ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
методическая разработка по физкультуре на тему
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на в | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.
Задачами физического воспитания являются:
- Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма ребенка с ограниченными возможностями.
- Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков детей с ограниченными возможностями, обучение их новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.
- Развитие основных двигательных качеств.
- Формирование привычки и воспитание устойчивого интереса детей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для детей с ограниченными сенсорными возможностями характерны недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками.
Оптимальному физическому развитию таких детей . а также коррекции
недостатков двигательных функций способствует постепенное увеличение объема двигательной активности. Эти дети отличаются ярко выраженными нарушениями работоспособностями и проявлениями, так называемой раздражительности слабости. При утомлении у них нарастают раздражительность, плаксивость, боязливость.
Во время занятий с этими детьми во всех упражнениях спортивного
характера следует стремиться к мышечному расслаблению, особенно приводящих мышц бедра, выпрямлению спины.
Приведенная классификация отражает характер отклонений в
физическом развитии и двигательные способности детей с ограниченными возможностями и позволяет систематизировать физические упражнения, направлять их на коррекцию соответствующих двигательных нарушений детей.
Средствами физического воспитания являются физические
упражнения, а также оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические навыки. В своей работе я использую следующие способы закаливания:
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
1. Обтирание — самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2. Обливание — бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
Воздух — это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей — непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.
Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.
Наиболее мягкой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.
Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
— в младших группах до 20-25 мин.
— в старших группах до 30-40 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
В своей группе закаливание осуществляю путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:
а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
б) рациональная одежда;
в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.
Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.
Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.
Традиционные виды закаливания детей.
- утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
- оздоровительная прогулка
- воздушные ванны
- воздушные ванны с упражнениями
- сон с доступом свежего воздуха
- умывание в течение дня прохладной водой
- полоскание рта прохладной водой
- хождение босиком до и после дневного сна
- хождение босиком по «дорожке здоровья»
- солнечные ванны
В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучаю к выполнению элементарных правил:
— перед едой, после пользования туалетом;
— после игры, прогулки и т.д.
С каждым годом эти навыки совершенствуются. Например, при изучении темы «Мытье рук» я обучаю детей ее правилам, а затем организую их деятельность повторяю с детьми эти правила, потом закрепляю перед
зеркалом. Такое взаимодействие учебной и воспитательной работы способствует совершенствованию навыков детей, успешному применению их в жизнь. Гигиенические знания целесообразны на занятиях, и поэтому я использую дидактические игры и сюжетно- ролевые игры: «Уроки Мойдодыра», «Вымой кукле руки», «Зуб – замарашка» и другие.
Методы упражнений различаются прежде всего по степени регламентации деятельности занимающихся. Строго регламентированные упражнения характеризуются тем, что форма движений, порядок их чередования, количество повторений, темп, дозы, нагрузки задаются.
Спортивные занятия детей с ограниченными возможностями
направлены на достижение максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений.
Исходя из опыта педагогической деятельности видно, что дети очень любят соревнования в них проявляются их знания и умения полученные на занятиях. Например: «Озорные медвежата» где завязывается сюжет и соревнования. Дети стремятся помочь героям, выполняют задания с азартом, стремятся к выполнению результата. Так же использую следующие спортивные занятия: «Мы спортсмены», «Зов джунглей», «Мы растем здоровыми».
Оздоровительные силы природы – солнечные лучи, свежий воздух,
вода – самые распространенные и очень значимые средства физического воспитания.
В своей работе я использую так же развлечения, праздники на улице : «У нас сегодня день здоровья». Это воспитание дружеских взаимоотношений, умение ориентироваться в пространстве, интерес к физическим упражнениям, развитие у ребенка способности к самовыражению. Проводила спортивные праздники с родителями: «Вместе весело играть», «Любимые народные игры». У детей переполняли эмоции видя как родители совместно с детьми играют, соревнуются , выполняют задания. Совместные развлечения и праздники способствуют развитию физических и волевых качеств у детей и родителей. Это дает возможность сплотить родителей, детей и сотрудников центра.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»; игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр.
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
Создание необходимых гигиенических условий для занятий
физическими упражнениями является обязательным. Самые ценные упражнения, выполняемые в душном, тесном помещении, в неудобной одежде, приносят вред.5555
Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.
Для укрепления здоровья детей – с ОВЗ важное значение имеет закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Детей постепенно приучать к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. При относительно легких формах ограничения двигательных, сенсорных, интеллектуальных возможностей особое значение приобретают специальные методы закаливания – воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовать с врачом, интенсивность процедур следует увеличивать постепенно.
Исходя из опыта работы считаю приемлемы применять упражнения бодрящей гимнастики:
Вот солдатики стоят / дети строятся /
Начинаем мы шагать / дети ходят по кругу обычным шагом /
Вот бегут машины
Шуршат своими шинами / легко бегут /
На носочки встала кукла заводная
Закружилась в танце, руки поднимая / кружатся на носочках /
Медвежонок взял гармошку
Поиграть решил немножко / повороты в стороны /
Вот какой веселый мячик!
