Меню

Укрепление психического здоровья младших школьников

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя
статья (1 класс) по теме

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.

Скачать:

Вложение Размер
kopylova_2014_03_11.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Учитель начальных классов Копылова Т.А.

МАОУ «Гимназия №1», г.Пермь

Формирование и поддержание эмоционального настроя является основой сохранения психического и физического здоровья детей младшего школьного возраста, особенно – первоклассников.

Автором разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для профилактики заболеваемости и приобретения навыков здорового образа жизни, способствующих формированию у детей бережного отношения к собственному здоровью. Первое направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на: адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников; гуманистический подход к организации образовательного процесса; идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.

Поддержание эмоционального настроя ребенка реализуется через успешность его действий. Для этого необходимо:

— оптимизировать образовательный процесс по критерию сохранения и укрепления здоровья ребенка в учебной деятельности и в системе межличностных отношений путем реализации идей обновления образования;

— гуманизировать систему отношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выстраивая их на принципе оценочной безопасности и эмоционального комфорта в учебной деятельности.

Современная школьная практика к списку причин нервно–психических растройств у учащихся добавляет учебные перегрузки, которые в свою очередь, возникают из-за неумения учиться и несоответствия внешних требований психофизиологическим возможностям детей, их индивидуальным психологическим особенностям («слабые» и «инертные» дети адаптируются к школе с большими потерями в здоровье). Программа «Здоровые дети» строится на утверждении о том, что здоровые дети – это успешные дети. Переживание состояния успешности и благополучия обуславливает у ребенка охоту к занятиям основным делом этого жизненного периода – учебной деятельностью. Очень важно, чтобы успехи ребенка были увидены не только педагогом, но и самим учеником, были проговорены нм самим. «Я могу сегодня похвалить себя за то, что сам решил задачу». Ребенку порой бывает сложно увидеть, что у него получается, а что нет, утвердить самого себя среди других. Особенно сложно это сделать «неуспешным», неуверенным в себе детям. Формирование адекватного состояния уверенности в своих силах, самопринятия и самоуважения имеет мощную подпитку в конструктивном отношении ребенка к собственным ошибкам и неудачам.

При формировании эмоционального настроя необходимо научить детей переводить ошибки и неудачи в задачи учения, а не в обиды на одноклассника или учителя, которые дают рекомендации и делают замечания, или поводы к унынию, отказу от каких бы то ни было усилий к дальнейшим действиям. Правильно сформированная реакция даст возможность ученику увидеть свои успехи и неуспехи и самому выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

В связи с этим, важны следующие действия:

— формировать у учащихся установку на предъявление учителю не только своих знаний, но и незнаний;

— учить детей соизмерять свои возможности с поставленной целью и не останавливаться перед задачей, для решения которой у него еще нет средств и способов;

— учить осуществлять при этом самостоятельный поиск недостающей информации о способах решения той или иной задачи в различных средствах информации, запрашивать помощь у учителя.

Умение учащихся осуществлять самостоятельные поисковые действия формируются на основе обеспечения субъектности ребенка в процессе обучения. Она реализуется путем постановки ребенка на уроке в позицию активного деятеля в результате включения его в целеполагание, планирование собственной и групповой деятельности, простраивания учебного диалога, рефлексию достигаемых результатов.

Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, какую трудность она представляет, как эту трудность преодолеть, в чем новизна способа действия, которым овладели, как хорошо этим способом владеет, что нужно в нем усовершенствовать.

Для формирования у детей большей самостоятельности и независимости, волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений дети вовлекаются в совместные учебные действия. В обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку).

Постоянное использование парных, микро групповых, групповых форм деятельности учащихся расширяет детскую коммуникативную компетентность, формирует новые решения проблем в группе, расширяет возможности для переживания ситуации успеха каждым учащимся, способствует преодолению монотонии (однообразия выполняемых действий) и минимизации утомления.

Субъектная позиция ребенка в процессе обучения обеспечивается также путем дифференциации предъявления содержания образования, предложения различных вариантов изучения программного материала и индивидуализации обучения на основе построения учащимся своей собственной образовательной траектории.

