Меню

Укрепление физического здоровья детей через систему физкультурно оздоровительной работы

Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы

Святченко Елена Васильевна
Жерновая Наталья Вячеславовна

Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад №6», п. Пролетарский, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Святченко Е.В., Жерновая Н.В. Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 08.06.2021).

В дошкольном учреждении физическое воспитание ориентировано на укрепление здоровья ребят, развитие психофизических качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота), своевременное формирование у малышей двигательных навыков и умений, овладение подвижными играми и физическими упражнениями, воспитание жизнестойкой, жизнерадостной, волевой, творческой, целеустремлённой личности.

Основная задача педагогов дошкольных учреждений и родителей научить вести здоровый образ жизни с раннего возраста, воспитывать необходимые, элементарные санитарно-гигиенические навыки, сформировать у дошкольников разумное, бережное отношение к своему организму.

Ухудшение здоровья дошкольников последние годы приобрело очень большую актуальность. Данные министерства здравоохранения говорят о всего 13% детей 6–7-летнего возраста, которые могут считаться относительно здоровыми. Основная существенная причина складывающейся ситуации – отсутствие у дошкольников ценностного, бережного отношения к своему здоровью. В решении этой задачи важная роль отводится системе дошкольного образования, организации активного взаимодействия межведомственных учреждениями, вовлечение родителей в организацию оздоровительной работы.

Большое внимание в современных дошкольных организациях уделяется комплексному подходу, системе физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя разнообразные компоненты здорового образа жизни. Непосредственно в дошкольный период жизни, впервые годы жизни ребенка, физическое воспитание очень тесно связано с общим воспитанием. От жизнерадостности, крепкого здоровья детей зависит их духовное развитие, мировоззрение, прочность знаний, умственное развитие, вера в собственные силы. Следовательно, крайне важно организовать в правильном направлении развитие и формирование ребенка с самого раннего возраста.

Задача укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста касается всех взрослых окружающих подростков. Обучение детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье возможно, если мы сами будем личным примером. Родителям, педагогам необходимо демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут развиты не только духовно, интеллектуально, личностно, но и физически, а следовательно, будут здоровы.

Сформированная привычка к здоровому образу жизни должна стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться подрастающему поколению. Меняются времена, претерпевают изменения программы и методики, но формирование у детей привычки к здоровому образу жизни остается незыблемой, лучшей традицией и главным условием воспитания гармонично развитых детей.

Педагоги нашего учреждения расширяют кругозор ребят, формируют у них устойчивый интерес к спорту постоянно организуют возможность испытать себя в спортивных упражнениях, играх. Создаются условия формирования их двигательного статуса, для укрепления психического и физического здоровья малышей, через двигательно-игровую деятельность, желание, интерес формирования морально – этических качеств личности.

Очень большую роль в укреплении и сохранении физического здоровья играет прогулка на свежем воздухе. Во время данного режимного момента ребёнок получает в полном, необходимом объёме запас свежего воздуха. На прогулке дети являются активными участниками разнообразных по содержанию спортивных эстафет, подвижных игр которые проводятся со всеми детьми одновременно.

Организуются в течение всего дня в самостоятельной деятельности спортивные игры с физкультурными игрушками и пособиями, побуждающими детей к движениям (с мячом, кольцеброс, с обручем, классы и др.).

В зимний период времени необходимо использовать во время прогулки такие атрибуты спортивных игр как: клюшки, лыжи, санки. Организовывать эстафеты, скольжение по ледяной дорожке.

Организуемые экскурсий за пределы территории детского учреждения формируют у ребят целеустремлённость, укрепляется мышцы плечевого пояса, спины, ног, выносливость.

В сохранении и укреплении физического здоровья важную роль оказывает постепенный подъём и дыхательная гимнастика после сна, солевое закаливание, точечный массаж.

Правильное дыхание дошкольников является важнейшим физиологическим процессом, происходящим у детей рефлекторно, автоматически. Сам процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы ребёнка, состоит непосредственно из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, они непрерывно, стабильно, ритмично следуют одной за другой.

При выполнении детьми дыхательных упражнений необходимо следить за тем, чтобы вдох ребёнка и выдох были всегда равны по длительности и силе и плавно переходили друг в друга, а воздух из лёгких входил и выходил единой непрерывной струёй.

Читайте также:  Притча здоровье наше богатство

Применение точечного массажа, способствует повышению защитных свойств глотки, трахеи, гортани, бронхов слизистых оболочек носа, и других органов. Под действием такого массажа организм ребёнка начинает самостоятельно вырабатывать необходимые «лекарства», и они значительно эффективнее и безопаснее таблеток.

В нашем учреждении есть система закаливающих процедур, которая включает в себя солнечнее и воздушные ванны, солевое закаливание.

Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению из всех естественных природных процедур считается как наиболее безопасные и «мягкие». Приём дошкольниками воздушных ванн происходит в хорошо проветренном помещении с постепенным увеличением времени.