Так и скачет, так и скачет! / прыгают на месте /
Взял отвязался / вздох – руки вверх
Ввысь помчался! выдох – руки вниз /
Мы по лесу погуляем
Много нового узнаем / шагают друг за другом /
Листья осенние тихо кружатся / дети кружатся руки на поясе /
Прямо нам под ноги листья ложатся / приседают /
И под ногами шуршат, шелестят / плавные движения руками влево-вправо /
Будто опять закружиться хотят / плавно кружатся /
Так же использую пальчиковую гимнастику по темам:
Там в углу лежат игрушки
Отдыхают в тишине / сжимать, разжимать кулачки /
Пять игрушек в день рожденье
Подарили гости мне / разжимают пальцы /
Раз – ушастый серый зайчик / показывают указательный палец /
Два – есть дудка у меня / изображают игру на дудочке, перебирая пальцами /
Три – сейчас я покажу
Черногривого коня / пальчики прыгают по столу /
Бурый мишка мой четвертый / пальцы ходят вперевалочку /
Белка рыжая пять / прыгают по столу пальцы /
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать / хлопают в ладоши /
Свяжем мы сейчас носочек: / кисти собраны в кулачки, вращаем кулачками /
Для Ванюши / поднять вверх большие пальчики /
Для Танюши / поднять вверх указательные пальчики /
Для Андрюши / поднять вверх средние пальчики /
Для Катюши / поднять вверх безымянные пальчики /
Самый маленький носочек
Будет мой носить сыночек / поднять вверх мизинцы /
Вот и кончился клубочек
Мы пришли в лес / моргать глазами /
Сколько здесь вокруг чудес / широко открыть глаза /
Справа – березка стоит / взор вправо /
Слева – елка на нас глядит / взор влево /
Вот зайка прискакал, от лисы убежал / взор вверх-вниз /
Что за чашечка такая? / широко открывать глаза /
Воду льешь, она стоит / взор вверх-вниз /
Чай в ней пьешь, она молчит / закрыть глаза /
Только ложка заводная / круговые движения по часовой стрелке /
Не стоит и не молчит
Непослушная такая / моргают глазами /
Все стучит, стучит, стучит
Упражнения на развитие речевого дыхания:
Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями
Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями
На одном выдохе – усиление и ослабление звука м-м-М-М-м-м («Гудок»)
— показать пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние изображенных персонажей
— выполнение мимических упражнений
— показать пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние изображенных персонажей
— выполнение мимических упражнений
Обычно воздушные ванны сочетают с массажем и лечебной гимнастикой.
Важным фактором успешности физкультурно-оздоровительных
занятий детей с ограниченными возможностями является эмоциональная заинтересованность воспитанников. Эмоционально положительное отношение к занятия физической культурой лучше других средств побуждает ребенка к преодолению трудностей.
Дети с ОВЗ должны испытывать радость и удовольствие от физических
упражнений. Важно помнить, что прозаичное, нехудожественное, неигровое физическое воспитание «сжигает» ребенка, а физические упражнения превращаются в постылую и ненавистную обязанность. Вместе с тем, следует осторожно и внимательно дозировать степень соревновательности в процессе физкультурно — оздоровительных мероприятий детей с ОВЗ.
Соревновательные занятия уместны лишь в случаях равных возможностей детей с ОВЗ. Работая в реабилитационном центре я использую следующие упражнения:
Я нашла себе жука на большой ромашке.
Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают ).
Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (нагибаются)
Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками ).
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, ( повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (вращение головой вправо и влево.)
При проведении всех видов занятий по развитию движений следует
избегать переутомления детей, для чего необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. 555555555555
Применение приемов : наглядный, словесный, практический я считаю так же эффективным и целесообразным они позволяют повысить двигательную активность детей.
— наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);
— тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);
— объяснения, пояснения, указания;
— подача команд, распоряжений, сигналов;
— вопросы к детям и поиск ответов;
— образный сюжетный рассказ, беседа;
— слушание музыкальных произведений;
— выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
— выполнение упражнений в игровой форме;
— выполнение упражнений в соревновательной форме;
— самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
Например : при обучении ребенка прыжкам с места:
поэтапный показ с пояснением;
самостоятельно принять и.п.;
показ упражнения на месте;
закрепление упражнения в игровой, спортивной игре и т.д.
Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию
движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает двигательную активность.
На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение к детям с ОВЗ, можно выработать интерес к выполнению физических упражнений, а так же к самостоятельным занятиям по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу — принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка с ОВЗ более полноценной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а.
Представлено нетрадиционное оборудование для детей с ОВЗ (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра). Оборудование могут изготовить родители и использовать в домашних усл.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта.
Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор.
Предлагаю вам статью на тему «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду»Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр.
Источник