Основой субьектной позиции и учебной самостоятельности ребенка является здоровая самооценка и уверенность в себе. Очень важно, чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно и конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, сохраняя при этом положительную общую самооценку и самоуважение. Эта цель трудно достижима в условиях применения общепринятой пятибалльной системе оценивания. Она является травмирующим элементом начального обучения, нервотизирующим детей и повышающим их тревожность. Для ребенка отметка обуславливает ложную основу для самооценки. Отметка для ученика младшего школьного возраста определяет отношение учителя не к его действиям, а к его личности: «Меня не любят, я плохой», «Мне поставили 5, я хороший». Для слабых учеников плохая отметка травматична, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает эмоциональное напряжение в отношении с учителем, нередко со сверстниками, а особенно с родителями, что существенно влияет на его психическое, а значит и физическое здоровье. Для сильных учеников забота о том чтоб поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы. Каждая «плохая» отметка создает для него стрессовую ситуацию, влечет дополнительное «просиживание» за учебниками, что тоже негативно сказывается на его здоровье.

Программа «Здоровые дети» опирается на формирование оценочной деятельности учащихся, осуществляется на основе реформ в системе школьного образования. Оценочная самостоятельность заключается в создании оценочной безопасности для ребенка в процессе его учебной деятельности, что является основой благоприятного психолого-педагогического климата. Использование безопасных, достойных для ребенка форм оценивания его учебных достижений опирается на правила оценочной безопасности. Суть их кратко сводится к следующему содержанию:

-не скупиться на поощрение детей, замечать малейшее продвижение ребенка вперед, малейший его успех;

— поощрять исполнителя, критиковать только исполнение;

— помогать ребенку находить элементы успешности в любых случаях;

— ставить перед ребенком только конкретные цели;

— создать условия, в которых каждому ребенку можно предоставить возможность высказать свое мнение, исключить метод принуждения, не упрекать ребенка по поводу неправильных учебных действий.

Знание и соблюдение правил оценочной безопасности благотворно влияет на психологический климат урока, взаимоотношения учителя и учащихся, деловое и личностное общение, эмоциональный комфорт, т.е. обеспечивает психологическую безопасность.

Программа «Здоровые дети» строится и на основе учета эмоциональноличностных особенностей детей. Тревожные дети, в силу особенностей своего темперамента, при неудачах быстро теряют уверенность в себе. По отношению к таким детям важно соблюдение правила «безболезненное оценивание». Для неуверенного в себе ученика ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать такого ребенка к доске следует только в том случае, если учитель знает, что материал школьником хорошо понят и усвоен. Дети с повышенной физической и умственной утомляемостью часто проявляют плаксивость. Они нуждаются в дозировке нагрузок, в более частых перерывах, заполненных либо активными движениями, либо релаксацией, а иногда в дополнительном выходном дне посередине учебной недели. Дети с повышенной двигательной активностью, для которых характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлеченность внимания, часто оказываются в ситуации замечания, наказания. Не следует постоянно одергивать таких детей, замечать мелкие нарушения и, конечно, наказывать за это. Работу направить на самоконтроль, саморегуляцию своего поведения. В случае проявления у детей признаков гиперактивности следует рекомендовать родителям обратиться к специалисту. Дети с замедленным темпом деятельности не должны подвергаться осуждению за медлительность, поскольку, это связано с их физиологической природой (медленное протекание нервных процессов), и ребенок над ней не властен. Для таких детей можно сокращать объем работы и учить их правильному выполнению задания.

Таким образом, данное направление программы «Здоровые дети» включает здоровьесберегающие технологии, ориентированные на:

— адаптивность образования к уровню и особенностям развития школьников;

— гуманистический подход к организации образовательного процесса;

— идею успешности, предполагающую возможность ребенку познать самого себя, самостоятельно принять решение и реализовать его.

Индикаторами благоплучия детей, их позитивного эмоционального настроя при выполнении данного направления будут следующие показатели: 1) процент детей, согласных, что школа-это благоприятное место; 2) повышение мотивации учения, а, следовательно, улучшения результатов образовательного процесса; 3) сформированность рефлексивных действий по умению выстраивать учебную траекторию; 4) чувство уверенности учащихся в своих силах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п.

Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной.

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников.

Физическое воспитание младших школьников через якутские национальные игры История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций н.

Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание .

Источник

Сохранение психического здоровья школьника.
консультация

Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.

Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего школьника.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_o_psihicheskom_zdorove.doc 60.5 КБ
psihicheskoe_zdorove_shkolnikov-_sobranie.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»

• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».

• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

• Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Проявления нарушения психического здоровья школьников

Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания, аддитивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.

Синдром дефицита внимания — наиболее частая форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности.

Аддитивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.

Временная некомпетентность — один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще — в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной Перспективы — причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим здоровьем.

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

(методика Н. К. Смирнова)

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. На вопросы 1-10 предлагается отвечать «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой ( с поднятием тяжестей) для юношей.

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8. Нередко читаю при плохом освещении лежа.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье? а) да; б) нет: в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?

а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример; г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов. По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д. По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья.

(методика Н. К. Смирнова)

Тест-анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. На вопросы 1-10 предлагается отвечать «да» или «нет»; вопросы 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой ( с поднятием тяжестей) для юношей.

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8. Нередко читаю при плохом освещении лежа.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье? а) да; б) нет: в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках?

а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания; в) подают хороший пример; г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния; б) влияет плохо; в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов. По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д. По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов.

Плющ избавит от зависимости- табачной или алкогольной.

Кротон застрахует подростка от попадания в плохую компанию.

Герань смягчит энергию гнева и разовьёт чувство юмора.

Фикус избавит от плаксивости, разовьёт энтузиазм.

Агава необходима в семье, где от постоянных ссор между родителями страдает ребёнок, она успокаивает и вселяет нежность.

Юкка помогает тем, кто решился сесть на диету и похудеть; мешает ссорам.

Белые фиалки очищают дом от отрицательной энергии, а иногда и от тараканов.

Голубые фиалки развивают творческие способности.

Фиолетовые — налаживают взаимопонимание.

Алоэ способствует укреплению здоровья.

Калла бережёт семейный союз.

Сансевиерия избавляет дом от грубости, сплетён, злословия.

Кактусы умеют нейтрализовать внезапные вспышки гнева, припадки ярости.

Предварительный просмотр:

Выступление на школьном методическом объединении

начальной школы (25.09.2013г.)

Тема: « Психическое здоровье младших школьников».

1. Критерии психического здоровья

1. Отсутствие заболеваний.

2. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).

3. Благоприятное функциональное состояние (ответные реакции адекватны раздражителям).

Норма — психическое развитие, соответствующее возрасту, полу и гармоничное(а не развитие отдельных способностей в ущерб другим).

В школе довольно часто приходится сталкиваться с так называемыми пограничными состояниями , главным образом неврозами и невротическими реакциями , некоторыми функциональными отклонениями . Одним из ведущих показателей функционального состояния психики служит умственная работоспособность.

Умственная работоспособность (УР) — определенный объем работы, выполненной без снижения темпа и эффективности, в определенные отрезки времени.

Каждому присущ свой уровень УР (высокий, средний, низкий).

Поддержание высокого уровня умственной работоспособности — ведущая задача психогигиены (сохранение психического здоровья школьников).

Кроме того, основными показателями психического здоровья являются следующие.

1. Положительное эмоциональное состояние (характер откликов на жизненные факты, а попросту, настроение).

2. Эмоциональные реакции — непосредственные ответы на воздействие или ситуацию, (сопровождаются комплексом вегетативных, биоэлектрических и двигательных изменений) служат сигналами благоприятных и неблагоприятных воздействий.

Данные комитета экспертов ВОЗ по психическому здоровью детей (Женева, 1976) показывают психические нарушения у детей: в мире — 1 из 20 — болен. Сейчас, 26 лет спустя, более высокие цифры, особенно в России, при теперешнем состоянии общества, здравоохранения, нравственности. Нет открытого доступа к данным по статистике заболеваемости детей г. Томска и Томской области нервными и психическими расстройствами; детскому суициду; правонарушениям; ушедших из дома; состоящих на учете в наркологическом и венерическом диспансерах.

2. Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников

Педагогическая общественность может программировать , и то не всегда, лишь гигиенические и эмоциональные факторы.

СИТУАЦИИ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПОГРАНИЧНЫХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ (СТУДЕНТОВ, ЛИЦЕИСТОВ, ГИМНАЗИСТОВ)

1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.