Во время приёма солнечных ванн, необходимо учитывать постепенную нагрузку. Солнечные ванны утром, проходят, когда воздух и земля слабее нагреты, жара в такой период времени переносится ребёнком значительно легче.

Для укрепления и сохранения физического здоровья детей в дошкольном учреждении практикуется хождение босиком. Данная закаливающее мероприятие охлаждает ноги, даёт рефлекторную реакцию носоглотки, спазма сосудов кожи, является профилактикой плоскостопия. При работе по профилактике плоскостопия используется специальное физкультурное оборудование такое как: «мягкие ёжики», канат, коврики, «тапочки великаны».

Двигательные умения и навыки, сформированные у дошкольников в раннем возрасте, создают фундамент для дальнейшего развития их в школе, способствует овладению детьми более сложными движениями, достижению высоких результатов в спортивной деятельности.

Активный интерес к физической культуре формируется организованными педагогами и самостоятельным занятиям физической культурой. Развитие интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры детей.

Для коррекции у дошкольников нарушений опорно-двигательного аппарата используются элементы специальной лечебной гимнастики. Сочетание благоприятным эмоциональным настроем детей с достаточно высокой физической нагрузкой также приносит положительные результаты.

Вакцино-профилактика проводится для снижения заболеваемости в период межсезонья. В дошкольном учреждении проводится: ароматерапия, разрабатываются мероприятия по медикаментозному воздействию и рекомендации для семей воспитанников по профилактике гриппа и ОРЗ. Проводится оздоровительный массаж, физио-процедуры.

Распространенность, рост хронических и острых заболеваний органов дыхания, часто возникающих респираторных вирусных инфекций привело к совершенствованию методов реабилитации и лечения таких как кислородных коктейлей. Они изготавливаются с использованием сиропа корня солодки, кислородного концентратора 7F– 3L«АРМЕД» и коктейлера, при лечении и профилактике бронхолёгочных заболеваний детей. При использовании кислородного коктейля снимается утомление, повышается сопротивляемость организма к инфекциям, активизируется работа головного мозга.

Кислородные коктейли с настоями трав подорожники, зверобоя, ромашки используются для часто болеющих ребят.

Для проведения индивидуальной работы в каждой группе создан физкультурные мини – уголки, где находятся материалы для различных физических действий: мячи, коррекционные дорожки, раскладывающиеся классики, скакалки, , гимнастические палки, предметы для коррекционной работы, колцеброс. Уголки оборудованы материалами для игр – бадминтон, городки, теннис, баскетбол.

Для укрепления и сохранения детского здоровья в профилактических целях большое значение имеет фито чай из душицы, ромашки, чабреца, липы, шиповника. Данные травы оказывают положительное лечебное воздействие на организм дошкольников.

В профилактических целях хорошо использовать для укрепления здоровья малышей аэроионизатор воздуха ИОН – 25 (люстра Чижевского), он предназначен для создания в воздухе группового помещения оптимальной для нормальной жизнедеятельности дошкольников концентрации отрицательных аэронов (АИ) кислорода. Данный аппарат предназначен для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Таких как: Болезней сердечно – сосудистой системы, болезни обмена веществ, болезни дыхательной системы, заболевания глаз, болезни нервной системы.

Работая в данном направлении важно сознавать, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа образования, даже самая лучшая, не сможет дать хороший результат, если она решается отдельно от семьи, если в учреждении не создана связь «дети – родители – педагогика». Необходимо добиваться, чтобы с первых минут пробуждения ребёнка семья активно включалась в программу оздоровления.

Литература:

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольного возраста. М. Владос, 2001. 176 с.

2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002. 110 с.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М.: Академия, 2006. 272 с.

Источник

Физические методы укрепления здоровья детей
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье представлен обобщенный материал о методах укрепления здоровья детей и рекомендации для родителей

Читайте также:  Авторские пособия по здоровью

Скачать:

Вложение Размер
Физические методы укрепления здоровья детей 18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физические методы укрепления здоровья детей

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

• приобщение детей к физической культуре;

• использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

• непосредственно образовательная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

• физические упражнения после дневного сна;

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

• физкультурные прогулки (в парк, к реке);

К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

К здоровьсберегаюшим технологиям и технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку и без музыки. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Памятка для родителей по здоровому образу жизни

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:

– живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;

– начинайте день с утренней зарядки (не менее 20 мин);

– бросьте курить, объясняя своим детям, что курение это форма самоубийства;

– оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;

– не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;

– имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:

– никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;

– никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;

– никогда не выносите сор из избы;

– никогда не делите труд в семье на мужской и женский.

3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:

– будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;

– уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;

– с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины-матери, мужчины-отца.

4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:

– относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

– очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;

– не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;

– находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.

5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:

– не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;

– к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.

6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас – вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.

  1. Физическая культура в детском саду младшая группа. Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  2. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  3. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе Л.И. Пензулаева Мозайка- Синтез, Москва 2016г.
  4. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья/ Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  5. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств. / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2015г.
  6. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей.

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная .

Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эфф.

Источник

Adblock
detector