнать опасения родителей, выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания ребёнка в учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации)
— тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям)
Всё это повышает психолого — педагогическую компетентность родителей.
Считаем, что проводимая нами работа в данном направлении даёт хорошие результаты. Уровень заболеваемости детей снизился.
Также прослеживается положительная динамика в процессе адаптации к ДОУ, так как увеличилось число детей с лёгкой степенью адаптации. Определяя степень адаптации детей, мы учитываем показатели и физического здоровья (сон, аппетит) и психического здоровья (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная и игровая активность)
В 2013 учебном году группу раннего возраста посещало 20 детей. С лёгкой степенью адаптации – 10 человек, со средней степенью – 5 человек, с тяжёлой степенью – 5 человек.
В этом учебном году группу посещают 17 детей. С лёгкой степенью адаптации – 12 человек, со средней степенью – 3 человека, с тяжёлой степенью – 2 человека.
Таким образом, считаем, что действующая в группе система психологической защиты, даёт возможность говорить о положительном влиянии проводимой работы по укреплению психо — эмоционального здоровья детей раннего возраста.
Источник