2. Враждебное отношение педагога.

3. Смена школьного коллектива.

4. Неприятие детским коллективом.

5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).

Переутомление находится на грани патологии . Частота отклонений в поведении увеличивается от начала четверти, года — к концу. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек — в 3,3 раза).

2. Сонливость в дневные часы.

3. Пассивность на уроках, во время игр.

4. Отказ от умственного напряжения.

5. Нестойкость интересов.

Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит (неврастения).

Провоцирующий фактор — истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.

Учителям нужно быть очень осторожными в оценке успехов учащихся, не злоупотреблять плохими отметками и ставить их только в тех случаях, когда школьники действительно заслуживают.

Неуспеваемость — это проблема в равной степени как медицинская, так и педагогическая (иногда — следствие, часто — причина отклонений психического развития). Отсутствие хороших оценок часто приводит к формированию качеств характера: робость, застенчивость, тревожность, т.е. отрицательно сказываются на развитии личности. Психиатры единодушно отмечают, что именно ярлык ‘неуспевающего’ нередко служит причиной возникновения неврозов у детей. У учащихся, а вернее, у их родителей, тех, для кого отметки обладают ‘сверх ценностью’, нужно выработать адекватное отношение к ним (‘хорошо’, а не ‘отлично’ воспринимается как трагедия).

1. Несправедливо заниженная оценка.

2. Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка.

Дидаскалогения — нервные расстройства, происходящие от учителя.

Следует помнить! Нетактичное поведение педагога с учеником порой провоцирует отрицательное отношение к нему со стороны сверстников. Учитель, как и обычный человек, не застрахован от ошибок. Главное — быть искренним, и, суметь найти в себе силы признать их в присутствии учеников. Нельзя стремиться вызвать у школьника чувство вины — оно может стать непосильной ношей, убив желание стать лучше. Пусть будет сожаление и стремление изменить самого себя и ситуацию в лучшую сторону. Выше изложенное, касается и Вас, уважаемые коллеги, родители! Не лелейте чувство вины!

Часто ребенок, прошедший медкомиссию и признанный годным к школе, оказывается в роли ‘неспособного’ ученика . В чем причина этого явления? В таких случаях речь может идти о психической адаптации к школе.

Психическая адаптация — комплекс реакций и особенностей человека, обеспечивающий приспособление к новым условиям; взаимодействие подсистем :

— поиска , восприятия и переработки информации, как основы познавательной деятельности.

— эмоционального регулирования , в виде различных форм активности, личностного отношения к информации.

— социально-психологических контактов , основанных на полученных знаниях и определяющих социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

— бодрствования и сна , обеспечивающих различные уровни активности, создающих наиболее благоприятные условия для адаптации.

— эндокринно-гормональной регуляции , включающей различные биохимические механизмы.

Деятельность всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма. Адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

3. Проблемы дезадаптации школьников в соответствии с задачами, поставленными школой

ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ШКОЛОЙ ПЕРЕД УЧЕНИКОМ

1. Успешно овладеть учебной деятельностью.

2. Освоить школьные нормы поведения.

3. Приобщиться к классному коллективу.

4. Приспособиться к новым условиям умственного труда.

Выполнение каждой из этих задач связано с предшествующим опытом.

Уровень адаптации определяется баллами от 0 до 5:

Формы поведения на 5, 4, 3 балла — отражают разный уровень адаптации.

2, 1, 0 баллов — отсутствие адаптации.

КРИТЕРИИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

1. Эффективность учебной деятельности :

а) учебная активность

б) усвоение знаний

Сумма оценок -0-10 баллов ( успеваемость )

2. Усвоение школьных норм поведения :

а) поведение на уроке

б) поведение на перемене

Сумма оценок — 0- 10 баллов

3. Успешность социальных контактов :

а) взаимоотношения с одноклассниками

б) отношение к учителю

Сумма оценок 0-10 баллов

4. Эмоциональное благополучие

0 — 5 баллов, от 0 до 2 баллов — зона неблагополучия.

1. Полная — 21-35 баллов (адаптируется в течение первых 2-х месяцев обучения).

2. Неполная — 15-20 баллов (Неустойчивая адаптация — от 3-х до 6-ти месяцев; более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения; трудности во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями; не поднимают руку; на вопрос отвечают тихим голосом; мало контактируют с одноклассниками. Лишь в конце полугодия негативные формы поведения сменяются на адекватные, но все равно не достигают необходимого уровня.)

3. Дезадаптация , или отсутствие адаптации — 0-14 баллов (Нарушения нормальных форм социально-психологической адаптации: а) ограниченные способности справляться с учебными нагрузками, социальными функциям. б) негативные формы поведения. в) появление отрицательных эмоций.

Снижена учебная активность; избегание контакта с учителем; формальное выполнение требований учителя.

В этом случае — школьная неуспеваемость — вторичный фактор дезадаптации.

Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами — они имеют низкие баллы по 2-му критерию — усвоение школьных норм поведения (невнимательны, отвлекаются, но если сосредоточатся, то выполнят задание верно. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями со стороны учителя, записями в дневник, наказаниями. На перемене — разрядка: бегают, кричат, мешают играть другим детям. Все это постепенно приводит к их изоляции. Все чаще появляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.)

По литературным данным — у детей, которые не адаптировались в течение учебного года, психоневролог зафиксировал выраженные отклонения в виде нервно-психических расстройств.

По результатам школьных проверок такие дети, как правило, имеют академические задолженности по многим предметам, не справляются с учебной нагрузкой даже в объеме базового стандарта, и, либо отчисляются из учебного заведения после окончания 9-го класса, либо, при наличии медицинских справок, переводятся на индивидуальное обучение, либо в классы коррекции. В любом случае и родители, и дети неохотно идут на изменения условий обучения.

По нашим данным (результаты курирования учащихся в 1996-2001 г; с 4-го по 9-й класс.) Постоянный состав класса 24 человека. 11 мальчиков и 13 девочек): Основные группы здоровья в четвертом классе имели 21 человек, подготовительные — 3 девочки; в пятом — 3 девочки; в шестом классе — 5 девочек; в седьмом — 2 мальчика, 5 девочек, восьмом — 4 девочки, 2 мальчика; девятом — 4 девочки, 2 мальчика. В шестом классе появляются спец. группы здоровья (болезнь Шлаттера, миопия высокой степени, атопический дерматит, бронхиальная астма аллергического характера, хронические заболевания мочевыделительной системы и пищеварительного тракта, травма позвоночника) — 3 мальчика, 3 девочки. К девятому классу количество учащихся со спец. группой здоровья сохранилось прежним, зато почти напротив каждой фамилии в листке здоровья появилась запись: нарушение осанки. Количество пропусков учащихся не всегда зависело от состояния здоровья, так же, как и успеваемость.

Начиная с четвертого класса, у одних и тех же детей насчитывалось максимальное количество пропусков и неудовлетворительных отметок за учебную деятельность. В начальной школе наибольшее количество пропусков приходилось на 2 и 3 четверти. При переходе в среднее звено изменились условия: увеличилась учебная нагрузка, изменился преподавательский состав. Количество пропусков, по сравнению с 4-м классом увеличилось в 2 раза, изменилось и количество учащихся, успевающих на ‘4 и 5’. Появились годовые ‘3’, стали проявляться различные варианты дезадаптивного поведения: активный протест, пассивный протест, реакции тревожности и неуверенности . По критериям психической адаптации (см. выше) было выявлено следующее: проблемы по первому критерию ‘Эффективность учебной деятельности’ у 2-х человек по 3-5 предметам снижение учебной активности, успеваемости — 6 баллов. По второму критерию ‘Усвоение школьных норм поведения’- у всего класса от 3 до 5 баллов. По третьему критерию ‘Успешность социальных контактов’ — 6 баллов. По четвертому критерию ‘Эмоциональное благополучие’ — 4 балла. Степень адаптации — 22 балла (полная), 2 человека — неполная адаптация. Мальчики не справлялись с учебной нагрузкой. Оба имели хронические заболевания с обострениями, частые пропуски без уважительных причин, расстройства в виде дефицита внимания (высокую степень эмоциональной неустойчивости — по результатам психометрии). После окончания 9-го класса лицея выпускникам было предложено сменить образовательное учреждение. Один в настоящий момент успешно осваивает учебную программу и профессию в техникуме, другому, уже в новом учебном заведении предложено перейти на индивидуальное обучение, предварительно пройдя обследование у психоневролога.

ВАРИАНТЫ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Психозащитные реакции, которые можно наблюдать у детей:

1. Активный протест. Непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене — негативизм по отношению к другим — ссорится, мешает играть, раздражается, гневается.

При стабильном проявлении реакции активного протеста — диагностируется как патология поведения!

2. Реакция пассивного протеста. Редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально. На перемене — пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. Депрессивное настроение, страхи.

3. Реакция тревожности и неуверенности. Пассивен на уроке, при ответах напряжен и скован. На перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Тревожен, легко плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании учителя. Выраженные реакции тревожности и неуверенности сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде тиков, заикания, энуреза, и т. п., а также учащением соматических заболеваний.

Степень развития неврозов зависит от : несоответствия социальных условий их типу высшей нервной деятельности, неправильного воспитания.

Продолжается не менее 6 месяцев, и содержит не менее 3-х проявлений.

1. Украл что- либо без ведома жертвы .

2. Убегает из дома.

4. Социально участвует в поджогах.

5. Часто прогуливает уроки.

6. Ворвался в чужой дом, помещение, машину.

7. Специально разрушил чужую собственность.

8. Жестокое физическое отношение к животным.

9. Принуждение к сексуальным отношениям.

10. Применение оружия.

11. Часто является зачинщиком драк.

12. Украл что-либо после борьбы.

13. Жестокое физическое отношение к людям.

Данные критерии соответствуют лицам до 18 лет.

РАССТРОЙСТВА В ВИДЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Наблюдается не менее 6-и месяцев, имеет не менее 8-и проявлений.

1. Часто теребит руками и ногами или корчится на месте.

2. Испытывает затруднения сидеть на одном месте.

3. Легко отвлекается под воздействием внешних раздражителей.

4. Испытывает трудность при ожидании своей очереди (вызов к доске, игра).

5. Часто отвечает не подумав и не дослушав задаваемого вопроса.

6. Испытывает трудности при исследовании инструкции (часто из-за непонимания).

7. Не может длительно поддерживать внимание при выполнении задания.

8. Часто не завершив одного вида деятельности, переходит к другому

9. Не может (в игре или на уроке) хранить молчание

10. Часто слишком много говорит

11. Мешает и перебивает

12. Не слушает, что ему или ей говорят.

13. Часто теряет вещи, нужные для выполнения задания.

14. Часто занимается физически опасной деятельностью.

Начало в возрасте раньше 7 лет

РАССТРОЙСТВА В ВИДЕ НЕПОКОРНОСТИ И НЕПОСЛУШАНИЯ

Наблюдаются не менее 6-и месяцев, имеют не менее 5-и проявлений.

1. Часто теряет терпение.

2. Часто спорит со взрослыми

3. Часто не делает необходимого дела или отказывается.

4. Часто специально делает то, что раздражает других.

5. Часто обвиняет других в своих собственных ошибках.

6. Очень чувствителен и легко раздражается.

7. Часто сердится и возмущается.

8. Часто неосторожен и мнителен.

9. Часто сквернословит и говорит непристойности.

1. Школа и психическое здоровье учащихся. Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988.

2. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. М.: Просвещение, 1992.

3. Особенности заболеваний детей неврозами. Здравоох. Российской Федерации. М., 1990.

4. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Новосибирск, 1993.

5.Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. Э. Ле Шан. М.: Педагогика,1990.

6.Лекции по психогигиене Н.М.Попова. Институт психического здоровья. Томск, 1997.

9. Корнетов Н.А. Лекции по психогигиене в рамках семинара ‘Здоровье и образование’. НИИ психического здоровья. Томск, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье описывается метод Х.Алиева «Ключ», применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников.

Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная .

Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и .

Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .

Психическое здоровье школьника.

Люди устали от телефонов и фильмов по телевизору. Часто уже мы просто листаем каналы или ленты в соц.сетях. Поэтому сейчас важно уделить время действительно полезному контенту, т.е. информации. С чего.

Источник

Читайте также:  Как понять что есть проблемы со здоровьем
Adblock
detector